Любимые советские фильмы, которые лучше не показывать детям ( 7 фото )
- 21.07.2017
- 1 435
Списков фильмов, которые нужно показать детям, очень много. А вот о фильмах, которые лучше не смотреть, почему-то не пишут. Гоша Матавкин вспомнил семь отличных советских кинолент, которые ребёнку показывать не стоит. И не потому, что они слишком откровенные или жестокие, а потому, что детям они, скорее всего, просто не понравятся.
«Неуловимые мстители» Эдмонда Кеосаяна (1966)
Современного ребёнка «Неуловимые мстители» могут привлечь одним только названием — оно тут даже круче, чем у фильмов про Железного человека, Халка и Капитана Америку вместе взятых. Обычные «Мстители» делались не столько режиссёрами, сколько продюсерами и маркетологами — всё для того, чтобы привлечь как можно больше зрителей. А «Неуловимые», хоть и стали в 1967-м хитом проката, сейчас устарели и уже не справляются с этой задачей. Ребёнка они не развлекают, а скорее утомляют — тем более в виде сериала из трёх частей. Нет ничего страшного в том, что этот фильм нравился вам в детстве — страшно, если вы навязываете его своим детям только по этой причине. Конечно, нельзя однозначно сказать, что современный кинематограф лучше старого, но ведь «Неуловимые мстители» потеряли не только в темпе повествования и эффектности сцен — устарела сама их идеология. И если однобокое освещение Гражданской войны ещё можно как-то объяснить, то детскую жестокость нельзя совсем. Именно поэтому Джанни Родари в своё время не стал голосовать за «Неуловимых мстителей» на одном кинофестивале: «Ведь в этом фильме дети убивают людей!»
«Бриллиантовая рука» Леонида Гайдая (1968)
Казалось бы, с чего вообще начинать знакомство ребёнка с советским кинематографом, если не с комедий Леонида Гайдая? Не Тарковского же ему показывать! (Кстати, да! Не Тарковского — и об этом мы ещё поговорим). И всё-таки из всех популярных работ Гайдая «Бриллиантовую руку» стоит смотреть последней — когда «Операция Ы», «Кавказская пленница» и «Иван Васильевич меняет профессию» уже выучены наизусть. Семён Семёнович Горбунков, пусть он и не менее наивный и простодушный, чем Шурик, — уже взрослый мужчина, и проблемы у него соответствующие. В персонаже Александра Демьяненко, который борется с крупным обидчиком, в спешке готовится к экзамену и впервые влюбляется, ребёнку будет проще разглядеть себя. Тогда как персонаж Никулина, попеременно соблазняемый то заграницей, то алкоголем, то не виноватой блондинкой, так и останется для него просто смешным киногероем. Кинематографически «Бриллиантовая рука», надо сказать, тоже сложнее: чтобы оценить несколько сцен, неплохо было бы заранее посмотреть, например, фильмы о Джеймсе Бонде.
«Солярис» Андрея Тарковского (1972)
Прививать детям любовь к шедеврам кинематографа хочется с самого раннего возраста, но иногда с этим лучше повременить. И пусть вашему ребёнку уже надоели мультфильмы, это не повод сразу включать ему Тарковского, даже если он ваш любимый режиссёр. Подростку, конечно, достаточно прочитать любую аннотацию к «Солярису», чтобы захотеть его посмотреть. Там на фоне разумной планеты возвращается к жизни когда-то покончившая с собой жена главного героя. Но увидит ребёнок совсем не то кино, на которое рассчитывал. Большее разочарование его ждёт разве что со «Сталкером», особенно если он уже слышал об одноимённой компьютерной игре. Плохо не то, что эти фильмы Тарковского сочтут скучными и выключат, — плохо, что после таких первых впечатлений их уже больше никогда не включат. «Солярис», кстати, вообще сначала лучше прочитать. Станислав Лем был недоволен экранизацией и говорил, что она больше похожа на «Преступление и наказание». А Тарковского стоит начать, например, с более простого, но не менее талантливого «Иванова детства».
«Осенний марафон» Георгия Данелии (1979)
«Осенний марафон» — один из лучших фильмов Данелии, но согласиться с этим можно, только достигнув определённого возраста. Детям история талантливого переводчика и бесталанного лгуна Бузыкина вряд ли покажется смешной, тогда как персонажи, например, «Мимино», точно вызовут улыбку. Но дело даже не в юморе. Ребёнок просто не поймёт главного героя. Мало того, что детям, к счастью, пока не знакомы такие сложные понятия, как диссертация, адюльтер и трезвыватель, извините, вытрезвитель. Жизнь ещё не вызывает у них ощущения усталости, словно от непрекращающегося забега.
Известно, что сценарист Александр Володин положил в основу «Осеннего марафона» личную историю, но похожие ситуации складывались ранее в жизни и у других создателей фильма. Олег Басилашвили, когда встретил Данелию спустя много лет, признался: «Да, теперь и я знаю, о чём мы сняли кино». Похожим образом между работой, домом, друзьями и любовью разрывается молодой Иван, герой шахназаровского «Курьера», но у него для перемещений хотя бы есть скейтборд. Этот фильм, в отличие от «Осеннего марафона», детям можно рекомендовать смело.
«Гараж» Эльдара Рязанова (1979)
Несмотря на народную популярность почти всех фильмов Эльдара Рязанова, детям чаще всего нравится его наиболее комедийная и, возможно, даже простая работа — «Невероятные приключения итальянцев в России». Это советская версия фильма «Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир», откровенная буффонада о поиске сокровищ — с трюками, гэгами и взрывами. А вот «Берегись автомобиля», «Служебный роман» и даже «Иронию судьбы» смотреть лучше взрослым — в них события развиваются гораздо медленнее, масштаб меньше, а юмор тоньше. Самой «взрослой» работой Рязанова назовём всё же «Гараж» — полтора часа разговоров пайщиков кооператива «Фауна» на территории научно-исследовательского института. История борьбы маленького человека с системой, как и типажи действующих персонажей, конечно, вечны, но обстановка и детали «Гаража» далеки от современности. Потому ребёнку смотреть «Гараж» сложно — возникает слишком много вопросов, когда так хочется, чтобы жизнь состояла из одних ответов.
«Москва слезам не верит» Владимира Меньшова (1979)
Лауреат премии «Оскар» «Москва слезам не верит» мог бы побороться за первое место и в воображаемом списке фильмов, которые россияне пересматривают при первой возможности. Если 31 декабря — это «Ирония судьбы», то 8 марта — это «Москва слезам не верит». Получается, что в доме, где есть телевизор, дети растут вместе с этим фильмом, часто видят его хотя бы отрывками и, возможно, даже знают оттуда несколько крылатых фраз. Как, например, бывает тяжело удержаться и не сказать родителям «Не учи меня жить, лучше помоги материально!». В детстве осилить «Москву…» целиком непросто: фильм длинный, но далеко не остросюжетный. Ещё он очень быстро перестаёт быть смешным и становится серьёзным, а все любовные истории в нём уж слишком бытовые. Такие вряд ли заставят маленькую девочку впервые поверить в любовь. Скорее взрослую женщину поверить в неё заново. Следующий фильм Меньшова, «Любовь и голуби», любовь тоже не романтизирует и говорит о ней всю правду, но при этом хотя бы располагает к себе молодого зрителя лёгкостью интонации.
«Человек с бульвара Капуцинов» Аллы Суриковой (1987)
Комедийный вестерн Аллы Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов» о том, как истинный джентльмен Джонни Фёст приносит кинематограф в захолустный американский городок. К сожалению, на современных детей он вряд ли произведёт такое сильное впечатление, какое кино произвело на обитателей Дикого Запада. Не популярны уже жанры ни вестерна, ни музыкальной комедии. Чтобы заставить ребёнка посмотреть «Человека…», вам придётся приложить немало усилий, а ему придётся сделать то же самое, чтобы этот фильм полюбить. Снятый в 2009 году той же Аллой Суриковой полуремейк-полусиквел «Человек с бульвара Капуцинок» любого убедит, что первая версия была отличным развлечением — смешным, вовсе не скучным и даже трогательным. Но показывать ремейк ребёнку всё-таки совсем жестоко.
«Неуловимые мстители» Эдмонда Кеосаяна (1966)
Современного ребёнка «Неуловимые мстители» могут привлечь одним только названием — оно тут даже круче, чем у фильмов про Железного человека, Халка и Капитана Америку вместе взятых. Обычные «Мстители» делались не столько режиссёрами, сколько продюсерами и маркетологами — всё для того, чтобы привлечь как можно больше зрителей. А «Неуловимые», хоть и стали в 1967-м хитом проката, сейчас устарели и уже не справляются с этой задачей. Ребёнка они не развлекают, а скорее утомляют — тем более в виде сериала из трёх частей. Нет ничего страшного в том, что этот фильм нравился вам в детстве — страшно, если вы навязываете его своим детям только по этой причине. Конечно, нельзя однозначно сказать, что современный кинематограф лучше старого, но ведь «Неуловимые мстители» потеряли не только в темпе повествования и эффектности сцен — устарела сама их идеология. И если однобокое освещение Гражданской войны ещё можно как-то объяснить, то детскую жестокость нельзя совсем. Именно поэтому Джанни Родари в своё время не стал голосовать за «Неуловимых мстителей» на одном кинофестивале: «Ведь в этом фильме дети убивают людей!»
«Бриллиантовая рука» Леонида Гайдая (1968)
Казалось бы, с чего вообще начинать знакомство ребёнка с советским кинематографом, если не с комедий Леонида Гайдая? Не Тарковского же ему показывать! (Кстати, да! Не Тарковского — и об этом мы ещё поговорим). И всё-таки из всех популярных работ Гайдая «Бриллиантовую руку» стоит смотреть последней — когда «Операция Ы», «Кавказская пленница» и «Иван Васильевич меняет профессию» уже выучены наизусть. Семён Семёнович Горбунков, пусть он и не менее наивный и простодушный, чем Шурик, — уже взрослый мужчина, и проблемы у него соответствующие. В персонаже Александра Демьяненко, который борется с крупным обидчиком, в спешке готовится к экзамену и впервые влюбляется, ребёнку будет проще разглядеть себя. Тогда как персонаж Никулина, попеременно соблазняемый то заграницей, то алкоголем, то не виноватой блондинкой, так и останется для него просто смешным киногероем. Кинематографически «Бриллиантовая рука», надо сказать, тоже сложнее: чтобы оценить несколько сцен, неплохо было бы заранее посмотреть, например, фильмы о Джеймсе Бонде.
«Солярис» Андрея Тарковского (1972)
Прививать детям любовь к шедеврам кинематографа хочется с самого раннего возраста, но иногда с этим лучше повременить. И пусть вашему ребёнку уже надоели мультфильмы, это не повод сразу включать ему Тарковского, даже если он ваш любимый режиссёр. Подростку, конечно, достаточно прочитать любую аннотацию к «Солярису», чтобы захотеть его посмотреть. Там на фоне разумной планеты возвращается к жизни когда-то покончившая с собой жена главного героя. Но увидит ребёнок совсем не то кино, на которое рассчитывал. Большее разочарование его ждёт разве что со «Сталкером», особенно если он уже слышал об одноимённой компьютерной игре. Плохо не то, что эти фильмы Тарковского сочтут скучными и выключат, — плохо, что после таких первых впечатлений их уже больше никогда не включат. «Солярис», кстати, вообще сначала лучше прочитать. Станислав Лем был недоволен экранизацией и говорил, что она больше похожа на «Преступление и наказание». А Тарковского стоит начать, например, с более простого, но не менее талантливого «Иванова детства».
«Осенний марафон» Георгия Данелии (1979)
«Осенний марафон» — один из лучших фильмов Данелии, но согласиться с этим можно, только достигнув определённого возраста. Детям история талантливого переводчика и бесталанного лгуна Бузыкина вряд ли покажется смешной, тогда как персонажи, например, «Мимино», точно вызовут улыбку. Но дело даже не в юморе. Ребёнок просто не поймёт главного героя. Мало того, что детям, к счастью, пока не знакомы такие сложные понятия, как диссертация, адюльтер и трезвыватель, извините, вытрезвитель. Жизнь ещё не вызывает у них ощущения усталости, словно от непрекращающегося забега.
Известно, что сценарист Александр Володин положил в основу «Осеннего марафона» личную историю, но похожие ситуации складывались ранее в жизни и у других создателей фильма. Олег Басилашвили, когда встретил Данелию спустя много лет, признался: «Да, теперь и я знаю, о чём мы сняли кино». Похожим образом между работой, домом, друзьями и любовью разрывается молодой Иван, герой шахназаровского «Курьера», но у него для перемещений хотя бы есть скейтборд. Этот фильм, в отличие от «Осеннего марафона», детям можно рекомендовать смело.
«Гараж» Эльдара Рязанова (1979)
Несмотря на народную популярность почти всех фильмов Эльдара Рязанова, детям чаще всего нравится его наиболее комедийная и, возможно, даже простая работа — «Невероятные приключения итальянцев в России». Это советская версия фильма «Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир», откровенная буффонада о поиске сокровищ — с трюками, гэгами и взрывами. А вот «Берегись автомобиля», «Служебный роман» и даже «Иронию судьбы» смотреть лучше взрослым — в них события развиваются гораздо медленнее, масштаб меньше, а юмор тоньше. Самой «взрослой» работой Рязанова назовём всё же «Гараж» — полтора часа разговоров пайщиков кооператива «Фауна» на территории научно-исследовательского института. История борьбы маленького человека с системой, как и типажи действующих персонажей, конечно, вечны, но обстановка и детали «Гаража» далеки от современности. Потому ребёнку смотреть «Гараж» сложно — возникает слишком много вопросов, когда так хочется, чтобы жизнь состояла из одних ответов.
«Москва слезам не верит» Владимира Меньшова (1979)
Лауреат премии «Оскар» «Москва слезам не верит» мог бы побороться за первое место и в воображаемом списке фильмов, которые россияне пересматривают при первой возможности. Если 31 декабря — это «Ирония судьбы», то 8 марта — это «Москва слезам не верит». Получается, что в доме, где есть телевизор, дети растут вместе с этим фильмом, часто видят его хотя бы отрывками и, возможно, даже знают оттуда несколько крылатых фраз. Как, например, бывает тяжело удержаться и не сказать родителям «Не учи меня жить, лучше помоги материально!». В детстве осилить «Москву…» целиком непросто: фильм длинный, но далеко не остросюжетный. Ещё он очень быстро перестаёт быть смешным и становится серьёзным, а все любовные истории в нём уж слишком бытовые. Такие вряд ли заставят маленькую девочку впервые поверить в любовь. Скорее взрослую женщину поверить в неё заново. Следующий фильм Меньшова, «Любовь и голуби», любовь тоже не романтизирует и говорит о ней всю правду, но при этом хотя бы располагает к себе молодого зрителя лёгкостью интонации.
«Человек с бульвара Капуцинов» Аллы Суриковой (1987)
Комедийный вестерн Аллы Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов» о том, как истинный джентльмен Джонни Фёст приносит кинематограф в захолустный американский городок. К сожалению, на современных детей он вряд ли произведёт такое сильное впечатление, какое кино произвело на обитателей Дикого Запада. Не популярны уже жанры ни вестерна, ни музыкальной комедии. Чтобы заставить ребёнка посмотреть «Человека…», вам придётся приложить немало усилий, а ему придётся сделать то же самое, чтобы этот фильм полюбить. Снятый в 2009 году той же Аллой Суриковой полуремейк-полусиквел «Человек с бульвара Капуцинок» любого убедит, что первая версия была отличным развлечением — смешным, вовсе не скучным и даже трогательным. Но показывать ремейк ребёнку всё-таки совсем жестоко.
Материал взят: Тут