Советская власть и рабоче-крестьянская красноармейская частушка ( 2 фото )

Это интересно

- на суше, на море и в воздухе.


Я, товарищи, проспал, но лекция все равно состоится. Итак, товарищи, что есть категорический императив в деле постановки советской частушки? Категорическим императивом является польза, приносимая форме содержанием - содержанием частушки. Если частушка написана с пониманием и осознанием всей необходимости укрепления диктатуры пролетариата, смычки города с деревней и важности укрепления обороноспособности нашего Союза, то такая частушка не может не пробуждать в наших бойцах идейно-нравственного подъема. А от этого растет и культурный уровень, улучшается военная подготовка и крепнут ряды. Это, товарищи, есть неоспоримый факт, подтвержденный марксизмом-ленинизмом и всей нашей победой в Гражданской войне.

О чем пели в народе раньше, до Всемирного Октябрьского Переворота? Гей, чаво кобылы мчатся, Тешут душу ямщику! Цари, феодально-помещичья знать, фабриканты и офицера держали народ в узде и темноте невежества, что самым непосредственным образом сказывалось на содержании песен и, будем говорить, плясок. Но Владимир Ильич Ленин и его стальная-просмоленная когорта большевиков, наша партия коммунистов, победили царя, свергли министров-капиталистов, прогнали беляков и интервентов. Мой миленок коммунар, А я — коммунарочка: На позицию пошлют, — Отчаянная парочка! Так пели девушки в огненном 1918 году.

Сегодня в казармах РККА не слышно заунывных мотивов старого режима. Бодро и весело поют красные бойцы рабоче-крестьянской армии, армии труда. Нигде не поют так, как у нас, в Советском Союзе. И я предлагаю вам, товарищи, организованно и дружно спуститься со мной под кат и вместе исполнить несколько характерных частушек из нашей просторной советской казармы*. Итак, прошу!

«Солдата» в прежнем понимании этого слова, — теперь у нас нет. Есть — красноармейцы, воины-граждане. Командир — в подавляющем большинстве, такой же крестьянин и рабочий, как и рядовые красноармейцы, — не только начальник (по опытности и знаниям), но и учитель, друг, товарищ. Штыки их остроотточены на случай чьего-либо разбойничьего нападения на СССР, но случаи захватнических наскоков на земли соседей вычеркнуты раз и навсегда.
Красноармейцы знают, зачем они идут в красную казарму:


Собралась вас полна рота
Из рабочих батраков —
Защищать свои советы
От богатых кулаков.


Гражданская война, вообще, воспитала в них воинов-граждан, прояснила сознание их, указала им единственно приемлемый для труженика, прямой, правый путь. Ведь перед их глазами протекали потрясающие сцены классового мщения и террора озверевших буржуа-золотопогонников:


Яму вырыли большую
Генералы-палачи,
Всех рабочих становили
И стреляли до ночи,


Золотопогонники воображали, что такие устрашительные меры, подавив сознание, вернут им их взбунтовавшихся pабов», когда-то столь покорных и безответных. Но выходило наоборот:


«Эх ты, Ванюшка — голубчик
Ваня славный побратим,
Возьмем Ваня по винтовке,
Да на белых покатим».


Гражданская война явилась великолепной политической школой. Система классового террора справа рожала совсем не то, на что рассчитывали устрашители:

Не старайтесь, офицеры,
Красну армию разбить:
Ваше времячко минуло,
И по старому не быть!


...

Но за что любят девушки красноармейцев? За их красу? За воинскую удаль, неколебимую решимость одолеть ощетинившегося перед гибелью своею классового врага? И за то, и за это. Но на ряду с этим (а может быть, и главным образом) за то, чего прежде не было и не могло быть. Девушка любит красноармейца вот за что:


Как милого не любить
По его портрету:
Стала грамоту учить
По его совету.


Красноармеец является проводником просвещения! Мало того, смычка города с деревней, без наличия этого вяжущего звена, вряд ли удалась бы нам в полной мере.
Нет слез, жалоб и стонов в оставленной красным рекрутом родной деревушке. Нет их и в вольной казарме. Сознательный защитник советской власти стоит на страже завоеваний своей революции, каждый момент готов ощетинившемуся врагу дать колючий смертоносный отпор:


Мы изжить хотим напасти,
Чтоб покой себе добыть,
А врагов советской власти —
Били, бьем и будем бить.


Он далек от хвастливого, — «квасного», как говорили в старину, — патриотизма прежней палочной и зубодробительной «солдатчины»: —«шапками закидаем»!!! И, если слышим мы от него —


«Всю Рассею переедем,
Всю Европу перейдем:
На советы кто полезет —
Тому голову свернем!»


то это вовсе не хвастание, а результат пережитого-пере-испытанного. Ему, действительно, приходилось биться и «свертывать головы» представителям чуть-ли не всей Европы. Он бил — чехо-словаков, японцев и американцев в Сибири. Он столкнул в Ледовитый океан — англичан, а в Черное море— французов, греков и итальянцев. Он имеет право на эти горделивые, полные сознания собственной мощи, строки:

Враг на нас все зубы точит,
Да грозит из далека —
Испытать еще, знать, хочет
Крепость красного штыка!


Вот что такое красный воин Союза Советских Социалистических Республик! А каково отношение к нему массы, — лучше всего раскрывает такая вот частушка:


Вы служите, не тужите,
Красные солдатики:
Вы теперь нам не чужие,
А родные братики.


Девушка и красноармеец. С. Адливанкин, 1920 г.


Боевые

Хотели пушкам нас разбить
Буржуи всего света,
Власть советскую свалить
И отдать кадетам.

Красна армия идет,
Грозно напирает;
Врангель с бандою своей
Позорно удирает.

Мы Петлюры не боимся.
Нам и Врангель ни по чем
Если пороху не хватит —
Закидаем кирпичем.

Эх, яблочко —
Покатилося:
Банда Врангеля
Развалилася.

Пароходик идет,
Волны кольцами:
Будем рыбку кормить
Добровольцами.

Картошки цветут
Осыпаются;
А бандиты бегут
Спотыкаются.

Паровоз, паровоз.
Где твои вогоны?
А бандиты-дураки
Бьются за погоны.


Анти-религиозные

Как по нашей по реке
Едет поп на судаке,
Рукавам парусит,
Сопля у носу висит.

Полез поп на чердак
С медными ключами.
Прищемил себе язык
Между кирпичами.

Мне родители твердят:
«Молися богу, верхогляд!»,
А я родителям в ответ,
Что бога не было и нет.

Пресвятая богородица
Из кружки чай пила,
Николаю чудотворцу
Самогоночки дала.

Слабый — молится,
Уповаючи,
Сильный — борется,
Добываючи.


Весточки и побывка

Не горюй, моя милая,
И не плачь напрасно,
Власть Советов защищаю
И живу прекрасно.

Брось, хорошенька, гордиться,
Что торговец твой отец,
С Красной армии вернуся —
Собирайся под венец.

Ты, милашечка, не пой,
Я, тепереча другой:
Венчаться в церкву не пойду
В исполком тебя сведу!

Ты не думай, дорогая,
Что заброшена любить, —
С Красной армии вернуся —
Опять буду ходить.


Девичьи о красноармейцах


Эх, карты мои,
Вы гадательные,
В Красной армии ребята
Завлекательные!

То не ветер ветку клонит,
Сами ветки клонятся,
За хорошеньким армейцем
Сами девки гонятся.

С неба звездочка упала
На реку, на самый низ;
У меня — красноармеец,
У подружки — коммунист.

Посажу кота на печку,
Пускай котик греется.
Собирай, мамаша, замуж
За красноармейца.

Когда Колю забирали,
Я взяла с него обет:
До последней капли крови
Защищать в бою Совет.

Мой миленок дорогой
Укатил в Карелию,
Оттуда пишет мне домой,
Чтоб не ждала к Савелию.

Мой миленок не теленок,
Любит целоваться;
В Красну армию ушел —
Не могу дождаться.

Мне сказали на вокзале,
Что мой миленький убит,
Не пришлося ему боле
В Красной армии служить.


Отношение к дезертирам

Не гуляйте с им, подружки,
Он беглец и дезертир,
Он в бою под Перекопом
Красну войску изменил.

Мой миленок дезертир,
А я коммунистка,
Не показывайся, мил,
На глаза мне близко!

Погуляйте, дезертиры,
Погуляйте, молодцы.
Красна армия приедет,
Отвечать будут отцы!

Мой миленок дезертир,
Я его на Фронт пошлю,
Не поедет добровольно —
Комиссару заявлю.


...

*Василий Князев. Красная Армия в частушках.

Материал взят: Тут

Другие новости

Навигация