Средневековые шлемы в иллюминированных рукописях 476–1450 ( 16 фото )

Это интересно




Именно в таких шлемах после кинофильма «Александр Невский» у нас представляют чуть ли не всех рыцарей, но верно такое представление только лишь отчасти. Кадр из кинофильма «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго»

«С этими словами он довольно бесцеремонно
снял шлем с головы Синего Рыцаря,
и глазам зрителей представились седые кудри
и лицо, которое Черный Рыцарь
никак не ожидал встретить
при подобных обстоятельствах».
Вальтер Скотт «Айвенго»

Рассказы об оружии. Средние века. Читателям ВО так понравилось обращение к статьям, посвященным истории и культуре Средневековья, что многие из них стали предлагать расширить серию «рассказов об оружии» и ввести в неё раздел, посвященный непосредственно изображению оружия этой эпохи в миниатюрах.

Отдельные статьи в таком формате на ВО уже были, в частности, материал по мечам, основанный на периодизации Эварта Окшотта. Но было это давно. Тогда как остальные статьи о доспехах и оружии до недавнего времени основывались в целом на фотографиях экспонатов из различных музеев. Но ведь средневековые миниатюры из манускриптов такие ярки и красочные, что рассматривать их просто не надоедает. Ведь когда мы изучали Средние века в школе, то все это богатство по сути дела прошло мимо нас. Вспомните наши учебники?

Миниатюры, если там и были, то, как правило, в черно-белой прорисовке, а цветные давались лишь малыми кусочками, хотя, на мой взгляд, следовало бы оформить ими весь учебник от начала и до конца, показав заодно и генезис самой книжной миниатюры той эпохи. Но чего нет, того пока нет. Но зато есть возможность здесь, на ВО, этот недостаток нашего просвещения исправить. Ну а стартуем мы с темы оружия и доспехов, причем доспехов самых важных – шлемов для головы!

Начнем же мы с того, что в раннем Средневековье шлемы и всадников, и пехотинцев были достаточно похожи. Самым популярным, если так можно сказать, был шлем из вертикальных металлических пластинок, выгнутых таким образом, чтобы они образовывали конус. В пластинках были отверстия, при помощи которых они соединялись друг с другом заклёпками. Шлемы этого типа получили название шпангенхельм (нем. Spangenhelm), причем пехота Византии носила их в VI–VIII веках и даже позднее. Следующие названия шпангенхельма – «каркасный шлем», поскольку его пластины собирались на каркасе, и «сегментный шлем», так как состоял он из отдельных сегментов.


Как он выглядел на миниатюрах? А вот как: смотрим на миниатюру из «Штутгартской псалтири», 801–850 гг. Государственная библиотека Вюртемберга, город Штутгарт. На ней как раз и показан воин в шлеме шпангенхельм с хорошо заметным внешним каркасом


Ещё раз обратимся к «Штутгартской псалтири». Все защитное вооружение изображенных здесь воинов состоит из шлема и круглого щита с умбоном – выступающей вперед (и обычно металлической) полусферической либо конической детали в центре. Шлем так называемого «фригийского типа» с загнутым вперед навершием был популярен среди воинов Каролингской эпохи конца VIII – середины IX века, то есть эпохи правления Карла Великого


В своё время мы очень подробно рассматривали вышивки с 70-метрового «Байёсского полотна». Но вот перед нами миниатюра из «Библии Стивена Хардинга», 1109–1111 гг. Бургундия, Франция. Муниципальная библиотека города Дижона. Изображенные на ней воины как две капли воды похожи на персонажей с вышивки из Байё!

То есть это была своего рода униформа конного воина XI – начала XII вв. Но главное, что шлем, как мы видим, более чем за сто лет практически совсем не изменился. Медленно шел процесс развития защитного вооружения, что и говорить.


Великан Голиаф во все Средние века был очень популярной фигурой на средневековых миниатюрах. Вот каким его изобразил художник в манускрипте Беата Лиебанского – церковного писателя и богослова VIII века – «Силосском беатусе», 1109 года. Санто-Доминго-де-Силос, Испания. Британская библиотека, Лондон. На нем конический шлем с наносником, очень длинная кольчужная рубашка. И явно просматривается простеганная поддоспешная одежда. Круглый щит с умбоном богато декорирован. Кольчужные чулки до щиколоток довершают его облачение. Меч имеет рукоять очень необычной формы, и непонятно, каким образом он держится на кольчуге. «Крылатое копье» (с поперечиной) обычно использовали всадники. Так что Голиаф у Беата Лиебанского – это явно не мужлан какой-то, может быть, и оружие-то взявший в руки впервые, а… рыцарь!

Изменения в защитном вооружении начались в ходе крестовых походов. Уже в 1100 году сначала в Германии, а затем и во Франции стали применять шлемы с масками с прорезями для глаз и отверстиями для дыхания. Вошли в обиход и так называемые «шлемы-кастрюли» или «шлемы-таблетки». Есть изображение такого шлема, относящееся к 1170 году, на росписи в замке Роденег.


Сцена убиения Св. Фомы Аквинского – Томаса Бекета, архиепископа Кентерберийского, имевшее место в Лондоне в 1170 году – была очень популярна среди миниатюристов, так же, как и библейский сюжет с Давидом и Голиафом. Обратите внимание на воина в центре. На нем типичной шлем-таблетка, да ещё и с подбородником. Миниатюра из «Псалтир», 1200–1225 гг. Ист-Мидлендс, Британская библиотека, Лондон


А вот шлемы на иллюстрации к роману «Энеида» Генриха фон Вельдекеса, около 1215 года. Берлинская государственная библиотека. Явно, что с некоторых из них тоже делали шлемы для «Баллады о доблестном рыцаре Айвенго»

Оказалось, что «таблетки» (или «кастрюли») намного технологичнее, нежели сегментные шлемы, так как собираются всего из двух деталей. Они не слишком плотно сидели на голове, и удары с них уже не соскальзывали, но и цели не достигали, так как приходились по г-образной кромке тульи «кастрюли», прорубить которую было труднее, чем гладкую пластину прежнего шлема толщиной 1,5 мм. Надевали такие шлемы на кольчужный капюшон, под которым носили стеганый чепчик из ткани. Вместе со шлемами с масками в моду вошли и первые нашлемные украшения в виде флажков, поднятых кверху ладоней и орлиных лап.

Теперь оставалось только приклепать к ним ещё и пластину на затылок, чтобы получить совершенно закрытый со всех сторон шлем. И это было сделано уже к 1214 году, когда рыцари Англии и Германии именно в таких новомодных шлемах впервые появились на поле битвы при Бувине. Внешне он походил на бочонок или сплюснутое с боков ведро, получил название топфхельм (нем. тopfhelm – «горшковый шлем»). Топфхельм, получивший в Англии название «большого шлема», мог выдержать прямой удар копьем в лицо и хорошо защищал от стрел и ударов мечом, направленных в голову. Появились шлемы-подшлемники глобулярной формы – сервильер или бацинет, которые в это же время стали надевать под капюшон хауберга или поверх него.


Поскольку «большие шлемы» обычно окрашивали, их хозяев часто так и называли: «рыцарь красного шлема», «рыцарь синего шлема», «рыцарь черного». Миниатюра из манускрипта «История Святого Грааля», 1250–1275 гг. Национальная библиотека Франции, Париж

Нередко на чепец надевалось нечто вроде свертка из набивной материи, наподобие головного убора у зулусов; он должен был поддерживать шлем на голове и сохранять нужное расстояние между ним и лицом рыцаря. В совокупности со стеганым чепцом, кольчужным капюшоном, кожаным подшлемником, да ещё и двумя слоями кованого металла это ещё больше повысило защищенность головы.


Рыцарь в типичном для своего времени шлеме топфхельм. Кроме того, его щит и конская попона, украшенные ламбелем, указывают на то, что это особа королевской крови из рода французских королей, скажем так: старший сын наследника при живом отце, деде или прадеде. «Сборник песен», 1250–1300, Национальная библиотека Франции, Париж

Чтобы отличить одного рыцаря, с головы до ног закованного в металл, стали широко использоваться самые фантастические нашлемные украшения. Сама поверхность шлема богато украшалась полосами металла, наложенными в форме креста на лицевую часть и с лилейным узором на концах. К тому же шлем ещё и раскрашивали и даже золотили. Однако «большой шлем» был тяжёл (мог весить около трех килограммов) и к тому же в нём было очень жарко и душно. Поэтому надевали его на голову лишь непосредственно перед атакой.


Генрих фон Фрауенберг (1284–1305) – известный рыцарь-миннезингер Швейцарского кантона Граубунден, изображенный во время рыцарского турнира. Согласно миниатюре из «Манесского кодекса», его топфхельм украшали две золоченые лапы хищный птицы. «Манесский кодекс», 1305 г. Библиотека университета Гейдельберга, Баден-Вюртемберг

К концу XII века во Франции возник популярный в Средние века шлем – «шапель де фер» («железная шляпа»), который в Англии называли «шанс». Все тот же неглубокий шлем-кастрюля, он имел приделанные к нему конические поля; позднее появились шлемы самых различных форм, включая полусферические и конические, с такими же полями.

Шлемы этого типа были как цельнокованые, так и клепанные, собиравшиеся из нескольких деталей. Они давали хороший обзор, в них можно было свободно дышать, так что некоторые рыцари предпочитали «шапель де фер» всем другим. Иногда их носили поверх кольчужного капюшона. А для пехотинцев «шапель де фер» был основным средством защиты вплоть до середины XV века.

Однако, к середине следующего XIV века «большие шлемы» практически полностью вышли из моды и, если и встречались, то только на турнирах. Их заменили бацинеты с тульями конической формы и откидывающимся забралом, которое к тому же ещё и снималось. Бацинеты можно было носить постоянно, в том числе и с открытым забралом или без него, что было намного удобнее, чем при необходимости то и дело снимать и надевать «большой шлем».

За характерное забрало с конусом спереди для притока воздуха для дыхания эти шлемы получили название бундхугель или «собачий шлем» («собачья морда»). Причем сначала это был лишь дешевый подшлемник, который надевали под топхельм, но постепенно он стал вытягиваться вверх и одновременно опускаться на шею и виски. Когда же к нему добавили забрало, то получили в итоге шлем, использовавшийся всадниками рыцарской конницы более столетия.


На этой миниатюре мы вновь наблюдаем сцену убиение Святого Фомы Аквинского. «Жития святых», 1325–1350 гг. Национальная библиотека Франции, Париж. Но нарисована она полтора века спустя, и воины на ней соответствуют не 1170 году, а своему времени. Причем интересно, что шлемы художник нарисовал все разные. У воина слева шлем «шапель-де-фер» («железная шляпа»), а под ним виден шлем-подшлемник сервильер; на голове у воина в центре «большой шлем», получивший к этому времени заостренную верхушку; а на том, что справа – ранняя форма шлема бацинет


Миниатюра из манускрипта «Зеркало спасения человека», 1350–1399 гг. Нюрнберг, Германия. Библиотека и музей Пирпойнта Моргана, Нью-Йорк. «Большой шлем», сняв его с головы, обычно так и носили, оставаясь при этом в бацинете, который и свободно дышать позволял, и обеспечивал полную свободу обзора


Миниатюра из манускрипта «Хроники Франции или Сен-Дени», 1380–1400 гг. Британская библиотека, Лондон. На ней изображена битва при Куртре или «Битва шпор» 1302 г. Обратите внимание на шлемы: все они представляют собой ранний вариант итальянского барбюта, а это значит, что появился такой шлем примерно в это время. Хотя, с другой стороны, может быть, это попытка художника изобразить шлем бацинет, причем тоже ранний…

Где-то около 1400 года в Италии появился шлем под названием селата (более известный у нас как салад). Затем он проник во Францию и Бургундию, к 1420 году добрался до Германии и Англии, а десятилетие спустя распространился уже по всей Европе.

Салад имел форму колокола с узкой прорезью для глаз спереди и вытянутым назатыльником сзади. Сдвинув его на затылок, можно было из-под него смотреть. Зато в бою его надвигали на лицо, а для обзора использовали смотровую щель. Верхнюю часть лица и нос при этом защищал специальный выступ, отбрасывавший наконечники стрел и копий в стороны, а не вниз к шее.

Правда, для полной защиты лица салад пришлось носить вместе с подбородником-бевором (мог называться также бувигер или горжет). Последний крепился к нагруднику кирасы, закрывал подбородок, но частью шлема при этом не был.

Германский салад имел назатыльник в форме вытянутого хвоста; французские и итальянские – больше походили именно на колокол. Носили салады и конные воины, например, французские конные лучники, и рыцари, и даже пехотинцы.


Спешившиеся рыцари в бацинетах «бундхугель». «Большие хроники Франции», 1390–1405 гг. Национальная библиотека Франции, Париж


Конные рыцари в бацинетах «бундхугель». «Книга королевы», 1410–1414 гг. Париж, Франция. Британская библиотека, Лондон

Шлем барбют, судя по миниатюрам, был известен уже в начале XIV века и тоже был итальянским изобретением. Он закрывал голову сзади и с боков, имел заострённую или полусферическую верхнюю часть и обычно вертикальную y-образную или т-образную прорезь для глаз и для… бороды, поскольку «барба» по-итальянски – это и есть борода. К 1450 году он также сделался шлемом и рыцарей, и пехотинцев, и оставался популярным вплоть до конца XV века. Не брезговала им даже знать, а случалось, что его обтягивали тканью и украшали чеканными позолоченными лилиями!


Миниатюра из популярного в Средние века рыцарского романа «Гирон ле Куртуа», 1420 г. Национальная библиотека Франции, Париж. На траве слева рядом с мечом лежит типичный французский салад. Забрало на таких шлемах обычно было не настоящим, а представляло собой усиленное бронирование передней части шлема. У всадника справа тоже бацинет, причем с бевором-предличником, который защищал подбородок

В дальнейшем рыцарские шлемы усовершенствовались ещё более, вот только носили их уже не с кольчугой, а с коваными металлическими латами. Но это совсем уже другая история…

Продолжение следует…

Автор:Вячеслав Шпаковский

Материал взят: Тут

Другие новости

Навигация