Фильмы об изгнании дьявола ( 10 фото )
- 15.10.2017
- 1 426
В жанре хоррор редко появляются новые течения, да и те по большому счету чаще всего связаны с какими-то техническими прорывами вроде «найденных пленок». Но есть одно ответвление на пышном древе фильмов ужасов, которое, с одной стороны, зародилось сравнительно недавно, а с другой – до сих пор является достаточно сложным для того, чтобы «замылить» его десятками однообразных дешевых лент. Мы говорим о тех картинах, которые связаны с изгнанием дьявола, демонов или бесов. Ожидая массу скептических отзывов о процедуре экзорцизма, проведенной в фильме «Избави нас от лукавого», мы приготовили список самых главных картин о борьбе с одержимостью.
Нередко картины-первопроходцы становятся классикой жанра, однако оставаться свежими, пугающими и по многим параметрам непревзойденными даже спустя сорок лет – на такое способны только исключительные фильмы. «Изгоняющий дьявола» Уильяма Фридкина – именно такая картина. В начале семидесятых режиссеру нужно было очень постараться, чтобы выделиться в том огромном потоке фильмов, который выдавали студии, и Фридкин сделал это блестяще. Изумительная работа актеров, невероятные спецэффекты, фантастические декорации – картина стоила каждого вложенного в нее доллара. Люди выстаивали огромные очереди, чтобы еще раз в ужасе вжаться в кресла кинотеатров в финальной части фильма, когда священники приступают к обряду экзорцизма, по сумме сборов лента обошла самого «Крестного отца»! Впоследствии лента получила массу продолжений, но ни одно из них даже близко не стоит с тем, что сделали Фридкин, Макс фон Сюдов и Линда Блэр.
После того как «Изгоняющий дьявола» открыл и закрыл тему одержимости и обряда экзорцизма, жанр впал в длительную спячку. «Растолкал» его талантливый молодой хоррормейкер Скотт Дерриксон (между прочим, автор и «Избави нас от лукавого»). В фильмах ужасов любят в начале написать «Основано на реальных событиях», но от реальности ленты все-таки обычно очень далеки. Не в случае «Шести демонов Эмили Роуз», который основан на подлинном судебном процессе, где обвиняемым предстал священник, допустивший смерть своей подопечной во время обряда. Фильм интересен своей необычной структурой – зритель словно становится участником суда, выслушивает доводы сторон, знакомится с воспоминаниями очевидцев. Может быть, лента и не шокировала яркими сценами, но Дерриксон в ней проявил себя крепким мастером, за что получил карт-бланш на более дорогие и масштабные проекты.
Картину Фрэнсиса Лоуренса принято ругать, но мы не можем пройти мимо «Константина: Повелителя тьмы». Да, возможно, Киану Ривз был не слишком похож на свой комикс-прототип. Да, сценаристы навертели такой отсебятины, что от оригинала не осталось и следа. Да, из бескомпромиссного циника, презревшего ад, авторы превратили Джона Константина в романтичного рохлю. Но разве можно забыть фирменный ритуал изгнания демонов, который Джон проводил со своими подопечными? До сих пор, отмахнувшись от претензий фанатов комикса, «Константина» можно пересматривать с большим удовольствием, прежде всего благодаря блестящим актерам. Что же касается правдоподобности ритуалов… Давайте подождем выхода сериала «Константин» и тогда решим, кто из Джонов лучше изгоняет демонов.
Мы могли бы поставить на первую ступеньку нашего топа советскую классику – «Вия» Ершова и Кропачева, ведь там тоже в некотором роде изгонялись духи из умершей панночки. Но у нас есть куда более очевидная замена, чтобы даже в этом чуждом россиянам жанре застолбить одно из мест в десятке. Экзистенциональная драма Павла Лунгина «Остров» охватывает все разнообразие вопросов веры, в том числе старец Анатолий способен и исцелять одержимых. Охваченная демонами девушка становится последним шагом отца Анатолия на пути в Царствие Небесное. Пусть сцена экзорцизма по-православному и не столь ярка, как это показывают протестанты и католики, главное в том, что пережил главный герой после этого исцеления. С бесами девушки улетучились и беспокойства инока.
Некоторое время назад неразборчивость Николаса Кейджа, его патологическое невезение с проектами, замешанное на апатии и нежелании играть, привели к тому, что появился целый пласт картин, которые называли просто – «кино с Кейджем». Зрителя не особо интересовало, играл ли Ник в «Знамении», «Плохом лейтенанте» или «Ученике чародея», везде он был одинаков и одинаково плох. Скверным вышел и мистический рыцарский триллер о крестоносцах, нанятых транспортировать подозреваемую в колдовстве девушку в монастырь, где над ней будет проведен обряд экзорцизма. Не помогли ленте ни постановщик ремейка «Угнать за 60 секунд» Доминик Сена, ни Рон Перлман и Клэр Фой в ролях, ни бюджет в 40 миллионов. В памяти остались лишь нелепый постер да ощущение, что бесов изгонять надо из самого Кейджа.
Одним из самых удачных переосмыслений жанра стала картина Даниэля Штамма «Последнее изгнание дьявола». Главный герой-священник в ней разочарован и в вере, и в подлинности обрядов экзорцизма. Чтобы подтвердить свои выводы и предоставить доказательства мошенничества, преподобный отправляется в луизианскую глушь, где якобы страдает от одержимости девушка. Вместо того чтобы демонстрацией ухищрений, которыми священники дурачат верующих, разоблачить культ боязни духов и демонов, герой и его съемочная группа натыкаются на проявление подлинного Зла. Снятый за сущие копейки в модном стиле псевдодокументалистики фильм стал одним из лидеров по прибыльности в 2010 году. В кинотеатрах он собрал в 20 раз больше денег, чем стоил. Зрители снова готовы были смотреть на противостояние человека и дьявола.
В хоррорах редко можно встретить оскароносных актеров, жанр предполагает, что зрителю будет куда интереснее вздрагивать от таинственных звуков и морщиться от вида крови, но и в этом правиле существуют исключения. Мистический ужастик «Обряд» осветил (или освятил, если угодно) своим участием сэр Энтони Хопкинс. Заслуженный мастер сыграл преклонных лет ватиканского священника, проведшего не одну сотню обрядов исцеления одержимых. Однако и на такой хитрый замок найдется свой ключ, однажды преподобный сталкивается с такой силой, которая ему не по зубам, и тогда экзорцизмом приходится заняться молодому ученику. Появление Хопкинса не прошло даром, «Обряд» не только и не столько про ползающих по потолку, изрыгающих проклятья и беснующихся одержимых. Он о подлинном выборе между верой и неверием, добром и злом, адом и раем. Эта сложность оттолкнула критиков и зрителей, но сколотила крепкую армию фанатов картины.
«Одержимую» как-то даже неудобно включать в какой бы то ни было топ, уж больно слабым, рыхлым и временами даже смешным получился этот фильм. Однако чего у него не отнять, так это фантастического промо, сделавшего из картины героя и антигероя бокс-офиса одновременно. Снятый всего за миллион псевдодокументальный фильм о молодых священниках, проводящих обряды изгнания демонов, собрал по миру чуть более ста миллионов. Но одновременно этот же фильм получил столько плохих отзывов зрителей и критиков, сколько редко доставалось даже самым неудачным фильмам ужасов в истории кино. Подходя к фильму со всей строгостью нашего топа, нужно признать, что сам процесс экзорцизма показан жирно, с натуралистичностью, достойной лучшего применения, но, увы, у ленты ничего нет вокруг этого. Для хорошего хоррора красиво выворачивать ноги, руки и головы недостаточно.
Если все предыдущие указанные нами картины рассказывают исключительно о христианских священниках, это не значит, что в других религиях людей не охватывает ужас при виде одержимых. «Шкатулка проклятия», спродюсированная самим Сэмом Рейми, рассказывает о еврейском духе-диббуке, переходящем от мертвого человек к живому. Соответственно, за заклинания, молитвы и святую воду здесь берется молодой раввин, целью которого становится девочка, впустившая в себя дух из старинной шкатулки. По большому счету концептуально смена религии ничего не изменила, даже наоборот, фильму предъявляли претензии, что обряд получился слишком похожим на действия героев «Изгоняющего дьявола», но любое разнообразие всегда привлекательно. Пусть будут евреи.
Включение «Заклятия» в наш список – это в некотором роде мошенничество, в этой картине нет обряда экзорцизма. Картина Джеймса Вана (тоже, кстати, основанная на реальных событиях) рассказывает о том, как супруги Уоррен проверяют дома, чьи жители подозревают, что делят кров с призраками, и дают свое заключение, нужно ли проводить обряд очищения. Полагаем, не будет спойлером, если мы скажем, что по результатам леденящих кровь исследований Уорренов в доме семьи Перрон Ватикан выписал разрешение на проведение процедуры очищения. Из «Заклятия» получился очень крепкий фильм, тщательно продуманный, филигранно исполненный и талантливо разыгранный. Фантастический кассовый успех подтолкнул создателей к началу работы над сиквелом и спин-оффом о кукле Аннабель, которая появляется в первой части «Заклятия». Вот из кого точно надо выбивать духов, так это из нее.
Нередко картины-первопроходцы становятся классикой жанра, однако оставаться свежими, пугающими и по многим параметрам непревзойденными даже спустя сорок лет – на такое способны только исключительные фильмы. «Изгоняющий дьявола» Уильяма Фридкина – именно такая картина. В начале семидесятых режиссеру нужно было очень постараться, чтобы выделиться в том огромном потоке фильмов, который выдавали студии, и Фридкин сделал это блестяще. Изумительная работа актеров, невероятные спецэффекты, фантастические декорации – картина стоила каждого вложенного в нее доллара. Люди выстаивали огромные очереди, чтобы еще раз в ужасе вжаться в кресла кинотеатров в финальной части фильма, когда священники приступают к обряду экзорцизма, по сумме сборов лента обошла самого «Крестного отца»! Впоследствии лента получила массу продолжений, но ни одно из них даже близко не стоит с тем, что сделали Фридкин, Макс фон Сюдов и Линда Блэр.
После того как «Изгоняющий дьявола» открыл и закрыл тему одержимости и обряда экзорцизма, жанр впал в длительную спячку. «Растолкал» его талантливый молодой хоррормейкер Скотт Дерриксон (между прочим, автор и «Избави нас от лукавого»). В фильмах ужасов любят в начале написать «Основано на реальных событиях», но от реальности ленты все-таки обычно очень далеки. Не в случае «Шести демонов Эмили Роуз», который основан на подлинном судебном процессе, где обвиняемым предстал священник, допустивший смерть своей подопечной во время обряда. Фильм интересен своей необычной структурой – зритель словно становится участником суда, выслушивает доводы сторон, знакомится с воспоминаниями очевидцев. Может быть, лента и не шокировала яркими сценами, но Дерриксон в ней проявил себя крепким мастером, за что получил карт-бланш на более дорогие и масштабные проекты.
Картину Фрэнсиса Лоуренса принято ругать, но мы не можем пройти мимо «Константина: Повелителя тьмы». Да, возможно, Киану Ривз был не слишком похож на свой комикс-прототип. Да, сценаристы навертели такой отсебятины, что от оригинала не осталось и следа. Да, из бескомпромиссного циника, презревшего ад, авторы превратили Джона Константина в романтичного рохлю. Но разве можно забыть фирменный ритуал изгнания демонов, который Джон проводил со своими подопечными? До сих пор, отмахнувшись от претензий фанатов комикса, «Константина» можно пересматривать с большим удовольствием, прежде всего благодаря блестящим актерам. Что же касается правдоподобности ритуалов… Давайте подождем выхода сериала «Константин» и тогда решим, кто из Джонов лучше изгоняет демонов.
Мы могли бы поставить на первую ступеньку нашего топа советскую классику – «Вия» Ершова и Кропачева, ведь там тоже в некотором роде изгонялись духи из умершей панночки. Но у нас есть куда более очевидная замена, чтобы даже в этом чуждом россиянам жанре застолбить одно из мест в десятке. Экзистенциональная драма Павла Лунгина «Остров» охватывает все разнообразие вопросов веры, в том числе старец Анатолий способен и исцелять одержимых. Охваченная демонами девушка становится последним шагом отца Анатолия на пути в Царствие Небесное. Пусть сцена экзорцизма по-православному и не столь ярка, как это показывают протестанты и католики, главное в том, что пережил главный герой после этого исцеления. С бесами девушки улетучились и беспокойства инока.
Некоторое время назад неразборчивость Николаса Кейджа, его патологическое невезение с проектами, замешанное на апатии и нежелании играть, привели к тому, что появился целый пласт картин, которые называли просто – «кино с Кейджем». Зрителя не особо интересовало, играл ли Ник в «Знамении», «Плохом лейтенанте» или «Ученике чародея», везде он был одинаков и одинаково плох. Скверным вышел и мистический рыцарский триллер о крестоносцах, нанятых транспортировать подозреваемую в колдовстве девушку в монастырь, где над ней будет проведен обряд экзорцизма. Не помогли ленте ни постановщик ремейка «Угнать за 60 секунд» Доминик Сена, ни Рон Перлман и Клэр Фой в ролях, ни бюджет в 40 миллионов. В памяти остались лишь нелепый постер да ощущение, что бесов изгонять надо из самого Кейджа.
Одним из самых удачных переосмыслений жанра стала картина Даниэля Штамма «Последнее изгнание дьявола». Главный герой-священник в ней разочарован и в вере, и в подлинности обрядов экзорцизма. Чтобы подтвердить свои выводы и предоставить доказательства мошенничества, преподобный отправляется в луизианскую глушь, где якобы страдает от одержимости девушка. Вместо того чтобы демонстрацией ухищрений, которыми священники дурачат верующих, разоблачить культ боязни духов и демонов, герой и его съемочная группа натыкаются на проявление подлинного Зла. Снятый за сущие копейки в модном стиле псевдодокументалистики фильм стал одним из лидеров по прибыльности в 2010 году. В кинотеатрах он собрал в 20 раз больше денег, чем стоил. Зрители снова готовы были смотреть на противостояние человека и дьявола.
В хоррорах редко можно встретить оскароносных актеров, жанр предполагает, что зрителю будет куда интереснее вздрагивать от таинственных звуков и морщиться от вида крови, но и в этом правиле существуют исключения. Мистический ужастик «Обряд» осветил (или освятил, если угодно) своим участием сэр Энтони Хопкинс. Заслуженный мастер сыграл преклонных лет ватиканского священника, проведшего не одну сотню обрядов исцеления одержимых. Однако и на такой хитрый замок найдется свой ключ, однажды преподобный сталкивается с такой силой, которая ему не по зубам, и тогда экзорцизмом приходится заняться молодому ученику. Появление Хопкинса не прошло даром, «Обряд» не только и не столько про ползающих по потолку, изрыгающих проклятья и беснующихся одержимых. Он о подлинном выборе между верой и неверием, добром и злом, адом и раем. Эта сложность оттолкнула критиков и зрителей, но сколотила крепкую армию фанатов картины.
«Одержимую» как-то даже неудобно включать в какой бы то ни было топ, уж больно слабым, рыхлым и временами даже смешным получился этот фильм. Однако чего у него не отнять, так это фантастического промо, сделавшего из картины героя и антигероя бокс-офиса одновременно. Снятый всего за миллион псевдодокументальный фильм о молодых священниках, проводящих обряды изгнания демонов, собрал по миру чуть более ста миллионов. Но одновременно этот же фильм получил столько плохих отзывов зрителей и критиков, сколько редко доставалось даже самым неудачным фильмам ужасов в истории кино. Подходя к фильму со всей строгостью нашего топа, нужно признать, что сам процесс экзорцизма показан жирно, с натуралистичностью, достойной лучшего применения, но, увы, у ленты ничего нет вокруг этого. Для хорошего хоррора красиво выворачивать ноги, руки и головы недостаточно.
Если все предыдущие указанные нами картины рассказывают исключительно о христианских священниках, это не значит, что в других религиях людей не охватывает ужас при виде одержимых. «Шкатулка проклятия», спродюсированная самим Сэмом Рейми, рассказывает о еврейском духе-диббуке, переходящем от мертвого человек к живому. Соответственно, за заклинания, молитвы и святую воду здесь берется молодой раввин, целью которого становится девочка, впустившая в себя дух из старинной шкатулки. По большому счету концептуально смена религии ничего не изменила, даже наоборот, фильму предъявляли претензии, что обряд получился слишком похожим на действия героев «Изгоняющего дьявола», но любое разнообразие всегда привлекательно. Пусть будут евреи.
Включение «Заклятия» в наш список – это в некотором роде мошенничество, в этой картине нет обряда экзорцизма. Картина Джеймса Вана (тоже, кстати, основанная на реальных событиях) рассказывает о том, как супруги Уоррен проверяют дома, чьи жители подозревают, что делят кров с призраками, и дают свое заключение, нужно ли проводить обряд очищения. Полагаем, не будет спойлером, если мы скажем, что по результатам леденящих кровь исследований Уорренов в доме семьи Перрон Ватикан выписал разрешение на проведение процедуры очищения. Из «Заклятия» получился очень крепкий фильм, тщательно продуманный, филигранно исполненный и талантливо разыгранный. Фантастический кассовый успех подтолкнул создателей к началу работы над сиквелом и спин-оффом о кукле Аннабель, которая появляется в первой части «Заклятия». Вот из кого точно надо выбивать духов, так это из нее.
Материал взят: Тут