Сражение за остров Змеиный, и москитный флот ( 13 фото + 1 видео )

Это интересно




Остров Змеиный – просто большая скала

Только что закончившаяся серия боёв за остров Змеиный даёт нам прекрасные и очень поучительные уроки относительно того, каким должен быть и каким не должен быть военно-морской флот.

Увы, у этих уроков была цена, но тем важнее их выучить.

Одним из важнейших по содержанию выводов из боёв за Змеиный можно считать то, что становится предельно понятным облик кораблей, которые должны выполнять задачи в подобных обстоятельствах. Ясны и кое-какие тактические приёмы.

Всё это стоит подробного разбора, но сначала кратко о самих боях за Змеиный.

Остров Змеиный и бои за него в начале мая 2022 года

Змеиный был взят ВМФ в первый день войны. Сначала с ракетного крейсера «Москва» украинскому гарнизону было предложено сдаться, гарнизон отказался, после чего по острову, предположительно Су-24М 43-го отдельного морского штурмового авиаполка был нанесён бомбоштурмовой удар, а когда украинские пограничники смогли поднять головы, на остров уже высаживались российские военнослужащие, опять предположительно спецподразделение ЧФ или морские пехотинцы. Увы, но родное Минобороны пока не считает, что мы достойны знать о подвигах наших героев, и приходится гадать насчёт того, кто работал на Змеином.

Но так или иначе, остров взяли.


Местоположение острова Змеиный

Далее Минобороны РФ сообщило о попытке ВМС Украины на шести малогабаритных катерах атаковать транспорт, на котором велась доставка украинских пленных в Севастополь, которая закончилась уничтожением катеров. Ни их тип, ни какие-либо подробности МО, как обычно, не сообщило, оставив широкий простор для сплетен и домыслов.

На острове были размещены средства ПВО. Позже украинцы покажут на видео их уничтожение ударами с БЛА «Байрактар». Абсолютно достоверно установлено наличие на острове ЗРК «Тор» к началу мая 2022, возможно, одна машина ЗРК «Стрела-10», хотя вот тут могло быть распространение фейка с украинской стороны. К сожалению, Минобороны так и не поняло того, что информационная война существует, и до сих пор не ведёт осмысленную работу на информационном поле. Поэтому приходится прибегать к украинским ресурсам, хотя бы за видеоматериалами. Эффект от сдачи информационного поля боя противнику, который пришёл на него и всё занял.

Противник начал «прощупывать» оборону российского ВМФ в первых числах мая. Украина распространила датированное 1 мая видео с поражением ЗРК «Стрела-10», якобы на острове. Затем второго мая «Байрактары» атаковали и поразили два катера типа БК-16 (на видео именно они, а не «Рапторы») около острова. Видеонарезку украинцы обрезали, чтобы было непонятно, насколько катера пострадали и уцелели они или нет. Мощность у средств поражения, которыми располагает «Байрактар» не самая большая.


По их же сообщениям, 3 мая уничтожили ещё одну «Стрелу-10» на острове.

Вкупе с потопленным до этого ракетным крейсером «Москва» эта успешная атака приободрила украинцев, и вскоре они бросили в бой совсем другие силы.

6 мая «Байрактары» атаковали ЗРК «Тор». На распространённом видео видно, что экипаж ЗРК пытается спрятать машину за зданием, из неё идёт дым. А позже – яркое пламя (кадры из видео).



Так или иначе, в ходе удара комплекс был уничтожен. Также украинцы распространили видео удара «Байрактара» по зданию, в которое заходят люди.

По утверждениям ряда СМИ, или седьмого, или в ночь с 7-го на 8-е мая с острова был снят российский гарнизон.

7 мая Украина продолжила наступление. Два украинских Су-27 нанесли по острову бомбовый удар, а «Байрактар» атаковал десантный катер проекта 11770 «Серна», доставлявший на остров новый ЗРК «Тор» взамен уничтоженного.


Удар по острову украинских Су-27. Ясно, что избежать поражения осколками своих же бомб украинским пилотам было непросто.



Удар по российскому десантному катеру с ЗРК «Тор» на борту

7 мая же Украина уничтожила на острове российский вертолёт, с которого высаживался в этот момент личный состав. Версию о том, что этот вертолёт всё-таки украинский, тоже стоит упомянуть, но инсайдеры говорят, что наш, увы.



Гибель вертолёта, предположительно российского Ми-8АМТШ

Также где-то в эти дни под удар попали два наших «Раптора».

А предположительно с 7-го на 8-е мая Украина сама попыталась высадить десант на остров – но вот тут её уже ждали. Минобороны утверждает, что было сбито 3 вертолёта Ми-8 (возможно, Ми-17, которые передали американцы, из афганского заказа) с десантом, вертолёт Ми-24, потоплен десантный катер проекта 58181 типа «Кентавр», «Станислав» (был назван точно), потерян пограничный корвет проекта 12412, Су- 27 и четыре Су-24.


Катер «Станислав» типа «Кентавр». Предположительно, был уничтожен у Змеиного

После этого активные бои за остров прекратились, чуть позже РФ снова начала развёртывание там гарнизона.


Уничтоженный под Змеиным флагман украинской Береговой охраны, корвет проекта 12412 BG50 «Григорий Куропятников»..

Нужно сделать несколько уточнений. Во-первых, видимо, наши сбили не Ми-24, а Ми-14, который занимался спасением сбитых лётчиков и тонущих десантников. Чуть погодя стали поступать сведения о погибших украинских вертолётчиках, что косвенно указывает на правдивость утверждений Минобороны РФ.


После боёв: Россия подогнала плавкран и десантный катер, видно, что за кормой «Серны» под водой затоплен какой-то катер..

Корабль, по своим боевым свойствам сравнимый с проектами 20380, 20385 (при условии устранения их недостатков) и 11356. Умеренный во всём, по возможности недорогой, но полноценный, с ЗРК, ударным оружием, гидроакустическим комплексом и всеми остальными атрибутами многоцелевого корабля.

При этом, в случае рисков массированных ударов, недостаточные боевые возможности такого корабля должны компенсироваться работой в отряде, когда массированный удар отбивают три или четыре единицы.

Именно на необходимость наличия таких кораблей указывают итоги боёв за Змеиный, а не на что-либо другое. На это и на необходимость наконец-то начать учиться применять такой инструмент, как флот, не просто по назначению, а в условиях, когда противник оказывает противодействие.

Да, сейчас нарастить состав ЧФ невозможно в принципе. Но возможно реализовать все меры, перечисленные в статье «Ракетная угроза на Чёрном море», и получить некий кулак из ракетных кораблей, пусть даже из трёх.

А ещё возможно экстренно оснастить автономным модулем ЗРК «Тор» патрульные корабли проекта 22160 – столько, сколько есть «Торов», и использовать их совместно с нормальными кораблями для усиления. Если модуль «Тора» один, что ж, пусть будет ещё один корабль.


Модуль ЗРК «Тор»

Если же эта война не превратится в глобальную, то нужно будет экстренно оснащать флоты именно такими кораблями, как описано выше. Какими они будут в условиях ужесточающихся санкций – вопрос открытый, и ответ на него невозможен без тщательной ревизии возможностей, оставшихся у отечественного кораблестроения в свете новых реалий.

Некоторое время назад автор опубликовал статью «Вредоносный миф о москитном флоте», основным посылом которой является то, что строить нужно в основном полноценные многоцелевые корабли. Цитата:

Но самое главное, что стоит помнить: весь этот «москитный» флот ни при каких обстоятельствах не станет основой боевой мощи ВМФ. Идея сделать на него ставку или ограничиваться малыми кораблями являются неработающей и неспособна привести ни к чему, кроме тяжёлых и обидных потерь.
Любое другое утверждение – не более чем очередной миф.

Но тогда для многих это была теория.

Бои за остров Змеиный только что подтвердили этот тезис на практике.

Автор:Александр Тимохин

Материал взят: Тут

Другие новости

Навигация