Вдоль Мсты-реки до станции Мста ( 78 фото )

Путешествия

Фрагмент второй. Салпа – Залучье
В этой части рассказа о похождениях вдоль озера Мстино и реки Мсты мы постоим на чудо-мостике через реку, познакомимся с людьми, отстроившими часовню, а также прокатимся по осеннему лесу.


«Дер. Солоп: дв. большой, а в нём сам Осан, а людей его: дв. Доровой, дв. Васко, дв. Гришка, пашни 8 коробей, сена 5 копен, а третье поле той деревни за рекою за Мстою, да на отхожих ножнях на острову на Мишутинке откосной пожни третье, сена 20 копен, да под Грыжиным сена 20 копен, да в Шапке 20 копен, 2 обжи». (Новгородская писцовая книга, 1545 г.) Во времена расцвета Вышневолоцкой водной системы возле Салпы (Солпы) существовала пристань, откуда уже в начале апреля (по старому стилю), как только на Мсте сходил лёд, отправлялся в Петербург караван с хлебом. Солпенскй караван первым приходил в российскую столицу.

Согласно книге «Населённые пункты Вышневолоцкого района» («Ирида-прос», 2010 г.), до 1937 года в Солпе стояла деревянная часовня. Небольшая бревенчатая церквушка с чешуйчатой маковкой и сейчас стоит, но не в самой деревне, а прямо на берегу реки на пригорке. Построена она, скорее всего, уже в нынешнем веке. Правда, действующая ли часовня, проводятся там службы или нет, не ясно. Например, летом 2020 года холм, где она стоит, был весь в зарослях травы, без каких-либо следов человека. В честь какого святого или события освящена – информации также нет.

Деревня Салпа



Мста




                                                                                            *   *   *

В центре села Алексеевское стоит стилизованный верстовой столб с указателями до ближайших населённых пунктов. Дуброво – деревня на противоположном берегу Мсты, Норфино – будет следующий остановкой на нашем маршруте. Москва, Петербург, а на самом его верху стрелка с надписью «Крым».

Алексеевское



Обращают на себя внимание стоящие в нескольких метрах трёхчастные арочные ворота из красного кирпича. Конструкция из большой – в центре – и двух поменьше – боковых – арок представляет собой интересный образец эклектики. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России (Тверская область, ч.3, «Индрик», 2013 г.), гласит, что они были построены в 1914 году. Выполненные с использованием различных видов кладки, ворота увенчаны тремя аттиками – посередине и по осям колонн центральной арки, – в которых также присутствуют полуциркульное завершение. Декоративные стенки венчались главками, ныне утраченными. В центральном пролёте наверху сохранилась металлическая фрамуга.

Когда-то за ними находилась построенная в 1863 году Покровская деревянная церковь (чуть позднее была сооружена колокольня). Здание и сейчас стоит. Недействующее. Переделанное так, что ничем не напоминает храм. В советское время в нём размещался клуб, тогда же с западной его стороны появилась кирпичная пристройка. Рядом – на мете, где обычно располагается кладбище – установлен памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны. Колокольня не уцелела. Кирпичная постройка около ворот – сторожка, также со следами «реконструкции» советских лет.

Церковные вортоа и сторожка (слева)



Здание Покровской церкви




А с высокого берега, где когда-то была церковь, открывается замечательный вид на быструю извилистую, несущую свои воды в озеро Ильмень Мсту.

Мста в Алексеевском. В июле...


...и в конце сентября





Чуть западнее по улице среди общей застройки выделяется дом с сандриками над окнами. Окна сейчас пластиковые, но видно, что раньше они были деревянными и более высокими – часть проёма внизу забита досками. Дом, чем-то напоминающий северную крестьянскую избу, скорее всего, входил в комплекс построек помещичьей усадьбы. Он не пустующий. Владельцы, по словам местных жителей, живут в Москве, но летом каждый год приезжают. Судя по густому бурьяну вокруг, приезжают не часто.



Предположительно – постройка бывшего усадебного комплекса



Если когда-нибудь в эти края будут возить туристические группы и показывать местные достопримечательности, то в их число я бы добавил наплавной мостик через Мсту. Потому что он не только по-своему интересен, но и необходим жителям села. Правда, ходить по нему – то ещё приключение!


                                                                                           *   *   *

«В Алексеевском есть мост?» - заблаговременно поинтересовался я у продавщицы магазина в посёлке Садовом. «Раньше был, - отвечает, - как сейчас, не знаю».

Неказистая пешеходная переправа из металлических плавучих конструкций наподобие понтонов соединяет Алексеевское с деревней Дуброво на левом берегу реки. Не так давно она являлась для сельчан некоей артерией, связывавшей их с райцентром. Уже несколько лет пригородный автобус заезжает сюда только два раза в неделю, а на Дуброво всегда ходил четыре раза ежедневно. Теперь лишь дважды в день и по будням.

Состояние моста далеко от идеала. С суши с обоих сторон на «понтон» переброшен дощатый трап, переступать по которому без должной сноровки достаточно сложно. Да и пролётная часть не позволяет идущему по ней человеку расслабиться. Дорожки к мосту нет. Летом, чтобы сюда попасть, нужно пробраться сквозь густую «чащобу» из травы едва ли не в человеческий рост.

Протоптанная дорожка к чудо-мостику





Говорят, что в половодье сооружение нередко уносит и его приходится наводить заново. Поэтому долго ли оно просуществует, никто не знает.

Вид на Алексеевское с противоположного берега


                                                                                              *   *   *

На участке улицы, уходящей на северо-восток, заметка булыжная мостовая. Он переходит в дорогу на упомянутое выше Норфино – очередную страницу моей поездки.

Участок булыжной мостовой



Деревня Норфино


Деревня Норфино расположена на возвышении, и перед въездом в неё нужно преодолеть небольшой подъём. Первое, что замечаешь, попав сюда, это деревянная часовня. Сложена она из бруса, снаружи обшита досками, крыша шатровая. Вход – с южной стороны. Притвор, как и паперть, имеет двускатную крышу, на восточной и западной стенах притвора есть по небольшому прямоугольному окну. Освящена в честь Смоленской иконы Божией Матери и относится к приходу Преображения Господня посёлка Солнечный (Леонтьево).

В деревне и раньше была часовня, которая, вопреки традициям, стояла в низине позади домов. О ней есть упомяните в Своде памятников архитектуры. «Рублена с остатком, обшита калеванным тёсом. Постройка принадлежит к простейшему типу клетских часовен, широко распространённых в Тверской области. Квадратный сруб и примыкающий к нему с запад притвор завершены единой двускатной кровлей». Временем её постройки указана вторая половина XIX века, точная дата не установлена. К началу нынешнего тысячелетия та небольшая церквушка представляла собой руины и на сегодняшний день не сохранилась.

Часовня в честь Смоленской иконы Божией Матери





Обновлённая часовня появилась в 2009 году. Инициаторами этого стали местные жители – супруги Надежда и Виктор Крыловы. Сами, как рассказывает Надежда, приобретали материалы, сами строили, сами искали помощников. Она же называет и год сооружения той, прежней часовни – 1876: по запискам, которые находили в ней при разборе.

Супруги Крыловы





                                                                                             *   *   *

Тишина, солнечная погода, вокруг – палитра осенних красок. Что ещё нужно, чтоб с интересом провести выходной день? Вот деревня Мануйлово. Вот опять природа в своём пышном увядании. Похоже, по обеим сторонам дороги когда-то были сельскохозяйственные поля, а теперь молодые берёзки осыпают редкого путника пожелтевшими листьями словно новогодними конфетти.


Мануйлово






«В деревне в Пуиге: дв. Меншак, пашни полторы коробьи, сена 15 копен, полторы обжи». (Новгородская писцовая книга, 1545 г.) Пуйга стоит на одноимённой речке, название которой предположительно происходит от финно-угорского Пу-Йога – Лесная Река (Ю. Смирнов, «Пешком по Тверской области», Тверь, 2000 г.). В черте деревни речку пересекает однопролётный мост с бетонными устоями, несколькими металлическими двутавровыми балками в качестве прогона и уложенным на них бревенчатым настилом. Ограждений нет. Мост был сделан в июле 2020 года местными жителями взамен строго, пришедшего в негодность.

Для автотранспорта, следующего через переправу, действует ограничение массы – не более 5 тонн. Об этом сообщает установленный с обеих сторон моста дорожный знак 3.11. Прежнее сооружение, похоже, выдерживало все 25 тонн, на что намекает закрашенная на белом поле знака цифра 2.

Пуйга



Мост через реку Квай Пуйгу



Лёгким движением руки число 25 превращается в цифру 5


Речка Пуйга



«Территория нагульных прудов – 173 гектара. Вода хорошо прогревается, богатая растительность служит прекрасным кормом для рыб. Руднево – один из трёх участков рыбхоза, где в летние месяцы карп и пелядь набирают товарный вес. К концу сезона средний вес двухлетнего карпа, например, достигает 250-300 граммов». (Газета «Ленинец», июль, 1979 г.) В советские годы здесь действовал рыбхоз «Пуйга» – единственное в Вышневолоцком районе хозяйство, занимающееся выращиванием товарной рыбы. О нём напоминают пустующее здание, смотровая вышка, брошенная автоцистерна для перевозки живой рыбы. Даже водоплавающую птицу разводили. Вот отрывки из статьи «На голубых просторах «Пуйги» («Калининская правда», июль, 1961 г.). «Всё говорило за то, что утка – наиболее выгодная из всех домашних птиц, что на её двухмесячную жизнь кормов требуется на 20-25 процентов меньше, чем на содержание гуся или курицы. <…> В будущем году мы планирует довести поголовье уток до 50 000. <…> «Пуйга» сможет дать птичьего мяса не 500, а все 900 центнеров».

Впрочем, прудовое хозяйство сегодня не заброшено. Магистральный канал на северной окраине деревни, похоже, рабочий. Да и в интернете можно найти немало хороших отзывов о рыбалке в Пуйге.




Магистральный канал прудового хозяйства



                                                                                             *   *   *

Один только этот почти десятикилометровый участок стоил того, чтоб поехать в окрестности верхней Мсты!

«Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
Весёлой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной»


(Иван Бунин, «Листопад»).

На спутниковой карте дорога между Пуйгой и деревней Залучье едва просматривается, зато отмечена в топографическом атласе не существующей уже Центральной экспериментальной военно-картографической фабрики. Лес, через который она проходит, действительно, будто сказочный! Не знаю, насколько способны передать это ощущение фотографии, но, мне показалось, что попав туда, я проник в сказку. И вот-вот долдно произойти какое-то чудо.






То тут, то там попадаются следы копыт лося. У них в это время гон, поэтому встреча с сохатым на лесном просёлке может быть опасной. Мне повезло: с животным я не столкнулся. Дважды дорогу пересекают ручьи. В первом случае через водную преграду переброшен бетонный мостик. Точнее, когда-то он был бетонным, но со временем плиты разрушились, и их заменили брёвнами. Чуть дальше ручей на дороге разлился в большую лужу. Преодолевать её вброд я не стал, а перебрался, отойдя в сторону и использовав в качестве мостика валявшийся в траве сук.






Грибов в том лесу – царство. Среди сбросивших хвою сосен и молоденьких дубков под листьями брусники притаились моховики. А мухоморы в ярко-красных шлемах, наоборот, ни от кого н прячутся.








С северной стороны показались купола Спасо-Георгиевского храма села Млёво. Дорога же из сказочного леса выходит к деревне Залучье. Млёво практически рядом. Пересекаешь речку Млёвку – и вот оно: старинное село, связанное с именем Дмитрия Менделеева. Только побываем мы в нём в следующей части.



Деревня Залучье


Речка Млёвка


Материал взят: Тут

Другие новости

Навигация