Как устроена кибитка ( 10 фото )
- 20.04.2017
- 2 880
Редактор нашего журнала продемонстрировал, как строится калмыцкое жильё.
Калмыки (калм. хальмг, хальмгуд, монг. халимаг) — монгольский народ ойратской группы. Проживают в Республике Калмыкия — субъекте Российской Федерации. Говорят в основном на русском, и реже на калмыцком языках. Являются потомками ойратских племён, мигрировавших в конце XVI — начале XVII веков из Центральной Азии на Нижнюю Волгу и в Северный Прикаспий.
Численность современных калмыков в России — 183 372 человек (Всероссийская перепись 2010 года); имеются также небольшие диаспоры за границей. Основная религия среди верующих калмыков — буддизм тибетской школы Гелуг; также встречаются крещёные калмыки исповедующие православие.
Самоназвание калмыков, хальмг (хальмгуд), вероятнее всего, происходит от тюркского прилагательного калмак — «отделившийся», «отставший» (в родственных калмыкам монгольских языках такого слова нет). Одним из первых по этому поводу подробно высказался в 1761 году русский чиновник и учёный В. М. Бакунин, долгое время живший среди калмыцких племён, который писал: «Торгоуты как себя, так и хошеутов и зенгорцев калмыками хотя и называют, но сами свидетельствуют, что сие название не свойственно их языку, а думают, что их так назвали россияне, но в самом деле видно, что сие слово „калмык“ произошло из языка татарского, ибо татары называют их „калмак“, что значит „отсталых“ или „отстальцев“». Похожие высказывания имели место и в более поздний период[10]. Большая часть современных исследователей соглашается с Бакуниным в том, что калмыки получили своё имя от татар (той их части, что населяла территорию от Волги до Оби в XVI веке). Некоторые советские и российские учёные обнаруживают корни этнонима в Восточном Туркестане[10].
По поводу интерпретации тюркского названия калмыков ведутся споры. Существуют две основные теории.
Происхождение значения «оставшиеся» связано с географическим местоопределением племён, отделившихся от общей массы ойрат-монголов. Эта точка зрения изложена в трудах П. С. Палласа, Ж.-П. Абель-Ремюза и А. М. Позднеева.
Значение «калмыки-оставшиеся» связано с религиозными отличиями от соседей. По Б. Бергману, происхождение значения связано с отступничеством от шаманизма, который сначала был распространён у них и их соседей — татар, но после принятия калмыками буддизма татары стали называть их калмак — «отделившиеся», «отставшие». По версии В. В. Бартольда (поддержанной Ц.-Д. Номинхановым), калмак — это оставшиеся язычниками ойраты в противоположность «вернувшимся» вновь в ислам (по известным мусульманским представлениям) дунганам[10]. Подтверждением данного предположения может являться то, что название «калмыки» пришло именно от мусульманских тюркских народов (западные монголы в монгольских источниках — ойраты, в китайских — элюты и только в мусульманских — калмыки).
В русских письменных источниках название «калмыки» появилось XVI веке (Строгановская летопись с указом Ивана IV Грозного от 30 мая 1574 года)[17], а с конца XVIII века и особенно вначале XIX века его стали употреблять и сами калмыки, использовавшие до этого общий для западных монголов этноним — ойраты.
У кочевых народов и жилища должны быть соответствующими. При необходимости, их нужно быстро разобрать и собрать на новом месте. Также они должны быть легкими, чтобы можно было перевезти на повозке, и теплыми, чтобы выдержать ветра и холод. На севере жилища называют чумами и ярангами, на юге - кибитками и юртами.
Давайте посмотрим, как устроена современная калмыцкая кибитка.
Основа кибитки - деревянный решетчатый каркас. Здесь каркас устанавливается на подиум с деревянным настилом, в кочевой жизни его, конечно, нет.
Фундамент под кибиткой и расцветка объясняются просто: она предназначена для проживания туристов. При желании вы сможете переночевать в кибитке во время приезда в Калмыкию.
Стены кибитки обшиваются войлоком. Зимой в степи температура опускается до -40 градусов.
В верхней части кибитки отверстие. Через него проникает дневной свет, через него выходит дым. Сейчас оно закрывается прозрачным пластиком.
Снаружи кибитка покрывается современными материалами, защищающими ее от влаги и ветра.
У меня нет фотографий жилой кибитки, но есть кибитка - молельный дом.
Большинство калмыков исповедуют буддизм, поэтому на алтаре фигурки Будды.
Несмотря на то, что сейчас почти все живут в стационарных домах, кибитки до сих пор пользуются уважением и спросом. Это важная часть национальной культуры.
Калмыки (калм. хальмг, хальмгуд, монг. халимаг) — монгольский народ ойратской группы. Проживают в Республике Калмыкия — субъекте Российской Федерации. Говорят в основном на русском, и реже на калмыцком языках. Являются потомками ойратских племён, мигрировавших в конце XVI — начале XVII веков из Центральной Азии на Нижнюю Волгу и в Северный Прикаспий.
Численность современных калмыков в России — 183 372 человек (Всероссийская перепись 2010 года); имеются также небольшие диаспоры за границей. Основная религия среди верующих калмыков — буддизм тибетской школы Гелуг; также встречаются крещёные калмыки исповедующие православие.
Самоназвание калмыков, хальмг (хальмгуд), вероятнее всего, происходит от тюркского прилагательного калмак — «отделившийся», «отставший» (в родственных калмыкам монгольских языках такого слова нет). Одним из первых по этому поводу подробно высказался в 1761 году русский чиновник и учёный В. М. Бакунин, долгое время живший среди калмыцких племён, который писал: «Торгоуты как себя, так и хошеутов и зенгорцев калмыками хотя и называют, но сами свидетельствуют, что сие название не свойственно их языку, а думают, что их так назвали россияне, но в самом деле видно, что сие слово „калмык“ произошло из языка татарского, ибо татары называют их „калмак“, что значит „отсталых“ или „отстальцев“». Похожие высказывания имели место и в более поздний период[10]. Большая часть современных исследователей соглашается с Бакуниным в том, что калмыки получили своё имя от татар (той их части, что населяла территорию от Волги до Оби в XVI веке). Некоторые советские и российские учёные обнаруживают корни этнонима в Восточном Туркестане[10].
По поводу интерпретации тюркского названия калмыков ведутся споры. Существуют две основные теории.
Происхождение значения «оставшиеся» связано с географическим местоопределением племён, отделившихся от общей массы ойрат-монголов. Эта точка зрения изложена в трудах П. С. Палласа, Ж.-П. Абель-Ремюза и А. М. Позднеева.
Значение «калмыки-оставшиеся» связано с религиозными отличиями от соседей. По Б. Бергману, происхождение значения связано с отступничеством от шаманизма, который сначала был распространён у них и их соседей — татар, но после принятия калмыками буддизма татары стали называть их калмак — «отделившиеся», «отставшие». По версии В. В. Бартольда (поддержанной Ц.-Д. Номинхановым), калмак — это оставшиеся язычниками ойраты в противоположность «вернувшимся» вновь в ислам (по известным мусульманским представлениям) дунганам[10]. Подтверждением данного предположения может являться то, что название «калмыки» пришло именно от мусульманских тюркских народов (западные монголы в монгольских источниках — ойраты, в китайских — элюты и только в мусульманских — калмыки).
В русских письменных источниках название «калмыки» появилось XVI веке (Строгановская летопись с указом Ивана IV Грозного от 30 мая 1574 года)[17], а с конца XVIII века и особенно вначале XIX века его стали употреблять и сами калмыки, использовавшие до этого общий для западных монголов этноним — ойраты.
У кочевых народов и жилища должны быть соответствующими. При необходимости, их нужно быстро разобрать и собрать на новом месте. Также они должны быть легкими, чтобы можно было перевезти на повозке, и теплыми, чтобы выдержать ветра и холод. На севере жилища называют чумами и ярангами, на юге - кибитками и юртами.
Давайте посмотрим, как устроена современная калмыцкая кибитка.
Основа кибитки - деревянный решетчатый каркас. Здесь каркас устанавливается на подиум с деревянным настилом, в кочевой жизни его, конечно, нет.
Фундамент под кибиткой и расцветка объясняются просто: она предназначена для проживания туристов. При желании вы сможете переночевать в кибитке во время приезда в Калмыкию.
Стены кибитки обшиваются войлоком. Зимой в степи температура опускается до -40 градусов.
В верхней части кибитки отверстие. Через него проникает дневной свет, через него выходит дым. Сейчас оно закрывается прозрачным пластиком.
Снаружи кибитка покрывается современными материалами, защищающими ее от влаги и ветра.
У меня нет фотографий жилой кибитки, но есть кибитка - молельный дом.
Большинство калмыков исповедуют буддизм, поэтому на алтаре фигурки Будды.
Несмотря на то, что сейчас почти все живут в стационарных домах, кибитки до сих пор пользуются уважением и спросом. Это важная часть национальной культуры.
Материал взят: Тут