Spejs
Горный Бадахшан: вспыхнуть может в любой момент ( 1 фото )
Погибший Зиёбеков Гульбиддин Зиёбекович и его мать на акции протеста..
Хроника событий
Все началось 25 ноября, когда жители города Хорога вынесли на площадь перед местной администрацией гроб с телом 29-летнего Гулбиддина Зиёбекова. Он был застрелен при задержании в кишлаке Шохдара Рошткалинского района. При этом версии двух сторон конфликта разнятся. По мнению прокураты Горного Бадахшана, Зиёбеков настоящий рецидивист и главарь местной банды. Еще в феврале прошлого года он с подельниками взял в заложники прокурора Рошткалинского района, избивал его и пытал. Не до конца понятно, почему местные силовики тянули с задержанием Гулбиддина до ноября 2021 года, а ограничивались лишь вызовами для дачи показаний. Естественно, молодчик не собирался добровольно сдаваться – на него прокуратура завела уголовное дело. Когда решились брать подозреваемого, получилось очень криво. Официальное сообщение прокуратуры:
«25 ноября в 11 часов 30 минут житель села Тавдем Рошткалинского района ГБАО Зиёбеков Гульбиддин Зиёбекович, 1992 г. р., который находился в официальном розыске за совершение преступлений, предусмотренных статьями 181, ч. 3 («Захват заложника организованной группой») и 189, ч. 3 («Возбуждение национальной, расовой, местнической или религиозной вражды») Уголовного кодекса Республики Таджикистан на основе розыскных материалов органов прокуратуры, в ходе оперативно-розыскных мероприятий по его задержанию оказал вооружённое сопротивление работникам правоохранительных органов, открыл огонь из пистолета «Макаров», который носил при себе незаконно. Ответным огнём преступник был ранен. В ходе осмотра места происшествия обнаружено оружие преступника – пистолет марки ПМ с магазином и пятью патронами».
Надо отметить высокий градус разразившегося кризиса. Власти блокировали Хорог на въезд-выезд, а также отключили сотовую связь и интернет. Впрочем, от ввода войск на этот раз Душанбе отказалось – в памяти еще остались кровавые последствия конфликта 2012 года, когда в Хороге только по официальной версии погибло не менее 40 человек.
Тлеющий кризис
Для разрешения ситуации 25 ноября к митингующим вышел глава администрации Горного Бадахшана Алишер Мирзонаботова, которого освистали и попытались силой втащить в толпу. Надо отдельно отметить, что к обязанностям руководителя автономного округа Мирзонаботов приступил совсем недавно, сменив 1 ноября весьма популярного у местных Ёдгора Файзова. Особое раздражение вызвало у бадахшанцев прошлое нового губернатора – Мирзонаботов бывший заместитель председателя госкомитета национальной безопасности Таджикистана.
После неудачной попытки устроить линчевание нового главы Горного Бадахшана, началась перестрелка, погибли несколько человек, в официальном сообщении говорится о том, что «молодые люди не подчинились приказу сотрудников правоохранительных органов и с применением огнестрельного оружия, камней и других колюще-режущих предметов напали на сотрудников Госкомитета национальной безопасности, УМВД и прокуратуры, которые несли службу в здании». Точное число погибших неизвестно – по разным данным, смертельные ранения могли получить до 5 человек. Проблема усугубляется еще и наличием оружия у обеих сторон конфликта. Горный Бадахшан – важный пункт наркотрафика из Афганистана и местные банды хорошо оснащены. Одновременно митингующие развернули настоящую информационную войну. Несмотря на блокаду города, таджикские блогеры успели распространить весть о «беспределе» в Хороге и даже анонсировали акцию протеста у здания ООН в Нью-Йорке. Не обошли вниманием инцидент и российские таджики – устроили мирный пикет у родного посольства в Москве.
Завершить конфликт удалось только 28 ноября, когда в переговорный процесс вмешался Межведомственный штаб по обеспечению безопасности и общественного порядка автономного округа. В данном случае власти явно пошли на уступки, согласившись «проверить, оценить и решить вопросы, находящиеся в компетенции прокуратуры во взаимодействии с представителями гражданского общества, в соответствии с законодательством Республики Таджикистан». Кроме этого, как утверждают участники переговоров от протестующих, «власти обещали не преследовать участников протестов и привлечь к уголовной ответственности виновных в убийстве Гулбиддина Зиёбекова. Они заявили также, что блокпосты в Хороге будут сняты и доступ к интернету будет восстановлен». Теперь инициатив в тлеющем противостоянии на стороне администрации Горного Бадахшана и если новый глава поведет себя неуклюже, от последствий может вздрогнуть весь регион.
Горный Бадахшан – это не совсем Таджикистан, хотя и занимает большую часть страны. На правах автономии область непрерывно существует с 1925 года. Сейчас в ней проживает чуть более 200 тыс. человек, а это немногим более 2% всего населения республики. При этом регион очень плотно завязан на иностранные финансовые потоки, в том числе из России, что позволяет ему вести независимую от Душанбе политику. К России, кстати, местные жители относятся очень хорошо - в 1992 году даже желали присоединиться.
Важные отличия от остального Таджикистана в религиозно-этническом составе Горного Бадахшана. Во-первых, у местных свой язык, серьезно отличающийся от таджикского. Во-вторых, большая часть населения исповедует особое шиитское ответвление – исмаилизм, а вот таджики – мусульмане-сунниты. При этом на все административные посты посажены представители таджиков-суннитов. Ситуация как в Сирии, только наоборот – в арабской республике у власти шиитское меньшинство. Пример очень наглядно показывает, насколько ожесточенным может быть противостояние между двумя ветвями одной религии.
Граница Горного Бадахшана с Афганистаном добавляет ситуации особый накал – в соседней стране победили антиправительственные силы и это не может не влиять на бадахшанцев. В надежде на стабилизацию ситуации, границу с Афганистаном давно взяли под контроль китайцы, естественно, после разрешения официального Душанбе. Это особенно важно, так как буквально через границу в провинции Бадахшан проживают родственные памирцы, готовые в любой момент прийти на помощь соплеменникам. В случае непредусмотрительности со стороны главы Таджикистана Эмомали Рахмона, последствия конфликта могут быть самыми непредсказуемыми. Сейчас не 2012 год, когда соседний Афганистан худо-бедно контролировали силы коалиции - запрещенный в России «Талибан» совсем не прочь будет распространить свою революцию на постсоветские республики. Если, конечно, для этого будут созданы соответствующие условия. Расползание кризиса по самому Таджикистану и соседям будет молниеносным. Россия будет обязана включиться на правах миротворца, что, в свою очередь, повлечет обострение с террористическими властями Афганистана.
Это отлично понимают и в странах Запада, которые даже после ухода НАТО, сохранили определенное влияние в регионе. Аналитики открыто говорят о присутствии интересов Великобритании, которая не откажется создать очередной очаг напряженности вблизи России и Китая. Тем более, что почва для воспламенения тлеющего конфликта здесь вполне плодородная.
Автор:Евгений Федоров
Взято: Тут
696