Anari
Откуда эта песня? 10 треков, известных благодаря кино и телевидению ( 1 фото )
Бывают более или менее известные исполнители, бывают группы одного хита. Бывают и такие музыканты, чей единственный хит стал известен, потому что вписался в популярный фильм. Как правило, такое начало карьеры не обещает исполнителю никакой известности впереди, зато эти песни из кино живут с нами очень долго.
18+
Кадр из фильма «Донни Дарко». реж. Ричард Келли
The Rembrandts — I'll Be There For You из сериала «Друзья»
Из всех песен, которые стали известны благодаря Голливуду, навязший в зубах хит из сериала «Друзья» — и самый милый, и самый циничный пример. The Rembrandts были одной из сотен маленьких альтернативных групп Америки 90-х годов. Именно такую музыку — рок, но «человечный», не слишком агрессивный, но с легким налетом интеллектуальности, — обожало поколение молодых американцев самого успешного с точки зрения консьюмеризма десятилетия. Время тяжелого метала и нервного гранжа на глазах ушли в прошлое.
Иконами стиля были R. E.M., именно их Shiny Happy People должны были предварять еженедельный выход «Друзей». Но группа Майкла Стайпа отказалась, поэтому шоураннеры взяли заведомых ноунеймов и... написали им песню. Точнее, основная часть текста I'll Be There For You написана соавторами сериала Дэвидом Крейном и Мартой Кауффман. Кроме того, песня изначально существовала лишь в короткой версии, которую мы слышим в заставке сериала. Лишь на волне успеха The Rembrandts доделали полную версию, чтобы продюсерский джингл зазвучал почти настоящей песней. И всё же трудно презирать I'll Be There For You, как невозможно ненавидеть «Друзей» тем, кто на них вырос. Сколь ни наивен мир, сколь ни плоски шутки — они, кажется, пытались быть настоящими друзьями. «Я буду с тобой в трудное время» — кто откажется это услышать?
Lustra — Scotty Doesn't Know из фильма «Евротур»
Самая веселая и самая неожиданная песня в нашей подборке. Что и неудивительно, поскольку «Евротур» — фильм-парадокс. Его сделали Джефф Шеффер, Алек Берг и Дэниэл Голдберг, сценаристы предшественника «Друзей» — «Сайнфелда» — и тоже комедийного, но не столь массового сериала «Умерь свой энтузиазм». «Евротур» существует в длинном ряду молодежных секс-комедий, выпущенных на переломе двух веков, причем к 2004 году ажиотаж вокруг жанра начал утихать. Однако только «Евротур» остался по-настоящему на слуху, именно его (а не «Американский пирог») пересматривают и сегодня. Может, дело в сюжете и месте действия: американские подростки импульсивно отправляются в путешествие по Европе? Выход за пределы мирка школ и колледжей США обеспечил фильму если не глубину, то самоиронию. Получилась какая-то невиданная, но почему-то обаятельная Европа безумных стереотипов. Не разговаривайте с итальянцами в поезде, не доверяйте немецким детишкам и даже не спрашивайте, что такое «флюгегехаймен».
Так что насчет Скотти? Это главный герой фильма, которому всю школу изменяла девушка с фронтменом группы Lustra. Последнего, чтоб было совсем хорошо, играет Мэтт Дэймон собственной персоной. В его песне рассказывается, как Скотти ни о чем не подозревает, хотя измена происходит буквально у него на глазах. Ужасно, но так смешно, что даже друзья Скотти слушают песню, а потом она становится мировым хитом. Единственным в карьере поп-панк-группы Lustra, но навсегда оставшемся в сердцах безалаберного поколения нулевых.
Simple Minds — Don't You (Forget About Me) из фильма «Клуб „Завтрак"»
Если киномузыка девяностых и нулевых предполагала подмигивание, шутку и постмодернистскую иронию, песни восьмидесятых порой серьезны, как сердечный приступ. В целом культовый «Клуб „Завтрак"» Джона Хьюза — довольно веселое кино, но в торжественных и драматических моментах оно выжимает на полную, и музыка соответствует духу. «Клуб» оказался одним из первых в Голливуде фильмов одновременно про и для подростков, а значит, без здоровой доли пафоса обойтись было нельзя. Эксперимент признали успешным: история одного дня оставленных в наказание после уроков старшеклассников смотрелась как большое высказывание о поколении, как пресловутый роман Сэлинджера «Над пропастью во ржи». И вышло так убедительно потому, что Хьюз понимал: подростковому кино нужен стиль.
С последним в США начале восьмидесятых была напряженка, поэтому режиссер обратился к английской поп-культуре, панковским наработкам, бунтарскому кино и музыке. Продюсер Билли Айдола Кит Форси написал главную песню фильма с расчетом на Брайана Ферри, однако тот был занят. Поэтому трек чуть ли не силой навязали малоизвестной группе Simple Minds, вполне типичным представителям британской «новой волны» с ее проникновенной лирикой и холодными синтезаторами. Получились воплощенные 80-е — любовь и боль тинейджера.
Smash Mouth — All Star из фильмов «Таинственные люди» и «Шрек»
Может, отчасти главный хит группы Smash Mouth вошел в список не совсем справедливо, но такая уж с годами сложилась репутация команды и песни. Перед написанием All Star группа искала свой звук, ориентируясь на мягкий альтернативный рок. Задумка удалась: песня попала в чарты, молодежь охотно слушала оптимистичный полный хуков трек с намеком на социальный комментарий. All Star вошла в черную комедию с Беном Стиллером «Таинственные люди», которая однако провалилась в прокате, но клип с героями фильма остался. Далее Smash Mouth поют All Star в «Крысиных бегах» Джерри Цукера с Роуэном Аткинсоном, а затем выходит «Шрек»...
Ирония в том, что авторы мультфильма не хотели, чтоб песня действительно появилась в фильме, используя ее как филлер для титров. Smash Mouth тоже не были в восторге от предложения студии — ведь они почти что панки, а тут детское кино. Но случилось так, как предвидели продюсеры: All Star встала в начало фильма про веселого зеленого гиганта как влитая. Более того, для финальных титров Smash Mouth записали кавер на песню I'm A Believer группы The Monkees. Последние были известны в свое время как оригинальный продюсерский проект бойз-бенда, сделанный под The Beatles. Что до Smash Mouth, они в самом деле растеряли после «Шрека» остатки своей бунтарской ауры, превратившись в беззубую группу для семейного прослушивания. А чего еще желать, когда All Star по-прежнему звучит из каждого утюга, из каждой третьей рекламы.
Ричард Сандерсон — Reality из фильма «Бум»
Романтическая история Клода Пиното с ярким названием «Бум» прославила Софи Марсо. Кроме того, чувственный фильм о первой любви подростков и утомленной любви их родителей стал хитом в Европе, Советском Союзе и Азии, а вот в США и Британии его не очень заметили. Более того, по всему миру гремела песня Reality в исполнении британца Ричарда Сандерсона, так и не достигшего подлинной известности на родине. Автором трека был знаменитый французский кинокомпозитор Владимир Косма, облагородивший «Бум» своим саундтреком и выбравший сладкоголосого Сандерсона для главной песни.
Сам сюжет фильма про девочку, что влюбилась в мальчика, довольно позитивный. Но Reality — печальная песня. Всякое первое чувство печально, поскольку мистически предчувствует свою недолговечность. Французская легкость «Бума» сглаживает остроту боли, но не убирает совсем. Reality написана о том, что воплощения любовных желаний можно достичь лишь в мечтах, которые и составляют истинную реальность. А если верить философу Жан Полю, «Тоска по любви есть сама любовь». Еще о Reality остается сказать, что это идеальная кинопесня в своем жанре и прекрасный выбор для медленного танца молодым и взрослым.
Survivor — Eye Of The Tiger из фильма «Рокки 3»
Не первый случай в списке: автор фильма хочет одну песню, но несогласие музыкантов вынуждает его быстро выбирать другую. Сильвестр Сталлоне хотел для третьего «Рокки» ни много ни мало Another One Bites The Dust — главный коммерческий хит Queen. Легче сказать, чем сделать: пришлось искать менее известных авторов. Выбор Сильвестра пал на группу Survivor. У них вышел только один альбом мелодичного рока, который показался Сталлоне «молодежным». Посмотрев первые минуты фильма и услышав историю с Queen, Survivor чуть не пришли в ужас. Однако быстро перестроились и решили сделать музыкальный блокбастер всем на зависть.
Получилась песня Eye Of The Tiger под стать фильму: тестостероновый боевик о естественном отборе. Критики ненавидели «Рокки 3» после первых авансов Сталлоне, но публика кричала от восторга, а песня просто сводила с ума. 6 недель на верхушке Billboard 100 — не Queen, однако уже кое что. А если учесть, что «Глаз тигра» принес «Рокки 3» единственную номинацю на «Оскар», это много. Может, сегодня те помпезные гитарные соло и синтезаторные пассажи кажутся безнадежно устаревшими, может, Survivor и близко не подбирались к однажды добытой славе — их песня не утратила обаяния. Гимн энергии и чистого действия, без рефлексии и задней мысли. Едва ли нам скоро доведется услышать подобное.
Lazlo Bane — I'm No Superman из сериала «Клиника»
Возможно, самый загадочный пункт в списке. О группе Lazlo Bane почти никто ничего не знает. В русскоязычных текстах даже порой пишут, что это некий певец по имени Ласло. Но надо заметить, что хотя песня «про Супермена» также тесно связана с шоу «Клиника», как I'll Be There For You с «Друзьями», Lazlo Bane отчасти являются противоположностью The Rembrandts. Им пророчили большое будущее как звездам той же поп-альтернативы 90-х. Однако поссорившись один раз с лейблом, Lazlo Bane решили писать музыку без всяких продюсеров и посредников. Раз в жизни им удалось ухватить на этом пути удачу: когда главная звезда «Клиники» Зак Брафф услышал их трек и уговорил шоураннеров сделать его заглавной темой сериала.
I'm No Superman, как и песня из «Друзей», также сетует на тяготы взрослой жизни бывших двадцатилетних. Только делает это уже всерьез — без истерики, но и без дружеского подталкивания локтем в бок. Лирический герой не обещает бодренько быть всегда рядом, а сам признается, что один не вытянет. Это рок-музыка похмельного времени после 90-х, когда многие стали догадываться: XXI век не будет состоять из одного веселья. Тогда же «Клиника» отказалась от закадрового смеха, добавила сюрреального юмора и значительно задрала планку ситкомов.
The Proclaimers — I'm Gonna Be 500 Miles из фильма «Бенни и Джун» и сериала «Как я встретил вашу маму»
Как правило, песни из кино — те песни, которые люди ожидают в этом фильме услышать. Большинство подобных запомнившихся мотивов просто соответствуют поп-музыке своего времени. Песня про 500 миль от шотландской группы The Proclaimers мало на что похожа, хоть и не бог весть как оригинальна. Оригинальными казались в 80-е годы сами музыканты: братья-близнецы Рид из шотландской глубинки с акустической гитарой и фолковыми мотивами. Соответственно, большинство их песен никто не слушал за пределами родной Шотландии, пока трек I'm Gonna Be (500 Miles) не запал в душу актрисе Мэри Стюарт Мастерсон. Считается, что это она уговорила режиссера и продюсеров включить композицию в саундтрек ромкома «Бенни и Джун», и всё завертелось.
В ныне полузабытом фильме Мастерсон с Джонни Деппом играют молодых влюбленных в состоянии шизофрении. А привязчивая песня Proclaimers не то воодушевляет, не то подчеркивает абсурдистский характер этой любви. Так или иначе песня оказалась в хит-параде Billboard благодаря фильму и до сих пор не покидает поп-культурную памятиь. Можно вспомнить хотя бы ситком «Как я встретил вашу маму», где Маршалл называет 500 Miles своей любимой и жутко всем надоедает. А почему она у него любимая? Потому что раз и навсегда застряла в кассетнике машины. Впрочем, злиться на этот привязчивый и бессмысленный хит как-то тяжело: опять же он единственный в своем роде, как Горец.
Гэри Джулс и Майкл Эндрюс — Mad World из фильма «Донни Дарко»
Конечно, мы знаем, что оригинал песни о безумном мире был записан в начале 1980-х выходцами из британского нью-вейва, группой Tears For Fears. Но, во-первых, когда кавер спустя 20 лет покоряет хит-парады — это само по себе событие. А во-вторых, положа руку на сердце, Mad World Гэри Джулса и Майкла Эндрюса — совсем другая песня. Версия Tears For Fears была продуктом своего времени: танцевальный трек для красиво страдающих подростков, контролируемая британская истерика.
Когда версия Джулса прозвучала в пронзительной концовке «Донни Дарко», там не было бита, не было задора — только тихое фортепиано и печаль. Печаль по всему миру, такая щемящая в этом фильме Ричарда Келли, которого называли Дэвидом Линчем для молодежи. Мы слышим в этой музыке, что смерть придает смысл и красоту абсурду жизни. Точное попадание малоизвестных до и после Джулса и Эндрюса обеспечило им места на вершине рождественских чартов, а также клип другого странного сновидца Мишеля Гондри, где люди складываются в фигурки на тротуаре, стал не меньшей вершиной, чем кино и песня.
Игорь Корнелюк — «Город, которого нет» из сериала «Бандитский Петербург»
Это не совсем честный пункт, но остаться без подобного русского бонуса было бы тоже неправильно. Да, Игорь Корнелюк с 80-х годов был умеренно известным певцом и композитором. Но эта умеренная известность не сулила ему особенного узнавания в народе. И к тому же сравнивать «Подожди-дожди-дожди» с «Городом, которого нет» как-то нелепо. Ирония еще и в том, что композитор, как часто бывает, неверно оценил плоды своего творчества и хотел, чтобы главной темой «Бандитского Петербурга» была написанная им для Татьяны Булановой и вскоре прочно забытая песня «Ты для меня чужой».
После хитового сериала началась кинокомпозиторская карьера Корнелюка: больше всего он работал с соавтором «Петербурга» Владимиром Бортко, в том числе в «Идиоте» и «Мастере и Маргарите». А «Город» остался вершиной — безошибочно узнаваемая песня о вечной тоске и вечном возвращении. Зрители прильнули к экрану, глядя, как погружается в пучину истории, подобно Атлантиде, недавняя криминальная столица 90-х. И тут же заражались вирусом ностальгии, прямо под пение Корнелюка. Этот вирус, наверное, с нами до сих пор.
Текст: Андрей Гореликов
18+
Кадр из фильма «Донни Дарко». реж. Ричард Келли
The Rembrandts — I'll Be There For You из сериала «Друзья»
Из всех песен, которые стали известны благодаря Голливуду, навязший в зубах хит из сериала «Друзья» — и самый милый, и самый циничный пример. The Rembrandts были одной из сотен маленьких альтернативных групп Америки 90-х годов. Именно такую музыку — рок, но «человечный», не слишком агрессивный, но с легким налетом интеллектуальности, — обожало поколение молодых американцев самого успешного с точки зрения консьюмеризма десятилетия. Время тяжелого метала и нервного гранжа на глазах ушли в прошлое.
Иконами стиля были R. E.M., именно их Shiny Happy People должны были предварять еженедельный выход «Друзей». Но группа Майкла Стайпа отказалась, поэтому шоураннеры взяли заведомых ноунеймов и... написали им песню. Точнее, основная часть текста I'll Be There For You написана соавторами сериала Дэвидом Крейном и Мартой Кауффман. Кроме того, песня изначально существовала лишь в короткой версии, которую мы слышим в заставке сериала. Лишь на волне успеха The Rembrandts доделали полную версию, чтобы продюсерский джингл зазвучал почти настоящей песней. И всё же трудно презирать I'll Be There For You, как невозможно ненавидеть «Друзей» тем, кто на них вырос. Сколь ни наивен мир, сколь ни плоски шутки — они, кажется, пытались быть настоящими друзьями. «Я буду с тобой в трудное время» — кто откажется это услышать?
Lustra — Scotty Doesn't Know из фильма «Евротур»
Самая веселая и самая неожиданная песня в нашей подборке. Что и неудивительно, поскольку «Евротур» — фильм-парадокс. Его сделали Джефф Шеффер, Алек Берг и Дэниэл Голдберг, сценаристы предшественника «Друзей» — «Сайнфелда» — и тоже комедийного, но не столь массового сериала «Умерь свой энтузиазм». «Евротур» существует в длинном ряду молодежных секс-комедий, выпущенных на переломе двух веков, причем к 2004 году ажиотаж вокруг жанра начал утихать. Однако только «Евротур» остался по-настоящему на слуху, именно его (а не «Американский пирог») пересматривают и сегодня. Может, дело в сюжете и месте действия: американские подростки импульсивно отправляются в путешествие по Европе? Выход за пределы мирка школ и колледжей США обеспечил фильму если не глубину, то самоиронию. Получилась какая-то невиданная, но почему-то обаятельная Европа безумных стереотипов. Не разговаривайте с итальянцами в поезде, не доверяйте немецким детишкам и даже не спрашивайте, что такое «флюгегехаймен».
Так что насчет Скотти? Это главный герой фильма, которому всю школу изменяла девушка с фронтменом группы Lustra. Последнего, чтоб было совсем хорошо, играет Мэтт Дэймон собственной персоной. В его песне рассказывается, как Скотти ни о чем не подозревает, хотя измена происходит буквально у него на глазах. Ужасно, но так смешно, что даже друзья Скотти слушают песню, а потом она становится мировым хитом. Единственным в карьере поп-панк-группы Lustra, но навсегда оставшемся в сердцах безалаберного поколения нулевых.
Simple Minds — Don't You (Forget About Me) из фильма «Клуб „Завтрак"»
Если киномузыка девяностых и нулевых предполагала подмигивание, шутку и постмодернистскую иронию, песни восьмидесятых порой серьезны, как сердечный приступ. В целом культовый «Клуб „Завтрак"» Джона Хьюза — довольно веселое кино, но в торжественных и драматических моментах оно выжимает на полную, и музыка соответствует духу. «Клуб» оказался одним из первых в Голливуде фильмов одновременно про и для подростков, а значит, без здоровой доли пафоса обойтись было нельзя. Эксперимент признали успешным: история одного дня оставленных в наказание после уроков старшеклассников смотрелась как большое высказывание о поколении, как пресловутый роман Сэлинджера «Над пропастью во ржи». И вышло так убедительно потому, что Хьюз понимал: подростковому кино нужен стиль.
С последним в США начале восьмидесятых была напряженка, поэтому режиссер обратился к английской поп-культуре, панковским наработкам, бунтарскому кино и музыке. Продюсер Билли Айдола Кит Форси написал главную песню фильма с расчетом на Брайана Ферри, однако тот был занят. Поэтому трек чуть ли не силой навязали малоизвестной группе Simple Minds, вполне типичным представителям британской «новой волны» с ее проникновенной лирикой и холодными синтезаторами. Получились воплощенные 80-е — любовь и боль тинейджера.
Smash Mouth — All Star из фильмов «Таинственные люди» и «Шрек»
Может, отчасти главный хит группы Smash Mouth вошел в список не совсем справедливо, но такая уж с годами сложилась репутация команды и песни. Перед написанием All Star группа искала свой звук, ориентируясь на мягкий альтернативный рок. Задумка удалась: песня попала в чарты, молодежь охотно слушала оптимистичный полный хуков трек с намеком на социальный комментарий. All Star вошла в черную комедию с Беном Стиллером «Таинственные люди», которая однако провалилась в прокате, но клип с героями фильма остался. Далее Smash Mouth поют All Star в «Крысиных бегах» Джерри Цукера с Роуэном Аткинсоном, а затем выходит «Шрек»...
Ирония в том, что авторы мультфильма не хотели, чтоб песня действительно появилась в фильме, используя ее как филлер для титров. Smash Mouth тоже не были в восторге от предложения студии — ведь они почти что панки, а тут детское кино. Но случилось так, как предвидели продюсеры: All Star встала в начало фильма про веселого зеленого гиганта как влитая. Более того, для финальных титров Smash Mouth записали кавер на песню I'm A Believer группы The Monkees. Последние были известны в свое время как оригинальный продюсерский проект бойз-бенда, сделанный под The Beatles. Что до Smash Mouth, они в самом деле растеряли после «Шрека» остатки своей бунтарской ауры, превратившись в беззубую группу для семейного прослушивания. А чего еще желать, когда All Star по-прежнему звучит из каждого утюга, из каждой третьей рекламы.
Ричард Сандерсон — Reality из фильма «Бум»
Романтическая история Клода Пиното с ярким названием «Бум» прославила Софи Марсо. Кроме того, чувственный фильм о первой любви подростков и утомленной любви их родителей стал хитом в Европе, Советском Союзе и Азии, а вот в США и Британии его не очень заметили. Более того, по всему миру гремела песня Reality в исполнении британца Ричарда Сандерсона, так и не достигшего подлинной известности на родине. Автором трека был знаменитый французский кинокомпозитор Владимир Косма, облагородивший «Бум» своим саундтреком и выбравший сладкоголосого Сандерсона для главной песни.
Сам сюжет фильма про девочку, что влюбилась в мальчика, довольно позитивный. Но Reality — печальная песня. Всякое первое чувство печально, поскольку мистически предчувствует свою недолговечность. Французская легкость «Бума» сглаживает остроту боли, но не убирает совсем. Reality написана о том, что воплощения любовных желаний можно достичь лишь в мечтах, которые и составляют истинную реальность. А если верить философу Жан Полю, «Тоска по любви есть сама любовь». Еще о Reality остается сказать, что это идеальная кинопесня в своем жанре и прекрасный выбор для медленного танца молодым и взрослым.
Survivor — Eye Of The Tiger из фильма «Рокки 3»
Не первый случай в списке: автор фильма хочет одну песню, но несогласие музыкантов вынуждает его быстро выбирать другую. Сильвестр Сталлоне хотел для третьего «Рокки» ни много ни мало Another One Bites The Dust — главный коммерческий хит Queen. Легче сказать, чем сделать: пришлось искать менее известных авторов. Выбор Сильвестра пал на группу Survivor. У них вышел только один альбом мелодичного рока, который показался Сталлоне «молодежным». Посмотрев первые минуты фильма и услышав историю с Queen, Survivor чуть не пришли в ужас. Однако быстро перестроились и решили сделать музыкальный блокбастер всем на зависть.
Получилась песня Eye Of The Tiger под стать фильму: тестостероновый боевик о естественном отборе. Критики ненавидели «Рокки 3» после первых авансов Сталлоне, но публика кричала от восторга, а песня просто сводила с ума. 6 недель на верхушке Billboard 100 — не Queen, однако уже кое что. А если учесть, что «Глаз тигра» принес «Рокки 3» единственную номинацю на «Оскар», это много. Может, сегодня те помпезные гитарные соло и синтезаторные пассажи кажутся безнадежно устаревшими, может, Survivor и близко не подбирались к однажды добытой славе — их песня не утратила обаяния. Гимн энергии и чистого действия, без рефлексии и задней мысли. Едва ли нам скоро доведется услышать подобное.
Lazlo Bane — I'm No Superman из сериала «Клиника»
Возможно, самый загадочный пункт в списке. О группе Lazlo Bane почти никто ничего не знает. В русскоязычных текстах даже порой пишут, что это некий певец по имени Ласло. Но надо заметить, что хотя песня «про Супермена» также тесно связана с шоу «Клиника», как I'll Be There For You с «Друзьями», Lazlo Bane отчасти являются противоположностью The Rembrandts. Им пророчили большое будущее как звездам той же поп-альтернативы 90-х. Однако поссорившись один раз с лейблом, Lazlo Bane решили писать музыку без всяких продюсеров и посредников. Раз в жизни им удалось ухватить на этом пути удачу: когда главная звезда «Клиники» Зак Брафф услышал их трек и уговорил шоураннеров сделать его заглавной темой сериала.
I'm No Superman, как и песня из «Друзей», также сетует на тяготы взрослой жизни бывших двадцатилетних. Только делает это уже всерьез — без истерики, но и без дружеского подталкивания локтем в бок. Лирический герой не обещает бодренько быть всегда рядом, а сам признается, что один не вытянет. Это рок-музыка похмельного времени после 90-х, когда многие стали догадываться: XXI век не будет состоять из одного веселья. Тогда же «Клиника» отказалась от закадрового смеха, добавила сюрреального юмора и значительно задрала планку ситкомов.
The Proclaimers — I'm Gonna Be 500 Miles из фильма «Бенни и Джун» и сериала «Как я встретил вашу маму»
Как правило, песни из кино — те песни, которые люди ожидают в этом фильме услышать. Большинство подобных запомнившихся мотивов просто соответствуют поп-музыке своего времени. Песня про 500 миль от шотландской группы The Proclaimers мало на что похожа, хоть и не бог весть как оригинальна. Оригинальными казались в 80-е годы сами музыканты: братья-близнецы Рид из шотландской глубинки с акустической гитарой и фолковыми мотивами. Соответственно, большинство их песен никто не слушал за пределами родной Шотландии, пока трек I'm Gonna Be (500 Miles) не запал в душу актрисе Мэри Стюарт Мастерсон. Считается, что это она уговорила режиссера и продюсеров включить композицию в саундтрек ромкома «Бенни и Джун», и всё завертелось.
В ныне полузабытом фильме Мастерсон с Джонни Деппом играют молодых влюбленных в состоянии шизофрении. А привязчивая песня Proclaimers не то воодушевляет, не то подчеркивает абсурдистский характер этой любви. Так или иначе песня оказалась в хит-параде Billboard благодаря фильму и до сих пор не покидает поп-культурную памятиь. Можно вспомнить хотя бы ситком «Как я встретил вашу маму», где Маршалл называет 500 Miles своей любимой и жутко всем надоедает. А почему она у него любимая? Потому что раз и навсегда застряла в кассетнике машины. Впрочем, злиться на этот привязчивый и бессмысленный хит как-то тяжело: опять же он единственный в своем роде, как Горец.
Гэри Джулс и Майкл Эндрюс — Mad World из фильма «Донни Дарко»
Конечно, мы знаем, что оригинал песни о безумном мире был записан в начале 1980-х выходцами из британского нью-вейва, группой Tears For Fears. Но, во-первых, когда кавер спустя 20 лет покоряет хит-парады — это само по себе событие. А во-вторых, положа руку на сердце, Mad World Гэри Джулса и Майкла Эндрюса — совсем другая песня. Версия Tears For Fears была продуктом своего времени: танцевальный трек для красиво страдающих подростков, контролируемая британская истерика.
Когда версия Джулса прозвучала в пронзительной концовке «Донни Дарко», там не было бита, не было задора — только тихое фортепиано и печаль. Печаль по всему миру, такая щемящая в этом фильме Ричарда Келли, которого называли Дэвидом Линчем для молодежи. Мы слышим в этой музыке, что смерть придает смысл и красоту абсурду жизни. Точное попадание малоизвестных до и после Джулса и Эндрюса обеспечило им места на вершине рождественских чартов, а также клип другого странного сновидца Мишеля Гондри, где люди складываются в фигурки на тротуаре, стал не меньшей вершиной, чем кино и песня.
Игорь Корнелюк — «Город, которого нет» из сериала «Бандитский Петербург»
Это не совсем честный пункт, но остаться без подобного русского бонуса было бы тоже неправильно. Да, Игорь Корнелюк с 80-х годов был умеренно известным певцом и композитором. Но эта умеренная известность не сулила ему особенного узнавания в народе. И к тому же сравнивать «Подожди-дожди-дожди» с «Городом, которого нет» как-то нелепо. Ирония еще и в том, что композитор, как часто бывает, неверно оценил плоды своего творчества и хотел, чтобы главной темой «Бандитского Петербурга» была написанная им для Татьяны Булановой и вскоре прочно забытая песня «Ты для меня чужой».
После хитового сериала началась кинокомпозиторская карьера Корнелюка: больше всего он работал с соавтором «Петербурга» Владимиром Бортко, в том числе в «Идиоте» и «Мастере и Маргарите». А «Город» остался вершиной — безошибочно узнаваемая песня о вечной тоске и вечном возвращении. Зрители прильнули к экрану, глядя, как погружается в пучину истории, подобно Атлантиде, недавняя криминальная столица 90-х. И тут же заражались вирусом ностальгии, прямо под пение Корнелюка. Этот вирус, наверное, с нами до сих пор.
Текст: Андрей Гореликов
Взято: Тут
1173