Заповедная Россия: Водлозерский национальный парк ( 67 фото )
- 05.12.2021
- 8 278
Когда мы говорили, что едем в Водлозерский национальный парк, никто не знал, где это. Когда егеря парка, у которых мы бронировали стоянку, узнавали, что мы не рыбаки, то очень удивлялись.
Водлозерье… Затерянный край между Карелией и Архангельской областью, в единственную жилую деревню которого ведет единственная грунтовая дорога. Дальше – только на лодке и пешком, дальше - только тайга на многие километры на север, почти до самого Белого моря. Национальный парк Водлозерский - один из самых больших национальных парков Европы.
Здесь нет мобильной связи и интернета, электричество берут от солнечных батарей, ветряков и генераторов, а вместо автомобилей и общественного транспорта используют лодки.
И вся эта красота находится всего в одном дне езды от Санкт-Петербурга. Очень странно, что про него знает так мало народу.
Чтобы попасть на Водлоозеро, сначала надо доехать до Пудожа. К этому небольшому карельскому городку можно попасть двумя путями - длинной и хорошей трассой Кола до Медвежьегорска, а там направо вдоль северного берега Онеги. Либо через Вытегру. Эта дорога короче где-то на сотню километров, но трасса между границей Ленинградской области и городом Вытегра - жесть. Есть три сильно разбитых участка, тут остаётся только стиснуть зубы и перетерпеть, по расстоянию они небольшие.
За Пудожем (или не доезжая Пудожа, если ехать от Медвежьегорска) будет поворот на грунтовку, снабженный указателем на Водлозерский парк.
Грунтовка эта хорошего качества и приводит в деревню Куганаволок. Куганаволок называют "последней жилой деревней Водлозерья" и так в общем-то оно и есть на самом деле.
А когда-то земля эта была заселена и обжита. Коренными жителями Водлозерья были водлозёры, потомки древних вепсов. Они растили скот, рубили лес, ловили рыбу да по-язычески заговаривали озёрных духов и своих мужей на силу мужицкую. Например, был у них такой любопытный заговор: охотничий нож воткнуть в землю под углом и остриём вверх. Под ножом следует разместить миску для сбора стекающей с него воды. Затем нужно лить на нож воду и приговаривать: «Как нож стоит крепко, не сгибается, не шатается так бы и хуй раба Божьего (назвать имя) перед женским мясом не сгибался бы, не шатался бы». Собранной в миску заговоренной водой нужно поить нужного мужика утром и вечером несколько дней.
Начиная с 16 века водлозерцев стал теснить Новгород Великий, а потом и быстро набирающая силу и мощь Московия. Часть коренных водлозерцев ушли дальше на север, многие погибли в сражениях, а оставшиеся смешались с прибывшими поселенцами.
К концу 19 века население Водлоозера насчитывало около 2500 человек, но среди мужских представителей края было уже не выделить потомков бывших финно-угорских племён. А вот в женщинах по цвету лиц и волос, по форме носа и скул ещё можно было отличить водлозёрок.
Жилось водлозерцам всегда туго. То выходил запрет на создание лядов на казённых землях и местные жители не могли выращивать сельхозпродукцию на продажу и переориентировались на рыбу. То цены на рыбу падали или рыбный запас озера истощался. Тогда жители Водлозерья распродавали имущество и шли попрошайничать или батрачить к поморам. Зажиточные поморы называли водлозёров «рябушниками» - этим обидным словом на севере обозначали людей, одевавшихся в старые сильно изношенные одежды.
В начале 20 века настали смутные времена - революция, войны нанесли урон и этим землям, хотя ещё лет пятьдесят-шестьдесят назад по берегам озера стояли деревни. Но потом стали принимать глупые законы, запрещали рубить лес и ловить рыбу, затем пришло укрупнение колхозов, дальше случилась перестройка и край совсем обезлюдел.
Куганаволок как раз и был той самой деревней, куда переезжали жители "неперспективных деревень". Теперь это центр Водлозерья, в который приезжают абсолютно все решившие посетить Водлозерский национальный парк.
Самое оживленное место деревни - это пристань. Здесь можно бесплатно оставить машину, спустить лодку. В воду уходит аварийный причал...
...а рядом стоят уникальные лодки-водлозёрки - длинные, сделанные по особой технологии.
Но первым в Куганаволоке мы увидели недавно восстановленный деревянный ансамбль, включающий храм Диодора Юрьевского, Петропавловскую часовню и звонницу.
Зарождающейся белой ночью всё это выглядело очень романтично.
Если своей лодки нет, то можно воспользоваться услугами местных жителей по заброске в отдаленные места Водлозера.
Об этой услуге стоит договориться заранее и быть готовым к немалым тратам. На июнь 2021 года стоимость перевоза составляла четыре тысячи рублей в одну сторону. Вместимость лодки, к которой мы приценивались, была три человека плюс капитан и можно было взять с собой лишь ограниченное количество шмурдяка, дабы не перегружать плавсредство.
Мы решили обойтись своими силами. У нас было две надувных лодки, одна с мотором, другая без оного, поэтому её мы везли на буксире.
С местом ночлега тоже стоит определиться заранее. На Водлозере, как и в соседнем Кенозерском национальном парке, есть оборудованные стоянки. Как правило, они включают в себя место под кострище, дрова и беседку со столом. Беседка крытая, что нас здорово выручило во время дождя. Туалетов на стоянках нет и мы с тоской вспоминали финские национальные парки, где в чистых уютных сортирах всегда были туалетная бумага, мягкие сиденья и торф для засыпки отходов жизнедеятельности.
Наш выбор пал на стоянку № 57 с названием "Пролив Железные ворота". Больше всего привлекало обещание, что стоянка продуваемая. Забегая вперёд скажу, что без ветра обещанной продуваемости не было и комары на нас оторвались по полной.
Но в целом стоянка была очень хорошая. Недалеко даже был обнаружен песчаный пляжик. Бронировали и оплачивали стоянку на сайте Водлозерского парка. Там же висит требование, что с собой обязательно нужно иметь оформленное разрешение на посещение парка. Мы разрешение законопослушно распечатали и возили с собой, но на деле никто его так и не спросил. Хотя служебные катера мы видели неоднократно.
Альтернатива туристическим стоянкам - гостевые дома. Они раскиданы по нескольким деревням и снаружи имеют вполне презентабельный вид. По ходу поста я ещё покажу некоторые из них. Стоимость не знаю.
До вожделенной стоянки плыть нужно было двадцать с лишним километров. Очень повезло с погодой, что туда, что обратно не было ни ветра, ни дождя.
А так Водлозеро весьма коварно. При больших размерах (седьмое по величине среди водоёмов Карелии) оно мелководно, средняя глубина всего три метра. Мы то и дело чиркали мотором то за камни, то за песок. При этом на всём озере мы не видели ни одного навигационного знака. По рассказам местных, на озере случалось много несчастных случаев, когда по пьяни на большой скорости налетали на мель или камни и тонули. А ещё тут может подуть северик, северный ветер, нагоняющий высокую рваную волну, при которой любое судоходство на Водлозере становится невозможным. Так что мы немножко рисковали.
С лодкой на прицепе от деревни Куганаволок до пролива Железные ворота плыли 2 часа 40 минут, ноги при этом так затекли, что еле их разогнули.
К слову, пролив Железные ворота - одно из самых мелководных мест Водлозера. Раньше тут был брод и местные переезжали пролив на телегах. Сама в этом смогла убедиться, когда купалась. Я почти дошла до соседнего острова, при этом в самом глубоком месте было чуть выше пояса, а-ля Финский залив)) Зато к середине июня вода уже прогрелась.
На Водлозере мы были всего один день. Этого категорически мало и даже несмотря на злобствующих кровососущих мы бы с радостью остались здесь на подольше. Но самое основное мы осмотреть успели.
Деревянная плотина у истока Сухой Водлы.
Построена плотина в 1934 году для регулирования стока вод с целью лесосплава. Давно не используется и стремительно разрушается.
Всего из Водлозера вытекает две реки - Сухая Водла и Вама. Через несколько десятков километров реки сливаются и образуют реку Водлу. Та в свою очередь впадает в Онежское озеро недалеко от Пудожа.
Пока мы осматривали плотину, к истоку Сухой Водлы подтягивались лодки с рыбаками. Вероятно, здесь одно из лучших рыбных мест на Водлозере.
Деревня Варишпельда.
Расположена на севере Водлозера, в глубине залива Варишпелда, отделенным от Водлозера нешироким, но длинным мысом Утиннаволок.
Сейчас в деревне есть несколько жилых домов, предназначенных для размещения туристов. Они представляют собой точные копии традиционных северных домов.
На холме над Варишпельдой высится недавно построенная Спасская церковь. Пишут, что построена она была по подобию известной церкви Ризоположения конца XV в., которая сейчас находится на территории Кирилло-Белозерского монастыря. А церковь Ризоположения, между прочим, самая старая из сохранившихся деревянных церквей России.
Проект Спасской церкви делался бегло, не в полном объеме, но построена она была качественно, удачно вписалась в окружающий пейзаж и замечательно смотрится отовсюду.
К сожалению, внутрь храма нам попасть не удалось. В церкви шло венчание и её по этому случаю сторожила большая овчарка.
А вот часовня 19 века была открыта и никаких собак))
Хотя при подъезде к деревне нас накрыло ливнем и во время визита в Варишпельду дождь так и шел, мы обошли всю деревню и заглянули в каждый уголок.
Очень красивое место.
3 Деревня Гостьнаволок.
Окончание -наволок часто встречается в водлозерских названиях, а означает оно "мыс".
Когда мы прибыли в Гостьнаволок, уже вовсю светило солнце, а от поливавшей нас полчаса назад тучи не осталось и следа. Пришвартовались на шикарном песчаном пляже, этаких Мальдивах по-водлозерски, и пошли осматривать деревню.
В преданиях водлозёров Гость-наволок выделяется особо. Считается, что основателем её стал не простой крестьянин, а человек зажиточный, переселившийся на берега Водлозера из самого Великого Новгорода под видом купца или, как тогда говорили, «торгового гостя». Отсюда, якобы, и пошло название этой деревни.
Правда, с этим купцом потом всё получилось печально. Оказался он не купцом, а убивцем, присвоившим имущество убитых. На деньги от продажи краденого купец закупил скот и раздал его, как сейчас бы сказали, в аренду местным жителям. Для переработки большего количества молока он нанял батраков, построил сыродельни и стал продавать сыр Соловецкому монастырю. Дела шли успешно и даже очень, но вскоре купца изобличили и отправили то ли на каторгу, то ли на плаху. Коров же у местных жителей конфисковали и погнали в Новгород по льду заснеженного Водлозера. Преданье старины глубокой гласит, что "когда первое животное поравнялось с Канзанаволоком, в Гостьнаволоке только-только ступила на лед озера последняя коровенка".
Сейчас в Гостьнаволоке, как и в Варишпельде, построено несколько гостевых домов. Всё тут ухоженное и добротное, дома и хозяйственные постройки новые и чистые, установлены солнечные батареи, тропинки скошены, кустарник вырублен.
В деревне не так давно заново отстроили новую церковь взамен когда-то здесь стоявшей.
Иконостас и "небо" в церкви были безвозмездно расписаны известными российскими художниками Грецкими. Это те самые художники, что восстанавливают усадьбу художника Василия Поленова Имоченцы на Ояти.
Когда мы вышли из церкви, к нам с лаем прибежала рыжая собачка, а вскоре подошел и её хозяин, сторож и хранитель деревни.
Был он гостеприимен и разговорчив, рассказал нам много интересного про эти места – про медведя, захаживающего в деревню и поедающего ласточкины гнёзда в бане, про необычные находки, про белогвардейцев и староверов, про погодные сюрпризы и в целом про жизнь в этих заповедных местах.
В ходе разговора он поведал и про то, что раньше гостевые дома на острове сдавались всем без разбора, но потом рыбаки с генералами и их отдых в стиле "Особенностей национальной охоты" надоели хозяевам домов и теперь тут живут только свои люди, родственники и друзья.
Наверное, благодаря хранителю острова и его рассказам в Гостьнаволоке нам понравилось больше всего из шести мест, которые мы успели посетить на Водлозере.
Ильинский погост.
Это, пожалуй, самое известное и значимое место на Водлозере.
Когда-то на Водлозере существовало два погоста — Ильинский на севере и Пречистинский на юге. Оба они входят в число древнейших обителей на северо-востоке Новгородской Руси.
Ни одна постройка на Погострове до наших дней не дошла, последнее доломали большевики, а вот Ильинский погост, построенный в 1798 году, сохранился до наших дней.
Есть сведения, что до этого года на острове стояла шатровая церковь, а еще раньше здесь было языческое капище.
Церковь и прилегающее к ней старое кладбище окружены впечатляющей оградой, срубленной из огромных вековых брёвен. Внутри ограды раньше располагались лавки, где крестьяне и купцы торговали в ярмарочные дни.
Погост был закрыт в 1930-е годы большевиками, но не разрушен, а просто оставлен стоять в запустении со снятыми куполами и пустыми стенами.
Возрождение началось в 2000-е годы. Первым прибыл сюда иеромонах Нил, отслужил литургию и почувствовал, что притягивает его это место. Остался, стал возрождать пустынь. Когда дело уже пошло на лад, Нил трагически погиб: был убит наемными работниками, что-то с ним не поделившими. Тело они бросили в воду, так что спохватились Нила только через месяц. Убийц поймали через год.
На погосте мы никого не встретили, церковь и колокольня оказались закрыты. Очень жаль, мы всю дорогу мечтали подняться на колокольню.
Также на острове мы старательно пытались высмотреть загадочные карсикко. Карсикко - это такие мифологические деревья-знаки, выступающие, согласно местным верованиям, в роли духов-охранителей. Для создания карсикко чаще всего использовались сосны или ели, на которых особенным образом обрубались ветви, а на стволе вырезался специальный знак. На Водлозере с карсикко был связан целый комплекс обычаев и обрядов: такие деревья-знаки были частью погребальной обрядности. Их вырезали после смерти человека в непосредственной близости от дома, где он жил, либо на его могиле. К карсикко было принято приносить жертвы в виде еды, приготовленной из первого урожая зерновых, либо ухи первого улова. Помимо Ильинского погоста много деревьев-карсикко есть и на длинном мысе Утиннаволок.
Но и здесь удача была не на нашей стороне, карсикко мы не нашли. Зато увидели берёзу «Двенадцать апостолов», названную так по двенадцати стволам дерева. Это своего рода визитная карточка Ильинского погоста.
Погост производит сильное впечатление, этакая основательная деревянная крепость в озерной глуши. Вокруг красота, тишина и уединение, как и должно быть в настоящем монастыре.
Деревня Канзанаволок.
Канзанаволок был когда-то самым большим поселком на Водлозере. Тут жило 200 человек в 33 дворах. С тех времен осталось несколько больших деревянных домов.
Самое заметное здание - бывшая деревенская школа, сейчас переоборудованная в гостевой дом. Школа выкрашена в нехарактерный для этих мест ярко-красный цвет. Немного Финляндию напомнило.
На самом высоком месте стоит часовня Воздвижения Креста, архитектурная доминанта Канзанаволока. Она известна с середины XVIII века. В 2005 году её реконструировали, используя в процессе точные копии плотницких инструментов трёхсотлетней давности.
И церковь, и школа, и некоторые другие постройки в Канзанаволоке были восстановлены за счёт петрозаводского бизнесмена Леонида Белуги, который подарил их Водлозерскому национальному парку.
Остров Канзанаволок, на котором расположена одноименная деревня - самый большой на Водлозере. Когда-то на нем было две большие деревни Коскасалма на севере и Канзанавалок на юге. Население обеих деревень было несколько сотен. Теперь тут никто не живет, только в сезон рыбаки и туристы. Любопытно, что пролив Железные ворота, где мы стояли лагерем, находится на этом же острове, но на другом его конце.
Чуть в стороне от деревни есть песчаный пляж. И всё бы ничего, если не знать, что пляж этот периодически навещается медведем, которого тут иногда подкармливают рыбой. Правда, в этот раз мы медведя не встретили.
Вот и всё, что нам удалось осмотреть за один день в заповедном и самобытном Водлозерье.
Осталось только упомянуть про рыбалку. Мы ни разу не рыбаки и снасть у нас самая допотопная. И рыбных мест мы тут не знали, просто бросили удочку в первом попавшемся месте. Но такой рыбалки, как на Водлозере, у нас не было ни разу в жизни. Местные упитанные окуни натурально клевали на голый крючок и это не сказки и не преувеличение. Главное было вовремя остановиться:))
Карта посещенных мест Водлозерья:
При написании поста использовались материалы сайтов https://kezling.ru/ и https://geocaching.su/
Водлозерье… Затерянный край между Карелией и Архангельской областью, в единственную жилую деревню которого ведет единственная грунтовая дорога. Дальше – только на лодке и пешком, дальше - только тайга на многие километры на север, почти до самого Белого моря. Национальный парк Водлозерский - один из самых больших национальных парков Европы.
Здесь нет мобильной связи и интернета, электричество берут от солнечных батарей, ветряков и генераторов, а вместо автомобилей и общественного транспорта используют лодки.
И вся эта красота находится всего в одном дне езды от Санкт-Петербурга. Очень странно, что про него знает так мало народу.
Чтобы попасть на Водлоозеро, сначала надо доехать до Пудожа. К этому небольшому карельскому городку можно попасть двумя путями - длинной и хорошей трассой Кола до Медвежьегорска, а там направо вдоль северного берега Онеги. Либо через Вытегру. Эта дорога короче где-то на сотню километров, но трасса между границей Ленинградской области и городом Вытегра - жесть. Есть три сильно разбитых участка, тут остаётся только стиснуть зубы и перетерпеть, по расстоянию они небольшие.
За Пудожем (или не доезжая Пудожа, если ехать от Медвежьегорска) будет поворот на грунтовку, снабженный указателем на Водлозерский парк.
Грунтовка эта хорошего качества и приводит в деревню Куганаволок. Куганаволок называют "последней жилой деревней Водлозерья" и так в общем-то оно и есть на самом деле.
А когда-то земля эта была заселена и обжита. Коренными жителями Водлозерья были водлозёры, потомки древних вепсов. Они растили скот, рубили лес, ловили рыбу да по-язычески заговаривали озёрных духов и своих мужей на силу мужицкую. Например, был у них такой любопытный заговор: охотничий нож воткнуть в землю под углом и остриём вверх. Под ножом следует разместить миску для сбора стекающей с него воды. Затем нужно лить на нож воду и приговаривать: «Как нож стоит крепко, не сгибается, не шатается так бы и хуй раба Божьего (назвать имя) перед женским мясом не сгибался бы, не шатался бы». Собранной в миску заговоренной водой нужно поить нужного мужика утром и вечером несколько дней.
Начиная с 16 века водлозерцев стал теснить Новгород Великий, а потом и быстро набирающая силу и мощь Московия. Часть коренных водлозерцев ушли дальше на север, многие погибли в сражениях, а оставшиеся смешались с прибывшими поселенцами.
К концу 19 века население Водлоозера насчитывало около 2500 человек, но среди мужских представителей края было уже не выделить потомков бывших финно-угорских племён. А вот в женщинах по цвету лиц и волос, по форме носа и скул ещё можно было отличить водлозёрок.
Жилось водлозерцам всегда туго. То выходил запрет на создание лядов на казённых землях и местные жители не могли выращивать сельхозпродукцию на продажу и переориентировались на рыбу. То цены на рыбу падали или рыбный запас озера истощался. Тогда жители Водлозерья распродавали имущество и шли попрошайничать или батрачить к поморам. Зажиточные поморы называли водлозёров «рябушниками» - этим обидным словом на севере обозначали людей, одевавшихся в старые сильно изношенные одежды.
В начале 20 века настали смутные времена - революция, войны нанесли урон и этим землям, хотя ещё лет пятьдесят-шестьдесят назад по берегам озера стояли деревни. Но потом стали принимать глупые законы, запрещали рубить лес и ловить рыбу, затем пришло укрупнение колхозов, дальше случилась перестройка и край совсем обезлюдел.
Куганаволок как раз и был той самой деревней, куда переезжали жители "неперспективных деревень". Теперь это центр Водлозерья, в который приезжают абсолютно все решившие посетить Водлозерский национальный парк.
Самое оживленное место деревни - это пристань. Здесь можно бесплатно оставить машину, спустить лодку. В воду уходит аварийный причал...
...а рядом стоят уникальные лодки-водлозёрки - длинные, сделанные по особой технологии.
Но первым в Куганаволоке мы увидели недавно восстановленный деревянный ансамбль, включающий храм Диодора Юрьевского, Петропавловскую часовню и звонницу.
Зарождающейся белой ночью всё это выглядело очень романтично.
Если своей лодки нет, то можно воспользоваться услугами местных жителей по заброске в отдаленные места Водлозера.
Об этой услуге стоит договориться заранее и быть готовым к немалым тратам. На июнь 2021 года стоимость перевоза составляла четыре тысячи рублей в одну сторону. Вместимость лодки, к которой мы приценивались, была три человека плюс капитан и можно было взять с собой лишь ограниченное количество шмурдяка, дабы не перегружать плавсредство.
Мы решили обойтись своими силами. У нас было две надувных лодки, одна с мотором, другая без оного, поэтому её мы везли на буксире.
С местом ночлега тоже стоит определиться заранее. На Водлозере, как и в соседнем Кенозерском национальном парке, есть оборудованные стоянки. Как правило, они включают в себя место под кострище, дрова и беседку со столом. Беседка крытая, что нас здорово выручило во время дождя. Туалетов на стоянках нет и мы с тоской вспоминали финские национальные парки, где в чистых уютных сортирах всегда были туалетная бумага, мягкие сиденья и торф для засыпки отходов жизнедеятельности.
Наш выбор пал на стоянку № 57 с названием "Пролив Железные ворота". Больше всего привлекало обещание, что стоянка продуваемая. Забегая вперёд скажу, что без ветра обещанной продуваемости не было и комары на нас оторвались по полной.
Но в целом стоянка была очень хорошая. Недалеко даже был обнаружен песчаный пляжик. Бронировали и оплачивали стоянку на сайте Водлозерского парка. Там же висит требование, что с собой обязательно нужно иметь оформленное разрешение на посещение парка. Мы разрешение законопослушно распечатали и возили с собой, но на деле никто его так и не спросил. Хотя служебные катера мы видели неоднократно.
Альтернатива туристическим стоянкам - гостевые дома. Они раскиданы по нескольким деревням и снаружи имеют вполне презентабельный вид. По ходу поста я ещё покажу некоторые из них. Стоимость не знаю.
До вожделенной стоянки плыть нужно было двадцать с лишним километров. Очень повезло с погодой, что туда, что обратно не было ни ветра, ни дождя.
А так Водлозеро весьма коварно. При больших размерах (седьмое по величине среди водоёмов Карелии) оно мелководно, средняя глубина всего три метра. Мы то и дело чиркали мотором то за камни, то за песок. При этом на всём озере мы не видели ни одного навигационного знака. По рассказам местных, на озере случалось много несчастных случаев, когда по пьяни на большой скорости налетали на мель или камни и тонули. А ещё тут может подуть северик, северный ветер, нагоняющий высокую рваную волну, при которой любое судоходство на Водлозере становится невозможным. Так что мы немножко рисковали.
С лодкой на прицепе от деревни Куганаволок до пролива Железные ворота плыли 2 часа 40 минут, ноги при этом так затекли, что еле их разогнули.
К слову, пролив Железные ворота - одно из самых мелководных мест Водлозера. Раньше тут был брод и местные переезжали пролив на телегах. Сама в этом смогла убедиться, когда купалась. Я почти дошла до соседнего острова, при этом в самом глубоком месте было чуть выше пояса, а-ля Финский залив)) Зато к середине июня вода уже прогрелась.
На Водлозере мы были всего один день. Этого категорически мало и даже несмотря на злобствующих кровососущих мы бы с радостью остались здесь на подольше. Но самое основное мы осмотреть успели.
Деревянная плотина у истока Сухой Водлы.
Построена плотина в 1934 году для регулирования стока вод с целью лесосплава. Давно не используется и стремительно разрушается.
Всего из Водлозера вытекает две реки - Сухая Водла и Вама. Через несколько десятков километров реки сливаются и образуют реку Водлу. Та в свою очередь впадает в Онежское озеро недалеко от Пудожа.
Пока мы осматривали плотину, к истоку Сухой Водлы подтягивались лодки с рыбаками. Вероятно, здесь одно из лучших рыбных мест на Водлозере.
Деревня Варишпельда.
Расположена на севере Водлозера, в глубине залива Варишпелда, отделенным от Водлозера нешироким, но длинным мысом Утиннаволок.
Сейчас в деревне есть несколько жилых домов, предназначенных для размещения туристов. Они представляют собой точные копии традиционных северных домов.
На холме над Варишпельдой высится недавно построенная Спасская церковь. Пишут, что построена она была по подобию известной церкви Ризоположения конца XV в., которая сейчас находится на территории Кирилло-Белозерского монастыря. А церковь Ризоположения, между прочим, самая старая из сохранившихся деревянных церквей России.
Проект Спасской церкви делался бегло, не в полном объеме, но построена она была качественно, удачно вписалась в окружающий пейзаж и замечательно смотрится отовсюду.
К сожалению, внутрь храма нам попасть не удалось. В церкви шло венчание и её по этому случаю сторожила большая овчарка.
А вот часовня 19 века была открыта и никаких собак))
Хотя при подъезде к деревне нас накрыло ливнем и во время визита в Варишпельду дождь так и шел, мы обошли всю деревню и заглянули в каждый уголок.
Очень красивое место.
3 Деревня Гостьнаволок.
Окончание -наволок часто встречается в водлозерских названиях, а означает оно "мыс".
Когда мы прибыли в Гостьнаволок, уже вовсю светило солнце, а от поливавшей нас полчаса назад тучи не осталось и следа. Пришвартовались на шикарном песчаном пляже, этаких Мальдивах по-водлозерски, и пошли осматривать деревню.
В преданиях водлозёров Гость-наволок выделяется особо. Считается, что основателем её стал не простой крестьянин, а человек зажиточный, переселившийся на берега Водлозера из самого Великого Новгорода под видом купца или, как тогда говорили, «торгового гостя». Отсюда, якобы, и пошло название этой деревни.
Правда, с этим купцом потом всё получилось печально. Оказался он не купцом, а убивцем, присвоившим имущество убитых. На деньги от продажи краденого купец закупил скот и раздал его, как сейчас бы сказали, в аренду местным жителям. Для переработки большего количества молока он нанял батраков, построил сыродельни и стал продавать сыр Соловецкому монастырю. Дела шли успешно и даже очень, но вскоре купца изобличили и отправили то ли на каторгу, то ли на плаху. Коров же у местных жителей конфисковали и погнали в Новгород по льду заснеженного Водлозера. Преданье старины глубокой гласит, что "когда первое животное поравнялось с Канзанаволоком, в Гостьнаволоке только-только ступила на лед озера последняя коровенка".
Сейчас в Гостьнаволоке, как и в Варишпельде, построено несколько гостевых домов. Всё тут ухоженное и добротное, дома и хозяйственные постройки новые и чистые, установлены солнечные батареи, тропинки скошены, кустарник вырублен.
В деревне не так давно заново отстроили новую церковь взамен когда-то здесь стоявшей.
Иконостас и "небо" в церкви были безвозмездно расписаны известными российскими художниками Грецкими. Это те самые художники, что восстанавливают усадьбу художника Василия Поленова Имоченцы на Ояти.
Когда мы вышли из церкви, к нам с лаем прибежала рыжая собачка, а вскоре подошел и её хозяин, сторож и хранитель деревни.
Был он гостеприимен и разговорчив, рассказал нам много интересного про эти места – про медведя, захаживающего в деревню и поедающего ласточкины гнёзда в бане, про необычные находки, про белогвардейцев и староверов, про погодные сюрпризы и в целом про жизнь в этих заповедных местах.
В ходе разговора он поведал и про то, что раньше гостевые дома на острове сдавались всем без разбора, но потом рыбаки с генералами и их отдых в стиле "Особенностей национальной охоты" надоели хозяевам домов и теперь тут живут только свои люди, родственники и друзья.
Наверное, благодаря хранителю острова и его рассказам в Гостьнаволоке нам понравилось больше всего из шести мест, которые мы успели посетить на Водлозере.
Ильинский погост.
Это, пожалуй, самое известное и значимое место на Водлозере.
Когда-то на Водлозере существовало два погоста — Ильинский на севере и Пречистинский на юге. Оба они входят в число древнейших обителей на северо-востоке Новгородской Руси.
Ни одна постройка на Погострове до наших дней не дошла, последнее доломали большевики, а вот Ильинский погост, построенный в 1798 году, сохранился до наших дней.
Есть сведения, что до этого года на острове стояла шатровая церковь, а еще раньше здесь было языческое капище.
Церковь и прилегающее к ней старое кладбище окружены впечатляющей оградой, срубленной из огромных вековых брёвен. Внутри ограды раньше располагались лавки, где крестьяне и купцы торговали в ярмарочные дни.
Погост был закрыт в 1930-е годы большевиками, но не разрушен, а просто оставлен стоять в запустении со снятыми куполами и пустыми стенами.
Возрождение началось в 2000-е годы. Первым прибыл сюда иеромонах Нил, отслужил литургию и почувствовал, что притягивает его это место. Остался, стал возрождать пустынь. Когда дело уже пошло на лад, Нил трагически погиб: был убит наемными работниками, что-то с ним не поделившими. Тело они бросили в воду, так что спохватились Нила только через месяц. Убийц поймали через год.
На погосте мы никого не встретили, церковь и колокольня оказались закрыты. Очень жаль, мы всю дорогу мечтали подняться на колокольню.
Также на острове мы старательно пытались высмотреть загадочные карсикко. Карсикко - это такие мифологические деревья-знаки, выступающие, согласно местным верованиям, в роли духов-охранителей. Для создания карсикко чаще всего использовались сосны или ели, на которых особенным образом обрубались ветви, а на стволе вырезался специальный знак. На Водлозере с карсикко был связан целый комплекс обычаев и обрядов: такие деревья-знаки были частью погребальной обрядности. Их вырезали после смерти человека в непосредственной близости от дома, где он жил, либо на его могиле. К карсикко было принято приносить жертвы в виде еды, приготовленной из первого урожая зерновых, либо ухи первого улова. Помимо Ильинского погоста много деревьев-карсикко есть и на длинном мысе Утиннаволок.
Но и здесь удача была не на нашей стороне, карсикко мы не нашли. Зато увидели берёзу «Двенадцать апостолов», названную так по двенадцати стволам дерева. Это своего рода визитная карточка Ильинского погоста.
Погост производит сильное впечатление, этакая основательная деревянная крепость в озерной глуши. Вокруг красота, тишина и уединение, как и должно быть в настоящем монастыре.
Деревня Канзанаволок.
Канзанаволок был когда-то самым большим поселком на Водлозере. Тут жило 200 человек в 33 дворах. С тех времен осталось несколько больших деревянных домов.
Самое заметное здание - бывшая деревенская школа, сейчас переоборудованная в гостевой дом. Школа выкрашена в нехарактерный для этих мест ярко-красный цвет. Немного Финляндию напомнило.
На самом высоком месте стоит часовня Воздвижения Креста, архитектурная доминанта Канзанаволока. Она известна с середины XVIII века. В 2005 году её реконструировали, используя в процессе точные копии плотницких инструментов трёхсотлетней давности.
И церковь, и школа, и некоторые другие постройки в Канзанаволоке были восстановлены за счёт петрозаводского бизнесмена Леонида Белуги, который подарил их Водлозерскому национальному парку.
Остров Канзанаволок, на котором расположена одноименная деревня - самый большой на Водлозере. Когда-то на нем было две большие деревни Коскасалма на севере и Канзанавалок на юге. Население обеих деревень было несколько сотен. Теперь тут никто не живет, только в сезон рыбаки и туристы. Любопытно, что пролив Железные ворота, где мы стояли лагерем, находится на этом же острове, но на другом его конце.
Чуть в стороне от деревни есть песчаный пляж. И всё бы ничего, если не знать, что пляж этот периодически навещается медведем, которого тут иногда подкармливают рыбой. Правда, в этот раз мы медведя не встретили.
Вот и всё, что нам удалось осмотреть за один день в заповедном и самобытном Водлозерье.
Осталось только упомянуть про рыбалку. Мы ни разу не рыбаки и снасть у нас самая допотопная. И рыбных мест мы тут не знали, просто бросили удочку в первом попавшемся месте. Но такой рыбалки, как на Водлозере, у нас не было ни разу в жизни. Местные упитанные окуни натурально клевали на голый крючок и это не сказки и не преувеличение. Главное было вовремя остановиться:))
Карта посещенных мест Водлозерья:
При написании поста использовались материалы сайтов https://kezling.ru/ и https://geocaching.su/
Материал взят: Тут