Rageskin
Скачка в закат ( 4 фото )
Самый коммерчески успешный вестерн за всё время существования жанра – «Железная хватка (True Grit)“ братьев Коэн, фильм, вышедший на экраны в 2010 году и получивший «утешительного» Оскара за лучшую операторскую работу. Одновременно, это один из лучших фильмов вообще в истории кино и, безусловно, входит в десятку лучших вестернов. Кроме того, это один из моих любимых фильмов.
Довольно интересно наблюдать вестерны в их историческом развитии, следить, как меняется жанр, как «абсолютные шедевры» стареют, ветшают и теряют всякое значение, а некоторые вполне второстепенные фильмы остаются живыми, несмотря на смену кинематографической моды и изменения языка кино. Например, до1980 года абсолютным шедевром американского вестерна, каноном жанра, считался «Дилижанс» Джона Форда. Но после этой даты он выпал из кассеты и его сменил другой фильм Форда – «Разыскивающие (The Searchers)» 1956 года, намного более циничный, по сути, предшествующий «новому вестерну» Энтони Манна и даже «ревизионистским вестернам» 60-х годов, типа «Голубого солдата» Ральфа Нельсона. Но и «Разыскивающие» сейчас выглядит архаично и может доставить удовольствие разве что утончённым синефилам. А вот вполне второстепенная работа Форда «Моя дорогая Клементина» 1946 года и сейчас смотрится свежо и интересно, несмотря на почтенный возраст. То же самое можно сказать и о вестернах других классиков жанра: их шедевры стареют, а проходные фильмы остаются живыми.
Вероятно, это связано с тем, что в «проходных» работах режиссёры сосредотачивались не на том, чтобы «снять вестерн», а на каких-то «боковых» стилевых и повествовательных задачах. И именно то, что вестерн, как таковой, оказывался «не важен», спасало фильм. Ну, вышесказанное не относится к евровестерну. Итальянский, испанский, французский и румынский вестерны заслуживают отдельного разговора и развивались совсем не так, как американское кино. Однако вернёмся к «Железной хватке» Коэнов.
Вообще-то в своих интервью Коэны резвятся и врут напропалую, «чтобы было интересней», но в случае «Железной хватки» они показлись мне вполне искренними. Во-перых, они заявили, что их фильм вовсе не римейк «Маршала» Генри Хэтэуэя с Джоном Уэйном в главной роли, а повторная экранизация романа Чарльза Портиса. Это похоже на правду, потому что «Железная хватка» не следует «Маршалу» и не полемизирует с ним, просто полностью игнорирует вестерн, пытавшийся в 1969 году выглядеть так, как будто снят десятилетием раньше. Во-вторых, они поведали интервьюеру, что вообще делали не вестерн, а вариацию «Алисы в Стране Чудес». В самом деле, «Железная хватка» своей интонацией удивительно напоминает «Алису» Джонатана Миллера, поставленную в 1966 году в коридорах госпиталя Нэтли, сразу после съёмок уничтоженного.
Хотя... Всё же есть некоторая «стилизация» под вестерн – в декорациях. Коэны говорили, что ландшафт в местах, где разворачивается действие, выглядит совсем не так, но зритель ждёт «вестерновых» пейзажей, так почему бы не сделать ему приятное?
Но самое главное – в фильме Коэнов центр смысла перенесён с Забияки Когберна (Джефф Бриджесс прекрасен) на Мэтти Росс. Это у неё «железная хватка». Четырнадцатилетняя девочка сосредоточено, умно, жёстко идёт к цели, расчётливо строя планы и не допуская ошибок. Братья Коэн рассказывали, что главный критерий отбора претенденток на эту роль был в том, чтобы актриса могла громко, внятно, без напряжения произосить длинный текст. Безупречная артикуляция речи – признак не только развитого интеллекта, но и умения владеть собой. А героиня Хейли Стейнфилд в самом деле эталон сдержанности. Мы видим, что она чрезвычайно эмоциональна, тонко чувствительна, но на её эмоции накинута ледяная узда. Девочка подавляет свои чувства почти рефлекторно, не проявляя никаких внешних усилий. Эмоции не должны мешать действиям. И Мэтти ночует в гробу, взбирается на головокружительные высоты, стреляет в человека, не дрогнув ни единой чертой лица. Только в глазах у неё колышится ужас, только раз с неё спадает маска бесстрастия – когда её конь падает. К сожалению, удел личностей, подобных Мэтти Росс – одиночество. Она стоит слишком высоко. На такой высоте слишком чистый, слишком холодный, слишком разряженный воздух. Трудно дышать.
Довольно интересно наблюдать вестерны в их историческом развитии, следить, как меняется жанр, как «абсолютные шедевры» стареют, ветшают и теряют всякое значение, а некоторые вполне второстепенные фильмы остаются живыми, несмотря на смену кинематографической моды и изменения языка кино. Например, до1980 года абсолютным шедевром американского вестерна, каноном жанра, считался «Дилижанс» Джона Форда. Но после этой даты он выпал из кассеты и его сменил другой фильм Форда – «Разыскивающие (The Searchers)» 1956 года, намного более циничный, по сути, предшествующий «новому вестерну» Энтони Манна и даже «ревизионистским вестернам» 60-х годов, типа «Голубого солдата» Ральфа Нельсона. Но и «Разыскивающие» сейчас выглядит архаично и может доставить удовольствие разве что утончённым синефилам. А вот вполне второстепенная работа Форда «Моя дорогая Клементина» 1946 года и сейчас смотрится свежо и интересно, несмотря на почтенный возраст. То же самое можно сказать и о вестернах других классиков жанра: их шедевры стареют, а проходные фильмы остаются живыми.
Вероятно, это связано с тем, что в «проходных» работах режиссёры сосредотачивались не на том, чтобы «снять вестерн», а на каких-то «боковых» стилевых и повествовательных задачах. И именно то, что вестерн, как таковой, оказывался «не важен», спасало фильм. Ну, вышесказанное не относится к евровестерну. Итальянский, испанский, французский и румынский вестерны заслуживают отдельного разговора и развивались совсем не так, как американское кино. Однако вернёмся к «Железной хватке» Коэнов.
Вообще-то в своих интервью Коэны резвятся и врут напропалую, «чтобы было интересней», но в случае «Железной хватки» они показлись мне вполне искренними. Во-перых, они заявили, что их фильм вовсе не римейк «Маршала» Генри Хэтэуэя с Джоном Уэйном в главной роли, а повторная экранизация романа Чарльза Портиса. Это похоже на правду, потому что «Железная хватка» не следует «Маршалу» и не полемизирует с ним, просто полностью игнорирует вестерн, пытавшийся в 1969 году выглядеть так, как будто снят десятилетием раньше. Во-вторых, они поведали интервьюеру, что вообще делали не вестерн, а вариацию «Алисы в Стране Чудес». В самом деле, «Железная хватка» своей интонацией удивительно напоминает «Алису» Джонатана Миллера, поставленную в 1966 году в коридорах госпиталя Нэтли, сразу после съёмок уничтоженного.
Хотя... Всё же есть некоторая «стилизация» под вестерн – в декорациях. Коэны говорили, что ландшафт в местах, где разворачивается действие, выглядит совсем не так, но зритель ждёт «вестерновых» пейзажей, так почему бы не сделать ему приятное?
Но самое главное – в фильме Коэнов центр смысла перенесён с Забияки Когберна (Джефф Бриджесс прекрасен) на Мэтти Росс. Это у неё «железная хватка». Четырнадцатилетняя девочка сосредоточено, умно, жёстко идёт к цели, расчётливо строя планы и не допуская ошибок. Братья Коэн рассказывали, что главный критерий отбора претенденток на эту роль был в том, чтобы актриса могла громко, внятно, без напряжения произосить длинный текст. Безупречная артикуляция речи – признак не только развитого интеллекта, но и умения владеть собой. А героиня Хейли Стейнфилд в самом деле эталон сдержанности. Мы видим, что она чрезвычайно эмоциональна, тонко чувствительна, но на её эмоции накинута ледяная узда. Девочка подавляет свои чувства почти рефлекторно, не проявляя никаких внешних усилий. Эмоции не должны мешать действиям. И Мэтти ночует в гробу, взбирается на головокружительные высоты, стреляет в человека, не дрогнув ни единой чертой лица. Только в глазах у неё колышится ужас, только раз с неё спадает маска бесстрастия – когда её конь падает. К сожалению, удел личностей, подобных Мэтти Росс – одиночество. Она стоит слишком высоко. На такой высоте слишком чистый, слишком холодный, слишком разряженный воздух. Трудно дышать.
Взято: Тут
1397