maxsimka
Здание Президиума РАН, знаменитые "Золотые мозги" ( 30 фото )
Культовое здание, символ советской науки! О металлических конструкциях на крыше до сих пор ходят легенды.
Проект грандиозный. На его реализацию потребовалось больше двадцати лет. В 1968 году был объявлен конкурс, в середине 1970-х заложен фундамент и начато строительство, которое завершено лишь в 1990-х. Некоторые называют здание уродливым и говорят, что у него плохая энергетика, другие считают этот комплекс ключевым объектом времен СССР и памятником эпохи модернизма. На самом деле, это постмодернизм. Но местами можно углядеть ар-деко и даже готику.
Комплекс расположен между Ленинским проспектом и рекой Москвой. На высоком берегу есть смотровая площадка, с которой открывается вид на небоскребы Москва-Сити, Лужники и Андреевский монастырь. Именно Андреевский монастырь был центром московского образования. Здесь все начиналось. Потом часть ученых-монахов вывезли в Чудов монастырь. Так что место для храма советской науки не случайное. К сожалению, обзор перекрывает жилой комплекс Green Hills. Считается элитным, но это сомнительно. Один дом построен впритык к ТТК, часть окон выходит прямо на магистраль под эстакаду. С другой стороны - ограда монастыря. Здесь же фактически реалити-шоу "За стеклом", особенно вечером, если не закрыты шторы. Как говорится "ну, такое".
Идея строительства масштабного комплекса для ученых возникла еще в 1930-е годы, когда Академия Наук была переведена из Петербурга в Москву. Ниже проект Щусева, который был отвергнут. Позже он представил измененный вариант с башенкой. Интересно было увидеть проекты других архитекторов, все они очень разные, но ни один не был реализован. Место тоже изначально планировалось другое, сначала на Юго-Западе, затем рассматривалась площадка на Крымском валу. В итоге был выбран проект ГИПРОНИИ, который проектировался в тесном сотрудничестве с учеными. В группу входили академики Миллионщиков, Арцимович, Виноградов, Капица, Котельников, Константинов, Семенов и главный архитектор ГИПРОНИИ Платонов. Были еще архитекторы Звездин, Захаров, Барщ и Батырева. Но их фамилии упоминают редко, просто пишут авторский коллектив под руководством Платонова или просто его фамилию. ГИПРОНИИ - это Государственный институт по проектированию научно-исследовательских институтов. Большая авторитетная организация. Основана, кстати, Щусевым и называлась раньше "Академпроект".
Во внутреннем дворике можно увидеть скульптуры Георгия Франгуляна. Четыре стихии: земля, воздух, вода и огонь. Сбоку на балконе парные композиции: утро/день, вечер/ночь. Автор хотел показать, что наука постоянна в пространстве и времени. Это было самое начало его творческого пути. Платонов обратился к Франгуляну и фактически дал путевку в жизнь. Позже Франгулян создает памятник Булату Окуджаве, который установлен на Арбате, затем Хачатуряну и Бродскому. Стена скорби - тоже его творение. Вообще, я люблю скульптуру, но работы этого автора не принимаю, они для меня непонятны и неприятны.
Внутренний осмотр начнем с концертного зала. До сих пор там проводятся концерты и спектакли. Гардероб имеет островное размещение, а не по периметру, как обычно. Много растений, в основном это пальмы, характерные для стиля ар-деко. Видела фотографии, когда около мавзолея Ленина стояли пальмы, и рядом со станциями первой очереди метро тоже. Растительность вдоль остекления создает эффект объединения внутреннего и внешнего. Помещения просторные, торжественные. Второй этаж, где расположен буфет имеет пониженный потолок, однако, за счет многоуровневой организации пространства объем не страдает.
Концертный зал, он же зал для конференций и заседаний Президиума РАН. Все сохранилось в оригинальном виде. Отдельно сняла кессоны на потолке, они показались мне интересными.
По периметру расположены парадные помещения, что-то типа нынешних переговорных комнат. Некоторые залы побольше, другие поменьше. Окна выходят во внутренний двор. Предполагаю, что летом можно выйти на балкон. Наверное, здесь посетители ожидали президента Академии Наук Келдыша. Он очень не любил, когда люди сидели в приемной, говорил "Я вам не хирург". Однако, редко принимал в назначенное время. Секретари просили погулять посетителей по зданию или размещали визитеров в таких вот помещениях.
Атриум с оранжереей. Была удивлена, что некоторые участники скептически заулыбались и даже зафыркали. Не поняла, что им не понравилось, стиль, назначение? Дальше была черная лестница. Неожиданное такое решение. Мы шли по галерее и осматривали помещения. Все они в едином стиле, но очень разные, сейчас расскажу, почему и зачем это сделано.
Одно из помещений, сейчас это выставочный зал. Обычное, стандартное, скучное, серо-бежевое. Правда, другие светильники. Они вообще везде разные, просто шедевры. Поворачиваешь за угол, а там красно-оранжевые стены! Это ошарашивает. Как, зачем, почему? Лабиринты коридоров выглядят одинаково, заблудиться очень легко. Цвет - эдакий визуальный ориентир.
Проходили зал "Ротонда", столовую, какие-то лестницы, много разных помещений. Если меня оставили бы одну, я вряд ли выбралась бы назад. Вспомнился герой Семена Фарады, который бродил по бесконечным, запутанным коридорам института "НУИНУ".
Лестницы - просто космос. Вот одна из них. Затягивает, будто черная дыра. А если смотреть не снизу вверх, а сверху вниз? Ух... Мне довелось спускаться всего несколько лестничных маршей. Внизу, внезапно, истукан. На табличке написано: АТИНГТИНГ - сигнальный барабан из ствола хлебного дерева с острова Амбрим (архипелаг Вануату), дар институту этнологии и антропологии имени Миклухо-Маклая Российской Академии Наук, 2009. Сверху выглядит очень странно.
Входная, в нашем случае выходная, группа. Ничего не напоминает? Мост Богдана Хмельницкого, один в один. Оказалось, автор один и тот же - Юрий Платонов! Он же спроектировал здание Палеонтологического музея в Москве и ТЦ Европейский!!! Дальше меня ожидало еще одно открытие: помните МХАТ имени Горького? Архитектор - Владимир Кубасов. Комплекс "Олимпик Плаза" на проспекте Мира - его же проект. Моя жизнь никогда не будет прежней.
В настоящее время внутренний дворик открыт для свободного посещения. Попасть внутрь здания можно с экскурсией. Даты на сайте "Москва глазами инженера", гид - Галина Минакова, также сопровождает работник Академии Наук. Увы, на крышу не пускают. Это моя маленькая мечта, надеюсь когда-нибудь она осуществится.
Существует легенда, что металлические конструкции в проекте здания появились благодаря Келдышу. Это один из мифов, которому нет подтверждений. Вряд ли это так. Ходили слухи, что на крыше установлены солнечные батареи, антенны и даже излучатели. Согласно официальной версии, "Золотые мозги" маскируют технические системы здания. Красивое.
Проект грандиозный. На его реализацию потребовалось больше двадцати лет. В 1968 году был объявлен конкурс, в середине 1970-х заложен фундамент и начато строительство, которое завершено лишь в 1990-х. Некоторые называют здание уродливым и говорят, что у него плохая энергетика, другие считают этот комплекс ключевым объектом времен СССР и памятником эпохи модернизма. На самом деле, это постмодернизм. Но местами можно углядеть ар-деко и даже готику.
Комплекс расположен между Ленинским проспектом и рекой Москвой. На высоком берегу есть смотровая площадка, с которой открывается вид на небоскребы Москва-Сити, Лужники и Андреевский монастырь. Именно Андреевский монастырь был центром московского образования. Здесь все начиналось. Потом часть ученых-монахов вывезли в Чудов монастырь. Так что место для храма советской науки не случайное. К сожалению, обзор перекрывает жилой комплекс Green Hills. Считается элитным, но это сомнительно. Один дом построен впритык к ТТК, часть окон выходит прямо на магистраль под эстакаду. С другой стороны - ограда монастыря. Здесь же фактически реалити-шоу "За стеклом", особенно вечером, если не закрыты шторы. Как говорится "ну, такое".
Идея строительства масштабного комплекса для ученых возникла еще в 1930-е годы, когда Академия Наук была переведена из Петербурга в Москву. Ниже проект Щусева, который был отвергнут. Позже он представил измененный вариант с башенкой. Интересно было увидеть проекты других архитекторов, все они очень разные, но ни один не был реализован. Место тоже изначально планировалось другое, сначала на Юго-Западе, затем рассматривалась площадка на Крымском валу. В итоге был выбран проект ГИПРОНИИ, который проектировался в тесном сотрудничестве с учеными. В группу входили академики Миллионщиков, Арцимович, Виноградов, Капица, Котельников, Константинов, Семенов и главный архитектор ГИПРОНИИ Платонов. Были еще архитекторы Звездин, Захаров, Барщ и Батырева. Но их фамилии упоминают редко, просто пишут авторский коллектив под руководством Платонова или просто его фамилию. ГИПРОНИИ - это Государственный институт по проектированию научно-исследовательских институтов. Большая авторитетная организация. Основана, кстати, Щусевым и называлась раньше "Академпроект".
Во внутреннем дворике можно увидеть скульптуры Георгия Франгуляна. Четыре стихии: земля, воздух, вода и огонь. Сбоку на балконе парные композиции: утро/день, вечер/ночь. Автор хотел показать, что наука постоянна в пространстве и времени. Это было самое начало его творческого пути. Платонов обратился к Франгуляну и фактически дал путевку в жизнь. Позже Франгулян создает памятник Булату Окуджаве, который установлен на Арбате, затем Хачатуряну и Бродскому. Стена скорби - тоже его творение. Вообще, я люблю скульптуру, но работы этого автора не принимаю, они для меня непонятны и неприятны.
Внутренний осмотр начнем с концертного зала. До сих пор там проводятся концерты и спектакли. Гардероб имеет островное размещение, а не по периметру, как обычно. Много растений, в основном это пальмы, характерные для стиля ар-деко. Видела фотографии, когда около мавзолея Ленина стояли пальмы, и рядом со станциями первой очереди метро тоже. Растительность вдоль остекления создает эффект объединения внутреннего и внешнего. Помещения просторные, торжественные. Второй этаж, где расположен буфет имеет пониженный потолок, однако, за счет многоуровневой организации пространства объем не страдает.
Концертный зал, он же зал для конференций и заседаний Президиума РАН. Все сохранилось в оригинальном виде. Отдельно сняла кессоны на потолке, они показались мне интересными.
По периметру расположены парадные помещения, что-то типа нынешних переговорных комнат. Некоторые залы побольше, другие поменьше. Окна выходят во внутренний двор. Предполагаю, что летом можно выйти на балкон. Наверное, здесь посетители ожидали президента Академии Наук Келдыша. Он очень не любил, когда люди сидели в приемной, говорил "Я вам не хирург". Однако, редко принимал в назначенное время. Секретари просили погулять посетителей по зданию или размещали визитеров в таких вот помещениях.
Атриум с оранжереей. Была удивлена, что некоторые участники скептически заулыбались и даже зафыркали. Не поняла, что им не понравилось, стиль, назначение? Дальше была черная лестница. Неожиданное такое решение. Мы шли по галерее и осматривали помещения. Все они в едином стиле, но очень разные, сейчас расскажу, почему и зачем это сделано.
Одно из помещений, сейчас это выставочный зал. Обычное, стандартное, скучное, серо-бежевое. Правда, другие светильники. Они вообще везде разные, просто шедевры. Поворачиваешь за угол, а там красно-оранжевые стены! Это ошарашивает. Как, зачем, почему? Лабиринты коридоров выглядят одинаково, заблудиться очень легко. Цвет - эдакий визуальный ориентир.
Проходили зал "Ротонда", столовую, какие-то лестницы, много разных помещений. Если меня оставили бы одну, я вряд ли выбралась бы назад. Вспомнился герой Семена Фарады, который бродил по бесконечным, запутанным коридорам института "НУИНУ".
Лестницы - просто космос. Вот одна из них. Затягивает, будто черная дыра. А если смотреть не снизу вверх, а сверху вниз? Ух... Мне довелось спускаться всего несколько лестничных маршей. Внизу, внезапно, истукан. На табличке написано: АТИНГТИНГ - сигнальный барабан из ствола хлебного дерева с острова Амбрим (архипелаг Вануату), дар институту этнологии и антропологии имени Миклухо-Маклая Российской Академии Наук, 2009. Сверху выглядит очень странно.
Входная, в нашем случае выходная, группа. Ничего не напоминает? Мост Богдана Хмельницкого, один в один. Оказалось, автор один и тот же - Юрий Платонов! Он же спроектировал здание Палеонтологического музея в Москве и ТЦ Европейский!!! Дальше меня ожидало еще одно открытие: помните МХАТ имени Горького? Архитектор - Владимир Кубасов. Комплекс "Олимпик Плаза" на проспекте Мира - его же проект. Моя жизнь никогда не будет прежней.
В настоящее время внутренний дворик открыт для свободного посещения. Попасть внутрь здания можно с экскурсией. Даты на сайте "Москва глазами инженера", гид - Галина Минакова, также сопровождает работник Академии Наук. Увы, на крышу не пускают. Это моя маленькая мечта, надеюсь когда-нибудь она осуществится.
Существует легенда, что металлические конструкции в проекте здания появились благодаря Келдышу. Это один из мифов, которому нет подтверждений. Вряд ли это так. Ходили слухи, что на крыше установлены солнечные батареи, антенны и даже излучатели. Согласно официальной версии, "Золотые мозги" маскируют технические системы здания. Красивое.
Взято: Тут
895