BAZAN
Литва: Будет и колючка, будет вам и ток ( 1 фото )
У прибалтийской республики закончились материалы, чтобы остановить поток нелегальных мигрантов, проникающих из Белоруссии
Дмитрий Родионов
Материал комментируют:
Алексей Ильяшевич
Сергей Смирнов (РБ)
Литва приостановила строительство заграждения на границе с Белоруссией, поскольку столкнулась с нехваткой специальной колючей проволоки для этих целей. Об этом заявил заместитель министра внутренних дел Арнольдас Абрамавичюс.
По словам замминистра, власти начали переговоры с другими странами о покупке необходимых материалов.
«В Литве ее никто не производит, то есть такого диаметра в Литве не могут изготовить. Ближайшая страна — Польша, но Польша тоже сделала заказ для охраны своей границы», — цитирует его РБК
Абрамавичюс добавил, что обсуждение ведется с другими государствами, в том числе Данией и Словенией. Представитель МВД отметил, что «это товар специфического назначения, которым так просто поделиться нельзя».
В начале месяца премьер-министр Литвы Ингрида Шимонте объявила о намерении построить стену на границе, поводом стал наплыв беженцев с Ближнего Востока со стороны Белоруссии. По словам главы МВД Агне Билотайте, забор из колючей проволоки намечено установить на участках границы протяженностью около 550 км, в целом стоимость ограждения на границе составит около 41 млн евро.
В свою очередь по словам министра обороны прибалтийской республики Арвидаса Анушаускаса, из резерва армии использовано 4,5 км применяющейся в военной инженерии катушек колючей проволоки, еще ожидается поступление «из других стран».
Ранее президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что в ответ на европейские санкции из-за принудительной посадки самолета Ryanair в Минске его страна больше не будет помогать ЕС в борьбе с нелегальной миграцией. Кроме того, он намекал, что Белоруссия может помочь Литве решить проблему с нелегальными мигрантами, но не безвозмездно. Контроль границы, в частности пресечение перевозки наркотиков и оружия, стоит дорого, подчеркнул белорусский лидер.
Неужели, Литва сама никак не справится? Проволока такой дефицитный товар? Или у Литвы все настолько плохо с деньгами? Не могут производить проволоку? Как это характеризует состояние промышленности страны?
— О промышленности Литвы после распада СССР (и в особенности —после вступления в ЕС) стоит говорить отдельно, — убежден эксперт аналитического портала Rubaltic.ru Алексей Ильяшевич. — Но колючая проволока — товар специфический. Нет ничего удивительного в том, что Литва её не производит самостоятельно и вынуждена обращаться за помощью к другим странам. До недавних событий никто ведь не предполагал, что на литовско-белорусской границе будут строить забор.
Эта новость характеризует не столько состояние промышленности страны, сколько уровень компетенции её политического руководства. Дело в том, что решение о строительстве «великой литовской стены» принималось впопыхах, саму идею не обсуждали ни в обществе, ни в СМИ, ни в экспертной среде. А потом вылезли проблемы.
В Союзе охотников бьют тревогу из-за того, что забор из колючей проволоки станет препятствием для миграции диких животных. Кто-то беспокоится об имидже Литвы, который может пострадать, если мигранты будут прорываться через ограждения и получать травмы. Белорусская оппозиция недовольна тем, что забор на границе помешает противникам режима Лукашенко бежать из страны. Теперь появилась еще одна проблема: проволоки не хватает. То есть правительство об элементарных вещах не позаботилось, когда запустило этот сомнительный проект. Невольно вспоминаются строки из песни: «Что они ни делают, не идут дела…»
«СП»: — Ближайший производитель — Польша, но, по словам Абрамовичюса, Польша тоже сделала заказ для охраны своей границы. Там тоже не могут наладить нормальное производство такого простейшего предмета, чтобы удовлетворить потребности себя и соседей?
— Знаете, когда началась эпидемия коронавируса, во всем мире резко образовался дефицит масок, перчаток и т. д. Тоже вроде элементарные вещи. Но никто не мог подумать, что потребности в них резко возрастут. С проволокой, очевидно, та же история. Кто знал, что Литва начнет ограждаться от Белоруссии? Я в этих вопросах не разбираюсь, но очевидно, что мощности по производству колючей проволоки в той же Польше ограничены ввиду того, что это не товар массового потребления — нет смысла производить его в большим количестве.
«СП»: — А, кстати, у Польши тоже проблемы с мигрантами?
—Пока нет. Были сообщения, что через польскую границу нелегалы тоже прорываются. Но меньше, чем через литовскую. К тому же, Варшава по этому поводу не бьет тревогу. В случае с Польшей речь идет о превентивных мерах, и это, в принципе, логично. Если нелегалам станет труднее попадать в Литву, то они попытаются найти другие маршруты — через Польшу или через Латвию.
«СП»: — Вернемся к Литве. Ситуация с мигрантами там реально настолько серьезная? Что они делают с мигрантами? Высылают обратно?
— Ситуация напряженная, и это признает даже Беларусь. Но Литва сознательно раздувает миграционную проблему из политических соображений. Настоящий кризис был в 2015 году, когда одну только Германию штурмовали сотни тысяч мигрантов. А что у Литвы? 2300 беженцев с начала 2021 года? Это, конечно, проблема, но не трагедия.
Четкого ответа на вопрос, что делать с нелегалами, пока нет. В идеале власти Литвы хотят вернуть их обратно, но это непростая задача. В Белоруссии разгоняют месседж о том, что литовские пограничники силой (под угрозой применения оружия) заставляют мигрантов пересекать границу в обратном направлении.
«СП»: — А «колючка» вообще помогает? Может, Вильнюсу стоит помириться с Лукашенко, чтобы остановить поток мигрантов?
— Не думаю, что колючая проволока решит проблему (дайте мигрантам инструменты — они её перережут). Как показывает практика, потоки беженцев не останавливают даже куда более серьезные ограждения.
Проблему действительно можно решить, если восстановить сотрудничество с Лукашенко. Но для Литвы это равносильно поражению. Габриэлюс Ландсбергис так и говорит: не станет на колени перед «диктатором».
«СП»: — Если даже теоретически представить, что они помирились, батька всех мигрантов заберет? И куда он их денет? Он вроде намекал, что может помочь, но не безвозмездно… А в обмен на что?
— Не знаю, как быть со старыми, но Лукашенко может оградить Литву от наплыва новых мигрантов. Он это раньше и делал. Никто ведь не спорит, что до недавнего времени Белорусия эффективно контролировала ситуацию с нелегалами на восточных рубежах ЕС. Просто сейчас она пустила ситуацию на самотек.
В обмен на что — это уже территория домыслов. Здесь очень широкое поле для переговоров, но вряд ли они начнутся. Литва настроена на конфронтацию. Это вообще «фишка» партии «Союз Отечества — Христианские демократы Литвы» (СО-ХДЛ). Она чем-то похожа на партию Порошенко — проводит такую же агрессивную политику, чтобы «сцементировать» свой электорат.
— Литва — маленькая страна, — отмечает белорусский журналист Сергей Смирнов. — Мы живем не в 40-х гг 20 века, когда производство колючей проволоки было экономическим показателем. В нынешнее время, когда все цивилизованные страны и люди от заборов и границ предпочитают отказываться, проволока, наверное, не самый ходовой товар. Поэтому я бы здесь не драматизировал. Но мне обидно, что мою страну обносят проволокой, будто «чумной барак».
«СП»: — Абрамовичюс сетует, что у Польши тоже проблемы с охраной границы. Им тоже батька мигрантов засылает?
— Судя по всему, белорусские пограничники действительно ослабили охрану границы. Вероятно, это такая маленькая месть за чужое невнимание.
«СП»: — А насколько правдоподобны обвинения Литвы в адрес Минска? Вот прямо белорусы специально собирают мигрантов (откуда берут их?) и штыками гонят на границу?
— Александр Лукашенко не отрицает, что нашлись «какие-то ушлые коммерсанты», которые стали устраивать приграничные туры для беженцев. Существует и другое мнение, сторонники которого напрямую обвиняют в приграничном коллапсе лично Александра Лукашенко. Я не могу подтвердить ни одно, ни другое мнение. Однако количество и загруженность авиарейсов из Ирака и других неблагополучных стран действительно значительно выросло.
«СП»: — Ранее Лукашенко заявил, что Белоруссия может помочь Литве решить проблему с нелегальными мигрантами, но не безвозмездно. Это как? Что он хочет взамен?
— Вероятно, он хочет послабление в санкционной риторике Вильнюса и ЕС. Ну и, разумеется, денег для охраны границы. Ранее ЕС выделял Беларуси значительные средства на укрепление госграницы. Сейчас, по причине охлаждения в отношениях, эти финансовые потоки иссякли.
«СП»: — Насколько ситуация с мигрантами катастрофична для соседей Белоруссии? Пойду ли они на мировую с Лукашенко? А что ЕС? Почему не помогает?
— В ЕС много членов, потому Брюссель всегда медленно запрягает, но потом быстро едет. Несколько тысяч мигрантов для Литвы это много, потому как они не привыкли с ними бороться. Но для той же Италии или Испании — это капля в море, это будничный траффик. ЕС пошел на принцип, потому со временем они залатают эти приграничные дыры. Найдут деньги и на проволоку, и на ток для нее.
Дмитрий Родионов
Материал комментируют:
Алексей Ильяшевич
Сергей Смирнов (РБ)
Литва приостановила строительство заграждения на границе с Белоруссией, поскольку столкнулась с нехваткой специальной колючей проволоки для этих целей. Об этом заявил заместитель министра внутренних дел Арнольдас Абрамавичюс.
По словам замминистра, власти начали переговоры с другими странами о покупке необходимых материалов.
«В Литве ее никто не производит, то есть такого диаметра в Литве не могут изготовить. Ближайшая страна — Польша, но Польша тоже сделала заказ для охраны своей границы», — цитирует его РБК
Абрамавичюс добавил, что обсуждение ведется с другими государствами, в том числе Данией и Словенией. Представитель МВД отметил, что «это товар специфического назначения, которым так просто поделиться нельзя».
В начале месяца премьер-министр Литвы Ингрида Шимонте объявила о намерении построить стену на границе, поводом стал наплыв беженцев с Ближнего Востока со стороны Белоруссии. По словам главы МВД Агне Билотайте, забор из колючей проволоки намечено установить на участках границы протяженностью около 550 км, в целом стоимость ограждения на границе составит около 41 млн евро.
В свою очередь по словам министра обороны прибалтийской республики Арвидаса Анушаускаса, из резерва армии использовано 4,5 км применяющейся в военной инженерии катушек колючей проволоки, еще ожидается поступление «из других стран».
Ранее президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что в ответ на европейские санкции из-за принудительной посадки самолета Ryanair в Минске его страна больше не будет помогать ЕС в борьбе с нелегальной миграцией. Кроме того, он намекал, что Белоруссия может помочь Литве решить проблему с нелегальными мигрантами, но не безвозмездно. Контроль границы, в частности пресечение перевозки наркотиков и оружия, стоит дорого, подчеркнул белорусский лидер.
Неужели, Литва сама никак не справится? Проволока такой дефицитный товар? Или у Литвы все настолько плохо с деньгами? Не могут производить проволоку? Как это характеризует состояние промышленности страны?
— О промышленности Литвы после распада СССР (и в особенности —после вступления в ЕС) стоит говорить отдельно, — убежден эксперт аналитического портала Rubaltic.ru Алексей Ильяшевич. — Но колючая проволока — товар специфический. Нет ничего удивительного в том, что Литва её не производит самостоятельно и вынуждена обращаться за помощью к другим странам. До недавних событий никто ведь не предполагал, что на литовско-белорусской границе будут строить забор.
Эта новость характеризует не столько состояние промышленности страны, сколько уровень компетенции её политического руководства. Дело в том, что решение о строительстве «великой литовской стены» принималось впопыхах, саму идею не обсуждали ни в обществе, ни в СМИ, ни в экспертной среде. А потом вылезли проблемы.
В Союзе охотников бьют тревогу из-за того, что забор из колючей проволоки станет препятствием для миграции диких животных. Кто-то беспокоится об имидже Литвы, который может пострадать, если мигранты будут прорываться через ограждения и получать травмы. Белорусская оппозиция недовольна тем, что забор на границе помешает противникам режима Лукашенко бежать из страны. Теперь появилась еще одна проблема: проволоки не хватает. То есть правительство об элементарных вещах не позаботилось, когда запустило этот сомнительный проект. Невольно вспоминаются строки из песни: «Что они ни делают, не идут дела…»
«СП»: — Ближайший производитель — Польша, но, по словам Абрамовичюса, Польша тоже сделала заказ для охраны своей границы. Там тоже не могут наладить нормальное производство такого простейшего предмета, чтобы удовлетворить потребности себя и соседей?
— Знаете, когда началась эпидемия коронавируса, во всем мире резко образовался дефицит масок, перчаток и т. д. Тоже вроде элементарные вещи. Но никто не мог подумать, что потребности в них резко возрастут. С проволокой, очевидно, та же история. Кто знал, что Литва начнет ограждаться от Белоруссии? Я в этих вопросах не разбираюсь, но очевидно, что мощности по производству колючей проволоки в той же Польше ограничены ввиду того, что это не товар массового потребления — нет смысла производить его в большим количестве.
«СП»: — А, кстати, у Польши тоже проблемы с мигрантами?
—Пока нет. Были сообщения, что через польскую границу нелегалы тоже прорываются. Но меньше, чем через литовскую. К тому же, Варшава по этому поводу не бьет тревогу. В случае с Польшей речь идет о превентивных мерах, и это, в принципе, логично. Если нелегалам станет труднее попадать в Литву, то они попытаются найти другие маршруты — через Польшу или через Латвию.
«СП»: — Вернемся к Литве. Ситуация с мигрантами там реально настолько серьезная? Что они делают с мигрантами? Высылают обратно?
— Ситуация напряженная, и это признает даже Беларусь. Но Литва сознательно раздувает миграционную проблему из политических соображений. Настоящий кризис был в 2015 году, когда одну только Германию штурмовали сотни тысяч мигрантов. А что у Литвы? 2300 беженцев с начала 2021 года? Это, конечно, проблема, но не трагедия.
Четкого ответа на вопрос, что делать с нелегалами, пока нет. В идеале власти Литвы хотят вернуть их обратно, но это непростая задача. В Белоруссии разгоняют месседж о том, что литовские пограничники силой (под угрозой применения оружия) заставляют мигрантов пересекать границу в обратном направлении.
«СП»: — А «колючка» вообще помогает? Может, Вильнюсу стоит помириться с Лукашенко, чтобы остановить поток мигрантов?
— Не думаю, что колючая проволока решит проблему (дайте мигрантам инструменты — они её перережут). Как показывает практика, потоки беженцев не останавливают даже куда более серьезные ограждения.
Проблему действительно можно решить, если восстановить сотрудничество с Лукашенко. Но для Литвы это равносильно поражению. Габриэлюс Ландсбергис так и говорит: не станет на колени перед «диктатором».
«СП»: — Если даже теоретически представить, что они помирились, батька всех мигрантов заберет? И куда он их денет? Он вроде намекал, что может помочь, но не безвозмездно… А в обмен на что?
— Не знаю, как быть со старыми, но Лукашенко может оградить Литву от наплыва новых мигрантов. Он это раньше и делал. Никто ведь не спорит, что до недавнего времени Белорусия эффективно контролировала ситуацию с нелегалами на восточных рубежах ЕС. Просто сейчас она пустила ситуацию на самотек.
В обмен на что — это уже территория домыслов. Здесь очень широкое поле для переговоров, но вряд ли они начнутся. Литва настроена на конфронтацию. Это вообще «фишка» партии «Союз Отечества — Христианские демократы Литвы» (СО-ХДЛ). Она чем-то похожа на партию Порошенко — проводит такую же агрессивную политику, чтобы «сцементировать» свой электорат.
— Литва — маленькая страна, — отмечает белорусский журналист Сергей Смирнов. — Мы живем не в 40-х гг 20 века, когда производство колючей проволоки было экономическим показателем. В нынешнее время, когда все цивилизованные страны и люди от заборов и границ предпочитают отказываться, проволока, наверное, не самый ходовой товар. Поэтому я бы здесь не драматизировал. Но мне обидно, что мою страну обносят проволокой, будто «чумной барак».
«СП»: — Абрамовичюс сетует, что у Польши тоже проблемы с охраной границы. Им тоже батька мигрантов засылает?
— Судя по всему, белорусские пограничники действительно ослабили охрану границы. Вероятно, это такая маленькая месть за чужое невнимание.
«СП»: — А насколько правдоподобны обвинения Литвы в адрес Минска? Вот прямо белорусы специально собирают мигрантов (откуда берут их?) и штыками гонят на границу?
— Александр Лукашенко не отрицает, что нашлись «какие-то ушлые коммерсанты», которые стали устраивать приграничные туры для беженцев. Существует и другое мнение, сторонники которого напрямую обвиняют в приграничном коллапсе лично Александра Лукашенко. Я не могу подтвердить ни одно, ни другое мнение. Однако количество и загруженность авиарейсов из Ирака и других неблагополучных стран действительно значительно выросло.
«СП»: — Ранее Лукашенко заявил, что Белоруссия может помочь Литве решить проблему с нелегальными мигрантами, но не безвозмездно. Это как? Что он хочет взамен?
— Вероятно, он хочет послабление в санкционной риторике Вильнюса и ЕС. Ну и, разумеется, денег для охраны границы. Ранее ЕС выделял Беларуси значительные средства на укрепление госграницы. Сейчас, по причине охлаждения в отношениях, эти финансовые потоки иссякли.
«СП»: — Насколько ситуация с мигрантами катастрофична для соседей Белоруссии? Пойду ли они на мировую с Лукашенко? А что ЕС? Почему не помогает?
— В ЕС много членов, потому Брюссель всегда медленно запрягает, но потом быстро едет. Несколько тысяч мигрантов для Литвы это много, потому как они не привыкли с ними бороться. Но для той же Италии или Испании — это капля в море, это будничный траффик. ЕС пошел на принцип, потому со временем они залатают эти приграничные дыры. Найдут деньги и на проволоку, и на ток для нее.
Взято: Тут
1227