От бандеровцев до защиты демократии: как развивались операции ЦРУ на Украине ( 9 фото )

Это интересно



.

Однако президент Барак Обама всячески отрицал вмешательство США в украинскую политику. В мае 2014 года на совместной пресс-конференции с канцлером Ангелой Меркель в Вашингтоне разразился целой тирадой по этому поводу:

«Были намеки на то, что американцы каким-то образом мутят воду на Украине. Должен сказать, что все, что нас заботит — это то, что Украина должна иметь возможность самостоятельно принимать решения. Меньше всего нам нужны беспорядок и хаос в центре Европы. Я бы посоветовал немецкой публике, которая может смотреть российское телевидение, сосредоточиться на фактах — на том, что на самом деле произошло в стране», — объявил Обама.

.

Однако уже спустя несколько дней немецкое издание Bild со ссылкой на «источник в германской службе безопасности» сообщило, что новое правительство в Киеве прибегало к консультациям «десятков специалистов» из ЦРУ по стратегии подавления восстания на востоке Украины. Но журналисты умолчали, что подобное вмешательство было далеко не первым. На самом деле ЦРУ непрерывно действовало на Украине с 1950-х годов, в основном работая с украинскими националистами.

.

Все новое — это хорошо забытое старое

Исторические исследования по этой теме основаны на так называемом «Акте о расследовании военных преступлений нацистов», принятом в США в 1998 году, в результате которого власти обнародовали несколько миллионов страниц официальных документов. В 2004 году был подготовлен первый правительственный отчет, а в 2010 году, когда гриф секретности был снят с множества дополнительных документов, был опубликован еще один доклад, в котором целая глава была посвящена истории деятельности американских и немецких спецслужб на Украине.

Подобно тому, как нацисты полагались на поддержку украинских националистов под руководством Степана Бандеры в своей борьбе против СССР, ЦРУ после войны взяло под свое крыло бывшего начальника службы безопасности Бандеры Николая (Миколу) Лебедя.

.

Сотрудничество продлилось до 1980-х годов. Лебедь, которого сами американцы во внутренних документах характеризовали как «известного садиста и немецкого коллаборанта» с «подлым характером», учился в гестапо, а затем стал одним из ключевых людей ЦРУ, влиявших на ситуацию на Украине во время Холодной войны. Именно он в 1950-х помогал доставить на Украину американских агентов.

Банкиры и юристы курируют ЦРУ

Соединенные Штаты стали сверхдержавой только во время Второй мировой войны. Оккупация ведущих промышленных стран, таких как Германия, Япония или Италия, и связанная с этим новая роль в мире также потребовали реструктуризации и расширения собственных институтов, отвечавших за безопасность. Вновь созданной империей нужно было правильно управлять. Для этого в 1947 году было создано Центральное разведывательное управление.

.

Ключевыми фигурами в этом процессе были Аллен Даллес, опытный дипломат, корпоративный юрист и банкир, и Джеймс Форрестол, директор одного из ведущих инвестиционных банков того времени и вскоре после этого первый глава Министерства обороны, которое также было создано после войны.

Даллес сыграл важную роль в подготовке США к иностранной интервенции еще в 1930-х годах. Когда политическая элита страны, еще находясь под влиянием масштабного экономического кризиса, раскололась на изоляционистов и сторонников интервенции, он стал лоббистом энергичного вмешательства в мировую политику. Книги, которые он написал в соавторстве, такие как опубликованная в 1939 году «Может ли Америка оставаться нейтральной?», помогли морально подготовить страну к вступлению в войну.

Суть тезисов Даллеса — в том, что во все более взаимосвязанной международной системе военная и экономическая изоляция больше не была возможна. За этим стояло убеждение финансовой элиты и политических организаторов в том, что Америка не сможет процветать в долгосрочной перспективе без захвата рынков Британской империи, Западного полушария и Азии.

.

После победы в войне важно было быстро создать новые постоянные структуры управления в приобретенных сферах влияния. Позже директор ЦРУ Ричард Хелмс описывал в своих мемуарах, как в 1946 году Даллеса попросили «собрать предложения по форме и организации того, что в 1947 году должно было стать ЦРУ». Даллес, который также был партнером влиятельной корпоративной юридической фирмы, а позже сам возглавлял ЦРУ с 1953 по 1961 год, сформировал для этой цели консультативную группу из шести человек, состоящую в основном из банкиров и юристов с Уолл-стрит. Два года спустя бывший банкир и министр обороны Форрестол также назначил его председателем комитета, который вместе с двумя другими нью-йоркскими юристами должен был контролировать работу ЦРУ. Эти трое регулярно встречались в зале заседаний инвестиционной фирмы с Уолл-Стрит.

В 1948 году без одобрения или даже ведома Конгресса внутри ЦРУ был создан особый секретный отдел — так называемое Управление по координации политики (Office of Policy Coordination, OPC). При чем тут Украина? Именно этот отдел руководил операцией «Аэродинамика», в рамках которой на территорию УССР в 1950-е годы забрасывались американские агенты. Учитывая масштабы и активность «бандеровского» повстанческого движения, Фрэнк Визнер, также адвокат с Уолл-Стрит, а затем глава OPC, оценил этот проект как «самый приоритетный».

Новый фронт — идеологический

Но в середине 1950-х, после того как Советскому Союзу удалось внедрить своих агентов в сеть Николая Лебедя на Украине, агрессивная фаза «Аэродинамической» программы ЦРУ закончилась: тайная переброска агентов и боевиков для «бандеровского» подполья была свернута.

В результате американские спецы основное внимание стали уделять идеологической борьбе. В Нью-Йорке под руководством Лебедя началась своеобразная «культурная программа». ЦРУ создало частную организацию под названием Prolog Research Corporation, которая издавала газеты и книги на украинском языке и выпускала радиопрограммы. В это же время был создан филиал в Мюнхене под названием «Украинское общество зарубежных исследований», где выходили многие публикации «Пролога». Организация прибирала к себе беглых украинских диссидентов и писателей. Справедливости ради стоит отметить, что далеко не все из них знали о том, какая структура за ней стоит. В 1970-е годы программа ЦРУ даже поддерживала выставки украинского искусства в Соединенных Штатах с упором на диссидентские работы, запрещенные в советской Украине. Недавно рассекреченный отчет ЦРУ за 1972 год о деятельности «Пролога» недвусмысленно объясняет цель всего этого:

«Этот проект поддерживает диссидентскую интеллигенцию Украины, в основном — людей до 40 лет, оказывая политическую, моральную и материальную помощь и публикуя подпольную диссидентскую литературу. Эти сочинения становятся известными интеллектуалам на Западе, но в основном контрабандой ввозятся в Советский Союз в виде политических ежемесячных журналов и избранных политико-литературных произведений проекта».

Особое внимание в отчете было уделено журналу «Сучасність» («Современность»), который издавался в Мюнхене — он пользовался большим уважением в эмигрантских кругах и подвергся резкой критике со стороны Советского Союза. В отчете также упоминалось об одобрении проекта так называемым «Комитетом 40» под председательством Генри Киссинджера, который курировал все секретные операции.

.

Лебедь вышел на пенсию в 1975 году, но остался советником по делам «Пролога». До 1990-х ЦРУ защищало его от расследований Министерства юстиции по поводу его сотрудничества с нацистами. Так, например, в 1992 году в ответ на запрос Минюста ЦРУ заявило, что никаких доказательств на Лебедя найти не удалось. Он умер в 1998 году.

В конце 1970-х Збигнев Бжезинский, тогдашний советник президента США Джимми Картера по национальной безопасности, расширил программу, потому что был убежден в ее успехе. Его семейное происхождение, вероятно, также сыграло свою роль: отец Бжезинского, польский дипломат, вырос на территории, которая впоследствии стала частью Украины. В 1980-х программа была распространена на другие национальности, проживавшие в Советском Союзе, и в конечном итоге была признана в ЦРУ одной из самых успешных в своем роде.

Влияние через НКО

В то же время на новую организационную основу были поставлены проекты, которые должны были работать с общественным мнением. Когда в 1970-х годах разоблачения в отеле «Уотергейт» привели к раскрытию многих незаконных операций ЦРУ за границей, секретная служба президента Картера была поставлена в строгие рамки.

.

Когда Рональд Рейган заселился в Белый дом в 1980 году, он стал работать над тем, как обойти эти новые юридические ограничения. Уильяму Кейси, руководителю предвыборной кампании Рейгана, впоследствии ставшему главой ЦРУ, пришла в голову идея передать тайные программы воздействия на общественное мнение на аутсорсинг некому официальному фонду «продвижения демократии». Для этого в 1983 году была создана странная гибридная структура под названием Национальный фонд в поддержку демократии (National Endowment for Democracy, NED, внесен в России в список нежелательных организаций). Этот фонд был официально учрежден Конгрессом и финансировался Государственным департаментом, но формально функционировал как частная некоммерческая организация. Это позволяло поддерживать иностранные организации без прямого перечисления средств правительством США.

.

NED последовательно распределял свои деньги и создавал сети влияния в течение десятилетий после падения Берлинской стены. Годовой бюджет организации составляет примерно 100 миллионов долларов, и, согласно годовому отчету, в 2012 году фонд пустил 3,4 миллиона из них на Украину для «продвижения демократии».

В 2014 году на официальном сайте NED было перечислено более 50 отдельных проектов на Украине, получивших финансирование на общую сумму 2,8 миллиона долларов. Так, например, по данным NED в мае 2014 года было потрачено 370 000 долларов на оплату наблюдателей на выборах, — чтобы сделать избрание Петра Порошенко «более свободным и справедливым». Но тщательно взращиваются и более мелкие проекты, такие как «Днепровский центр социальных исследований», который получил 20 000 долларов на «улучшение доступа к независимым СМИ в восточном районе Днепропетровской области» и издает собственную региональную онлайн-газету. 40 000 долларов пошли «Донецкому пресс-клубу» на «повышение профессионализма СМИ на востоке Украины». Фонд сплел тонкую паутину, которая еще до Майдана добралась до самых маленьких регионов страны. В своем итоговом отчете за 2014 год NED сообщал о «замечательной роли», которую сыграли украинские бенефициары организации в политических потрясениях в стране.

В 1950-х годах ЦРУ делало ставку на «бандеровцев» вроде Миколы Лебедя. Сегодня оно, посредством различных инструментов «мягкой силы» в лице НКО и фондов, опирается на его идейных последователей. Меняются действующие лица, но не цели и не методы. Как некогда сказал Киплинг, «только когда все умрут, закончится большая игра».

Материал взят: Тут

Другие новости

Навигация