Дома Петербурга с нетривиальной архитектурой ( 1 фото )
- 15.01.2022
- 12 471
Петербург известен как город со строгой планировкой и архитектурой. Однако в городе на Неве есть много домой с не совсем обычной архитектурой. У каждой такой постройки хочется остановиться, чтобы изучать их нестандартность. Представляем вам несколько таких шедевров: от дома с воздушными галереями до постройки, целый этаж которой убран в яркую мозаику.
1. Доходный дом Бака - Кирочная ул., 24.
В Петербурге можно найти дом с двумя галереями, парящими в воздухе на уровне второго и четвертого этажей. Коридоры галерей соединяют наружную и внутреннюю части необычного здания. При этом самое интересное, что попасть во вторую часть можно только лишь воспользовавшись галереей. Знакомьтесь, перед вами – доходный дом И. Бака. Стоит также отметить, что галереи - далеко не единственная особенность этого доходного дома. Его великолепная архитектура и внутренняя отделка поражает: есть здесь и богатые парадные, двор с ленточными балконами, великолепные витражами на окнах и мраморные лестницы. Любителю архитектуры здание явно придется по вкусу.
2. Дом с мозаикой - Большая Зеленина ул., д. 28.
Доходный дом Н. Н. Лейхтенбергского, построен в 1904-1905 годах и это первая крупная работа архитектора Федора Федоровича фон Постельса. Дом выполнен в стиле модерн.
Доминантой главного фасада является огромный мозаичный фриз, состоящий из пяти больших мозаичных панно, созданных в 1905 году по эскизам художника Шелкового в мастерской Фролова (той самой легендарной мастерской, которая делала удивительные мозаики для храма Спас на Крови). Огромный фриз мозаичных панно с морскими и сельскими пейзажами, а также лепнина с обилием женских образов и растительным орнаментом неизменно привлекает внимание.
3. Египетский дом - Захарьевская ул., 23.
Немного найдётся в нашем городе зданий, которые известны не по имени бывшего владельца, а по собственному оригинальному имени. Видное место среди них занимает Египетский дом. Странный дом. Он скорее интересный, чем красивый. «Египетский дом» был построен в 1911—1913 гг. архитектором Михаилом Сонгайло по заказу супруги действительного статского советника. Дом изначально задумывался для сдачи внаем, но заказчица непременно желала «нечто оригинальное». Женский каприз был исполнен: фасад дома украшают изображения богини Хатхор, бога Ра, фараонов и египетские письмена.
4. Дом с совами - Садовая ул. д. 55-57.
Дом с совами на Садовой построен в 1904-1906 гг. архитектором А.Л. Лишневским. В декоре слились воедино модерн и готика. Дом больше напоминает средневековую крепость, нежели доходный дом начала двадцатого века. Толстые стены из шершавого серого руста, треугольные подъезды, по бокам украшенные фигурками сов, узкие прямоугольники окон-бойниц, расположенные на боковых частях здания. Интересно, от кого хотела укрыться в таком мрачном доме заказчица этого архитектурного сюжета — купеческая вдова Татьяна Путилова?
5. «Дом городских учреждений» - Вознесенский пр., 40-42.
В начале XX века власти решили построить так называемый «Дом городских учреждений» на перекрестке Садовой улицы и Вознесенского проспекта – что-то вроде нынешнего МФЦ или Центра документов, естественно, с поправкой на требования того времени (то есть без техосмотра, зато с ломбардом и статистическим управлением) . Строительством занимался архитектор Лишневский. Это было одно из самых высоких зданий на тот момент (еще выше мешал строить чересчур строгий на тот момент регламент) . Получилась цветастая эклектика с оглядкой на готику (фигурки чудищ) , а также элементами модерна (окна) и среднеевропейского ренессанса (внутреннее убранство помещений) . Фигурки вампиров, грифонов, химер, чертиков, паяцев и прочих мифических чудовищ – своеобразное эхо Средневековья в серой петербургской архитектуре.
6. Доходный дом Иоффа - Загородный пр., 11.
До наших дней дом на углу Загородного проспекта и улицы Рубинштейна сохранился в том обличье, какое ему придал архитектор Александр Лишневский в 1913 году, когда переделывал существующее здание в стиле, обращённом на славные традиции классицизма и модерна. Если взглянуть на дом сборку, то отчётливо видно, как его перспектива летит стрелой в пять углов и обрывается подъездом, где находится театральная касса. В XIX веке в доме жил начинающий поэт Николай Некрасов, который провёл здесь свою первую петербургскую зиму, будучи преподавателем. Так как в ту пору в доме находился пансион Бенецкого для мальчиков, его директор и предложил Некрасову преподавать воспитанникам правописание, историю и арифметику. Свои интересные суждения и впечатления о преподавании в пансионе поэт выразил в водевилях «Великодушный поступок» и «Федя и Володя».
7. «Слеза социализма» - ул. Рубинштейна, 7.
Дом по проекту архитектора А. А. Оля был построен как первая экспериментальная коммуна инженеров и писателей. Он должен был показать небывалый прорыв в будущее – коммунистический рай в обобществлении быта. В квартирах жильцов не было кухонь, вместо них полагалось питаться в столовой, рассчитанной на 200 мест. Санузлы были, но по одному на этаже. Среди горожан дом получил название «Слеза социализма». Впоследствии была проведена перепланировка, и каждая квартира получила отдельные кухню и туалет.
8. Пряничный домик – Колокольная ул., д. 11.
Рядом с Невским проспектом и строгой застройкой XIX века спрятался чудесный домик-пряник, похожий на русский терем. Архитектор этого дома, построенного в 1899-1900 гг, - Николай Никитич Никонов, был признанным мастером неорусского стиля. Это совершенно непривычный для глаз петербуржца дом. В первой половине XIX в. на этом месте стоял двухэтажный купечески дом, затем его приобрел архитектор Н. Н. Никонов и перестроил по собственному вкусу, добавив 3 этажа.
9. Доходный дом Полежаева - Старорусская ул., 5/3.
Громадный дом, украшенный башнями со шпилем, пилястрами и полуколоннами занимает большую часть квартала на углу Старорусской и Новгородской улиц. Это поражающее своей красотой здание было построено для хлеботорговца и купца 1-й гильдии Полежаева. В свое время этот дом даже стал декорациями для съемок фильма «Мастер и Маргарита». Доходный дом М. Н. Полежаева был построен в 1915 году по проекту инженера И. И. Яковлева. Здание привлекает внимание своей грандиозностью и необычностью. Прохожие сразу же подмечают башни со шпилями и кирпичную облицовку, исполненную в белом и малиновом тоне.
10. Контора завода Новицкого - Садовая ул. , 21А.
Этот дом на Садовой вырос еще в конце XVIII века, но сегодняшний вид он обрел в 1903 — 1904 годах, когда за его перестройку взялся архитектор Вильгельм Иоганн Христиан, а по-русски — Василий Васильевич Шауба. Он наделил дом всеми присущими модерну элементами, вложив частичку души. Так, фасад дома стал утопать в изящных орнаментах, скульптурных композициях и появились главные детали, которые привлекают взор буквально каждого прохожего — витринные балконы, увенчала постройку остроконечная башенка, которая нашла своем место в истории революции 1917 года, как огневая позиция юнкеров и офицеров-монархистов. Можно подумать, что такую пышную перестройку заказал какой-нибудь богатый сноб под галерею или магазин, но на деле здесь разместилась головная контора художественного металлолитейного и механического завода Э. Э. Новицкого. От того, каким здание выглядит сегодня, дом отличала большая вывеска, венчавшая фасад, а на брандмауэре был выполнен масштабный рекламный рисунок, рассказывающей о производстве Новицкого. Сегодня в здании разместился свадебный салон.
6. Дом с башнями - Большой проспект П.С., д. 75.
Доходный дом принадлежал архитектору К.И. Розенштейну. В 1912 г. К. Розенштейн начал строительство дома по собственному проекту, но вынужден был пригласить к сотрудничеству архитектора Андрея Евгеньевича Белогруда, который увлекался средневековой архитектурой, поэтому бельведеры по углам здания, вынесенные на площадь, он превратил в настоящие шестигранные башни. Детали здания подчеркнуты коричневым цветом, в то время как стены дома окрашены в желто-серый. В украшении дома использованы элементы средневековой готической архитектуры. В стене одной из башен Белогруд разместил декоративный циферблат со знаками зодиака.
1. Доходный дом Бака - Кирочная ул., 24.
В Петербурге можно найти дом с двумя галереями, парящими в воздухе на уровне второго и четвертого этажей. Коридоры галерей соединяют наружную и внутреннюю части необычного здания. При этом самое интересное, что попасть во вторую часть можно только лишь воспользовавшись галереей. Знакомьтесь, перед вами – доходный дом И. Бака. Стоит также отметить, что галереи - далеко не единственная особенность этого доходного дома. Его великолепная архитектура и внутренняя отделка поражает: есть здесь и богатые парадные, двор с ленточными балконами, великолепные витражами на окнах и мраморные лестницы. Любителю архитектуры здание явно придется по вкусу.
2. Дом с мозаикой - Большая Зеленина ул., д. 28.
Доходный дом Н. Н. Лейхтенбергского, построен в 1904-1905 годах и это первая крупная работа архитектора Федора Федоровича фон Постельса. Дом выполнен в стиле модерн.
Доминантой главного фасада является огромный мозаичный фриз, состоящий из пяти больших мозаичных панно, созданных в 1905 году по эскизам художника Шелкового в мастерской Фролова (той самой легендарной мастерской, которая делала удивительные мозаики для храма Спас на Крови). Огромный фриз мозаичных панно с морскими и сельскими пейзажами, а также лепнина с обилием женских образов и растительным орнаментом неизменно привлекает внимание.
3. Египетский дом - Захарьевская ул., 23.
Немного найдётся в нашем городе зданий, которые известны не по имени бывшего владельца, а по собственному оригинальному имени. Видное место среди них занимает Египетский дом. Странный дом. Он скорее интересный, чем красивый. «Египетский дом» был построен в 1911—1913 гг. архитектором Михаилом Сонгайло по заказу супруги действительного статского советника. Дом изначально задумывался для сдачи внаем, но заказчица непременно желала «нечто оригинальное». Женский каприз был исполнен: фасад дома украшают изображения богини Хатхор, бога Ра, фараонов и египетские письмена.
4. Дом с совами - Садовая ул. д. 55-57.
Дом с совами на Садовой построен в 1904-1906 гг. архитектором А.Л. Лишневским. В декоре слились воедино модерн и готика. Дом больше напоминает средневековую крепость, нежели доходный дом начала двадцатого века. Толстые стены из шершавого серого руста, треугольные подъезды, по бокам украшенные фигурками сов, узкие прямоугольники окон-бойниц, расположенные на боковых частях здания. Интересно, от кого хотела укрыться в таком мрачном доме заказчица этого архитектурного сюжета — купеческая вдова Татьяна Путилова?
5. «Дом городских учреждений» - Вознесенский пр., 40-42.
В начале XX века власти решили построить так называемый «Дом городских учреждений» на перекрестке Садовой улицы и Вознесенского проспекта – что-то вроде нынешнего МФЦ или Центра документов, естественно, с поправкой на требования того времени (то есть без техосмотра, зато с ломбардом и статистическим управлением) . Строительством занимался архитектор Лишневский. Это было одно из самых высоких зданий на тот момент (еще выше мешал строить чересчур строгий на тот момент регламент) . Получилась цветастая эклектика с оглядкой на готику (фигурки чудищ) , а также элементами модерна (окна) и среднеевропейского ренессанса (внутреннее убранство помещений) . Фигурки вампиров, грифонов, химер, чертиков, паяцев и прочих мифических чудовищ – своеобразное эхо Средневековья в серой петербургской архитектуре.
6. Доходный дом Иоффа - Загородный пр., 11.
До наших дней дом на углу Загородного проспекта и улицы Рубинштейна сохранился в том обличье, какое ему придал архитектор Александр Лишневский в 1913 году, когда переделывал существующее здание в стиле, обращённом на славные традиции классицизма и модерна. Если взглянуть на дом сборку, то отчётливо видно, как его перспектива летит стрелой в пять углов и обрывается подъездом, где находится театральная касса. В XIX веке в доме жил начинающий поэт Николай Некрасов, который провёл здесь свою первую петербургскую зиму, будучи преподавателем. Так как в ту пору в доме находился пансион Бенецкого для мальчиков, его директор и предложил Некрасову преподавать воспитанникам правописание, историю и арифметику. Свои интересные суждения и впечатления о преподавании в пансионе поэт выразил в водевилях «Великодушный поступок» и «Федя и Володя».
7. «Слеза социализма» - ул. Рубинштейна, 7.
Дом по проекту архитектора А. А. Оля был построен как первая экспериментальная коммуна инженеров и писателей. Он должен был показать небывалый прорыв в будущее – коммунистический рай в обобществлении быта. В квартирах жильцов не было кухонь, вместо них полагалось питаться в столовой, рассчитанной на 200 мест. Санузлы были, но по одному на этаже. Среди горожан дом получил название «Слеза социализма». Впоследствии была проведена перепланировка, и каждая квартира получила отдельные кухню и туалет.
8. Пряничный домик – Колокольная ул., д. 11.
Рядом с Невским проспектом и строгой застройкой XIX века спрятался чудесный домик-пряник, похожий на русский терем. Архитектор этого дома, построенного в 1899-1900 гг, - Николай Никитич Никонов, был признанным мастером неорусского стиля. Это совершенно непривычный для глаз петербуржца дом. В первой половине XIX в. на этом месте стоял двухэтажный купечески дом, затем его приобрел архитектор Н. Н. Никонов и перестроил по собственному вкусу, добавив 3 этажа.
9. Доходный дом Полежаева - Старорусская ул., 5/3.
Громадный дом, украшенный башнями со шпилем, пилястрами и полуколоннами занимает большую часть квартала на углу Старорусской и Новгородской улиц. Это поражающее своей красотой здание было построено для хлеботорговца и купца 1-й гильдии Полежаева. В свое время этот дом даже стал декорациями для съемок фильма «Мастер и Маргарита». Доходный дом М. Н. Полежаева был построен в 1915 году по проекту инженера И. И. Яковлева. Здание привлекает внимание своей грандиозностью и необычностью. Прохожие сразу же подмечают башни со шпилями и кирпичную облицовку, исполненную в белом и малиновом тоне.
10. Контора завода Новицкого - Садовая ул. , 21А.
Этот дом на Садовой вырос еще в конце XVIII века, но сегодняшний вид он обрел в 1903 — 1904 годах, когда за его перестройку взялся архитектор Вильгельм Иоганн Христиан, а по-русски — Василий Васильевич Шауба. Он наделил дом всеми присущими модерну элементами, вложив частичку души. Так, фасад дома стал утопать в изящных орнаментах, скульптурных композициях и появились главные детали, которые привлекают взор буквально каждого прохожего — витринные балконы, увенчала постройку остроконечная башенка, которая нашла своем место в истории революции 1917 года, как огневая позиция юнкеров и офицеров-монархистов. Можно подумать, что такую пышную перестройку заказал какой-нибудь богатый сноб под галерею или магазин, но на деле здесь разместилась головная контора художественного металлолитейного и механического завода Э. Э. Новицкого. От того, каким здание выглядит сегодня, дом отличала большая вывеска, венчавшая фасад, а на брандмауэре был выполнен масштабный рекламный рисунок, рассказывающей о производстве Новицкого. Сегодня в здании разместился свадебный салон.
6. Дом с башнями - Большой проспект П.С., д. 75.
Доходный дом принадлежал архитектору К.И. Розенштейну. В 1912 г. К. Розенштейн начал строительство дома по собственному проекту, но вынужден был пригласить к сотрудничеству архитектора Андрея Евгеньевича Белогруда, который увлекался средневековой архитектурой, поэтому бельведеры по углам здания, вынесенные на площадь, он превратил в настоящие шестигранные башни. Детали здания подчеркнуты коричневым цветом, в то время как стены дома окрашены в желто-серый. В украшении дома использованы элементы средневековой готической архитектуры. В стене одной из башен Белогруд разместил декоративный циферблат со знаками зодиака.