gufnet
Боевой путь командира корабля ( 1 фото )
После того, как определят нового командира корабля, ему подбирают экипаж.
Тут есть несколько нюансов, и сейчас я о них расскажу.
Всякую там «психологическую совместимость» можете смело забыть – это все сказки журналистов.
Прежде всего, важен уровень подготовки членов экипажа. Лучше всего, если все члены экипажа ничего не умеют, то есть небоеготовы, и их подготовка будет идти совместно. В таком случае легче происходит становление командира. Опытного штурмана нежелательно ставить в экипаж к молодому командиру корабля, чтобы не затмевал командира.
В случаях, если командир корабля назначен на должность не по своим деловым и летным качествам, а потому что жена руководит полковым хором или потому что он был видным партийцем, ему в экипаж дают опытного правака, из вековых.
Я пришел во вновь сформированный экипаж самолета Ту-16, где все члены экипажа были лейтенантами. Командир – два года после училища, штурман – год после училища, и мы с праваком пришли из училища. Я был боеготов со своего рабочего места, меня научили летать на стажировке, остальные члены экипажа только начинали осваивать новые должности.
Ввод в строй
После того, как экипаж подобран, начинается очень интенсивная летная работа по вводу экипажа в строй.
В наше время в ходе настоящей летной работы процесс ввода экипажа в строй занимал около четырех месяцев.
Сейчас расскажу, как происходит подготовка экипажа.
Сначала экипаж летает в районе аэродрома с постоянным инструктором, обычно это командир отряда. Командира учат летать в простых и сложных метеоусловиях, по кругам и зонам, все полеты выполняются в районе аэродрома, обычная продолжительность полета в зону – один час, по кругу – пятнадцать минут.
Командир впервые выполняет самостоятельные взлеты и посадки, полеты в облаках, а также выполняет полет на сверхзвуке, сначала контрольный – с инструктором, потом самостоятельно. Все, больше полетов на сверхзвуке не будет, следующий полет на сверхзвуке – через год, при проверке техники пилотирования.
При полетах в районе аэродрома сильно напрягается только командир корабля, для остальных членов экипажа эти полеты – рутина. Но и тут расслабляться нельзя, дров можно наломать и в районе аэродрома.
А потом приходит пора полетов по маршруту. Это самые нужные и интересные полеты для экипажа, причем для летчиков в этих полетах большого интереса нет. Но ведь летает и выполняет задачу экипаж, поэтому летчики тренируют усидчивость, пока пашут штурманы.
Я не буду рассказывать структуру курса боевой подготовки (КБП), в котором определено, сколько и каких маршрутов надо отлетать, чтобы стать боеготовым экипажем, это вам не нужно.
Маршруты бывают на половину радиуса (2 часа 30 минут) и на радиус (4 часа). Выполняются полеты по стандартным маршрутам, их в полку несколько, в разные стороны света.
Полет по маршруту организован в комплексе с боевым применением оружия и обычно состоит из следующих элементов – взлет, набор высоты, выход на полигон, тактический пуск крылатой ракеты, бомбометание учебными бомбами, полет по маршруту с переменным профилем, выполнение нескольких тактических пусков крылатой ракеты, снижение, заход на посадку.
Несколько полетов по маршруту выполняются с инструктором-штурманом, остальные – составом штатного экипажа. Полеты по маршруту осуществляются одиночно и в составе пары (отряда) самолетов.
Сначала полеты проходят днем, потом – ночью. Обучение идет параллельно: и днем, и ночью.
После выполнения определенного КБП количества полетов по маршруту и на боевое применение оружия экипаж считается боеготовым днем и ночью, в сложных метеоусловиях.
Далее экипаж учится летать при минимуме погоды днем, в полетах по кругу при плохой погоде. Отлетав определенное количество дневных кругов при плохой погоде с инструктором и самостоятельно, экипаж получает допуск к полетам при минимуме погоды днем, считается подготовленным по уровню 2-го класса и убывает в отпуск.
Обычно это происходит в середине июля. Так что не только замполиты летом ходят в отпуск, но и молодые экипажи.
Я специально очень сухо изложил порядок подготовки экипажа, тут не до шуточек, летная работа идет очень интенсивно, по 2–3 летные смены в неделю, бывает и по 4 смены, экипаж гоняют, не жалея, и никакого тут романтизма нет, есть только тяжелая работа.
Если молодой командир корабля оказался сильным летчиком, то его экипаж могут в отпуск не отпустить, а начать готовить к сложным видам полетов.
Вот экипаж моего брата, где командир был очень сильным летчиком, в отпуск не пошел, а командира подготовили к дозаправке топливом в полете днем и лишь потом отправили в отпуск.
Ну вот и все, если коротко.
Как говорится – получай, Родина, боеготовый экипаж!
Совершенствование
Экипаж молодого командира корабля стал боеготовым, и теперь можно приступать к полетам на совершенствование своей летной подготовки.
Что это такое?
Это полеты по маршруту на боевое применение. Обычные, ничем не выделяющиеся полеты по стандартным маршрутам. Еще командиру дают контрольный и самостоятельный полеты в зону на предельно-малую высоту и готовят к полетам по минимуму погоды ночью.
Каждую летную смену – на маршрут с бомбометанием и тактическими пусками ракет. Одиночно и в составе пары. Рутина…
И так – годами.
Одни и те же маршруты, бомбометание на одном и том же полигоне. Основное качество командира корабля, да и любого летчика настоящей авиации – усидчивость.
На маршруте летчики практически ничего не делают, автопилот (автоматическая бортовая система управления) ведет самолет по маршруту по командам навигационного комплекса или штурмана. Летчики только взлетают и садятся «на руках», остальное время – контролируют работу систем самолета глазами по приборам и действия экипажа – ушами по самолетному переговорному устройству.
Глобальные групповые вылеты случаются очень редко, раз-два в год, остальное время – рутина. Иногда могут послать на нестандартное задание: ведомым в паре с командиром отряда, но это не часто.
Но молодому командиру корабля – каждый полет в радость.
Через пару лет такой летной работы обычно летчика назначают командиром отряда. Я говорю «обычно» потому, что «мужа хормейстера» или «выдающегося партийного деятеля» могут и не назначить, если нет у них летных данных. Я сам немного полетал в экипаже «партийного гауляйтера», для него каждая посадка была подвигом.
Командир отряда – это относительно опытный летчик, которому дано право водить отряд (2–3 самолета) в бой, то есть летать «ведущим», и из него постепенно сделают «инструктора», чтобы он мог контролировать и обучать летчиков своего отряда.
На этом летная карьера многих летчиков и заканчивается.
Для очень немногих
Очень немногие будут назначены заместителями командира эскадрильи и будут заниматься летной подготовкой всего личного состава эскадрильи, а при хорошем стечении обстоятельств смогут стать командирами эскадрилий.
Командир эскадрильи – в большей степени администратор и отвечает за все, что творится в эскадрилье. Должность тяжелая, ответственная, и не все хотят стать и могут быть командирами эскадрилий. Знаю нескольких летчиков, которые отказались от должности командира эскадрильи.
Следующая летная должность – заместитель командира полка.
Обычно их два – чистый заместитель и заместитель по летной подготовке. Обязанности заместителя командира по летной подготовке понятны из названия должности, он отвечает за летное дело. Чистый заместитель – бездельник, остается за командира полка в его отсутствие и занят постоянным написанием отчетов по разным видам деятельности полка: от методической работы до совершенствования учебной базы.
О должности командира полка я много говорить не буду. Никакого отношения к настоящей летной работе эта должность не имеет. Ну, почти не имеет. Конечно, это неплохо, если командир умеет летать на самолетах своего полка, но полеты – не главное в работе командира полка.
Подготовка летчика к полетам и прохождение им должностей должны идти естественно, без ускорения и имитации прохождения должностей. Считаю, что на каждой должности летчик должен работать не менее двух лет, чтобы понять, чем он должен заниматься.
Я несколько раз был свидетелем того, как летчика искусственно готовили к большим должностям, очень быстро продвигали по службе и отправляли в Академию, чтобы он пришел из неё уже заместителем командира полка. Не всегда это делалось по блату, иногда и из лучших побуждений, так сказать, готовили кадровый резерв из достойных.
Но всегда это заканчивалось плохо, в лучшем случае, летчик просто не возвращался в полк по разным причинам: или оставался в Академии, или оседал в московских штабах.
Ну вот, очень коротко, о летной работе.
Ничего интересного, особого романтизма, я не замечал.
Возможно, кто-то в полете по маршруту, потея в резиновом спасательном костюме ВМСК, и рассматривал в маленькое окошко облака с чувством восторга, а я закрывал это окошко шторкой, чтобы свет не мешал работать с радиолокационной станцией.
Автор:Михаил Без (Bez 310)
Взято: Тут
921