ХАЗИН. ДОСТУПНО О МИРОВОЙ БУРЕ – С АНЕКДОТОМ И ПРИГОВОРОМ ( 3 фото )
- 13.08.2022
- 17 747
ФОТО: ELENA SCHWEITZER/SHUTTERSTOCK.COM
Мир меняется – сегодня это осознаёт каждый. Но кто выйдет победителем из этой мировой бури? Михаил Хазин в эфире "Первого русского" поделился своим прогнозом. Весьма доступно: с анекдотом и, как ни печально, приговором.
В начале августа Украина перекрыла прокачку нефти по южной ветке нефтепровода "Дружба" в Венгрию, Чехию и Словакию. Причиной стало то, что наша компания "Транснефть" не смогла провести 100%-ю предоплату услуг "Укртранснафта".
Как сообщили в отечественной компании, платёж за перекачку через Украину был произведён в срок, однако "Газпромбанк" уведомил "Транснефть", что перевод был возвращён из-за очередного пакета санкций.
В среду стало известно, что транзит Украине оплатили словацкая компания Slovnaft и венгерская MOL и к вечеру нефть снова стали перекачивать. Чехия, в отличие от Венгрии и Словакии, не заплатила тарифный сбор за прокачку нефти, поэтому по-прежнему не получает поставок по трубопроводу "Дружба". В настоящее время власти ведут переговоры с Польшей по поводу покупки нефти.
Как мы видим, снова санкциями едва не наказали вовсе не Россию, а страны Евросоюза, где и без того разыгрался энергетический кризис. К примеру, глава федеральной комиссии Швейцарии по электроэнергетике предложил уже гражданам страны на всякий случай запастись в предстоящий зимний период свечами и дровами.
А представитель федерального канцлера Германии дал от его имени торжественное обещание, что даже если в предстоящие месяцы с газом в Германии будет совсем туго, официальный Берлин всё равно не пойдёт на запуск "Северного потока – 2".
В Британии в рамках правительственной программы экономии ресурсов планируют убеждать население "мыться быстрее". Кстати, европейцы пожаловались британским газовикам на качество их газа, пишет Financial Times.
Поток топлива, которое идёт из Британии в ЕС по магистрали, "постоянно загрязнён твёрдыми и жидкими примесями". Твёрдые примеси содержат опасные ядовитые, радиоактивные и самовоспламеняющиеся вещества.
Тепло или холод – что выберет Европа?
Как в этой ситуации поведёт себя Вашингтон, один из крупнейших игроков на рынке углеводородов? Эти темы в программе "Царьград. Главное" обозреватель Юрий Пронько обсудил с экономистом Михаилом Хазиным.
Юрий Пронько: Ну так что выберет Европа – дрова и свечи или поумнее?
Михаил Хазин: Кто же им мешает выбирать? Могут ещё и лучины выбрать, кстати.
– Одна из моих коллег сказала, что для Европы это присуще – свечи, камин, дрова. Красота же!
– Камин – это очень непрактично, тепло улетает. Это на Руси испокон веков были печи, которые тепло накапливали. А ещё у нас придумали вообще гениальную вещь – своего рода калориферы. Это когда печка была одна, даже в большой избе стояла в углу, вокруг неё обвивалась большая труба, которая выходила около земли на улицу, и дальше она разветвлялась и в каждую комнату выходила. И можно было приоткрыть, и оттуда тёплый воздух бил.
Когда я в 1979–1980 годах ездил "на картошку", то жил в бывших деревенских школах, где было всего 2-3 класса, потому что там учились до 4-го класса, в начальной школе, а потом уже детей возили в большие школы, восьмилетки и десятилетки. Так вот, там так отапливали – отлично было, тепло.
– Это у нас. А что будет с Европой?
– Увольте. Я бы вам рассказал одну историю. Однажды в Москве поругались две математические школы при Московском университете. А в качестве арбитра решили пригласить трижды Героя Социалистического Труда академика Якова Борисовича Зельдовича. Обсуждение было не то в аудитории 0-1, не то в аудитории 0-2, это самая большая аудитория главного здания МГУ.
А там вход в аудиторию с длинной стороны посередине, а потом в центре идёт длинный коридор к доске и к кафедре. И вот Яков Борисович сидит там, эти выступают, а он, ничего не говоря, встал, пошёл по этому центральному проходу, дошёл до того места, где ответвляется выход, пошёл к выходу.
И когда он уже взялся за ручку двери, ему из президиума один из организаторов крикнул: "Яков Борисович, так кто же прав-то?" На что Яков Борисович произнёс историческую фразу: "Сами себе наступили на …, сами и распутывайтесь". И ушёл.
МИХАИЛ ХАЗИН: "КТО ЕВРОПЕ МЕШАЕТ ВЫБИРАТЬ? ПУСТЬ ХОТЬ ЛУЧИНУ ВЫБИРАЮТ". ФОТО: ЦАРЬГРАД.
– Но последствия-то будут. А какие последствия для нас? Мы теряем свои доходы?
– Они нам нужны?
Нам нужны рублёвые инвестиции, чтоб заниматься импортозамещением
– А они нам не нужны? А сохранить рабочие места?
– Нам нужны внутренние рублёвые инвестиции, их у нас мало, не хватает. Для этого нам валютные доходы не нужны. Чтобы заниматься импортозамещением, нам нужно какое-то количество закупить станков и оборудования, хотя желательно, конечно, производить всё своё.
Мой хороший знакомый, мировой лидер в своей технологии, за последние три года полностью перенёс всё производство в Россию. Говорит, я всё делаю сам, фильтры, насосы, всё. Но он меня слушает.
– А как же история о том, что мы даже трусы не производим?
– Мы очень много чего производим, просто наше руководство далеко не всегда знает об этом. Так вот, это мой знакомый таким умным оказался. Но нам, всей стране, ещё 2-3 года надо что-то закупать, чтобы значительную часть производств перевести на реальное импортозамещение.
Но поскольку что именно закупать – более-менее понятно, то дальше нужно вводить проектное финансирование, вводить целевой учёт и контроль, а после этого закупать то, что нужно, под госконтролем, чтобы не было вывоза капитала.
– А нам будут продавать? Санкции же!
– В Тегеране мы смогли договориться. Будет Евразийская валютная зона – Россия, Иран, Турция, арабский мир с Египтом, а также примкнувшие – Беларусь, Казахстан, Узбекистан и так далее. А это – полмиллиарда человек, и всё отлично.
– Это реально?
– Абсолютно. Они уже фактически договорились. Нам Эрдоган уже сказал, что готов на рубли переходить. Вы его за дурака не держите.
– А никто не держит. Bloomberg уже написал, что Путин огромный подарок сделал Эрдогану, освободив его от валютной зависимости, переведя расчёты на рубли, в свете предстоящих парламентских выборов в Турции.
– При этом Турции нужны внешние рынки.
– А нам-то они нужны?
– Нужны, а почему нет? Но для чего? Внешние рынки у нас будут Иран, Турция, Египет, арабский мир. Может, Индия, может, Китай. Но тут интерес состоит вот в чём. В этой ситуации мы должны выстраивать единую финансовую политику, единую торговую политику с этими странами. И для этого денег нам хватает.
То есть мы должны выстраивать внутренний воспроизводственный контур в зоне. А что при этом будет с Евросоюзом – Бога ради, пусть что хотят, то и делают. Им предлагали дружить, они отказались.
– Вы Евросоюз списали?
– Это не я списал, они себя сами списали. Мы не можем им в этом деле помешать. Хорошо, они решили умереть. Есть разные способы смерти. Например, можно застрелиться.
Запретить русским ездить в Европу – на Западе есть вменяемые?
– Но они же вменяемые, или вы уже сомневаетесь в этом?
– Можно застрелиться, можно спрыгнуть в балкона, можно выпить стакан серной кислоты. Уровень мучений разный, но суть от этого не меняется.
– В продолжение этой темы. Власти стран ЕС должны прекратить выдавать въездные визы российским туристам. Такое заявление сделала премьер Эстонии Кайя Каллас. Эта дама написала в своём микроблоге в Twitter:
Прекратите выдавать туристические визы гражданам России. Посещение Европы – это привилегия, а не право человека. Пора прекращать туризм из России уже сейчас.
Ранее эта одиозная дамочка предложила снести все памятники победителям в Великой Отечественной войне:
Важно напомнить, что танк – это орудие убийства. Сейчас он символизирует и убийство людей на Украине. Ему не место в публичном пространстве Эстонии. То же самое касается и других советских монументов, которые вскрывают старые раны эстонского народа.
Уже известно, что премьеры Финляндии и глава МИД Чехии поддержали данное предложение, дескать, надо обрубить российским туристам возможность получать визы Шенгена. Более того, на ту же тему высказываются американские представители. Это привилегия посещать Европу, а не право человека?
– Я десять лет был невыездной по требованию администрации президента.
– Не страдали?
– Я вполне себе это пережил. И по этой причине я могу вас заверить, что развлекаться есть где. Можно, в конце концов, уехать на Мальдивы, если так уж очень хочется, если очень приспичило.
Что касается того, как они будут жить, я это себе не очень представляю. Потому что экономически современный Евросоюз не самодостаточен. Но, в конце концов, это же их право. Чего мы будем лезть.
Другое дело, если они хотят скинуть наши памятники, вот тут будет проблема. Но тут тоже есть свои тонкости. Потому что то, что произошло в 1989–1991 годах, это было движение вот этой невидимой линии раздела между Западной и Восточной Европой. Она всё время колеблется, туда-сюда, туда-сюда. И средняя точка проходит примерно через Берлин.
Это точка изотерма нулевого градуса января. Те, кто теплее, живут одним способом, те, кто холоднее, живут другим. И по этой причине сейчас всё сильно пошло на восток, причём оно же меняется, туда-сюда, у меня есть подозрение, что скоро всё опять пойдёт на запад.
Обращаю ваше внимание, что самые агрессивные русофобские заявления делают политические режимы в странах, в которых население сильнее всего поддерживает Россию. Посмотрите на Болгарию, Словакию, Эстонию, Литву, вы будете смеяться, но население прибалтийских республик очень сильно поддерживает Россию.
– А официальные лица занимают иную позицию.
– Не надо путать режимы и народ. Я лично с этим сталкивался в Польше.
– Сейчас скажут, что Хазин – это путинская пропаганда, что у них там в экстазе все согласны с премьер-министром Эстонии.
– Позволю себе усомниться. В Польше – так точно не согласны. Но при этом они адекватные абсолютно. Как говорила моя бабушка Ядвига: мы, поляки, всем хороши, только не нужно нас про русских спрашивать. Ну так не надо спрашивать. Не надо говорить про Гондурас, он и чесаться не будет.
Собака лает, караван идёт, а инфляция взвинчивается
– А как? У этой же идеи есть ещё продолжение. Зеленский в интервью The Washington Post заявил, что надо запретить нам вообще посещать весь коллективный Запад, всем, кто имеет российские паспорта. И кроме того, ещё обратно вернуть этих больших трусливых патриотов. Он сказал: всех, неважно. И тут я понял, что бомжатник и гламурятник, вот эти несогласные, которые свалили туда, они начали нервно что-то делать.
– У вас за спиной такое звёздное небо, настоящее, не нарисованное. Так вот, звёзды на всё это дело смотрят тысячелетиями, чуть-чуть сдвигаются. Ну копашатся что-то там внизу, да.
Я начал писать про это 24 года назад. Тогда вышла первая моя книга, самый первый сборник "Крах доллара". Спасибо Саше Нагорному, Царство ему небесное, который придумал этот мем – "Крах доллара".
"Закат империи доллара и конец Пакс-Американо" вышла в 2003 году. Поэтому я просто знаю, что собака лает, ветер носит, собака лает, караван идёт. И так далее. Инфляция в Германии промышленная 33–35%. Инфляция в Англии промышленная 27%. Инфляция в США промышленная 23,4%.
– А у нас лучше?
– У нас вообще совершенно другая модель экономики. И как она устроена, науке не известно. У нас идёт экономический спад, в этом никто не сомневается. Но если бы у них денежные власти были бы такими же вредителями, как у нас, то их бы вообще уже не было бы.
Но надо отдать им должное, они стремительно несутся туда же. А у нас есть всё-таки серьёзные шансы перейти к экономическому росту.
– На чём базируется этот оптимизм? Вселите его в зрителей нашего канала.
– У нас уровень ВВП официальный 1,7–1,8, по паритету покупательной способности 3,5 триллиона долларов. Но при монетизации экономики на Западе 150%. То есть доля денежной массы по отношению к ВВП в полтора раза больше.
– Теперь с русского на русский. Что это значит для обывателя?
– ВВП – это добавленная стоимость. Для того чтобы добавленная стоимость образовалась, нужно, чтобы Петя у Васи что-то купил. Для этого нужны деньги.
– Для этого он должен заработать.
– Да, Петя должен заработать, у него должны быть деньги. Если у него денег нет, он не купит. Теоретически, чем больше денег, тем больше финансовые потоки, тем выше ВВП.
Если вы целенаправленно сокращаете объём денег, то Вася, может, и купил бы у Пети, но у него нет денег. Поэтому либо бартер, который в ВВП не учитывается – "я тебе вскопаю огород, а ты мне за это дашь ведро молока от коровы". Либо же бывают и более сложные системы бартера – "я тебе вскопаю огород, а ты мне дрова поколи".
Соответственно, если у вас нехватка денег, то у вас ВВП меньше нормы, которая могла бы быть. Грубо говоря, если у вас мало денег и вы их увеличиваете, ВВП растёт.
МИХАИЛ ХАЗИН: "ЕСЛИ ВЫ НАЧНЁТЕ ПРОВОДИТЬ ПРАВИЛЬНУЮ ПОЛИТИКУ ПО ПРАВИЛЬНОМУ ВБРОСУ ДЕНЕГ В ЭКОНОМИКУ, КАК ЭТО ДЕЛАЛ ВИКТОР ГЕРАЩЕНКО В 1998–2002 ГОДАХ, ТО У ВАС БУДУТ И ТЕМПЫ РОСТА, КАК ПРИ ГЕРАЩЕНКО – 12–15% В ГОД. ФОТО: ЦАРЬГРАД.
Чтобы у нашего населения стало больше денег, нужно проводить политику, как Геращенко
– У нашего населения мало денег.
– Мало денег. Поэтому, если вы начнёте проводить правильную политику по правильному вбросу денег в экономику, как это делал, например, председатель Центробанка Виктор Геращенко в 1998–2002 годах, то у вас будут и темпы роста, как при Геращенко – 12-15% в год.
И это легко сделать. В результате у нас ВВП подскочит до потенциального уровня монетизации. То есть в 2,5 раза. Если вы 3,5 умножите на 2,5, получается где-то 8,5.
– Я с вами согласен. Конкретные персонажи инфляцию здесь возвели в фетиш.
– Да, а у них своя экономика, "это не твой зуб и не мой зуб, он ихний", я цитирую. У них инфляция очень высокая, поэтому у них ВВП сейчас будет падать из-за избытка денежной массы. Докуда он упадёт, можно сказать только примерно.
У них структурный кризис, связанный с тем, что они стимулировали спрос. Внутреннее стимулирование в экономиках США, западных стран и Китая примерно 25% от ВВП, каждый год. А когда структурный кризис закончится, спрос начинает падать, начинают падать доходы. Где-то там точка равновесия. Вот эта точка равновесия в два раза ниже нынешнего размера спроса.
Спрос – это фактически ВВП. Он в два раза меньше, чем надбавка. Надбавка 25 процентов, падает в два раза. ВВП США сегодня 15, а не 22,6 триллиона долларов. ВВП Китая 16 триллионов долларов. 15 на 2 – 7,5 триллиона. 16 на 2 – 8 триллионов. Но у нас после 5-8 лет роста получается 8,5 триллионов.
У них в Европе крыша едет – они сами ничего не понимают
– Как же быть тогда с этими заявлениями о том, что благодаря изоляции России со стороны Брюсселя, Лондона наша экономика рухнула? Кстати, Жозеп Боррель Александру Лукашенко три миллиарда евро пообещал за демократию. Мол, ты только перейди к демократии, предай интересы России. И даже цену за это назначил.
– Вот два года назад Александру Лукашенко показали демократию. Вы считаете, что Лукашенко идиот?
– Я цитирую главу внешнеполитического ведомства Европейской комиссии.
– У них сейчас едет крыша по банальной причине: они не понимают, что происходит. Они плачут. Посмотрите, что они все несут.
Это напоминает старый анекдот про дедушку 85 лет, который пришёл к доктору и говорит: "Доктор, что мне делать, у меня вот бабка, а я больше раза в неделю не могу". Врач говорит: "Так вам уже 85, это нормально". "Да вы понимаете, – отвечает дедушка, – мой сосед, ему 90 лет, так он говорит, что три раза в неделю может". "Так вы тоже говорите", – посоветовал доктор.
– У Хазина сегодня очень хорошее настроение. Он пока ещё не громил никого в сегодняшнем эфире.
– Я не понимаю, о чём речь. Люди несут тяжёлую пургу.
Я вот был в Костроме. Мне говорят: "У нас тут такое дело, приезжает руководство Центробанка". Говорю, чего хотят? Мне отвечают: "Инвестиций хотят, собирают Торгово-промышленную палату, чтобы поговорить об инвестициях в реальный сектор".
– Вы должны были порадоваться.
– Хорошо, приезжают. Даже, видите, руководство ЦБ узнало, что есть такое слово "инвестиции". Это уже хорошо. Я считаю, что это замечательное достижение.
Материал взят: Тут