Католичество, депрессивное прошлое и травмы настоящего: 10 современных польских фильмов ( 11 фото )
- 12.11.2022
- 2 946
Может быть, сегодня в Польше нет режиссеров уровня Анджея Вайды, Кшиштофа Кесьлёвского или Романа Поланского, но менее интересным от этого молодое кино из Восточной Европы не становится. В 10 фильмах доказываем, что в Польше появилось несколько достойных внимания талантливых авторов, которые уже успели проявить себя.
Кадр из фильма «Тело Христово», реж. Ян Комаса
Тело Христово
Молодой преступник Даниэль (Бартош Беленя) отбывает срок за убийство в колонии для несовершеннолетних. За решеткой убийца уверовал в Бога. Даниэля отправляют работать на лесопилку в маленький городок, но парень притворяется священником в местной церкви и вскоре становится любимчиком горожан. Но в какой-то момент настоящий священнослужитель возвращается на место работы. А в это время Даниэль пытается разобраться в резонансной автомобильной катастрофе, которая всколыхнула местных жителей.
Премьера картины состоялась в программе «Дни авторов» Венецианского фестиваля 2019 года. Фильм с успехом был показан на престижных киносмотрах в Торонто, Гамбурге, Чикаго и Салониках, после чего удостоился номинации на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». «Тело Христово» уступило в борьбе за золотую статуэтку «Паразитам», но стало большим событием в мире авторского кино. Трагикомичная картина Яна Комасы обличает проблемы современного общества Польши, которое в определенных вопросах застряло где-то в XIX веке. Рядом уживаются показная богобоязненность, неприкаянность молодых людей, алчность и двуличие взрослых. Душеспасительное кино говорит о том, что второй шанс предоставляется далеко не каждому, так что не стоит его упускать, если все-таки везет.
Смотреть в Okko
Эскортницы
Хорошенькая провинциалка Эми (Полина Галазка) приезжает в Варшаву для участия в конкурсе красоты. Победить не получается, зато королева красоты прошлых лет втягивает наивную и жаждущую красивой жизни девушку в эскорт-услуги. Клиенты сплошь богачи. Сутенеры, клиенты, привлечение новых работниц секс-индустрии — мир резко становится интересным и ярким. Но, конечно, за всё приходится платить, и элитная проституция полна опасностей.
«365 дней», вышедший на Netflix и ставший мировой сенсацией, задал тренд на эротическое кино из Польши. Продюсеры и режиссеры ловко воспользовались внезапной популярностью и начали радостно удовлетворять потребности публики. Действие «Эскортниц» во многом разворачивается в ОАЭ, так что зрителям обеспечены море, солнце, полуголые тела и все прилагающиеся атрибуты красивой жизни. Неудивительно, что летом 2022-го картина Марии Садовской стала хитом российского проката.
Смотреть в Okko
Чемпион из Освенцима
1940 год. В совсем недавно открывшийся концентрационный лагерь Освенцим прибывают первые узники. Среди них — Тадеуш Петшиковский по прозвищу Тедди, бывший чемпион Варшавы по боксу. Он мог бы дорасти и до чемпиона страны, но такую возможность у него отняла война. Как и другие собратья по несчастью, Тадеуш живет в убогом бараке, питается похлебкой и считает дни, неотличимые друг от друга. Начальство лагеря пытается придумать, чем занять охрану, и решает устроить боксерский турнир — один из охранников по случайности обнаруживает бойцовские навыки Тедди. Теперь он гораздо лучше питается и тренируется, но взамен приходится биться не на жизнь, а на смерть. Победы Тадеуша вселяют надежду в товарищей. Если побеждает такой же узник, как ты, еще не всё потеряно.
«Чемпион из Освенцима» — духоподъемная спортивная драма, основанная на биографии боксера Тадеуша Петшиковского. Полнометражный дебют польского режиссера Мацея Барчевского сделан по всем законам историй о героях, которых невозможно сломить, но в то же время фильм останавливается на нечеловеческих условиях концлагерей. Гнетущая атмосфера военного времени заостряет конфликты и увеличивает цену каждого боя для Тедди.
Смотреть в Okko
Холодная война
Польша, 1949 год. Талантливый дирижер Виктор (Томаш Кот) ездит по поручению партии по полуразрушенным деревням в поисках юных талантов для ансамбля песни и пляски. Всю жизнь музыкант грезил джазом, но пока приходится играть что дают. В одном из едва живых населенных пунктов Виктор находит эффектную и своенравную блондинку Зулу (Иоанна Кулиг). Поговаривают, что на девушке судимость — всадила нож в грудь отца. Но Виктор влюбился, так начинается растянувшийся на много лет трагический роман.
«Холодная война» принесла космополиту Павлу Павликовскому приз за режиссуру Каннского фестиваля. Картина была номинирована в трех категориях на «Оскар», но осталась без наград. За предыдущую черно-белую ленту — «Иду» — поляк удостоился приза Американской киноакадемии в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». «Холодная война» — бесконечно грустное и столь же красивое кино, проходящее через многие исторические события XX века. Оператор Лукаш Зал после фильма стал невероятно популярен и за пределами Польши. Он уже успел поработать с Чарли Кауфманом и Алексеем Германом — младшим и сейчас снимает новую ленту Джонатана Глейзера. Павликовский посвятил картину своим родителям. Их поколение пережило и войну, и разделение мира на капиталистический и социалистический блоки, не говоря уж о личных трагедиях. Картина длится менее полутора часов, но это удивительно емкое и событийное кино, которое смотрится на одном дыхании.
Смотреть в Okko
Снега больше не будет
Женя (Алек Утгофф) живет на окраине Варшавы и ежедневно приезжает на работу в элитный загородный поселок. Его обитатели — исключительно состоятельные, но несчастные люди. Каждому из них нужны поддержка и надежда, и Женя дает их. Не только стандартной процедурой, но и гипнозом. Уникальный дар молодой человек приобрел на родине, в Чернобыле. Страшная авария на атомной электростанции лишила мальчика матери, но дала сверхспособности. Чего хочет сам Женя? Неужели он просто добрый самаритянин, излечивающий зажиточных поляков?
Режиссер картины — Малгожата Шумовска, наиболее известный автор в современном польском кино. Триллер «Во имя...» удостоился приза Teddy на Берлинале в 2013 году. Спустя два года польская постановщица вернулась в столицу Германии и завоевала «Серебряного медведя» за лучшую режиссуру за драмеди «Тело». В 2018-м в основном конкурсе Берлинского фестиваля показали «Лицо», эта картина принесла Шумовской гран-при жюри. «Снега больше не будет» участвовал в Венецианском фестивале, а позднее Польша выдвинула картину на «Оскар». Главную роль исполнил звезда третьего сезона «Очень странных дел» Алек Утгофф. Иррациональная и магическая притча не дает однозначных ответов на сложные вопросы и затрагивает темы экологической катастрофы, отношения к мигрантам и классового расслоения.
Смотреть в Okko
След зверя
Пани Душейко (Агнешка Мандат-Грабка) когда-то строила мосты на Ближнем Востоке, а теперь, в более преклонном возрасте, живет в домике на опушке леса и на полставки подрабатывает учительницей английского языка в небольшом польском городе. Лучшие подруги женщины — верные собаки Леа и Бялка — пропадают. Душейко (а имя Янина она терпеть не может) уже много лет бьет тревогу из-за браконьерства и массовых убийств животных, но полиции нет до охотников никакого дела. В жестокой забаве участвуют и местный священник, и главный бизнесмен, и мэр, и другие влиятельные люди. В округе начинают происходить зверские убийства охотников. Душейко считает, что это месть животных бездушному человеку.
В основе фильма роман известной польской писательницы и лауреатки Нобелевской премии по литературе Ольги Токарчук «Веди свой плуг по костям мертвецов». Агнешка Холланд — классик польского кино и действующий президент Европейской киноакадемии — сняла захватывающий мистический деревенский детектив в соавторстве с дочкой Касей Адамик. В главной героине угадывается и альтер эго Холланд, и польская миссис Марпл, которой на старости лет хочется острых ощущений. И хотя фильм помещен в жанровую рамку, в первую очередь это, конечно, важное экологическое послание всем людям, гимн эмпатии и любви к ближним. Польская картина восстанавливает справедливость, уравнивая человека и животное.
Как можно дальше отсюда
Дерзкой и прямодушной Оле (Зофия Стафей) 17. Она мечтает о собственной машине, но раз за разом не может сдать экзамен на права. После трех неудачных попыток из Ирландии приходят печальные известия. В результате несчастного случая погиб ее отец. Ола не видела его семь лет (ровно такой срок папа трудится за границей) и практически не знала, но он откладывал деньги и обещал подарить ей машину. Мать девушки (Кинга Прейс) не говорит по-английски, но очень хочет похоронить мужа на родной земле. Ола отправляется в Ирландию за телом отца, а заодно на поиски обещанных денег.
Трагикомедия «Как можно дальше отсюда» основана на реальных событиях. С одной стороны, приключения Олы настолько удивительны, что кажутся вымыслом. А с другой, жизнь постоянно подкидывает сценаристам интересные истории, нужно просто не пройти мимо. Как можно дальше отсюда» — всего лишь вторая работа Петра Домалевского, первая — драмеди «Тихая ночь» (хит родного проката). Уже по двум этим картинам можно делать определенные выводы по поводу почерка Домалевского. Его интересуют сложные семейные отношения, неоднозначные герои, а еще он прекрасно чувствует баланс между смешным и трагическим. «Как можно дальше отсюда» (если вынести за скобки трагический повод для поездки) начинается как анекдотическое роуд-муви, невероятные приключения полячки в Дублине. Вроде бы обе страны входят в Евросоюз, но в реальности между ними пролегает пропасть. В первую очередь, конечно, экономическая. Чем дальше развиваются события, тем менее смешными они кажутся.
Убей это и покинь город
Поляку Мариушу Вильчинскому 56 лет. Анимационный фильм «Убей это и покинь город» — его полнометражный дебют, работа над которым велась около 15 лет. За это время умерли многие друзья и помощники автора. Среди них написавший к картине музыку отец польского блюза Тадеуш Налепа и озвучивший одного из персонажей классик европейского авторского кино Анджей Вайда. Премьера картины прошла в программе Encounters Берлинале в 2020 году. «Убей это и покинь город» — картина автобиографическая, но далеко не реалистичная и ярко демонстрирующая фантазию автора. Вильчинский вспоминает свое детство в Лодзи и рассказывает через отдельные эпизоды историю своей жизни вплоть до смерти матери. Сквозного сюжета нет, а сцены настолько разнятся по времени, что не всегда сразу можно угадать, за каким же героем скрывается сам автор. То он мальчик, которого папа отвозит к морю и забывает позвонить жене и сообщить, что всё хорошо, все добрались до пляжа в целости и сохранности. Женщина же сходит с ума, не находя себе места. То он уже взрослый усталый мужчина, который видит, как его мать медленно, но верно угасает.
Вильчинский выбирает схематичную анимацию: его рисунки на тетрадных листах словно бы оживают, а отдельные детали вокруг персонажей окрашиваются цветом. Светильник над головой, кровь, огни в окнах поезда, витрины ночного ларька. В общих серых тонах эти световые пятна смотрятся особенно эффектно. Факты биографии режиссер разбавляет сюрреалистическими сюжетами. Продавщица, торговавшая в начале фильма рыбой и отрезавшая головы еще живым водным жителям, к середине картины уже отрубает головы людям, которые так же беспомощно бултыхаются в огромной бочке. Огромные вороны доедают части тела. На экране появляется даже кот Бегемот, озвученный Даниэлем Ольбрыхским. В Лодзи и правда творится разная чертовщина. Михаилу Афанасьевичу некоторые ужасы даже и не снились. От Булгакова остаются крошечные следы. Так фрагментарно и субъективно выглядит «Мастер и Маргарита», если прочитать книгу лет этак 40 назад. Детство Вильчинского пришлось на времена коммунистической Польши. Та реальность кажется ему максимально мрачной и неприветливой к человеку. Город погружен во тьму, никаких развлечений нет, летом можно съездить на море, а зимой люди словно бы впадают в спячку, выходя из дома только на работу и в магазин.
Последняя семья
В 1977 году Томек Бексиньский (Давид Огродник) перебирается в собственную квартиру в строящейся многоэтажке на окраине Варшавы. За его судьбу переживает мать-католичка Зофия (Александра Конечна). Ее муж Здислав (Анджей Северин) снимает будни чудаковатых близких (а кроме сына и жены, это престарелые мать и свекровь) сначала на фотоаппарат, а потом на любительскую камеру. Беспокойный характер Томека тревожит Зофию, а Здислав постепенно посвящает всю свою жизнь искусству. Когда успешный художник подписывает договор с живущим во Франции арт-дилером, а Томек начинает вести собственное шоу о рок-музыке на польском радио, кажется, что самое худшее уже позади. Однако семью ждет еще целая серия роковых событий.
«Последняя семья» — полнометражный дебют Яна П. Матушинского. Премьера прошла в конкурсе фестиваля в Локарно, на котором Анджей Северин удостоился награды лучшему актеру смотра. Матушинский обратился к реальной истории известнейшего в Польше (да и во всем мире) художника-сюрреалиста Здислава Бексиньского. Это не традиционная биографическая картина, а семейная сага. Вселенная Бексиньского замкнута четырьмя стенами типовых многоэтажек, несмотря на стремительно проносящуюся где-то рядом историю страны. Не бывает семейных саг, заканчивающихся счастливым финалом. Несмотря на жестокие фантазии и мрачные картины, художник Бексиньский — мягкий человек, готовый на всё ради семьи. Он ведет хронику их жизни, фиксируя на камеру повседневные радости и трагедии, смену эпох и неизбежные утраты. Взгляд оператора, словно бы невольного свидетеля, вместо предсказуемой отстраненности добавляет драматизма и без того насыщенным событиям внутри одной семьи.
Соединенные штаты любви
Польша, 1990 год. Атмосфера перемен, пиратские видеокассеты с американскими фильмами и даже порно, джинсы, но к новым обстоятельствам еще нужно привыкнуть. Действие фильма развивается в провинциальном тихом городке. Агата (Юлия Киёвская) несчастлива в браке. Вместе с мужем Яцеком (Лукаш Симлат) она воспитывает 14-летнюю дочь. Женщина подглядывает за симпатичным священником, а затем исступленно занимается сексом с супругом. Директор школы Иза (Магдалена Целецка) влюблена в женатого отца (Анджей Хыра) одной из своих учениц. У мужчины умирает супруга, но делать официальными отношения со вчерашней любовницей он не спешит. Пожилая учительница русского языка Рената (Дорота Коляк) мучается от неразделенных чувств к молодой соседке Маржене (Марта Нерадкевич). Кажется, счастье польским женщинам не полагается.
Премьера третьей полнометражной картины Томаша Василевского прошла в основном конкурсе Берлинале-2016, где она удостоилась приза за лучший сценарий. В 1990-м Василевскому было 10 лет, он жил в военном городке и был окружен домохозяйками. Их истории и легли в основу «Соединенных штатов любви». Фильм выполнен в нарочито блеклых, приглушенных тонах, напоминающих современное творчество шведа Роя Андерссона. За операторскую работу в фильме отвечает прославленный Олег Муту («Смерть господина Лазареску», «В тумане» и «Паркет»).
Текст: Максим Ершов
Кадр из фильма «Тело Христово», реж. Ян Комаса
Тело Христово
Молодой преступник Даниэль (Бартош Беленя) отбывает срок за убийство в колонии для несовершеннолетних. За решеткой убийца уверовал в Бога. Даниэля отправляют работать на лесопилку в маленький городок, но парень притворяется священником в местной церкви и вскоре становится любимчиком горожан. Но в какой-то момент настоящий священнослужитель возвращается на место работы. А в это время Даниэль пытается разобраться в резонансной автомобильной катастрофе, которая всколыхнула местных жителей.
Премьера картины состоялась в программе «Дни авторов» Венецианского фестиваля 2019 года. Фильм с успехом был показан на престижных киносмотрах в Торонто, Гамбурге, Чикаго и Салониках, после чего удостоился номинации на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». «Тело Христово» уступило в борьбе за золотую статуэтку «Паразитам», но стало большим событием в мире авторского кино. Трагикомичная картина Яна Комасы обличает проблемы современного общества Польши, которое в определенных вопросах застряло где-то в XIX веке. Рядом уживаются показная богобоязненность, неприкаянность молодых людей, алчность и двуличие взрослых. Душеспасительное кино говорит о том, что второй шанс предоставляется далеко не каждому, так что не стоит его упускать, если все-таки везет.
Смотреть в Okko
Эскортницы
Хорошенькая провинциалка Эми (Полина Галазка) приезжает в Варшаву для участия в конкурсе красоты. Победить не получается, зато королева красоты прошлых лет втягивает наивную и жаждущую красивой жизни девушку в эскорт-услуги. Клиенты сплошь богачи. Сутенеры, клиенты, привлечение новых работниц секс-индустрии — мир резко становится интересным и ярким. Но, конечно, за всё приходится платить, и элитная проституция полна опасностей.
«365 дней», вышедший на Netflix и ставший мировой сенсацией, задал тренд на эротическое кино из Польши. Продюсеры и режиссеры ловко воспользовались внезапной популярностью и начали радостно удовлетворять потребности публики. Действие «Эскортниц» во многом разворачивается в ОАЭ, так что зрителям обеспечены море, солнце, полуголые тела и все прилагающиеся атрибуты красивой жизни. Неудивительно, что летом 2022-го картина Марии Садовской стала хитом российского проката.
Смотреть в Okko
Чемпион из Освенцима
1940 год. В совсем недавно открывшийся концентрационный лагерь Освенцим прибывают первые узники. Среди них — Тадеуш Петшиковский по прозвищу Тедди, бывший чемпион Варшавы по боксу. Он мог бы дорасти и до чемпиона страны, но такую возможность у него отняла война. Как и другие собратья по несчастью, Тадеуш живет в убогом бараке, питается похлебкой и считает дни, неотличимые друг от друга. Начальство лагеря пытается придумать, чем занять охрану, и решает устроить боксерский турнир — один из охранников по случайности обнаруживает бойцовские навыки Тедди. Теперь он гораздо лучше питается и тренируется, но взамен приходится биться не на жизнь, а на смерть. Победы Тадеуша вселяют надежду в товарищей. Если побеждает такой же узник, как ты, еще не всё потеряно.
«Чемпион из Освенцима» — духоподъемная спортивная драма, основанная на биографии боксера Тадеуша Петшиковского. Полнометражный дебют польского режиссера Мацея Барчевского сделан по всем законам историй о героях, которых невозможно сломить, но в то же время фильм останавливается на нечеловеческих условиях концлагерей. Гнетущая атмосфера военного времени заостряет конфликты и увеличивает цену каждого боя для Тедди.
Смотреть в Okko
Холодная война
Польша, 1949 год. Талантливый дирижер Виктор (Томаш Кот) ездит по поручению партии по полуразрушенным деревням в поисках юных талантов для ансамбля песни и пляски. Всю жизнь музыкант грезил джазом, но пока приходится играть что дают. В одном из едва живых населенных пунктов Виктор находит эффектную и своенравную блондинку Зулу (Иоанна Кулиг). Поговаривают, что на девушке судимость — всадила нож в грудь отца. Но Виктор влюбился, так начинается растянувшийся на много лет трагический роман.
«Холодная война» принесла космополиту Павлу Павликовскому приз за режиссуру Каннского фестиваля. Картина была номинирована в трех категориях на «Оскар», но осталась без наград. За предыдущую черно-белую ленту — «Иду» — поляк удостоился приза Американской киноакадемии в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». «Холодная война» — бесконечно грустное и столь же красивое кино, проходящее через многие исторические события XX века. Оператор Лукаш Зал после фильма стал невероятно популярен и за пределами Польши. Он уже успел поработать с Чарли Кауфманом и Алексеем Германом — младшим и сейчас снимает новую ленту Джонатана Глейзера. Павликовский посвятил картину своим родителям. Их поколение пережило и войну, и разделение мира на капиталистический и социалистический блоки, не говоря уж о личных трагедиях. Картина длится менее полутора часов, но это удивительно емкое и событийное кино, которое смотрится на одном дыхании.
Смотреть в Okko
Снега больше не будет
Женя (Алек Утгофф) живет на окраине Варшавы и ежедневно приезжает на работу в элитный загородный поселок. Его обитатели — исключительно состоятельные, но несчастные люди. Каждому из них нужны поддержка и надежда, и Женя дает их. Не только стандартной процедурой, но и гипнозом. Уникальный дар молодой человек приобрел на родине, в Чернобыле. Страшная авария на атомной электростанции лишила мальчика матери, но дала сверхспособности. Чего хочет сам Женя? Неужели он просто добрый самаритянин, излечивающий зажиточных поляков?
Режиссер картины — Малгожата Шумовска, наиболее известный автор в современном польском кино. Триллер «Во имя...» удостоился приза Teddy на Берлинале в 2013 году. Спустя два года польская постановщица вернулась в столицу Германии и завоевала «Серебряного медведя» за лучшую режиссуру за драмеди «Тело». В 2018-м в основном конкурсе Берлинского фестиваля показали «Лицо», эта картина принесла Шумовской гран-при жюри. «Снега больше не будет» участвовал в Венецианском фестивале, а позднее Польша выдвинула картину на «Оскар». Главную роль исполнил звезда третьего сезона «Очень странных дел» Алек Утгофф. Иррациональная и магическая притча не дает однозначных ответов на сложные вопросы и затрагивает темы экологической катастрофы, отношения к мигрантам и классового расслоения.
Смотреть в Okko
След зверя
Пани Душейко (Агнешка Мандат-Грабка) когда-то строила мосты на Ближнем Востоке, а теперь, в более преклонном возрасте, живет в домике на опушке леса и на полставки подрабатывает учительницей английского языка в небольшом польском городе. Лучшие подруги женщины — верные собаки Леа и Бялка — пропадают. Душейко (а имя Янина она терпеть не может) уже много лет бьет тревогу из-за браконьерства и массовых убийств животных, но полиции нет до охотников никакого дела. В жестокой забаве участвуют и местный священник, и главный бизнесмен, и мэр, и другие влиятельные люди. В округе начинают происходить зверские убийства охотников. Душейко считает, что это месть животных бездушному человеку.
В основе фильма роман известной польской писательницы и лауреатки Нобелевской премии по литературе Ольги Токарчук «Веди свой плуг по костям мертвецов». Агнешка Холланд — классик польского кино и действующий президент Европейской киноакадемии — сняла захватывающий мистический деревенский детектив в соавторстве с дочкой Касей Адамик. В главной героине угадывается и альтер эго Холланд, и польская миссис Марпл, которой на старости лет хочется острых ощущений. И хотя фильм помещен в жанровую рамку, в первую очередь это, конечно, важное экологическое послание всем людям, гимн эмпатии и любви к ближним. Польская картина восстанавливает справедливость, уравнивая человека и животное.
Как можно дальше отсюда
Дерзкой и прямодушной Оле (Зофия Стафей) 17. Она мечтает о собственной машине, но раз за разом не может сдать экзамен на права. После трех неудачных попыток из Ирландии приходят печальные известия. В результате несчастного случая погиб ее отец. Ола не видела его семь лет (ровно такой срок папа трудится за границей) и практически не знала, но он откладывал деньги и обещал подарить ей машину. Мать девушки (Кинга Прейс) не говорит по-английски, но очень хочет похоронить мужа на родной земле. Ола отправляется в Ирландию за телом отца, а заодно на поиски обещанных денег.
Трагикомедия «Как можно дальше отсюда» основана на реальных событиях. С одной стороны, приключения Олы настолько удивительны, что кажутся вымыслом. А с другой, жизнь постоянно подкидывает сценаристам интересные истории, нужно просто не пройти мимо. Как можно дальше отсюда» — всего лишь вторая работа Петра Домалевского, первая — драмеди «Тихая ночь» (хит родного проката). Уже по двум этим картинам можно делать определенные выводы по поводу почерка Домалевского. Его интересуют сложные семейные отношения, неоднозначные герои, а еще он прекрасно чувствует баланс между смешным и трагическим. «Как можно дальше отсюда» (если вынести за скобки трагический повод для поездки) начинается как анекдотическое роуд-муви, невероятные приключения полячки в Дублине. Вроде бы обе страны входят в Евросоюз, но в реальности между ними пролегает пропасть. В первую очередь, конечно, экономическая. Чем дальше развиваются события, тем менее смешными они кажутся.
Убей это и покинь город
Поляку Мариушу Вильчинскому 56 лет. Анимационный фильм «Убей это и покинь город» — его полнометражный дебют, работа над которым велась около 15 лет. За это время умерли многие друзья и помощники автора. Среди них написавший к картине музыку отец польского блюза Тадеуш Налепа и озвучивший одного из персонажей классик европейского авторского кино Анджей Вайда. Премьера картины прошла в программе Encounters Берлинале в 2020 году. «Убей это и покинь город» — картина автобиографическая, но далеко не реалистичная и ярко демонстрирующая фантазию автора. Вильчинский вспоминает свое детство в Лодзи и рассказывает через отдельные эпизоды историю своей жизни вплоть до смерти матери. Сквозного сюжета нет, а сцены настолько разнятся по времени, что не всегда сразу можно угадать, за каким же героем скрывается сам автор. То он мальчик, которого папа отвозит к морю и забывает позвонить жене и сообщить, что всё хорошо, все добрались до пляжа в целости и сохранности. Женщина же сходит с ума, не находя себе места. То он уже взрослый усталый мужчина, который видит, как его мать медленно, но верно угасает.
Вильчинский выбирает схематичную анимацию: его рисунки на тетрадных листах словно бы оживают, а отдельные детали вокруг персонажей окрашиваются цветом. Светильник над головой, кровь, огни в окнах поезда, витрины ночного ларька. В общих серых тонах эти световые пятна смотрятся особенно эффектно. Факты биографии режиссер разбавляет сюрреалистическими сюжетами. Продавщица, торговавшая в начале фильма рыбой и отрезавшая головы еще живым водным жителям, к середине картины уже отрубает головы людям, которые так же беспомощно бултыхаются в огромной бочке. Огромные вороны доедают части тела. На экране появляется даже кот Бегемот, озвученный Даниэлем Ольбрыхским. В Лодзи и правда творится разная чертовщина. Михаилу Афанасьевичу некоторые ужасы даже и не снились. От Булгакова остаются крошечные следы. Так фрагментарно и субъективно выглядит «Мастер и Маргарита», если прочитать книгу лет этак 40 назад. Детство Вильчинского пришлось на времена коммунистической Польши. Та реальность кажется ему максимально мрачной и неприветливой к человеку. Город погружен во тьму, никаких развлечений нет, летом можно съездить на море, а зимой люди словно бы впадают в спячку, выходя из дома только на работу и в магазин.
Последняя семья
В 1977 году Томек Бексиньский (Давид Огродник) перебирается в собственную квартиру в строящейся многоэтажке на окраине Варшавы. За его судьбу переживает мать-католичка Зофия (Александра Конечна). Ее муж Здислав (Анджей Северин) снимает будни чудаковатых близких (а кроме сына и жены, это престарелые мать и свекровь) сначала на фотоаппарат, а потом на любительскую камеру. Беспокойный характер Томека тревожит Зофию, а Здислав постепенно посвящает всю свою жизнь искусству. Когда успешный художник подписывает договор с живущим во Франции арт-дилером, а Томек начинает вести собственное шоу о рок-музыке на польском радио, кажется, что самое худшее уже позади. Однако семью ждет еще целая серия роковых событий.
«Последняя семья» — полнометражный дебют Яна П. Матушинского. Премьера прошла в конкурсе фестиваля в Локарно, на котором Анджей Северин удостоился награды лучшему актеру смотра. Матушинский обратился к реальной истории известнейшего в Польше (да и во всем мире) художника-сюрреалиста Здислава Бексиньского. Это не традиционная биографическая картина, а семейная сага. Вселенная Бексиньского замкнута четырьмя стенами типовых многоэтажек, несмотря на стремительно проносящуюся где-то рядом историю страны. Не бывает семейных саг, заканчивающихся счастливым финалом. Несмотря на жестокие фантазии и мрачные картины, художник Бексиньский — мягкий человек, готовый на всё ради семьи. Он ведет хронику их жизни, фиксируя на камеру повседневные радости и трагедии, смену эпох и неизбежные утраты. Взгляд оператора, словно бы невольного свидетеля, вместо предсказуемой отстраненности добавляет драматизма и без того насыщенным событиям внутри одной семьи.
Соединенные штаты любви
Польша, 1990 год. Атмосфера перемен, пиратские видеокассеты с американскими фильмами и даже порно, джинсы, но к новым обстоятельствам еще нужно привыкнуть. Действие фильма развивается в провинциальном тихом городке. Агата (Юлия Киёвская) несчастлива в браке. Вместе с мужем Яцеком (Лукаш Симлат) она воспитывает 14-летнюю дочь. Женщина подглядывает за симпатичным священником, а затем исступленно занимается сексом с супругом. Директор школы Иза (Магдалена Целецка) влюблена в женатого отца (Анджей Хыра) одной из своих учениц. У мужчины умирает супруга, но делать официальными отношения со вчерашней любовницей он не спешит. Пожилая учительница русского языка Рената (Дорота Коляк) мучается от неразделенных чувств к молодой соседке Маржене (Марта Нерадкевич). Кажется, счастье польским женщинам не полагается.
Премьера третьей полнометражной картины Томаша Василевского прошла в основном конкурсе Берлинале-2016, где она удостоилась приза за лучший сценарий. В 1990-м Василевскому было 10 лет, он жил в военном городке и был окружен домохозяйками. Их истории и легли в основу «Соединенных штатов любви». Фильм выполнен в нарочито блеклых, приглушенных тонах, напоминающих современное творчество шведа Роя Андерссона. За операторскую работу в фильме отвечает прославленный Олег Муту («Смерть господина Лазареску», «В тумане» и «Паркет»).
Текст: Максим Ершов
Материал взят: Тут