Смертельная битва - история создания фильма ( 22 фото + 1 видео )
- 28.06.2017
- 1 911
Рассказанная актерами, режиссером и продюсерами картины.
Сегодня фильмы по мотивам видеоигр выглядят довольно рискованной затеей, но в 1995 они были заведомо безнадежным мероприятием.
«Супербратья Марио» (1993) и «Двойной дракон» (1994) провалились с треском, заклеванные как критиками, так и зрителями. Озорной «Уличный боец» (1994) немного получше выступил в бокс-офисе, но только спустя много лет заработал себе культовый статус хита домашнего видео.
Поэтому совсем никто не ожидал, что 22 года назад, в августе 1995 года, «Смертельная битва» (Mortal Kombat) стартует на первой строчке американского проката. Она собрала 122 млн по всему миру и сняла проклятье с фильмов по видеоиграм, став первым подобным проектом, который приняли фанаты.
На пути «Смертельной битвы» от галерей игровых автоматов до киноэкранов не обошлось без дорогостоящих пересъемок, сломаных ребер и истерик студийных боссов. Путешествие это началось, когда продюсер Ларри Касанофф посетил друзей в офисе кампании Midway Games в 1993 году. До этого он успел поработать с Джеймсом Кэмероном, превратив второй «Терминатор» в многомиллионный мерчендайзовый феномен. Среди его достижений были аркадная игра Т2 – изобретательный шутер, ставший хитом продаж для Midway.
Касанофф: «Все говорили мне, что у нас ничего не получится и это загубит мою карьеру. Все, в том числе люди с New Line Cinema. Они уже дали согласие на проект, когда глава студии вошел ко мне в офис, бросил папку на стол и сказал: «Ненавижу этот сценарий. Ненавижу этот проект». Он орал на нас целый час, а потом такой говорит: «Валяйте уже, делайте это кино».
Лори Апельян, помощник продюсера: «Нам предлагали самых топовых режиссеров. Каждый из них – с длинным списком важных, чудесных фильмов. Я очень хотела найти кого-нибудь, кто исповедовал бы необычный, свежий подход. Я сходила в агентство САА на показ «Шоппинга» – скромного британского инди-фильма, снятого неизвестным режиссером Полом У.С. Андерсоном. До просмотра я ничего не знала об этом проекте, и меня поразило то, как талантливо он сделан.Джуд Лоу, Шон Бин, съемки на улицах Лондона – и всего лишь 100 тыс. бюджета. После этого я так и сказала: «Нам надо во что бы то ни стало заполучить этого парня». Не осталось никаких сомнений».
Пол У.С. Андерсон, режиссер: «Я вырос в индустриальном городе Ньюкасл на севере Англии, где совсем не было возможности заниматься кино. Я приезжал в Лондон на встречи, чтобы как-то свдинуть свою карьеру с мертвой точки. Часто у меня бывало по две встречи в день – скажем, в 10 утра и в 3 дня. Знакомых в Лондоне у меня не было, и чтобы как-то убить время между встречами, я отправлялся в игровую галерею и резался в видеоигры часа три-четыре. Mortal Kombat был одной из моих любимых игр. Когда студия объявила, что она работает над фильмом, многие режиссеры принялись воротить нос. А я же, наоборот, загорелся этой идеей. У меня не было опыта в создании визуальных эффектов, так что я просто пошел в книжный магазин и купил абсолютно все книги на тему CGI. Я освоил весь профессиональный сленг. На первый взгляд казалось, что я знаю о компьютерных эффектах больше всех в Голливуде, пусть я даже никогда не бывал в мастерской по их созданию. В общем, я немного сблефовал, но продюсерам это было не так уж важно – они видели, что энтузиазма у меня хоть отбавляй».
Робин Шу, исполнитель роли Лю Кана: «Процесс кастинга был ужасно сложным. Я тогда работал в Гонконге, но часто приезжал в США, потому что я оттуда родом. Один друг из агентства сказал, что идет кастинг для фильма «Смертельная битва», основанного на игре Mortal Kombat. Я посмеялся, потому что Mortal Kombat – самая тупая игра на свете. Серьезно? Фильм на ее основе? Но друг настаивал, что я должен попробовать и сходить на прослушивание. В итоге я ходил семь раз. Мой агент никогда в жизни не встречал кого-нибудь, кто ходил был на прослушивание семь раз. Я читал реплики перед продюсерами, режиссером, директором по кастингу, линейным продюсером и боссами New Line Cinema. Они из меня все жилы вытянули, ведь им очень было важно выбрать правильного азиатского актера на роль Лю Кана: они вложили в этот проект миллионы, их можно понять. Но было ужасно сложно».
Андерсон: «Работа над сценарием все еще велась, когда мы уже готовились к съемкам, и с одной стороны это придавало сложностей, а с другой, у меня появился шанс уделить больше внимания непосредственно режиссуре. Когда начались съемки, я использовал любую возможность, чтобы подбить актеров на импровизацию. В итоге в фильме оказалось много смешных сцен, особенно с участием Линдена Эшби и Кристофера Ламберта».
Линден Эшби, исполнитель роли Джонни Кейджа: «Мы сымпровизировали фразу «Это были очки за 500 долларов, придурок», а также тот глупый момент в самом начале фильме, когда я вхожу в кадр и говорю: «Давай потанцуем».
Бун: «Мы с Джоном (Тобайасом, коллегой Буна по созданию игры Mortal Kombat) были не до конца довольны сценарием, потому что, насколько я помню, он получился слишком комедийным. Райден шутил направо и налево, и я возразил, сказав, что он не клоун, а очень серьезный персонаж».
Апельян: «Нам было необходимо получить рейтинг PG-13. И это было непросто, учитывая, что фильм основан на довольно-таки кровавой видеоигре. Мы изучили вопрос досконально: сколько ругательных слов допускается, сколько сцен с применением насилия. Мы узнали, что если на экране совершается убийство, то это автоматически дает фильму рейтинг R. Так что мы нашли способ извернуться и сделать так, что если в кадре кого и убивают, то только не человека. В итоге мы укокошили Горо, но какой же из него человек? Поэтому формально наши претензии на PG-13 нарушены не были».
Апельян: «Изначально мы на роль Сони Блейд утвердили Кэмерон Диас. «Маска» находилась на стадии постпродакшна у все той же New Line, и Кэмерон тогда никто не знал. Студия предложила нам посмотреть отснятый сырой материал «Маски» и обратить внимание на эту молодую, неизвестную актрису. Как только мы увидели ее на экране, мы сразу убедились – перед нами будущая звезда. Ей пришлось пройти серьезную подготовку, потому что она никогда не занималась никакими боевыми искусствами. Но она сломала кисть до начала съемок и оказалась неспособна выполнять необходимые трюки. Нам нравилась идея вместо нее нанять Бриджетт Уилсон-Сампрас. К счастью, она оказалась свободна».
Бриджетт Уилсон-Сапрас, сыгравшая Соню Блейд: «Процесс кастинга был каким-то бесконечным. Меня, кажется, семь раз вызывали на прослушивания. Я все возвращалась и возвращалась, встречалась с Полом, Ларри и продюсерами. Потом я получила роль в фильме «Билли Мэдисон» и подумала, что у меня «Смертельная битва» ускользает из рук, потому что продюсеры никак не могут принять решение. А в последний день съемок «Билли Мэдисона» мне позвонили и сказали: «Возьмешься за роль, если мы тебя посадим на самолет завтра утром?» Конечно, что за вопрос! Я была так рада, что все получилось с обоими проектами».
Апельян: «Мы также попытались завербовать Шона Коннери на роль Райдена. Но в то время он хотел только играть в гольф. Меньше всего его интересовала такая физически сложная роль. Для Джонни Кейджа мы искали актера, способного быть одновременно и заносчивым, и человеколюбивым, поэтому Линден оказался идеальным вариантом. Талисе и Бриджетт достались два отличных женских персонажа – мне было особенно важно, чтобы они были не картонными. Чтобы были сильными, независимыми и умными, а не только красивыми и сексуальными».
Кристофер Ламберт, Райден: «Я пообедал с Полом Андерсоном и Ларри Касаноффым, и они предложили мне роль. Дали мне почитать неплохой сценарий, но прежде, чем согласиться, я посмотрел первый фильм Пола, и он мне страшно понравился. Также одним из основных плюсов было то, что мне не надо было особо тренироваться для этой роли, ведь мой персонаж обладает способностями, никак не связанными с рукопашным боем. Это, пожалуй, был единственный экшн-фильм на моей памяти, подготовка к которому не подразумевала долгие часы в спортзале».
Андерсон: «Когда молодой кинематографист берется за свой первый голливудский проект, он всегда рискует не справиться с огромным масштабом производства. Поэтому сильно помогает, если на площадке есть звезда – человек, которому платят больше всех денег и чье имя знает каждая собака. Таким для нас был Кристофер. Он был расслабленным, спокойным, ни над чем особо не заморачивался. И его настрой задал тон всему съемочному процессу. Мы все думали, что если для него ничего не является проблемой, то и нам не стоит переживать. Согласно нашему контракту с Кристофером, он должен был работать 4-5 недель за определенное количество денег. Он нам дорого стоил, и он не мог поехать с нами в Таиланд, потому что это выходило далеко за рамки его гонорара. Я разработал план, согласно которому мы должны были снять все крупные планы Криса в Лос-Анджелесе, задействовать его двойника на общих планах в Таиланде, а затем как-нибудь изобретательно все это смонтировать. Когда Кристофер узнал об этой затее, он сказал: «Даже не думай об этом, я еду в Таиланд». Он знал, что его присутствие на локации поможет сделать фильм лучше. И оно действительно помогло. Наверняка все его агенты, менеджеры и юристы были в ярости, потому что он, по сути, отправился в Таиланд бесплатно. Более того, там он еще и заплатил за вечеринку по поводу окончания съемок».
Шоу: «Когда Пэт Джонсон разрабатывал бои, он стремился сделать все как можно комфортнее для меня. У меня было полно идей, позаимствованных из гонконгских фильмов. Так что он мне дал карт-бланш делать примерно все, что я хотел. Он давал мне общую канву, совершал несколько первых движений, а я потом либо заканчивал за ним, либо продолжал так, как считаю нужным. А он, в свою очередь, вносил свои замечания относительно того, как мои движения влияют на историю. Вы удивитесь, но даже в сценах боев история очень важна».
Карлсон: «В Таиланде все иначе относились к созданию декораций и реквизита. Я, бывало, говорил: «Парни, нам надо перетащить сюда все булыжники». И по этому поводу собиралось 100 человек, они покурят, походят кругами вокруг булыжников, поспорят, как лучше перекатить камни, остановятся на полпути, снова покурят, снова поорут друг на друга, обсуждая методы перемещения валунов. В итоге ты придешь к концу дня и обнаружишь, что работа сделана. Но вот пригнать экскаватор, поднять камень и за полчаса перетащить его, куда надо, – это слишком просто, они в Таиланде так не работают. А потом мы нашли местного парня, владельца тяжелых строительных машин. Мы его наняли, он пришел на площадку, наорал на всех, погонял всех, и после этого никто не тупил – дела начали делаться быстро и четко. Но первый месяц без него был сплошным адом».
Эшби: «Мы закончили съемки, и собрали рабочую версию фильма, и вот тогда-то выяснилось, что в нем не хватает больших сцен со знаковыми боями».
Касанофф: «Когда мы показали аудитории первую версию фильма, все зрители отреагировали одинаково: «Нам нравится все, что мы видим. Но в фильме не хватает драк». Нам пришлось вернуться, потратить еще денег и доснять сцены боев».
Андерсон: «Мы добавили сцены с моими любимыми боями, где Скорпион дерется с Джонни Кейджем, а Рептилия бьется с Лю Каном. У нас был прекрасный координатор трюков, но по мере съемок я захотел добавить больше электрической атмосферы гонконгских боевых искусств. Робин подходил для этого лучше всех, и он ставил дополнительные эпизоды боев. Он был актером, но начинал в Гонконге каскадером. Работал с Джеки Чаном. Много всего знал. Если посмотреть сейчас на «Смертельную битву», то впервые в западном фильме использовались масштабные китайские трюки с проволокой. Естественно, «Матрица» спустя несколько лет сделала это на совершенно ином уровне. Но по тому времени «Смертельная битва» смотрелась очень прогрессивно».
Андерсон: «Робин оценивал бои. Давал им один, два или три балла. Эти цифры означали, сколько ребер он покалечил во время драки. Бой с Рептилией вышел на три балла, и он считал, что угодил мне вовсю. Еще помню Линдена Эшби. Он жрал горстями анальгетики, «адвил», что твои M&M’s. Во время того боя мы его чуть в гроб не заколотили. Помню, он идет такой со съемочной площадки и ноет: «Столько боли никогда в жизни не испытывал!» А я ему такой: «У тебя сколько ребер сломано? У Робина – три!».
Шоу: «Самое сложное в бое Джонни и Скорпиона было убедить Линдена, что он может все. Он же актер. Он постоянно требовал себе дублера-трюкача. Я говорил ему: «Линден, ты способен все сделать сам. Чем больше сделаешь ты, тем реалистичнее и достовернее получится сцена». Он купился на это. «Ну да, тебе всыплют по первое число. Весь покроешься фингалами, но выглядеть при этом будешь великолепно».
Эшби: «Я бился с Крисом Касамассой (Скорпион), который был моим учителем, как ни странно. В том бою Крис заехал мне по почкам рубящим ударом с ноги. На мне были щитки, но его нога прошла между ними и вошла мне прямо в почки, со всей дури. Я потом ссал кровью. Было дико больно».
Шоу: «Моя драка с Рептилией должна была смотреться более подвижно. В этой сцене я все делал сам. Во время одного трюка Рептилия швырнул меня, я влетел в какую-то колонну и реально раздробил себе два ребра. Никак не ожидал, что ударюсь о край колонны. К тому же это был мой десятый дубль, и я малость подустал. Но никому не сказал. А смысл? Если бы я сознался, что сломал два ребра, съемки бы свернули, и прощай, мои мечты о Голливуде. Боли испытывал мучительные. Я принял кучу «адвила» и продолжил съемки боя с раздробленными ребрами. Говорю Киту Куку, который играл Рептилию: «У меня справа ребра болят, туда не бей». Вытерпел весь бой и сразу поехал в больницу».
Саундтрек «Смертельной битвы» был очень смелым, на нем электронная танцевальная музыка использовалась так, как никогда прежде в голливудском фильме. Заключить контракт с рекорд-лейблом было задачей практически невыполнимой.
Касанофф: «Саундтрек к фильму стал первым платиновым диском электронного дэнса в истории. Мы настояли на том, что будем использовать электронную танцевальную музыку, в те времена это считалось безумием. Нас выставили из двух звукозаписывающих компаний. У нас была крупная сделка с Sony. По тем временам за саундтрек можно было получить кучу денег – сейчас такого уже нет. Мы заходим и выкладываем нашу идею. Электронный дэнс. А нам говорят: «Нет, мы вот что хотим – Buckethead!» Это был такой чувак, который играл на гитаре с ведром на голове. Мы такие: «Ну, на гитаре он неплохо лабает, конечно…» А они хотели, чтобы этот Бакетхэд устроил гитарную дуэль с Эдди Ван Халеном или типа того. Но мы настаиваем на электроночке, и нас выгоняют. Тогда мы идем в Virgin Records. Заходим и говорим: «Есть отличная тема: электронная танцевальная музыка». А там говорят: «Да, круто, а как насчет Джанет Джексон?» Я, кстати, ее обожаю, но мы говорим: «Чего? Джанет Джексон в «Смертельной битве»?» И нас опять турнули. В итоге мы остались без контракта на пластинку. К счастью, студия нас поддержала и позволила так сделать. Мы сами собрали саундтрек к «Смертельной битве» и отдали его маленькому лейблу, о котором никто никогда не слышал. А на выходе получили первый платиновый диск электронной танцевальной музыки».
Фильм уходит на постпродакшн, и вся команда ждет 18 августа, дату релиза. Ко всеобщему удивлению, фильм продержался на 1-й строчке бокс-офиса три недели.
Ламберт: «Пока шли съемки «Смертельной битвы», все в киноиндустрии были в больших сомнениях насчет проекта. Мы понятия не имели, выстрелит ли он».
Андерсон: «Я был в диком ужасе перед стартом. Пойдет ли фильм? Или ляжет? Будет ли у меня дальнейшая карьера? Выгонят ли меня из Америки ссаными тряпками? Я думал: «Боже, я совсем не хочу быть сейчас в Лос-Анжелесе. Хочу поехать куда угодно, неважно куда». Мы с моей тогдашней подругой отправились на Гавайи, забрались там в какую-то тьмутаракань, и, конечно, именно там я прочитал в газетах, что наш фильм на первом месте. И я такой: «Черт дери! Почему мы не в Лос-Анжелесе? Я снял фильм, попавший на первое место. Я должен быть там, пожинать плоды успеха». Но за поездку на Гавайи я уже заплатил, поэтому мы так там и просидели до конца».
Бун: «Помню, что проснулся воскресным утром, включил CNN и услышал: «Смертельная битва» собрала 23,3 млн в первый уикенд». А за всю историю только один фильм собрал в августе больше нас, так что это было мощно».
Апелян: «Никто из нас не сомневался, будет ли фильм успешным. Но мы были изумлены тем, что он продержался на первом месте три недели подряд. Вряд ли кто-то из нас ожидал такое».
История создания Горо
В центре сюжета «Смертельной битвы» - древний турнир по боевым искусствам между лучшими бойцами Земли и пришельцами из иного измерения (Внешнего мира). От исхода сражения зависит судьба всего мира. Разумеется, в первую очередь фильм был ориентирован на многомиллионную армию поклонников файтинга, и чтобы сделать их счастливыми режиссер должен был обязательно показать им гигантского генерала армии Внешнего мира Горо.
Над созданием монстра работал Том Вудроф (Том Woodruff), обладатель Оскара за спецэффекты для фильма "Смерть ей к лицу". Он не только собственноручно сконструировал костюм Горо, но и сам играл его роль на съемках (точнее будет сказать, что он просто передвигался по сцене). Вудроф надевал нижнюю часть тела монстра (огромные мускулистые ноги), а затем на него при помощи крана опускали верхнюю часть (мощный торс с четырьмя руками и головой) - сложную 56-килограммовую конструкцию из алюминия, стекловолокна, пластмассы и силикона. Верхняя часть закреплялась на теле Вудрофа при помощи хитроумной системы креплений.
Чтобы Вудроф мог ориентироваться в пространстве и видеть, что происходит на съемочной площадке, в верхней части тела монстра был расположен небольшой экран. Также он мог переговариваться с командой при помощи микрофона с наушниками.
Эксперт выполнял движения нижней парой рук, в то время как верхняя пара была механической, которой управлял «кукловод», одетый в специальный наряд (его движения считывались компьютером и воспроизводились механическим скелетом). Как признал Вудроф, некоторые сложные проблемы приходилось решать буквально на ходу. Однако результат впечатляет: аниматроник выполнял плавные движения, а мимика выглядела естественно.
Стоит отметить, что создание Горо обошлось авторам «Смертельной битвы» в копеечку: при бюджете в 18 млн (что кажется смехотворной суммой на фоне бюджетов современных блокбастеров), на механическую копию генерала Внешнего мира пришлось потратить 1 млн. При этом очень часто монстр глючил, что фактически делало работу невозможной. В таких случаях члены съемочной группы шутили, что монстр не в духе и решил не выходить сегодня из своего трейлера.
Андерсон вспоминал, что Горо не принимал участия в съемках в Тайланде, потому что громоздкую конструкцию попросту было невозможно перевезти за тысячи километров от студии в Бербанке, штат Калифорния. На то, чтобы разобрать и собрать монстра уходило огромное количество времени.
Конечно же, сложнее всего было управлять мимикой Горо. Голова монстра представляла собой сложный механизм с двигающимися губами, челюстями, глазами, обтянутый латексной кожей. Создатели фильма хотели, чтобы Горо выглядел как живое существо, однако это была невероятно сложная задача. Чтобы реализовать ее, мимикой генерала управляли от 13 до 16 человек одновременно. Один из них был ответственен за движения глаз, другой – за брови и так далее. Чтобы добиться идеальной координации, пришлось потратить десятки часов.
Спустя несколько лет после завершения съемок голова была выставлена на продажу через Интернет. Несмотря на небольшие повреждения, она была полностью функциональна. Часть тела Горо за 1800 выкупили сотрудники студии NetherRealms, подарившие миру Mortal Kombat. Теперь голова выставлена на обозрение в штаб-квартире компании.
Сегодня фильмы по мотивам видеоигр выглядят довольно рискованной затеей, но в 1995 они были заведомо безнадежным мероприятием.
«Супербратья Марио» (1993) и «Двойной дракон» (1994) провалились с треском, заклеванные как критиками, так и зрителями. Озорной «Уличный боец» (1994) немного получше выступил в бокс-офисе, но только спустя много лет заработал себе культовый статус хита домашнего видео.
Поэтому совсем никто не ожидал, что 22 года назад, в августе 1995 года, «Смертельная битва» (Mortal Kombat) стартует на первой строчке американского проката. Она собрала 122 млн по всему миру и сняла проклятье с фильмов по видеоиграм, став первым подобным проектом, который приняли фанаты.
На пути «Смертельной битвы» от галерей игровых автоматов до киноэкранов не обошлось без дорогостоящих пересъемок, сломаных ребер и истерик студийных боссов. Путешествие это началось, когда продюсер Ларри Касанофф посетил друзей в офисе кампании Midway Games в 1993 году. До этого он успел поработать с Джеймсом Кэмероном, превратив второй «Терминатор» в многомиллионный мерчендайзовый феномен. Среди его достижений были аркадная игра Т2 – изобретательный шутер, ставший хитом продаж для Midway.
Касанофф: «Все говорили мне, что у нас ничего не получится и это загубит мою карьеру. Все, в том числе люди с New Line Cinema. Они уже дали согласие на проект, когда глава студии вошел ко мне в офис, бросил папку на стол и сказал: «Ненавижу этот сценарий. Ненавижу этот проект». Он орал на нас целый час, а потом такой говорит: «Валяйте уже, делайте это кино».
Лори Апельян, помощник продюсера: «Нам предлагали самых топовых режиссеров. Каждый из них – с длинным списком важных, чудесных фильмов. Я очень хотела найти кого-нибудь, кто исповедовал бы необычный, свежий подход. Я сходила в агентство САА на показ «Шоппинга» – скромного британского инди-фильма, снятого неизвестным режиссером Полом У.С. Андерсоном. До просмотра я ничего не знала об этом проекте, и меня поразило то, как талантливо он сделан.Джуд Лоу, Шон Бин, съемки на улицах Лондона – и всего лишь 100 тыс. бюджета. После этого я так и сказала: «Нам надо во что бы то ни стало заполучить этого парня». Не осталось никаких сомнений».
Пол У.С. Андерсон, режиссер: «Я вырос в индустриальном городе Ньюкасл на севере Англии, где совсем не было возможности заниматься кино. Я приезжал в Лондон на встречи, чтобы как-то свдинуть свою карьеру с мертвой точки. Часто у меня бывало по две встречи в день – скажем, в 10 утра и в 3 дня. Знакомых в Лондоне у меня не было, и чтобы как-то убить время между встречами, я отправлялся в игровую галерею и резался в видеоигры часа три-четыре. Mortal Kombat был одной из моих любимых игр. Когда студия объявила, что она работает над фильмом, многие режиссеры принялись воротить нос. А я же, наоборот, загорелся этой идеей. У меня не было опыта в создании визуальных эффектов, так что я просто пошел в книжный магазин и купил абсолютно все книги на тему CGI. Я освоил весь профессиональный сленг. На первый взгляд казалось, что я знаю о компьютерных эффектах больше всех в Голливуде, пусть я даже никогда не бывал в мастерской по их созданию. В общем, я немного сблефовал, но продюсерам это было не так уж важно – они видели, что энтузиазма у меня хоть отбавляй».
Робин Шу, исполнитель роли Лю Кана: «Процесс кастинга был ужасно сложным. Я тогда работал в Гонконге, но часто приезжал в США, потому что я оттуда родом. Один друг из агентства сказал, что идет кастинг для фильма «Смертельная битва», основанного на игре Mortal Kombat. Я посмеялся, потому что Mortal Kombat – самая тупая игра на свете. Серьезно? Фильм на ее основе? Но друг настаивал, что я должен попробовать и сходить на прослушивание. В итоге я ходил семь раз. Мой агент никогда в жизни не встречал кого-нибудь, кто ходил был на прослушивание семь раз. Я читал реплики перед продюсерами, режиссером, директором по кастингу, линейным продюсером и боссами New Line Cinema. Они из меня все жилы вытянули, ведь им очень было важно выбрать правильного азиатского актера на роль Лю Кана: они вложили в этот проект миллионы, их можно понять. Но было ужасно сложно».
Андерсон: «Работа над сценарием все еще велась, когда мы уже готовились к съемкам, и с одной стороны это придавало сложностей, а с другой, у меня появился шанс уделить больше внимания непосредственно режиссуре. Когда начались съемки, я использовал любую возможность, чтобы подбить актеров на импровизацию. В итоге в фильме оказалось много смешных сцен, особенно с участием Линдена Эшби и Кристофера Ламберта».
Линден Эшби, исполнитель роли Джонни Кейджа: «Мы сымпровизировали фразу «Это были очки за 500 долларов, придурок», а также тот глупый момент в самом начале фильме, когда я вхожу в кадр и говорю: «Давай потанцуем».
Бун: «Мы с Джоном (Тобайасом, коллегой Буна по созданию игры Mortal Kombat) были не до конца довольны сценарием, потому что, насколько я помню, он получился слишком комедийным. Райден шутил направо и налево, и я возразил, сказав, что он не клоун, а очень серьезный персонаж».
Апельян: «Нам было необходимо получить рейтинг PG-13. И это было непросто, учитывая, что фильм основан на довольно-таки кровавой видеоигре. Мы изучили вопрос досконально: сколько ругательных слов допускается, сколько сцен с применением насилия. Мы узнали, что если на экране совершается убийство, то это автоматически дает фильму рейтинг R. Так что мы нашли способ извернуться и сделать так, что если в кадре кого и убивают, то только не человека. В итоге мы укокошили Горо, но какой же из него человек? Поэтому формально наши претензии на PG-13 нарушены не были».
Апельян: «Изначально мы на роль Сони Блейд утвердили Кэмерон Диас. «Маска» находилась на стадии постпродакшна у все той же New Line, и Кэмерон тогда никто не знал. Студия предложила нам посмотреть отснятый сырой материал «Маски» и обратить внимание на эту молодую, неизвестную актрису. Как только мы увидели ее на экране, мы сразу убедились – перед нами будущая звезда. Ей пришлось пройти серьезную подготовку, потому что она никогда не занималась никакими боевыми искусствами. Но она сломала кисть до начала съемок и оказалась неспособна выполнять необходимые трюки. Нам нравилась идея вместо нее нанять Бриджетт Уилсон-Сампрас. К счастью, она оказалась свободна».
Бриджетт Уилсон-Сапрас, сыгравшая Соню Блейд: «Процесс кастинга был каким-то бесконечным. Меня, кажется, семь раз вызывали на прослушивания. Я все возвращалась и возвращалась, встречалась с Полом, Ларри и продюсерами. Потом я получила роль в фильме «Билли Мэдисон» и подумала, что у меня «Смертельная битва» ускользает из рук, потому что продюсеры никак не могут принять решение. А в последний день съемок «Билли Мэдисона» мне позвонили и сказали: «Возьмешься за роль, если мы тебя посадим на самолет завтра утром?» Конечно, что за вопрос! Я была так рада, что все получилось с обоими проектами».
Апельян: «Мы также попытались завербовать Шона Коннери на роль Райдена. Но в то время он хотел только играть в гольф. Меньше всего его интересовала такая физически сложная роль. Для Джонни Кейджа мы искали актера, способного быть одновременно и заносчивым, и человеколюбивым, поэтому Линден оказался идеальным вариантом. Талисе и Бриджетт достались два отличных женских персонажа – мне было особенно важно, чтобы они были не картонными. Чтобы были сильными, независимыми и умными, а не только красивыми и сексуальными».
Кристофер Ламберт, Райден: «Я пообедал с Полом Андерсоном и Ларри Касаноффым, и они предложили мне роль. Дали мне почитать неплохой сценарий, но прежде, чем согласиться, я посмотрел первый фильм Пола, и он мне страшно понравился. Также одним из основных плюсов было то, что мне не надо было особо тренироваться для этой роли, ведь мой персонаж обладает способностями, никак не связанными с рукопашным боем. Это, пожалуй, был единственный экшн-фильм на моей памяти, подготовка к которому не подразумевала долгие часы в спортзале».
Андерсон: «Когда молодой кинематографист берется за свой первый голливудский проект, он всегда рискует не справиться с огромным масштабом производства. Поэтому сильно помогает, если на площадке есть звезда – человек, которому платят больше всех денег и чье имя знает каждая собака. Таким для нас был Кристофер. Он был расслабленным, спокойным, ни над чем особо не заморачивался. И его настрой задал тон всему съемочному процессу. Мы все думали, что если для него ничего не является проблемой, то и нам не стоит переживать. Согласно нашему контракту с Кристофером, он должен был работать 4-5 недель за определенное количество денег. Он нам дорого стоил, и он не мог поехать с нами в Таиланд, потому что это выходило далеко за рамки его гонорара. Я разработал план, согласно которому мы должны были снять все крупные планы Криса в Лос-Анджелесе, задействовать его двойника на общих планах в Таиланде, а затем как-нибудь изобретательно все это смонтировать. Когда Кристофер узнал об этой затее, он сказал: «Даже не думай об этом, я еду в Таиланд». Он знал, что его присутствие на локации поможет сделать фильм лучше. И оно действительно помогло. Наверняка все его агенты, менеджеры и юристы были в ярости, потому что он, по сути, отправился в Таиланд бесплатно. Более того, там он еще и заплатил за вечеринку по поводу окончания съемок».
Шоу: «Когда Пэт Джонсон разрабатывал бои, он стремился сделать все как можно комфортнее для меня. У меня было полно идей, позаимствованных из гонконгских фильмов. Так что он мне дал карт-бланш делать примерно все, что я хотел. Он давал мне общую канву, совершал несколько первых движений, а я потом либо заканчивал за ним, либо продолжал так, как считаю нужным. А он, в свою очередь, вносил свои замечания относительно того, как мои движения влияют на историю. Вы удивитесь, но даже в сценах боев история очень важна».
Карлсон: «В Таиланде все иначе относились к созданию декораций и реквизита. Я, бывало, говорил: «Парни, нам надо перетащить сюда все булыжники». И по этому поводу собиралось 100 человек, они покурят, походят кругами вокруг булыжников, поспорят, как лучше перекатить камни, остановятся на полпути, снова покурят, снова поорут друг на друга, обсуждая методы перемещения валунов. В итоге ты придешь к концу дня и обнаружишь, что работа сделана. Но вот пригнать экскаватор, поднять камень и за полчаса перетащить его, куда надо, – это слишком просто, они в Таиланде так не работают. А потом мы нашли местного парня, владельца тяжелых строительных машин. Мы его наняли, он пришел на площадку, наорал на всех, погонял всех, и после этого никто не тупил – дела начали делаться быстро и четко. Но первый месяц без него был сплошным адом».
Эшби: «Мы закончили съемки, и собрали рабочую версию фильма, и вот тогда-то выяснилось, что в нем не хватает больших сцен со знаковыми боями».
Касанофф: «Когда мы показали аудитории первую версию фильма, все зрители отреагировали одинаково: «Нам нравится все, что мы видим. Но в фильме не хватает драк». Нам пришлось вернуться, потратить еще денег и доснять сцены боев».
Андерсон: «Мы добавили сцены с моими любимыми боями, где Скорпион дерется с Джонни Кейджем, а Рептилия бьется с Лю Каном. У нас был прекрасный координатор трюков, но по мере съемок я захотел добавить больше электрической атмосферы гонконгских боевых искусств. Робин подходил для этого лучше всех, и он ставил дополнительные эпизоды боев. Он был актером, но начинал в Гонконге каскадером. Работал с Джеки Чаном. Много всего знал. Если посмотреть сейчас на «Смертельную битву», то впервые в западном фильме использовались масштабные китайские трюки с проволокой. Естественно, «Матрица» спустя несколько лет сделала это на совершенно ином уровне. Но по тому времени «Смертельная битва» смотрелась очень прогрессивно».
Андерсон: «Робин оценивал бои. Давал им один, два или три балла. Эти цифры означали, сколько ребер он покалечил во время драки. Бой с Рептилией вышел на три балла, и он считал, что угодил мне вовсю. Еще помню Линдена Эшби. Он жрал горстями анальгетики, «адвил», что твои M&M’s. Во время того боя мы его чуть в гроб не заколотили. Помню, он идет такой со съемочной площадки и ноет: «Столько боли никогда в жизни не испытывал!» А я ему такой: «У тебя сколько ребер сломано? У Робина – три!».
Шоу: «Самое сложное в бое Джонни и Скорпиона было убедить Линдена, что он может все. Он же актер. Он постоянно требовал себе дублера-трюкача. Я говорил ему: «Линден, ты способен все сделать сам. Чем больше сделаешь ты, тем реалистичнее и достовернее получится сцена». Он купился на это. «Ну да, тебе всыплют по первое число. Весь покроешься фингалами, но выглядеть при этом будешь великолепно».
Эшби: «Я бился с Крисом Касамассой (Скорпион), который был моим учителем, как ни странно. В том бою Крис заехал мне по почкам рубящим ударом с ноги. На мне были щитки, но его нога прошла между ними и вошла мне прямо в почки, со всей дури. Я потом ссал кровью. Было дико больно».
Шоу: «Моя драка с Рептилией должна была смотреться более подвижно. В этой сцене я все делал сам. Во время одного трюка Рептилия швырнул меня, я влетел в какую-то колонну и реально раздробил себе два ребра. Никак не ожидал, что ударюсь о край колонны. К тому же это был мой десятый дубль, и я малость подустал. Но никому не сказал. А смысл? Если бы я сознался, что сломал два ребра, съемки бы свернули, и прощай, мои мечты о Голливуде. Боли испытывал мучительные. Я принял кучу «адвила» и продолжил съемки боя с раздробленными ребрами. Говорю Киту Куку, который играл Рептилию: «У меня справа ребра болят, туда не бей». Вытерпел весь бой и сразу поехал в больницу».
Саундтрек «Смертельной битвы» был очень смелым, на нем электронная танцевальная музыка использовалась так, как никогда прежде в голливудском фильме. Заключить контракт с рекорд-лейблом было задачей практически невыполнимой.
Касанофф: «Саундтрек к фильму стал первым платиновым диском электронного дэнса в истории. Мы настояли на том, что будем использовать электронную танцевальную музыку, в те времена это считалось безумием. Нас выставили из двух звукозаписывающих компаний. У нас была крупная сделка с Sony. По тем временам за саундтрек можно было получить кучу денег – сейчас такого уже нет. Мы заходим и выкладываем нашу идею. Электронный дэнс. А нам говорят: «Нет, мы вот что хотим – Buckethead!» Это был такой чувак, который играл на гитаре с ведром на голове. Мы такие: «Ну, на гитаре он неплохо лабает, конечно…» А они хотели, чтобы этот Бакетхэд устроил гитарную дуэль с Эдди Ван Халеном или типа того. Но мы настаиваем на электроночке, и нас выгоняют. Тогда мы идем в Virgin Records. Заходим и говорим: «Есть отличная тема: электронная танцевальная музыка». А там говорят: «Да, круто, а как насчет Джанет Джексон?» Я, кстати, ее обожаю, но мы говорим: «Чего? Джанет Джексон в «Смертельной битве»?» И нас опять турнули. В итоге мы остались без контракта на пластинку. К счастью, студия нас поддержала и позволила так сделать. Мы сами собрали саундтрек к «Смертельной битве» и отдали его маленькому лейблу, о котором никто никогда не слышал. А на выходе получили первый платиновый диск электронной танцевальной музыки».
Фильм уходит на постпродакшн, и вся команда ждет 18 августа, дату релиза. Ко всеобщему удивлению, фильм продержался на 1-й строчке бокс-офиса три недели.
Ламберт: «Пока шли съемки «Смертельной битвы», все в киноиндустрии были в больших сомнениях насчет проекта. Мы понятия не имели, выстрелит ли он».
Андерсон: «Я был в диком ужасе перед стартом. Пойдет ли фильм? Или ляжет? Будет ли у меня дальнейшая карьера? Выгонят ли меня из Америки ссаными тряпками? Я думал: «Боже, я совсем не хочу быть сейчас в Лос-Анжелесе. Хочу поехать куда угодно, неважно куда». Мы с моей тогдашней подругой отправились на Гавайи, забрались там в какую-то тьмутаракань, и, конечно, именно там я прочитал в газетах, что наш фильм на первом месте. И я такой: «Черт дери! Почему мы не в Лос-Анжелесе? Я снял фильм, попавший на первое место. Я должен быть там, пожинать плоды успеха». Но за поездку на Гавайи я уже заплатил, поэтому мы так там и просидели до конца».
Бун: «Помню, что проснулся воскресным утром, включил CNN и услышал: «Смертельная битва» собрала 23,3 млн в первый уикенд». А за всю историю только один фильм собрал в августе больше нас, так что это было мощно».
Апелян: «Никто из нас не сомневался, будет ли фильм успешным. Но мы были изумлены тем, что он продержался на первом месте три недели подряд. Вряд ли кто-то из нас ожидал такое».
История создания Горо
В центре сюжета «Смертельной битвы» - древний турнир по боевым искусствам между лучшими бойцами Земли и пришельцами из иного измерения (Внешнего мира). От исхода сражения зависит судьба всего мира. Разумеется, в первую очередь фильм был ориентирован на многомиллионную армию поклонников файтинга, и чтобы сделать их счастливыми режиссер должен был обязательно показать им гигантского генерала армии Внешнего мира Горо.
Над созданием монстра работал Том Вудроф (Том Woodruff), обладатель Оскара за спецэффекты для фильма "Смерть ей к лицу". Он не только собственноручно сконструировал костюм Горо, но и сам играл его роль на съемках (точнее будет сказать, что он просто передвигался по сцене). Вудроф надевал нижнюю часть тела монстра (огромные мускулистые ноги), а затем на него при помощи крана опускали верхнюю часть (мощный торс с четырьмя руками и головой) - сложную 56-килограммовую конструкцию из алюминия, стекловолокна, пластмассы и силикона. Верхняя часть закреплялась на теле Вудрофа при помощи хитроумной системы креплений.
Чтобы Вудроф мог ориентироваться в пространстве и видеть, что происходит на съемочной площадке, в верхней части тела монстра был расположен небольшой экран. Также он мог переговариваться с командой при помощи микрофона с наушниками.
Эксперт выполнял движения нижней парой рук, в то время как верхняя пара была механической, которой управлял «кукловод», одетый в специальный наряд (его движения считывались компьютером и воспроизводились механическим скелетом). Как признал Вудроф, некоторые сложные проблемы приходилось решать буквально на ходу. Однако результат впечатляет: аниматроник выполнял плавные движения, а мимика выглядела естественно.
Стоит отметить, что создание Горо обошлось авторам «Смертельной битвы» в копеечку: при бюджете в 18 млн (что кажется смехотворной суммой на фоне бюджетов современных блокбастеров), на механическую копию генерала Внешнего мира пришлось потратить 1 млн. При этом очень часто монстр глючил, что фактически делало работу невозможной. В таких случаях члены съемочной группы шутили, что монстр не в духе и решил не выходить сегодня из своего трейлера.
Андерсон вспоминал, что Горо не принимал участия в съемках в Тайланде, потому что громоздкую конструкцию попросту было невозможно перевезти за тысячи километров от студии в Бербанке, штат Калифорния. На то, чтобы разобрать и собрать монстра уходило огромное количество времени.
Конечно же, сложнее всего было управлять мимикой Горо. Голова монстра представляла собой сложный механизм с двигающимися губами, челюстями, глазами, обтянутый латексной кожей. Создатели фильма хотели, чтобы Горо выглядел как живое существо, однако это была невероятно сложная задача. Чтобы реализовать ее, мимикой генерала управляли от 13 до 16 человек одновременно. Один из них был ответственен за движения глаз, другой – за брови и так далее. Чтобы добиться идеальной координации, пришлось потратить десятки часов.
Спустя несколько лет после завершения съемок голова была выставлена на продажу через Интернет. Несмотря на небольшие повреждения, она была полностью функциональна. Часть тела Горо за 1800 выкупили сотрудники студии NetherRealms, подарившие миру Mortal Kombat. Теперь голова выставлена на обозрение в штаб-квартире компании.