sanderkelevra
Чему кино может научить школьника ( 13 фото )
Давно стало очевидно, что процесс образования ребенка не может и не должен ограничиваться стенами школы. Особенно сейчас, когда информацию можно получать сотнями разных способов. Но у абсолютной доступности свои минусы: не все, что просто и приятно, на самом деле, полезно. Кинокритик Антон Долин рассказывает о том, как надо и не надо смотреть кино с детьми.
Образование через кинематограф — тема очень скользкая. Например, показ кино на уроках литературы (экранизации) или истории (биографии, исторические фильмы) я категорически не поддерживаю — за исключением документальных фильмов, основанных на фактах. А так любой «Иван Грозный», любое «Ватерлоо» в той или иной степени антинаучны, а «Война и мир» Бондарчука, «Обломов» Михалкова или «Дама с собачкой» Хейфеца (нарочно называю лучшие произведения самых талантливых режиссеров) формируют устойчивые образы и способствуют однобокой трактовке классики, вовсе не делая ее чтение более легким. Наоборот, возникает эффект «я фильм смотрел, зачем еще читать».
Разговоры последних лет о новом курсе кинообразования в школе и вовсе вызывают недоумение
Как его проводить: вместо основных уроков (каких? почему?) или на внеклассной основе? Что будет привлекать туда школьников, которые предпочтут сбежать в ближайший мультиплекс на «Трансформеров-5»? Кто будет составлять программу? Даже если она, допустим, окажется идеальной, кто будет преподавать? А кто будет готовить этих преподавателей для школ? Дети будут смотреть фильмы на уроках (самый короткий фильм — два урока с переменой)? А обсуждать когда? В общем, не представляю себе никаких единых разумных ответов на все эти вопросы. Пока система добровольных киноклубов для энтузиастов-старшеклассников по-прежнему представляется единственной разумной формой такого образования.
Я сам составлял для радиостанции «Маяк» цикл «100 лучших фильмов всех времен и народов», но он был всего лишь игрой, условностью. И то занял несколько лет. Список, очевидно, был очень субъективным и небезупречным. Но даже список Спилберга поражает своей однобокостью. В общем, учиться кино каждому придется самостоятельно. Дело родителей — лишь стимулировать интерес ребенка к фильмам и потихоньку объяснять, что бывает кинематограф, нацеленный не только на развлечение, и он тоже по-своему привлекателен. Выбирать и показывать лучшее — иногда, очень осторожно, ни в коем случае не принудительно. Смотреть вместе с детьми, объяснять, следить за реакцией. И надеяться, что сработает.
Ниже — несколько произвольных рекомендаций, каждая из которых взята из моего конкретного опыта совместного просмотра «некоммерческих» фильмов с детьми.
Старые и редкие мультфильмы
Идеальный тренинг с раннего детства. Первые черно-белые мультфильмы Диснея о кролике Освальде, психоделические шедевры Хаяо Миядзаки (в особенности «Моего соседа Тоторо» и «Рыбку Поньо»), «Желтую подводную лодку», «Ежика в тумане», анимацию Pixar детям можно показывать с ранних лет. По большому счету, почти с рождения.
Это упражняет вкус и чувство юмора, развивает парадоксальное мышление, помогает открыть для себя окружающий мир. И подготовить к тому, что фильм или мультфильм может быть сделан в любой технике — главное, чтобы было интересно.
Чарли Чаплин и Бастер Китон
Уже с двух-трех лет ребенок способен оценить трюки из немых комедий, он благодарно отреагирует на их наглядность и немудрящий юмор, но также оценит явный гуманистический посыл. Яркие герои-маски, несложные сюжеты, возможность смотреть не полнометражные версии, а отдельные фрагменты, отсутствие текста и диалогов, — все это работает безупречно.
«Инопланетянин» — Стивен Спилберг, 1982
Не только бесспорный шедевр главного американского режиссера, но и потрясающе наглядная инструкция по прикладной толерантности: почему «чужого» не надо сразу бояться или атаковать, а необходимо разобраться, откуда он появился и с какими намерениями. Плюс разбор того, что такое «дружить», как обязательство по отношению к другу, он же посторонний, могут вступить в конфликт с семейными или общественными обязательствами. В доходчивой сентиментальной форме Спилберг говорит о том, что, так или иначе, интересует любого нормального ребенка. Смотреть можно с 5-6 лет.
«Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» — Элем Климов, 1964
Прекрасное введение в загадочное для современного ребенка понятие «советского», о которое спотыкается любой родитель, попробовавший показать своим детям любимые фильмы своего детства. Здесь показаны и репрессивная система, и способы обойти, обмануть, преодолеть ее. Вообще же это фильм о братстве детей (антипод верноподданической притчи Сергея Михалкова «Праздник непослушания») и о магии свободы. К тому же он очень смешной: абсурдистский юмор дети ловят моментально, даже если им незнакомы изначальные координаты происходящего. Идеально для 9-11-летних.
«Лабиринт фавна» — Гильермо дель Торо, 2006
Уже лет в десять ребенку можно попробовать показать эту картину. Но, конечно, осторожно. Вам может показаться, что это слишком рано и вообще страшно, но имейте в виду: главные потребители хорроров (включая самые жесткие, вроде «Пилы») — именно тинейджеры, и ваш ребенок рано или поздно, с вашей помощью или без, увидит что-нибудь гораздо более грубое или пугающее, чем жутковатая сказка дель Торо. Знакомство со смертью и болью — неизбежный атрибут взросления, а в «Лабиринте фавна» показано, как воображение и отвага творят чудеса даже в самых безнадежных обстоятельствах.
«Крестный отец» — Фрэнсис Форд Коппола, 1972
Не удивляйтесь, 11-12-летний подросток получит огромное удовольствие от классической криминальной саги, сделанной достаточно бескомпромиссно, но при этом милосердно, и разыгранной лучшими актерами американского кино. Обаяние гангстерского мира, возможно, будет развеяно хотя бы отчасти. Ну а самое главное — «Крестный отец» говорит о семье как о высшей ценности, и любой ребенок в активной фазе взросления заинтересуется этой темой, поданной в подобной жанровой форме.
«Ромео и Джульетта» — Франко Дзефирелли, 1968
Попросту лучший учебник любви, существующий в литературе и кино. Не будьте наивны, лет с 12, если не раньше, это интересует абсолютно всех мальчиков и девочек, даже если они не показывают виду. Фильм ничуть не устарел. Да, ищите старый советский дубляж. Великого советского «Гамлета» показывайте уже потом — возможно, понравится и он.
«Седьмая печать» — Ингмар Бергман, 1957
Если дитя тянется к «Игре престолов» (для мальчиков лет 13 это почти неизбежно), покажите ему, наконец, уже другое средневековье! Здесь похуже с сексом, зато есть ходячая Смерть, а также чума, скоморохи и рыцарь с оруженосцем. Брутальная атмосфера этой картины пробирает до костей — даже циничных современных подростков. Проверено.
«Побег из Шоушенка» — Фрэнк Дарабонт, 1994
Недаром этот фильм годами держит первое место в списке самых любимых зрителями кинокартин всемирного интернет-рейтинга IMDB. Если вас не смущает тема гомосексуального изнасилования, которая, конечно, затронута здесь в довольно целомудренной форме, но все-таки существенна для сюжета, с 13 лет можно смело показывать эту универсальную притчу об обретении свободы — прежде всего, внутренней.
«Полет над гнездом кукушки» — Милош Форман, 1975
После «Побега из Шоушенка» логичное продолжение курса — более глубокий, странный, пугающий, но в конечном счете оптимистичный фильм на схожую тему. Кроме того, на примере Джека Николсона можно доходчиво объяснить, что такое гениальная актерская игра. Также эта картина — отличный мастер-класс социального ориентирования: психи, мелкие бандиты и индейцы-аутисты всяко симпатичнее медбратьев и врачей.
«Семь самураев» — Акира Куросава, 1954
Нельзя же совсем без азиатского кино. Игрушечные представления о Востоке, самураях из мультиков и ниндзей из компьютерных игр, в каком-то возрасте пора разрушить, и лучше посмотреть гениальный фильм, чем ходить на выставки в музей Востока. Тем более что эта картина еще и ужасно смешная.
«Андрей Рублев» — Андрей Тарковский, 1966
И ничуть это не занудно. А последняя глава, про колокол, и вовсе обладает саспенсом не хуже хичкоковского. Проверьте и убедитесь: ваш ребенок будет грызть локти. Заодно постигнет азы культуры и истории, к которым относятся и Феофан Грек с Рублевым и Андрей Тарковский. После просмотра рекомендуется совместный поход в отдел икон Третьяковки или Русского музея.
Образование через кинематограф — тема очень скользкая. Например, показ кино на уроках литературы (экранизации) или истории (биографии, исторические фильмы) я категорически не поддерживаю — за исключением документальных фильмов, основанных на фактах. А так любой «Иван Грозный», любое «Ватерлоо» в той или иной степени антинаучны, а «Война и мир» Бондарчука, «Обломов» Михалкова или «Дама с собачкой» Хейфеца (нарочно называю лучшие произведения самых талантливых режиссеров) формируют устойчивые образы и способствуют однобокой трактовке классики, вовсе не делая ее чтение более легким. Наоборот, возникает эффект «я фильм смотрел, зачем еще читать».
Разговоры последних лет о новом курсе кинообразования в школе и вовсе вызывают недоумение
Как его проводить: вместо основных уроков (каких? почему?) или на внеклассной основе? Что будет привлекать туда школьников, которые предпочтут сбежать в ближайший мультиплекс на «Трансформеров-5»? Кто будет составлять программу? Даже если она, допустим, окажется идеальной, кто будет преподавать? А кто будет готовить этих преподавателей для школ? Дети будут смотреть фильмы на уроках (самый короткий фильм — два урока с переменой)? А обсуждать когда? В общем, не представляю себе никаких единых разумных ответов на все эти вопросы. Пока система добровольных киноклубов для энтузиастов-старшеклассников по-прежнему представляется единственной разумной формой такого образования.
Я сам составлял для радиостанции «Маяк» цикл «100 лучших фильмов всех времен и народов», но он был всего лишь игрой, условностью. И то занял несколько лет. Список, очевидно, был очень субъективным и небезупречным. Но даже список Спилберга поражает своей однобокостью. В общем, учиться кино каждому придется самостоятельно. Дело родителей — лишь стимулировать интерес ребенка к фильмам и потихоньку объяснять, что бывает кинематограф, нацеленный не только на развлечение, и он тоже по-своему привлекателен. Выбирать и показывать лучшее — иногда, очень осторожно, ни в коем случае не принудительно. Смотреть вместе с детьми, объяснять, следить за реакцией. И надеяться, что сработает.
Ниже — несколько произвольных рекомендаций, каждая из которых взята из моего конкретного опыта совместного просмотра «некоммерческих» фильмов с детьми.
Старые и редкие мультфильмы
Идеальный тренинг с раннего детства. Первые черно-белые мультфильмы Диснея о кролике Освальде, психоделические шедевры Хаяо Миядзаки (в особенности «Моего соседа Тоторо» и «Рыбку Поньо»), «Желтую подводную лодку», «Ежика в тумане», анимацию Pixar детям можно показывать с ранних лет. По большому счету, почти с рождения.
Это упражняет вкус и чувство юмора, развивает парадоксальное мышление, помогает открыть для себя окружающий мир. И подготовить к тому, что фильм или мультфильм может быть сделан в любой технике — главное, чтобы было интересно.
Чарли Чаплин и Бастер Китон
Уже с двух-трех лет ребенок способен оценить трюки из немых комедий, он благодарно отреагирует на их наглядность и немудрящий юмор, но также оценит явный гуманистический посыл. Яркие герои-маски, несложные сюжеты, возможность смотреть не полнометражные версии, а отдельные фрагменты, отсутствие текста и диалогов, — все это работает безупречно.
«Инопланетянин» — Стивен Спилберг, 1982
Не только бесспорный шедевр главного американского режиссера, но и потрясающе наглядная инструкция по прикладной толерантности: почему «чужого» не надо сразу бояться или атаковать, а необходимо разобраться, откуда он появился и с какими намерениями. Плюс разбор того, что такое «дружить», как обязательство по отношению к другу, он же посторонний, могут вступить в конфликт с семейными или общественными обязательствами. В доходчивой сентиментальной форме Спилберг говорит о том, что, так или иначе, интересует любого нормального ребенка. Смотреть можно с 5-6 лет.
«Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» — Элем Климов, 1964
Прекрасное введение в загадочное для современного ребенка понятие «советского», о которое спотыкается любой родитель, попробовавший показать своим детям любимые фильмы своего детства. Здесь показаны и репрессивная система, и способы обойти, обмануть, преодолеть ее. Вообще же это фильм о братстве детей (антипод верноподданической притчи Сергея Михалкова «Праздник непослушания») и о магии свободы. К тому же он очень смешной: абсурдистский юмор дети ловят моментально, даже если им незнакомы изначальные координаты происходящего. Идеально для 9-11-летних.
«Лабиринт фавна» — Гильермо дель Торо, 2006
Уже лет в десять ребенку можно попробовать показать эту картину. Но, конечно, осторожно. Вам может показаться, что это слишком рано и вообще страшно, но имейте в виду: главные потребители хорроров (включая самые жесткие, вроде «Пилы») — именно тинейджеры, и ваш ребенок рано или поздно, с вашей помощью или без, увидит что-нибудь гораздо более грубое или пугающее, чем жутковатая сказка дель Торо. Знакомство со смертью и болью — неизбежный атрибут взросления, а в «Лабиринте фавна» показано, как воображение и отвага творят чудеса даже в самых безнадежных обстоятельствах.
«Крестный отец» — Фрэнсис Форд Коппола, 1972
Не удивляйтесь, 11-12-летний подросток получит огромное удовольствие от классической криминальной саги, сделанной достаточно бескомпромиссно, но при этом милосердно, и разыгранной лучшими актерами американского кино. Обаяние гангстерского мира, возможно, будет развеяно хотя бы отчасти. Ну а самое главное — «Крестный отец» говорит о семье как о высшей ценности, и любой ребенок в активной фазе взросления заинтересуется этой темой, поданной в подобной жанровой форме.
«Ромео и Джульетта» — Франко Дзефирелли, 1968
Попросту лучший учебник любви, существующий в литературе и кино. Не будьте наивны, лет с 12, если не раньше, это интересует абсолютно всех мальчиков и девочек, даже если они не показывают виду. Фильм ничуть не устарел. Да, ищите старый советский дубляж. Великого советского «Гамлета» показывайте уже потом — возможно, понравится и он.
«Седьмая печать» — Ингмар Бергман, 1957
Если дитя тянется к «Игре престолов» (для мальчиков лет 13 это почти неизбежно), покажите ему, наконец, уже другое средневековье! Здесь похуже с сексом, зато есть ходячая Смерть, а также чума, скоморохи и рыцарь с оруженосцем. Брутальная атмосфера этой картины пробирает до костей — даже циничных современных подростков. Проверено.
«Побег из Шоушенка» — Фрэнк Дарабонт, 1994
Недаром этот фильм годами держит первое место в списке самых любимых зрителями кинокартин всемирного интернет-рейтинга IMDB. Если вас не смущает тема гомосексуального изнасилования, которая, конечно, затронута здесь в довольно целомудренной форме, но все-таки существенна для сюжета, с 13 лет можно смело показывать эту универсальную притчу об обретении свободы — прежде всего, внутренней.
«Полет над гнездом кукушки» — Милош Форман, 1975
После «Побега из Шоушенка» логичное продолжение курса — более глубокий, странный, пугающий, но в конечном счете оптимистичный фильм на схожую тему. Кроме того, на примере Джека Николсона можно доходчиво объяснить, что такое гениальная актерская игра. Также эта картина — отличный мастер-класс социального ориентирования: психи, мелкие бандиты и индейцы-аутисты всяко симпатичнее медбратьев и врачей.
«Семь самураев» — Акира Куросава, 1954
Нельзя же совсем без азиатского кино. Игрушечные представления о Востоке, самураях из мультиков и ниндзей из компьютерных игр, в каком-то возрасте пора разрушить, и лучше посмотреть гениальный фильм, чем ходить на выставки в музей Востока. Тем более что эта картина еще и ужасно смешная.
«Андрей Рублев» — Андрей Тарковский, 1966
И ничуть это не занудно. А последняя глава, про колокол, и вовсе обладает саспенсом не хуже хичкоковского. Проверьте и убедитесь: ваш ребенок будет грызть локти. Заодно постигнет азы культуры и истории, к которым относятся и Феофан Грек с Рублевым и Андрей Тарковский. После просмотра рекомендуется совместный поход в отдел икон Третьяковки или Русского музея.
Взято: Тут
2
Комментариев 3