Вопросы по использованию самолётов ДРЛО, разведки и боевого управления в ходе СВО на Украине ( 7 фото )
- 22.06.2022
- 14 826
ДРЛО, вертолёты и Мариуполь
Сложнейшим участком боевых действий на территории Украины стал город Мариуполь, в особенности территория завода «Азовсталь». Сложность ведения боёв в городских условиях вопросов не вызывает, но вызывает вопрос, как вооружённые силы Украины (ВСУ) рассчитывали обеспечить эвакуацию руководства полка «Азов», а также, возможно, высокопоставленных военных специалистов стран Запада. Определённое количество транспортных вертолётов было уничтожено, однако, по данным открытой печати, один или несколько вертолётов смогли прорваться на сверхмалой высоте.
Как это могло произойти? Нет, если говорить о зенитно-ракетных комплексах (ЗРК) и переносных зенитно-ракетных комплексах (ПЗРК), то вопросов нет – кривизна поверхности Земли, естественные и искусственные неровности позволяют авиации противника прорываться на сверхмалой высоте. Однако ситуация радикально меняется при наличии самолётов или вертолётов дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО), потенциально способных осуществлять обнаружение малоразмерных низколетящих целей на дальности в несколько сотен километров.
Важность интенсивного применения самолётов ДРЛО ранее рассматривалась в материале Спецоперация России на Украине: развеять туман войны. Самолётов ДРЛО у России мало – около двадцати машин, тем не менее они есть, но при этом украинские военно-воздушные силы (ВВС) по-прежнему существуют, и иногда они осуществляют дерзкие операции по вывозу пленных или нанесению ударов по Российской территории.
Исходя из вышеизложенного, возникает вопрос, как ВВС Украины смогли обеспечивать свои операции по эвакуации пленных из Мариуполя? Как могли быть допущены прорывы украинской боевой авиации для нанесения ударов по российской территории? Почему вообще ВВС Украины ещё пытаются наносить удары авиацией по российским войскам?
Если в отношении Мариуполя достоверных данных нет, удары по российской территории были единичными, то невозможно отрицать то, что ВВС Украины хоть изредка, но появляются в небе над Украиной. Характерно, что в открытой печати нет достоверной информации и видео применения российских самолётов ДРЛО, при этом ВСУ отчитались, что один российский самолёт ДРЛО они «приземлили».
Да, самолёты ДРЛО могут беречь, не заводя их на территорию Украины, но дальность обнаружения цели типа «истребитель» для самолёта ДРЛО А-50 составляет порядка 300 километров, крылатой ракеты – порядка 200 километров, где-то на этом уровне должна быть и дальность обнаружения вертолётов, при этом дальность имеющихся у Украины модификаций ЗРК С-300 составляет порядка 100 км.
Самолёт ДРЛО А-50. Изображение wikipedia.org
Таким образом, даже осуществляя патрулирование на удалении в 100 километров от линии фронта, самолёт ДРЛО будет видеть транспортные самолёты противника на глубину до 300 километров, истребители на расстоянии до 200 километров, а вертолёты на расстоянии до 100 километров, конечно, если характеристики российских самолётов ДРЛО, имеющиеся в открытой печати, соответствуют действительности.
Так почему российские самолёты ДРЛО бездействуют, и бездействуют ли они на самом деле? Ответов может быть несколько.
Самолёты ДРЛО используются, но нерегулярно, поэтому ВСУ используют «окна» в их работе для использования своей авиации по данным радиотехнической разведки (РТР) стран Запада.
Характеристики российских самолётов ДРЛО ниже, чем это указывается в открытой печати, например, дальность обнаружения низколетящих целей типа «вертолёт». Особенно это может быть актуально для немодернизированных машин.
Может быть рассмотрен и комбинированный вариант, когда ВСУ используют авиацию только во время боевого дежурства немодернизированных российских самолётов ДРЛО А-50, опять же, по данным РТР стран Запада. Не зря их стратегические разведывательные беспилотные летательные аппараты (БПЛА) типа Global Hawk всё время ошиваются рядом с Крымом.
ОТРК и 976 СКИП
Можно упомянуть ещё одно ответвление семейства самолётов ДРЛО А-50 – это самолётные командно-измерительные пункты 976 СКИП (изделие 976). Построенные на базе Ил-76МД, они предназначены для телеметрии различных типов ракет и боевых блоков. В числе прочего эти машины могут осуществлять контроль траекторий полёта испытываемых ракет, сбор, обработку и отображение траекторной информации в реальном времени, а также трансляцию по каналам спутниковой связи.
Дальность отслеживания испытываемых ракет составляет от 400 км для маловысотных до 3000 километров для высоколетящих объектов, а при групповом использовании СКИП максимальная дальность отслеживания превышает 10 000 километров. В России имеется четыре таких самолёта.
Изделие 976. Изображение russianplanes.net
Подробная информация о возможностях изделия 976 отсутствует, но можно предположить, что как минимум теоретически они могут быть использованы для отслеживания позиций оперативно-тактических ракет (ОТРК) «Точка-У». Совсем недавно эти ОТРК наносили значительный ущерб ВС РФ, Донецкой и Луганской народным республикам (ДНР и ЛНР), а также мирным жителям восточных регионов Украины, этот вопрос ранее рассматривался в материале Почему украинские ракеты ОТРК «Точка-У» поражают цели на территории России и освобождённой части Украины.
Сейчас информация о применении ОТРК «Точка-У» практически отсутствует – возможно, большая часть пусковых установок (ПУ) уничтожена, возможно, закончились запасы ракет, а скорее всего – и то, и другое. Однако сейчас имеется риск поставок на Украину американских оперативно-тактических ракет ATACMS, запускаемых с ПУ реактивных систем залпового огня (РСЗО) M270 MLRS на дальность до 300 километров.
Оперативно-тактическая ракета ATACMS, запускаемая из РСЗО M270 MLRS. Изображение wikipedia.org
Информация о применении самолётов 976 СКИП на Украине отсутствует, скорее всего, они там и не применялись, но вопрос об использовании этих машин для отслеживания запусков оперативно-тактических ракет, выведения на позиции ОТРК и ударной авиации вполне закономерен. Не исключено, что изделие 976 не может осуществлять поиск стартующих ракет в широком диапазоне координат, но исходя из открытых данных, эту задачу должны быть способны решать самолёты ДРЛО А-50, а далее первичные данные потенциально могут передаваться самолётам 976 СКИП, которые с высокой точностью определят координаты точки запуска.
Впрочем, вопрос применения самолётов 976 СКИП скорее относится к теоретическим – слишком мало информации в открытой печати о реальных возможностях этих машин. С другой стороны, не задать его нельзя – слишком большую угрозу представляют ОТРК для ВС РФ и гражданских объектов, нельзя пренебрегать никакими имеющимися возможностями по противодействию этой угрозе.
Авиационная разведка наземных целей
Как мы уже говорили в вышеупомянутой статье, аналогов БПЛА стратегической разведки типа Global Hawk у ВС РФ нет. Однако имеется два самолёта радиотехнической и оптико-электронной разведки Ту-214Р, концептуально схожих с американскими самолётами боевого управления и целеуказания E-8 Joint STARS. Эти самолёты, используя радиолокационную станцию (РЛС) бокового обзора с синтезированной апертурой, могут осуществлять обнаружение наземных целей на расстоянии свыше 200 километров.
E-8 Joint STARS (слева) и Ту-214Р (справа). Изображение wikipedia.org
Российский самолёт радиотехнической и оптико-электронной разведки Ту-214Р оснащён РЛС бокового обзора, выполненной на базе активной фазированной антенной решётки (АФАР), способной работать в режиме с синтезированной апертурой, с предполагаемой дальностью до 250 километров, комплексом пассивной радиотехнической разведки МРК-411, способным засекать радиоизлучение на дальности до 400 километров, а также комплексом оптической разведки «Фракция», способным получать фото- и видеоизображения высокого разрешения в видимом и инфракрасном диапазоне.
Если возможности аппаратуры E-8 Joint STARS и Ту-214Р сопоставимы, то это позволяет обеспечить контроль территорий вблизи линии фронта без риска для самолёта разведчика со стороны противовоздушной обороны (ПВО) противника. Например, осуществлять своевременное обнаружение железнодорожных составов и колонн с боеприпасами, техникой и живой силой, движущихся в сторону линии фронта, а затем обеспечить их уничтожение артиллерией и авиацией.
Изображение наземных движущихся целей, полученное РЛС самолёта E-8 JSTARS, наложенное на аэрофотоснимок. Если Ту-214Р может обеспечить что-то подобное, то любые скопления наземных целей, движущиеся в сторону фронта, могут интерпретироваться как подкрепления ВСУ и уничтожаться. Изображение wearethemighty.com
Можно представить, как повлияет на эффективность сопротивления вооружённых сил Украины (ВСУ) и моральный дух бойцов уничтожение большей части подкреплений ещё на подходе к линии фронта. Тем не менее, судя по фото- и видеорепортажам из зоны боевых действий, пока значительная часть подкреплений, топлива и боеприпасов достигает линии фронта.
Если информация об эпизодическом применении Ту-214Р в Сирии в открытой печати появлялась, то о применении этих машин на Украине никакой информации нет.
Потенциально, по данным открытой печати, наземные цели могут отслеживать и самолёты ДРЛО А-50, но есть подозрение, что в реальности они просто не способны обработать такое большое количество целей, в особенности одновременно на земле.
Возможно, что самолёты радиотехнической и оптико-электронной разведки Ту-214Р могли бы дополнить самолёты Ту-214ОН, ранее задействованные по программе «Открытое небо». Программа «Открытое небо» приказала долго жить, поэтому толку от них сейчас мало. Их разведывательные системы в рамках ранее решаемых задач имели ограниченные возможности, продиктованные условиями договоров в рамках программы «Открытое небо». Например, разрешение цифровых фотокамер было ограничено на уровне 30 см, а инфракрасных на уровне 50 см, дальность РЛС бокового обзора составляет всего 50 километров (зачем они вообще были нужны, какую полезную информацию они могли дать?).
Ту-214ОН. Изображение wikipedia.org
Впрочем, вполне вероятно, что эти ограничения могут быть устранены (или они уже устранены), и самолёты Ту-214ОН могли бы внести свою лепту в проведении российской спецоперации на Украине.
Выводы
Информация о проведении российской спецоперации на Украине подаётся крайне дозированно. В частности, информация о применении самолётов ДРЛО типа А-50 и самолётов радиотехнической и оптико-электронной разведки Ту-214Р в открытых источниках отсутствует, поэтому судить можно лишь по косвенным признакам. А к этим признакам относится относительно вольготное перемещение как украинской авиации, так и наземных сил, и не только в глубине территории Украины, но и вблизи линии фронта. У ВСУ не кончаются боеприпасы, не кончается топливо, они своевременно получают подкрепление техникой и живой силой. По крайней мере, именно такое впечатление складывается после изучения не то что проукраинских, но даже пророссийских источников информации.
Например, на 11.06.2022 г. опять появилась информация об уничтоженных самолётах Су-25 и МиГ-29 противника. Что это означает, что они отправляются в один полёт, их тут же сбивают, затем Украина где-то достаёт новые самолёты и новых пилотов? Они что, самоубийцы – лететь в один полёт без возврата? Или самолёты ВСУ всё-таки совершают по несколько успешных вылетов, пока, наконец, не попадут в зону поражения российских ЗРК или не встретятся с истребителями ВВС РФ? Как это может быть возможно в ситуации, когда небо над линией фронта контролируется самолётами ДРЛО? Или не контролируется? Или не постоянно? Или российские самолёты ДРЛО плохо видят низколетящие цели?
Вообще, как уже говорилось неоднократно и на совершенно различных ресурсах, освещение российской спецоперации ведётся кране неэффективно – замалчивания поражений, попытки скрыть просчёты и неудачи не добавляют достоверности и сообщениям о реальных победах.
Недостаток данных от официальных источников порождает информационный вакуум, который сторонники российской спецоперации заполняют вопросами, пусть иногда и не очень приятными, но проблема в том, что противники не задают вопросы, а дают ответы, содержащие сведения далеко не в пользу ВС РФ.
Так или иначе, но можно с высокой вероятностью утверждать, что проведение российской спецоперации на Украине вскрыло значительную нехватку авиационных средств разведки и управления – средневысотных и стратегических разведывательных БПЛА, самолётов ДРЛО, самолётов разведки, управления и целеуказания. А возможно, что и проблемы в части тактико-технических характеристик существующей техники. Быть может, со временем информация на этот счёт всё-таки будет постепенно просачиваться и из официальных источников.
Автор:Андрей Митрофанов
Материал взят: Тут