О понятийном аппарате в военной сфере ( 1 фото )
- 03.06.2022
- 17 370
Изображение: mil.ru
В 2013 году в целях совершенствования системы централизованного управления военной организацией государства и экономикой страны при решении вопросов подготовки к вооружённой защите страны, Президентом России было принято решение о создании Национального центра управления обороной (НЦУО) РФ.
О его предназначении и функциях, реально выполняемых задачах и достижениях неоднократно сообщалось в СМИ, анализировалось в военных кругах. Нам хочется обсудить здесь еще один аспект появления этого объекта в составе структуры управления ВС РФ, а именно в изменениях понятийного аппарата.
Анализ даже основных законодательных и нормативно-правовых документов показывает, что с точки зрения его чистоты не все благополучно. В них, к сожалению, приводятся далеко не все необходимые формулировки понятий, а имеющиеся не всегда взаимоувязаны.
Сразу заметим, что формирование понятийного аппарата в любой области знаний дело весьма непростое. Система понятий формируется на определенном историческом фоне, и сами понятия имеют свою историю. Как отдельные слова и словосочетания, они возникают (рождаются), развиваются, трансформируются, расширяют сферы применения (живут) и в определенное время могут приобретать отличные от изначального смыслы, или даже исчезать (умирают). Зачастую некоторые слова и термины на практике приобретают смысловую идентичность, хотя имеют существенные отличия.
В контексте статьи, например, это относится к понятиям «государство» и «страна», поскольку совершенно свободно используются и «оборона РФ» в наименовании НЦУО РФ, и «оборона страны» в «Стратегии национальной безопасности».
Государство – форма политической организации жизни людей, объединенных территориально, и управляемых с помощью власти. Страна – часть территории с ее географическими и природными характеристиками, и проживающими на ней народами, обладающими исторической, культурной, ментальной общностью. Вроде бы различные понятия и, множество авторов предлагают их никогда не путать.
Однако, если сформулировать несколько по-иному: «организованное определенным образом население, проживающее на одной территории», то можно признать слова идентичными. Слова два, а глубинный смысл один, и это не только интуитивно улавливается людьми, но используется в нормативно-правовых документах.
А есть такие слова, например «война», которые на практике применяются во множестве совершенно различных предметных областей. Такая вот казуистика, и всегда существует потребность максимально выверить формулировки, ища глубинный смысл и стремясь к их универсальности. Об этом подробнее речь пойдет ниже.
Начнем с использования словосочетания «управление обороной РФ (страны)», где мы видим, что по наименованию НЦУО РФ привязывается к форме военных действий (обороне) и к тем более широкому понятию, как оборона страны. В принципе, любые военные действия, война, в ее традиционном понимании, ведется в двух глобальных формах: наступление и оборона. Однако даже нелепо обсуждать термин «наступление страны» или «управление наступлением РФ».
В Федеральном законе «Об обороне» под обороной понимается «система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории». Используется на практике логически вытекающее из этого определения словосочетание «управление национальной обороной», как целенаправленная деятельность органов государственной власти по реализации этой «системы мер».
Но НЦУО РФ – это объект управления в структуре Генерального штаба РФ, на котором не могут лежать функции по реализации, например, политических, экономических, правовых мер, т. е. не может управлять обороной, в ее содержании, изложенном в официальном определении. Так оно и есть на самом деле, поскольку документами, регламентирующими работу НЦУО, предусматривается управление только ВС РФ.
Но одновременно требуется обеспечивать взаимодействие с весьма обширным перечнем других структур, занятых в сфере обороны. И надо отметить, что степень этого взаимодействия, с учетом предусматриваемых рабочих мест для руководства страны, представительств ФОИВ, связей с государственными информационными системами, позволяет, на наш взгляд, выполнять некоторые функции управления обороной в целом. Создается впечатление, что статус НЦУО РФ может быть повыше, чем принадлежность к ГШ ВС РФ.
На определенные неувязки указывает и его место в Системе распределенных ситуационных центров (СРСЦ) в органах государственной власти (включая ФОИВ), которая должна обеспечивать интересы национальной безопасности, в том числе военной. Тогда, в соответствии с возлагаемыми на него функциями, НЦУО РФ представляет собой, как и аналогичные в других ФОИВ, Ситуационный центр Минобороны.
Вернемся к обсуждению понятийного аппарата в сфере обороны. Но, прежде чем определиться с понятием «управление обороной РФ» и другими с ним взаимосвязанными, полагаем необходимым обратиться к исходному глобальному понятию «война». И здесь существует множество неувязок.
Традиционно «войну» определяют, как общественно-политическое явление, а также как форму разрешения межгосударственных и иных противоречий средствами военного насилия. Есть и самое знаменитое «война – продолжение политики…», т. е. сама политика.
В последнее время война и мир рассматриваются как этапы состояния цивилизации, как фазы циклов бытия человечества. «Мир» определяется как способ бытия, сформированного последней войной, который формирует потенциал перемен. «Война» – как способ перехода к новой модели архитектуры мира.
Существуют определения, где «война» считается целенаправленным процессом, характеризующимся борьбой субъектов геополитики за утверждение (подтверждение) их роли и статуса.
Понятно, что термин здесь используется в глобальном геополитическом смысле, т. е. относится к межгосударственным или межкоалиционным отношениям в стадии вооруженного противоборства. Применительно к этой сфере «Военной доктриной РФ» использованы только понятия: «крупномасштабная, региональная, локальная» война. Однако это понятие и в официальных документах используются, как: «холодная», «информационная», «кибернетическая», «сетевая», «сетецентрическая», «диффузная», «гибридная».
Углубляясь в цивилизационные аспекты бытия, видный военный теоретик А. И. Владимиров находит высшую форму войны в виде «войны Смыслов». При таком подходе, особенно в существующей действительности, имеет смысл рассматривать и формулировку «война Ресурсов». Основанием для этого служит то, что в существенной степени политику и стратегию ведущих государств определяет владение глобальными ресурсами, к которым относятся: природные, людские и финансовые. В той или иной степени ими обладают все государства, однако преимущественно первым из них владеет Россия, вторым – Китай, третьим – США. Это во многом определяет тенденции геополитики, роль и место государств в этой перманентной войне.
Но термин широко используется и в других сферах, как: «торговая», «экономическая», «религиозная», «криминальная» и множество других. Применяется он и весьма специфически, например, «рельсовая война». Более того, используется термин и в практически бытовых конфликтах между людьми.
Как видно, термин применяется в различных сферах, хотя изначально и исторически он относился к вооруженной борьбе государств. Можно, конечно, считать, что его употребление применительно к сферам, не связанным с традиционным и главным его пониманием, является сленговым, подчеркивающим степень важности в возникающих отношениях на различных уровнях. Но, с другой стороны, напрашивается необходимость сформулировать его более широкий универсальный смысл. С учетом изложенного, рискнем это сделать.
Но прежде определимся с тем, что в любом случае здесь имеется в виду наличие сторон, кем бы они ни были, находящихся в конфликте, характеризующемся различной степенью разногласий. Дадим, в связи с этим, некоторые определения.
Конфликт – противостояние сторон, обусловленное принципиальными и существенными разногласиями в сферах идеологического, политического, религиозного, социального, экономического, территориального и иного характера.
Сторонами, определяющими масштаб противостояния, могут быть: люди (группы людей), организации и сообщества (финансово-экономические, промышленные, медийные, общественные, религиозные, криминальные и др.), государства (коалиции государств).
Способами действий сторон могут быть: информационные, финансово-экономические, дипломатические, военные. Они могут применяться и в качестве угроз.
Противостояние – степень развития разногласий, не вызывающих необходимость активных действий сторон конфликта.
Противоборство – степень развития противостояния в стадию активных действий сторон конфликта с целью достижения возможности формирования ими своих взглядов, ценностей, претензий и их использования на более обширном физическом и виртуальном «пространстве».
Крайняя стадия противоборства – совокупность действий сторон с решительными целями, направленными на достижение несомненного превосходства и утверждения (подтверждения) их роли и статуса.
На основании этого дадим определение термина «война».
Под войной, в широком значении, понимается состояние крайней стадии противоборства находящихся в конфликте сторон, действующих различными способами в разнообразных сферах, с целями, направленными на достижение их превосходства.
На наш взгляд, использование этой терминологии возможно применительно к любому составу конфликтующих сторон, масштабу и сфере их противостояния или противоборства. Их конкретное содержание делает естественным применение термина «война» в конкретном (узком) его значении. Таких, например, как: по масштабности – «мировая, региональная, локальная», по сфере – «религиозная, экономическая, торговая, дипломатическая и т. п.», и даже в своеобразном значении – «криминальная, межклановая, рельсовая и т. д.».
Продолжим обсуждение понятия «оборона страны», полагая его сущностную увязку с понятием «война» в условиях современности. Его широкое значение конкретизируется межгосударственным масштабом конфликта в идеологической и политико-экономической сферах. И если раньше войной на этом уровне могло называться противоборство с обязательным применением летального вооружения, то теперь это положение изменилось.
Во-первых, существует угроза взаимного уничтожения, т. е. цель противоборства не может быть достигнута одной из сторон, в том числе и из опасения о перерастании применения обычных летальных вооружений в ядерные. Поскольку конфликты неизбежны, а цели противоборства остаются, то достичь их возможно на более ранних стадиях. Появились концепции сетевых и гибридных войн.
Это отразилось и на способах воздействия на противника, т. е. ведения войн. Они перешли на финансово-экономические, кибернетические, информационно-пропагандистские ресурсы. Применение летального оружия в существенной степени перешло в систему угроз ими.
А оборона страны должна осуществляться задолго до перехода в стадию военных угроз и обусловлена требованиями национальной безопасности.
В соответствии со «Стратегией национальной безопасности России» целями обороны страны является обеспечение ее военной безопасности, а достижение целей осуществляется совершенствованием военной организации государства. То есть военная безопасность достигается обороной страны и осуществляется военной организацией государства.
В «Военной доктрине» дано определение:
«…военная организация государства (далее – военная организация) – совокупность органов государственного и военного управления, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее – Вооруженные Силы и другие войска), составляющих ее основу и осуществляющих свою деятельность военными методами, а также части производственного и научного комплексов страны, совместная деятельность которых направлена на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации».
Здесь четко обозначено, что это совокупность различных организационных структур государства, а главное названа их сущностная целевая составляющая – деятельность. И эта деятельность, по сути, и есть оборона страны.
Таким образом, оборона страны – это не статичная «система мер», а динамичная «деятельность» и государства, и народа в интересах подготовки к войне, а тем более в ее ходе. И главное место в этой деятельности занимает объединяющая все структурные элементы сил и средств, задействованных в сфере обороны страны – «военная организация государства».
Отметим, что в законодательных и правовых документах отсутствуют официальные определения понятия «военная безопасность», будем полагать, что это состояние способности государства в успешном военном противоборстве с предполагаемым противником.
Используемое в понятиях словосочетание «вооруженная защита» также не имеет официального определения. Реально существуют разные формулировки от «…отстаивание национальных интересов» до «…деятельность народа, государства и его военной организации», что не делает термин однозначным.
Необходимо определиться, что относится к «вооружениям» с учетом весьма эффективных других средств, используемых в так называемых «гибридных войнах». Полагаем, можно отнести к «вооруженной защите» все средства, используемые Вооруженными силами РФ, и не только ими.
Остается не совсем понятным термин «деятельность военными методами», поскольку в деятельности ВС РФ и войск, как в мирное, так и в военное время, много и совсем не «военных» методов, эффективность которых даже значительнее военных. Налицо потребность отойти от этих проблематичных терминов, и с учетом этих замечаний предпринята попытка уточнения понятий.
Под обороной страны (национальной обороной) понимается деятельность военной организации государства, реализующей политические, экономические, военные, социальные, правовые и иные меры по обеспечению военной безопасности страны.
Под военной организацией государства понимается совокупность организованных структур государственной власти, Вооруженных Сил РФ и других войск, а также части научного и промышленного комплекса страны, совместная деятельность которых направлена на обеспечение военной безопасности страны.
Под управлением обороной страны (национальной обороной) понимается деятельность органов управления военной организации государства по обеспечению требуемого уровня реализации политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер в интересах обеспечения военной безопасности страны.
Под системой управления обороной страны (национальной обороной) понимается специально организованная совокупность органов управления военной организации государства и их технической основы, образующих определенную целостность (единство) и обеспечивающих эффективное решение всего комплекса возложенных на них задач обороны страны.
Техническая основа системы управления обороной – совокупность организованных во времени и пространстве стационарных и мобильных объектов, располагающих совместимыми информационными, вычислительными и телекоммуникационными ресурсами.
На наш взгляд, такая система понятий в необходимой степени обосновывает многообразную деятельность созданного и постоянно развивающегося базового структурного элемента военной организация государства Национального Центра управления обороной Российской Федерации.
С учетом расположения в нем рабочих мест руководства государством, необходимых представительств ФОИВ, наличием подчиненных структур в регионах, связей с Системой распределенных ситуационных центров (СРСЦ), полагаем, что возможно при дальнейшем развитии изменить его статус, как Государственного органа оперативного управления обеспечением военной безопасности страны.
Изложенные в статье положения и формулировки, конечно, нуждаются в обсуждении и возможной корректировке. Полагаю, что упорядочение понятийного аппарата в военной сфере сыграет положительную роль.
Автор:Анатолий Ануфриев
Материал взят: Тут