Fesius
Доспехи простых воинов на фотографиях и картинах ( 15 фото )
«Битва при Оре» из «Хроник» Жана Фруассара. Национальная библиотека Франции, Париж. Мы смотрим на пехотинцев и что видим? Что у кого-то есть доспехи на ногах и руках, а у кого-то – из них только шлем и, скорее всего, кольчуга под одеждой либо куртка – жак. Щиты только лишь у двух воинов, вооруженных вдобавок устрашающего вида боевыми топорами с зубчатым обухом. Упавшего латника его противник закалывает кинжалом рондель.
Перс и Лидиянин и Ливиец находились в войске твоем
и были у тебя ратниками, вешали на тебе щит и шлем.
Книга пророка Иезекииля 27:10
Военная история стран и народов. В прошлом материале мы в основном рассказывали о кольчугах простых ратников XIV–XV веков. То есть конца феодализма как такового, когда на горизонте уже вплотную замаячило Новое время. Именно тогда на смену старой доброй кольчуге пришли бригандина и жак – короткая куртка без рукавов (jaque или jacques). Полужесткая бригандина обычно состояла из множества небольших посаженных внахлест на заклепках железных пластинок. Под нее надевался холщовый дублет без рукавов, а с внешней стороны бригантину покрывали декоративной тканью. В XIV и XV веках бригантины были дополнены защитой груди, часто в форме двух соединенных спереди L-образных пластин, а с середины XV века некоторые бригантины стали снабжать еще и пластиной для прикрытия спины.
Бартют, называемый в эпоху Возрождения еще «коринфским шлемом», на который он и в самом деле был очень похож. Находка для воинов с бородой! Изготовлен Пьетро да Кстелло (1469–1486) из Брешии, Италия, около 1470 года. Вес: 2,665 кг. Высота: 27,5 см. Диаметр (внутренний): 22,5 см. Собрание Уоллеса, Лондон
Французская пехота 1337–1360 гг.: слева – городской ополченец с массивным вужем на плече, а еще у него есть меч базилард и кинжал. Шлем на голове – «железная шляпа»; раненный в центре где-то разжился латными прикрытиями для ног. Вооружен гвизармой и коротким фальшионом. Шлем – сервильер. Доспех – кольчуга, надетая поверх стеганого акетона. На груди нашит белый крест – опознавательный знак сражавшихся за Францию; арбалетчик – все свое везет с собой и явно стремится продаться подороже, так как при нем сразу три арбалета и целый ящик стрел. Кинжал – базилард. Щит – «колбаса» на руке из кожи, был удобен именно для таких вот стрелков. Рис. Ангуса Макбрайда
Жак – более дешевый «мягкий» доспех, который первоначально был, вероятно, просто усиленным пурпуэном – курткой, подбитой кусками ткани или сделанной из нескольких (до 30) слоев материи. Для их изготовления в 1385 году из Парижа поступил заказ на 1100 кусков холста. Хотя жак считался доспехом для простых воинов, верхний слой для них часто изготовляли из цветной ткани с декоративной вышивкой. Другие жаки XV века были усилены кольчугой или внутренними роговыми либо железными пластинами. Некоторые экземпляры с длинными рукавами были снабжены цепочками из крупных звеньев, прикрепленных вдоль рукава, для усиления зашиты.
Развитие тех частей доспехов, которые предназначались для защиты рук и ног, носило менее стремительный, хотя и более изощренный характер. Пластинчатые доспехи для рук стали заметны раньше, чем доспехи для ног, поскольку последние первоначально носились под кольчужными чулками (chausses). Полные доспехи для ног из железа стали появляться во Франции лишь около 1370 года – приблизительно в то же время, что и везде.
Французская пехота 1360–1415 гг.: слева – королевский арбалетчик со щитом, на котором изображен герб Жана де Энжа, командира арбалетчиков Франции. Кинжал – базилард. Шлем – капелина. Поверх кольчуги на стеганном гамбизоне надет еще и стеганый пурпуэн; городской ополченец (в центре) вооружен самым разным оружием и, соответственно, такие же у него и «сборные» доспехи; легкий пехотинец «бриганд» с юга Франции как раз и одет в «бригандные» доспехи, подбитые пластинками. Шлем – бацинет, но очень простой, на руке щит-баклер. Рис. Ангуса Макбрайда
Простейший шлем-бацинет из Северной Италии, ок.1450–1470 гг. Высота: 23,5 см. Вес 2,041 кг. Собрание Уоллеса, Лондон
Бевор. Поскольку бацинет сначала не имел защиты подбородка, как не имела ее и капелина, то был придуман специальный «подбородник», защищавший подбородок и шею. Мастер: Маттес Немец (ок. 1484 – c. 1510), Германия, ок. 1480 г. Вес: 1,1 кг. Собрание Уоллеса, Лондон
Бацинет был наиболее распространенным шлемом французских латников в XIV веке. Наибольшее распространение получили бацинеты конической формы (а позднее – с округлой) и забралом, в котором были прорези для глаз и многочисленные отверстия для дыхания. Кольчужную бармицу часто называли «камай» (carnail), а кожаная подкладка, видимо, называлась «урсон» (hourson). Полужесткий или жесткий подбородник мог иногда добавляться к бармице, а впоследствии его стали крепить прямо к бацинету на заклепках. Таким образом, получался «большой бацинет».
Другая форма легкого шлема попала во Францию из Италии около 1410 года. Это был салад (salet), который также мог быть снабжен небольшим забралом. Среди многих пехотинцев также пользовалась популярностью старая капелина (chapeau de fer).
Шлем-бацинет из коллекции Музея средневековой войны в замке Кастельно в Перигоне, Франция
Учитывая угрозу, которая исходила от английских стрелков из длинного лука, не вызывает удивления тот факт, что значительное развитие в XIV веке получили конские доспехи.
Ранний шанфрон (chamfrons) прикрывал только переднюю часть лошадиной головы, хотя некоторые имели продолжение на шее. Новые формы, которые появились в XIV веке, были уже крупнее, не только покрывали заднюю часть головы, но имели выпуклый выступ поверх носа и отверстия чашевидной формы, прикрывавшие глаза. Усиление для латников необходимости быть готовыми к пешему бою привело к тому, что на смену укороченному пехотному копью пришла алебарда – устрашающее оружие XV века, с тяжелым древком, частично защищенным металлической насадкой в верхней части, которая была соединена с лезвием, боевым молотком и острым шипом.
Французская пехота 1415–1453 гг.; слева – французский лучник франк-аршер («свободный лучник») с гербом города Пуатье на одежде и явно «ободравший» какого-то знатного сеньора, иначе откуда у него столь дорогой шлем-салад, обтянутый, скорее всего, бархатом с позолоченными крашениями. Вооружен тяжелым тесаком-фальшионом; в центре – лучник явно из крестьян, не успевший разжиться «барахлишком»; пехотинец справа вооружен «языком быка» и мечом. Щит – баклер. Одет в капелину, кольчугу-обержон, стеганый жак и латы для ног, то есть вполне снаряжен для боя. Рис. Ангуса Макбрайда
Анонимный автор сочинения «Военные костюмы французов в 1446 г.» (Du Costume Militaire des Français en, 1446) снабдил нас исключительно подробной информацией о снаряжении «копья» – базовой боевой единицы кавалерии того времени:
«Прежде всего, вышеупомянутые латники, готовясь к бою, облачались в полные белые доспехи. Говоря коротко, они состояли из кирасы, наплечников, больших наручей, доспехов для ног, боевых рукавиц, салада с забралом и небольшим подбородником, прикрывавшим только подбородок. Каждый воин был вооружен копьем и длинным легким мечом, острым кинжалом, подвешенным слева от седла, и булавой».
Салад с забралом. Классический салад забрала не имел, в чем и заключалась его прелесть: сдвинул на затылок – открыл лицо, сдвинул на лицо – смотришь через прорезь-«визор». Но со временем появились «разновидности», включая и те, что получили поднимающееся забрало. Этот произведен в Германии около 1490 года. Высота: 22,5 см. Длина от забрала до кончика «хвоста»: 48,5 см. Вес: 2,26 кг. Собрание Уоллеса, Лондон
Артиллеристы 1430–1453 гг.: слева артиллерист в шлеме салад (саллет), то есть хотя бы лишь одна голова, а все защищена; артиллерист в центре – обслуживает многоствольный рибальдекен. На нем кольчуга, шлем капелина, кираса на груди, а также латные прикрытия на руках и ногах. Ценный был «кадр», потому-то так и нарядился! У стрелка справа – на голове глубокая капелина с прорезью для глаз. Рис. Ангуса Макбрайда
«Каждого воина должен был сопровождать кутилье, имеющий салад, доспехи для ног, хаубергон, жак, бригандину, вооруженный кинжалом, мечом и вужем или коротким копьем. Его сопровождал также паж или варлет с такими же доспехами и вооруженный одним или двумя видами оружия. Лучники имели доспехи для ног, салад, подбитый холстом тяжелый жак или бригандину, в руках был лук, а на боку – колчан».
Молодому аристократу требовалось для экипировки от 125 до 250 турских ливров, что равнялось соответственно 8- или 16-месячному жалованью рядового латника. Конечно, речь идет о лучшем снаряжении, но и обычное стоило недешево. Салад стоил от 3 до 4 турских ливров. Жак, корсет или бригандина могли стоить 11 ливров. Полный комплект таких доспехов и оружия стоил около 40 ливров, а стоимость снаряжения для всего «копья» могла колебаться от 70 до 80 ливров.
С другой стороны, кинжал плохого качества, которым вооружалось большинство франк-аршеров, стоил меньше ливра, а меч плохого качества – чуть больше одного ливра. В анонимном тексте 1446 года утверждалось, что
«была и другая категория воинов, защищенных только кольчугой-хаубергоном, саладом, боевыми рукавицами, доспехами для ног, вооруженных дротиком с широким наконечником, который назывался «воловьим языком» (langue de boeuf)».
Арбалеты продолжали производить в больших количествах. В Кло де Гале их производили партиями по 200 штук. Еще больше был выпуск боеприпасов. Для производства 100 000 арбалетных стрел требовалось десять березовых стволов и немногим меньше 250 кг железа.
Вопрос о времени ввода в общее пользование арбалетов со стальным луком остается спорным, хотя такие арбалеты могли уже использоваться в боевых действиях около 1370 года. Вопреки, а может, и благодаря, конкуренции со стороны огнестрельного оружия, арбалеты постепенно превратились в мощное оружие, которое сочетало в себе большую убойную силу при небольшом весе и отсутствии отдачи. Это оружие не требовало от владельца длительной тренировки. Хотя использование в конструкции стали и сделало арбалет более компактным, аккуратным и позволило уменьшить длину натяжения тетивы до 10–15 см, все же он очень медленно заряжался и все более усложнялся в конструкции. Для натяжения арбалета требовался ряд механических приспособлений – стремя, «козья нога» и, наконец, ручная лебедка с натяжным крюком и двойной заводной рукояткой.
Салад из Северной Италии и вовсе имеет забрало «гармошкой» и, видимо, был рассчитан уже не на пехотинца, а сделан для рыцаря, которые тоже носили такие шлемы. Около 1500–1520 гг. Высота: 26,4 см. Вес: 3,25 кг. Собрание Уоллеса, Лондон
«Битва при Сент-Клементе» (1358 г.) из «Хроник» Жана Фруассара. Национальная библиотека Франции, Париж. Английские лучники (справа) обстреливают французских пехотинцев (слева)
Ну, а как у всех этих воинов обстояло дело с моралью?
Интересный вопрос, не так ли? А то мы все, доспехи, да доспехи…
А с ней дела были совсем плохи. Как бы простолюдин храбро ни сражался, он все равно оставался простолюдином в глазах вельмож, кичившихся целыми поколениями своих знатных предков.
Раскрашенный салад из Германии. Около 1500 года. Диаметр: 23 см. Вес: 2,43 кг. Собрание Уоллеса, Лондон
Война на море 1337–1415 гг.: слева – Жан де Бетанкур (герб на щите) – французский мореплаватель и участник Столетней войны, снаряжается для боя с помощью двух моряков – явных испанцев, одетых по кастильской моде. Возле щита лежит его шлем-бацинет и латные перчатки. На моряках-испанцах в центре и справа надеты простейшей формы шлемы и кольчуги, а поверх нее – кожаные доспехи из проваренной в масле подошвенной кожи.
Точно такой же бацинет есть и в коллекции Собрания Уоллеса. Изготовлен в Милане, около 1390–1410 гг. Высота: 26 см. Ширина: 37,4 см. Вес без забрала: 2,005 кг. Вес забрала: 0,82 кг. Вес бармицы: 1,24 кг.
Однако героизм рыцарской элиты проявлялся в основном турнирных поединках и донкихотских подвигах, а не в настоящих сражениях, в которых просто никто не хотел умирать. Ну и «младшие брали пример со старших». Недаром в 1369 году некто Эсташ Дешан сетовал, что
«солдаты грабят страну, понятие чести утеряно, они любят, чтобы их называли латниками (gens d'armes), но рыскают по стране, сметая все на своем пути, и простые люди вынуждены бежать и прятаться от них. Если солдат прошел три лье в день, он полагает, что выполнил свой долг».
Жаловался он и на то, что рыцари не поддерживают свое воинское мастерство, бездельничают, мечтают о вине и роскошных одеждах и посвящают в рыцари мальчишек в возрасте от десяти до двенадцати лет, не заслуживших это звание на поле боя.
Словом, имело место полное растление нравов. Всегда имело…
Продолжение следует…
Автор:Вячеслав Шпаковский
Взято: Тут
679