Dulmaran
«Обойдемся без Европы»: летчик-космонавт Корниенко рассказал о дальнейшем освоении космоса ( 3 фото )
ТАСС / Джапаридзе Михаил
День космонавтики 12 апреля в России отмечают на протяжении уже 61 года. «Старт» этой дате дал советский летчик-космонавт Юрий Гагарин, совершивший в 1961 году первый полет человека в космос. Официально же дата стала праздничной годом позднее с подачи второго летчика-космонавта СССР Германа Титова. В этот праздничный день летчик-космонавт РФ, герой России Михаил Корниенко рассказал в интервью ФАН о своих трениях на пути к звездам и поделился мыслями о прошлом и будущем российской космонавтики. По его мнению, в сложившихся условиях Россия сможет развивать свою комическую отрасль и без Запада. Тем более наша страна богата молодыми талантами — надо только дать им ход.
— Какой он — путь к звездам? Вы изначально знали, какую стезю выбрать?
— Мою судьбу определила сама эпоха 60-х. Я родился в 1960-м, а в 1961-м Юрий Алексеевич совершил свой подвиг. Еще до школы в пятилетнем возрасте я уже хотел быть космонавтом, но тогда все советские дети, наверное, хотели стать космонавтами. Это был настоящий бум. Тем более отец служил в группе спасения вертолетчиком. Со службы он иногда привозил всякие «космические штучки», например, паек космонавта и так далее. Конечно, это не могло не повлиять на меня.
— Какие ощущения и впечатления были, когда услышали свое имя в списках?
— Не сказал бы, что в дальнейшем судьба мне благоволила. Пробивался в космос очень тяжело и очень долго, но дорогу осилит идущий. Я только медицину (медицинская комиссия — Прим. ФАН) семь лет проходил. Все думают, что сказали «да» и ты взлетел в космос — ничего подобного. Когда тебя зачисляют в дублирующий экипаж, это конечно уже победа. Я был в дублирующем экипаже два года. Потом сдал все экзамены зачислили в основной, но и тут все непросто. С основного экипажа тоже могут снять. Причем, даже если не снимают, шансы на сам полет оценить сложно. Ведь перед непосредственным стартом необходимо два года тренироваться. А за эти два года произойти может все, что угодно: могут вообще экипаж расформировать или списать тебя по здоровью. Поэтому основная надежда, что ты достигнешь цели, появляется только после отстыковки третьей ступени. Вот тогда приходит осознание — ты в космосе, все остальное — требуха.
Flickr.com / Roscosmos / CC BY-NC 2.0
— На ваш взгляд, чего сегодня не хватает молодежи со стороны государства, чтобы она, как и прежде, грезила о космосе?
— Сегодня, как я вижу, инициатива принадлежит частным лицам и энтузиастам, которые за свой счет организуют аэрокосмические школы. К сожалению, зачастую им еще и палки в колеса вставляют. Посмотрите, как раньше было в СССР: кругом авиамодельные и ракетомодельные кружки, школы «Юных космонавтов» и прочее. Я сам в свое время закончил школу «Юного космонавта» при Челябинском высшем авиационном училище штурманов. Космических направлений для молодежи при СССР было очень много. Это необходимо развивать и сейчас на государственном уровне. Без государства тут не обойтись, но пока данное направление хромает.
— В нынешней ситуации, когда в мире царят антироссийские тренды и некоторые страны отказываются от сотрудничества с РФ, может ли Запад развивать космос без России в должной мере, а Россия без Запада?
— Во-первых, антироссийская риторика слышна только на Западе, а это лишь одна десятая населения Земли. Во-вторых, конечно может: и Россия может, и Запад. Но это совершенно точно будет менее эффективно, нежели делать все совместными усилиями. Сейчас «Роскосмос» прекратил сотрудничество с Европой и у них там все встало. Чего они добились своей политикой — непонятно. Совместная с Европейским космическим агентством (ЕКА) астробиологическая программа «ЭкзоМарс» прекратилась. Своей пилотируемой программы у европейцев при этом нет. Значит они опять будут ложиться под американцев. Понимаете, вместе все делать гораздо эффективнее и легче, примером тому служит Международная космическая станция. Это прекрасный опыт сотрудничества.
ТАСС / Bill Ingalls / Zuma
— С кем в дальнейшем будет сотрудничать Россия в космической сфере?
— Будем кооперироваться с Китаем, Индией. В Индии своя космическая программа. В Бразилии космодром есть, их надо развивать. Сейчас как раз президент сказал, что будем готовить белорусских космонавтов. Думаю, с Белоруссией научные программы хорошо пойдут, у них сильная база. Так что обойдемся без Европы.
— Как думаете, осталось ли в России еще достаточное количество мечтателей и романтиков, которые грезят полетами к звездам? Или наша молодежь повально ушла в мир смартфонов?
— Никто никуда не ушел. У нас очень много молодежи, которая хочет связать свою жизнь с космической отраслью или стать космонавтами. Я это не от балды говорю — очень много езжу по стране, общаюсь, вижу этих ребят. Главная задача — дать им сейчас ход. У нас очень много молодых талантов рождается. Это же возобновляемый ресурс — у нас же не все в Силиконовую долину уехали, тем более уже выросло новое поколение. Это настоящее богатство России.
— Какое напутствие вы дали бы подрастающему поколению нашей страны?
— Я бы посоветовал уметь ставить перед собой хорошие красивые цели, а главное — научиться их добиваться. Есть цель велика и достойна, то путь к ней всегда лежит через препятствия. Эти препятствия надо уметь преодолевать. Как говорят классики — «бороться и искать, найти и не сдаваться».
Взято: Тут
1395