StabnaK
СВЕРХПРИБЫЛИ 2021-ГО. КАК РОССИЯ СУМЕЛА ЗАРАБОТАТЬ МИЛЛИАРДЫ НА ГЛУПОСТИ ЕВРОПЕЙСКИХ ЧИНОВНИКОВ ( 1 фото )
ФОТО: MIHA CREATIVE / SHUTTERSTOCK.COM
КОНСТАНТИН ДВИНСКИЙ
Если рассматривать 2021 год с точки зрения интересов русского национального хозяйства, нельзя пройти мимо одной стержневой темы – энергетической. За двенадцать месяцев средняя цена на природный газ взлетела в пять раз, на нефть – на 40%, стоимость угля увеличилась вдвое. Всё это принесло огромнейшую сверхприбыль нашим добывающим отраслям. Главное теперь – сохранять приверженность выбранной стратегии поведения на сырьевых рынках и инвестировать средства туда, куда нужно, а не складировать деньги в резервах по заветам Антона Германовича Силуанова.
"Пандемия закончится, а дешёвые нефть и газ – надолго. Владимир Милов о печальной судьбе "Газпрома" и "Роснефти" – под таким заголовком летом прошлого года вышел материал на одном из либеральных пропагандистских ресурсов. Навальновский "спец" по экономике рассуждал в том духе, что энергетический комплекс России ждут непростые времена, а тяжёлая эпидемиологическая ситуация окончательно добьёт "страну-бензоколонку". Сейчас тот материал трудно читать без ехидной улыбки.
В 2020 году мир содрогнулся от пандемии новой коронавирусной инфекции. Эксперты предрекали различные варианты развития мировой экономики, намечали прогнозы, однако точно так и не смогли определить главный тренд 2021-го – потрясающий рост цен на энергоносители. Для нашей страны это важнейшая тема – увы, несмотря на все старания государственников в экономическом блоке правительства, Россия всё ещё зависит от экспорта сырья.
Газ – хит этого сезона
На момент написания текста лондонская биржа ICE продаёт голубое топливо по цене 1250 долларов за тысячу кубических метров. Для сравнения: в начале текущего года стоимость колебалась в районе 200-252 доллара за аналогичный объём. И тогда аналитики били тревогу: дескать, не было такого давно, аномально холодная зима, низкий объём закачки в подземные газовые хранилища. Не знали, бедолаги, что будет их ждать через год. 6 октября цена побила все рекорды, остановившись на отметке 1937 долларов. Затем быстро отыграла назад, но вновь полетела вверх в декабре. В самом конце 2021 года цена на газ пробила отметку 2100 долларов. Такого мир не видел ещё никогда.
Причин газового дефицита масса. Во-первых, виновата недальновидная энергетическая политика Европейского союза. Брюссельские бюрократы долгие годы стремились навредить интересам ПАО "Газпром", чтобы лишить Россию средств воздействия на политику ЕС. Именно для этого принимался Третий энергетический пакет и велась отчаянная борьба за сохранение украинского и польского газового транзита. По итогу в "День Д" оказалось, что удовлетворить потребности Старого Света в углеводородах весьма сложно. Во-вторых, ставка на "зелёную" энергетику оказалась провальной. Лето выдалось жарким, и ветряки попросту не смогли выработать достаточное количество энергии. Вкупе с отказом Германии от атомной энергетики и использования угля на электростанциях это привело к взлёту спроса на природный газ. В-третьих, на все эти факторы наслоилась холодная зима. В январе-феврале наступающего 2022-го мы, возможно, увидим ещё и не такие высокие цены.
Нефть – нестареющая классика
Когда 2021-й только начинался, цена нефти марки Brent за баррель составляла 50 долларов. Сейчас стоимость превышает 79 долларов, и тренд восходящий. На пиковых значениях этого года котировки поднимались до 86 долларов. Конечно, такого взлёта, как в случае с газом, не наблюдается, однако для России подобная ситуация весьма благоприятная. Как уже писал ранее Первый русский телеканал Царьград, нашей стране не нужны колоссальные цены а-ля 2008 год (под 140 долларов). Приемлемое значение – 65-75 долларов за баррель. Объясняется это просто: высокие нефтяные цены могут просто-напросто обрушить рынок, поскольку дадут импульс инвестированию в проекты с низкой рентабельностью и малым эффектом. Держать котировки на стабильном, приемлемом и предсказуемом уровне позволяет сделка крупнейших добытчиков чёрного золота – организации ОПЕК+, куда входит Россия.
Уголь – не спешите его хоронить
В сентябре этого года на Восточном экономическом форуме выступил Анатолий Чубайс. "Младореформатор" из 1990-х, отрабатывая повестку Демократической партии США, раскритиковал угольную стратегию, принятую правительством Мишустина – Белоусова. По словам Анатолия Борисовича, Поднебесная, главный рынок для русского угля, вскоре откажется от данного вида сырья.
Берём в руки факты: заявление [главы КНР] Си Цзиньпина 22 апреля на глобальном климатическом саммите. Цитирую по памяти, но за смысл ручаюсь: с этого, 2021 года Китай берёт под жесточайший контроль любой прирост объёма потребления угля, а с 2025 года Китай начинает сокращение абсолютного объёма потребления угля в стране… [Наша угольная стратегия] провалилась, она неработоспособна, она не может быть реализована в этой ситуации,
– вещал специальный представитель президента России по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития.
Министерство энергетики тут же дало обоснованный ответ. Разложило, что называется, по полочкам. Спрос на уголь в мире остаётся очень высоким, а в Китае происходит не стремительный отказ от угля, а снижение его собственной добычи (в том числе нелегальной, что является головной болью КНР) и перераспределение источников импорта. Русское сырьё в нынешних условиях вполне может заменить австралийское, канадское или южноафриканское, тем более что наш уголь имеет более высокую энергетическую ценность – результат хорошей работы добывающей отрасли.
Что с того?
В новом, 2022 году следует ожидать высоких цен на энергоносители. Конечно, определённые флуктуации возможны, однако вряд ли цена природного газа упадёт ниже уровня допандемийного 2019-го. Руководству нашей страны нужно продолжать принятую грамотную стратегию поведения: не использовать украинскую газотранспортную систему, по минимуму задействовать польскую, требовать введения в эксплуатацию магистрального газопровода "Северный поток – 2". Однако нельзя обойтись и без развития собственного производства. Россия должна инвестировать крупные средства в нефте- и газопереработку, нефтехимию, наращивать экспорт продукции с высокой добавленной стоимостью, повышать ещё больше энергетическую ценность собственного угля. С объёмами добычи у нас всё в порядке, дело за интенсификацией.
Взято: Тут
1072