Пещеры. Духовные центры первобытных людей ( 13 фото )
- 07.11.2021
- 10 075
Раненый бизон с потолка пещеры Альтамира. Ему 20 тысяч лет. Ни о каких «детских каракулях» первобытного человека тут и речи нет. Изображение фигуры бизона не только контурное, но ещё и объёмное: все выпуклости его массивной туши показаны мастерски! Но вот в чём примитивность изображения, так это в отсутствии общей композиции и согласованности изображений. На потолке Альтамирской пещеры нарисовано около двух десятков бизонов, лошадей и кабанов; и каждая фигура в отдельности выполнена превосходно, однако как они расположены? Некоторые нарисованы даже вверх ногами, другие наложены одна на другую
И пришел к загону овечьему, при дороге; там была пещера, и зашел туда Саул для нужды; Давид же и люди его сидели в глубине пещеры.
Первая книга Царств, 24:4
Материальная история нашей Родины. В прошлый раз мы побывали в «жилых пещерах», где обитали неандертальцы эпохи палеолита. Познакомились с находками, сделанными в этих пещерах. Однако значение пещер для людей каменного века этим далеко не исчерпывалось. То есть можно считать доказанным, что в них не только и не столько жили, сколько они являлись своеобразными «центрами духовной культуры» древних людей, «живописными галереями» каменного века. Давайте же побываем в самых известных пещерах такого предназначения на территории нашей страны и в Европе, и посмотрим, до какого уровня в развитии искусства дошли люди той далёкой поры.
Начнём с того, что до середины XIX века про эти пещеры никто ничего не знал, а когда их стали открывать, то… очень многие не поверили, что покрывавшие их стены рисунки были сделаны первобытными людьми. Ну, как вот сегодня находятся люди, которые не верят в то, что первобытные охотники добывали мамонтов, так и тогда находились те, кто считал, что они ещё и так рисовать не умели. Потом, правда, под давлением фактов пришлось согласиться, что руки первобытных охотников могли держать не только топор и копьё, но и инструменты для живописи. Было доказано, что самые ранние изображения относятся к верхнему палеолиту, то есть им 40-20 тысяч лет как минимум. Среди «расписанных пещер» самая известная, пожалуй, пещера Альтамира. Вот с неё-то мы и начнём…
«Бизоны Альтамиры»
Пещера Альтамира находится в Испании (Сантильяна-дель-Мар в 30 км на запад от города Сантадера), ну а обнаружили её в 1879 году. Это естественное образование, а её рисунки – едва ли не самый ценный памятник искусства каменного века. Причём картинки на её стенах имеют давнюю историю и относятся к Мадленской, Солтюрейской, а также Граветтской и ранней Ориньякской культурам, что удалось выяснить благодаря уран-ториевому методу датирования. То есть люди посещали её около 22 000 лет, пока главный вход в не засыпало оползнем.
Ещё один бизон или Альтамиры…
Значительная часть рисунков выполнена на… потолке, поэтому он получил название «Сикстинской капеллы первобытного искусства». Объявленная объектом всемирного наследия ЮНЕСКО в 1985 году, она привлекала и привлекает внимание огромного количества туристов. Так, в 60-70 годы прошлого века её посещало до 1500 человек в день, да и потом их меньше не стало. В итоге в ней завелась плесень, грозившая уничтожить ценные изображения, и с ней пришлось вести самую настоящую войну. Решили туристов туда не пускать, а разместить точные копии рисунков в музее рядом с пещерой, что и было сделано в 2001 году. Кроме того, копии рисунков из Альтамиры можно увидеть в Национальном археологическом музее Испании в Мадриде, а ещё в Немецком музее в Мюнхене, и в Японии.
Что же касается самой пещеры, то её длина 270 метров и в ней несколько коридоров и залов. Главный зал имеет длину 18 метров и от 2 до 6 метров в высоту. На рисунках присутствуют бизоны, лошади, кабаны, и отпечатки человеческих ладоней. Выполнены они углём, а также охрой, гематитом и другими минеральными красками. Очевидно, что сделаны они были не только пальцами, но и при помощи специальных приспособлений, сделанных для этой цели. Рисунки находятся на потолке и стенах главного зала, а также в коридорах и других залах. Интересно, что древние художники не просто рисовали, они ещё умело использовали естественные контуры стен, чтобы создать эффект трехмерного изображения, то есть их мышление было очень похоже на наше. Вполне возможно, что вся эта живопись имела религиозный характер. Очень похожие изображения есть также в пещерах Скандинавии и Северной Италии, то есть людей, которые «видели именно так», в то время было не так уж и мало!
Пещера Гаргас – «пещера человеческих рук»
Эта пещера находится в Верхних Пиренеях во Франции, принадлежит к граветтской культуре, ей 27 тысяч лет, открыта она была в 1906 году и интересна тем, что в ней кроме изображений животных во множестве присутствуют отпечатки человеческих рук. То есть традиция писать на стенах «Здесь был Вася!» идёт ещё из каменного века!
«Ладони» из пещеры Гаргас. Вот что бы это могло означать?
Капова пещера – «пещера верблюда»
Капова пещера на территории Башкирии имеет возраст от 36 до 18 тыс. лет. Использовать её начали с эпохи нижнего палеолита. На стенах её мы видим изображения животных, антропоморфные и геометрические фигуры. То есть зачатки абстрактного мышления у её художников были налицо. И здесь же мы видим древнейшее и, кстати говоря, единственное в Европе изображение такого животного, как верблюд. Обнаружена она была довольно поздно – в 1959 году. Исследованиями Института археологии АН СССР было описано 173 рисунка. Сделаны они краской из охры, которую смешивали с жиром, их возраст около 18 000 лет. Интересны антропоморфные фигуры. Есть изображения хижин, треугольников, лестниц, странные косые линии. Уран-ториевое датирование показало, что наиболее древние рисунки в Каповой пещере выполнены 36 400 лет назад.
Лошадь из Каповой пещеры. Реплика из музея в Брно
Поскольку наши туристы пещеру фактически загадили, для свободного посещения ока закрыта. Но с июля 2012 года в музее на территории заповедника, где находится эта пещера, устроен интерактивный киоск, где можно посмотреть наиболее интересные рисунки пещеры, не заходя в неё.
Медведь из пещеры Монтеспан
А вот в пещере Монтеспан (во Франции) нашли ещё и «израненного» глиняного медведя, но без головы. Зато у ног статуи лежал настоящий череп медведя. То есть к глиняному телу приставляли окровавленную голову только что убитого зверя и… колдовали. Дело в том, что в глине нашли наконечники копий и стрел. Их не стали вытаскивать: «медведь взял». То есть всё было, наверное, так же, как в книге «Листы каменной книги» А.М. Линевского, где люди прыгали вокруг изображения на земле и кололи его копьями, приговаривая: «Попал сейчас, попаду и на охоте!»
Чарльз Р. Найт (1874-1953). «Художник в пещере Фон-де-Гам»
Подводная пещера Коске
Пещера Коске, расположенная недалеко от Марселя, уникальна тем, что вход в неё находится под водой на глубине 37 м, что наглядно показывает нам, сколь велик был подъём уровня Средиземного моря в эпоху палеолита. Названа по имени дайвера Анри Коске, который нашёл её в 1985 году. Однако только лишь в 1991 году он сумел пройти 175-метровым подводным туннелем и выйти в саму пещеру. Зато летом в 1992 г. в этом туннеле погибли три дайвера-любителя, и свободный вход в неё запретили.
Уровень моря тогда был на 110-120 метров ниже, чем современный. Вот и получилось, что там, где люди ходили свободно, теперь может пробраться только аквалангист. Понятно, что море уничтожило очень много рисунков. Но и того, что осталось, хватает для изучения. Здесь можно увидеть 65 отпечатков ладоней и 177 изображений животных, относящихся к разным периодам посещения пещеры древними людьми. Интересно, что кроме бизонов, горных козлов и лошадей, там много изображений обитателей моря: тюленей, пингвинов (!), а также птиц и медуз.
«Ласко – Версаль первобытной живописи»
По своей популярности пещера Ласко во Франции, открытая в 1940 году, соперничает с пещерой Альтамира. Возраст её изображений 15-18 тысяч лет. Изображений в ней очень много, так что «Версалем» её назвали совсем не случайно. Открыта для посещений она была уже в 1948 году, но со временем туристов стало так много (до 1000 человек в день!), что их дыхание стало угрожать сохранности наскальных изображений, так как за день они производили 2500 литров углекислого газа и около 50 кг водных испарений. Поэтому вход в пещеру закрыли тяжёлой бронзовой дверью, а в 1963 году перестали туда пускать туристов.
Гигантский пещерный олень. Пещера Ласко
Быки. Пещера Ласко
Пещера Ласко внутри
И это тоже она…
В итоге рядом с настоящей пещерой построили её копию Ласко II и в 1983 году открыли её для посещений. Саму пещеру Ласко от грибков и плесени «лечат» и по сей день.
«Черная комната» пещеры Нио
Пещеру Нио нашли во Французских Пиренеях департамента Арьеж. Общая её протяжённость более 14 километров. Наскальные рисунки тщательно выполнены в черном стиле, что было характерно для Мадленской культуры. Считается, что они были сделаны от 17 до 11 тысяч лет назад.
Бизон из «Черной комнаты». Как видите, в боку у него нарисованы стрелы или копья. То есть перед нами или сцена охоты, или опять же колдовство…
Осматривать её можно лишь группами по 25 человек. Таким образом стараются сохранить её микроклимат. Освещение обеспечивается с помощью переносных ламп, которые выдают посетителям при входе. Особенно интересная в этой пещере «Черная комната» с рисунками углём бизонов, коз, оленей и козлов.
Пещера Пеш-Мерль – «когда художники плюются…»
В ней есть рисунки с давностью 25 тыс. лет (граветтская культура); и рисунки мадленской культуры. Им – 16 тыс. лет. Среди них отпечатки ладоней, изображения животных, и даже встречаются изображения людей. Обнаружена она была в 1922 году на склоне холма в коммуне Кабрере, во Французских Пиренеях. Длина её 1,5 км. В ней семь залов, в каждом из которых на стенах можно увидеть яркие и очень живые изображения мамонта, пятнистых лошадей, одноцветных лошадей, быков, северных оленей, а также отпечатки человеческих ладоней и даже изображения людей. В радиусе 10 км от этой пещеры есть 10 других таких же пещер с рисунками верхнего палеолита, но все они для публики закрыты.
Интересно, что некоторые рисунки, как выяснилось, наносили на стену при помощи… плевков красящим составом!
Вот они – ладони из пещеры Пеш-Мерль
Пещера Шове – «пещера человека и собаки»
Эта пещера во Франции была открыта в 1994 году. Возраст её оценивается в 35 тыс. лет. Принадлежит к ориньякской культуре. В 2014 году пополнила список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Она больше, чем Ласко, и состоит из зала и галереи длиной 800 метров и высотой до 18 метров. В ней нашли 435 рисунков с изображениями животных. Возраст старейших учёные оценивают в 36 тыс. лет (ориньякская культура), но точная датировка до сих пор вызывает споры. В пещере кроме рисунков нашли много медвежьих костей. И здесь же нашли доказательство совместного проживания человека и собаки – отпечатки её лап и одновременно ноги ребёнка.
Бизон из Шове…
25 апреля 2015 года была открыта точная копия пещеры вблизи города Валлон-Пон-д’Арк. Обошлась она в 55 миллионов евро. Но зато с помощью новейших технологий специалисты сумели с исключительной точностью воспроизвести оригинальные рисунки пещеры Шове.
Лошади из Шове. Рисунки наложены один на другой. Типичная манера живописи эпохи палеолита
Пещера Эль-Кастильо – самые старые рисунки на планете
Рисункам этой пещеры 40 тыс. лет, а первые следы человека в этой пещере датируются 150 тысячами лет до нашей эры. Находится в Испании в Кантабрии. Открыта в 1903 году.
На её стенах почти на протяжении в 275 м расположены наскальные рисунки с изображениями лошадей, бизонов, зубров, мамонта, и других животных, которые окружали первобытного художника. Считается, что часть настенной живописи сделана не кроманьонцами, как думали ранее, а неандертальцами.
И всё это лишь малая часть древних пещер с рисунками. Их изучение дало возможность определить особенности палеолитического искусства и многое узнать о мире первобытного человека – окружавшем его физическом мире и заключённом в нём самом мире духовном!
Продолжение следует…
Автор:Вячеслав Шпаковский
Материал взят: Тут