loyzyk
В какой-то степени мессия: историк кино вспомнил творчество Александра Стефановича ( 4 фото )
У Александра Стефановича, ушедшего из жизни на 77-м году, было много творческих планов и идей. Об этом в интервью ФАН заявил российский кинокритик, историк кино и близкий друг мастера Александр Шпагин.
«Это был очень оригинальный и своеобразный режиссер, совершенно отдельный в нашем кино. Потому что он снимал исключительные фильмы, такие, в прозападном стиле, воплощающие образ западного сознания здесь, в советской реальности. Иногда иронически», — делится критик.
Оммаж западному искусству пронизывал многие работы выдающегося режиссера, и это неудивительно. Он сам, как вспоминает Шпагин, старался жить словно в маленькой Америке, о чем свидетельствовала его квартира, уставленная импортными вещами. Гости, приходящие к Стефановичу, попадали в совершенно западный мир — в точно такой же мир попадали и зрители его фильмов.
«Достаточно вспомнить первую его картину «Вид на жительство», от которой у ВГИКа просто крыша поехала. Потому что главный герой — эмигрант и психоаналитик, и здесь ему нет места. И, в общем-то, кроме дурацкого финала, который заставили сделать, все остальное показано очень убедительно, точно и правильно. А главное, что эмигрант, самая страшная фигура для советской реальности, здесь показан положительным образом, хорошим человеком. <…> Это была первая картина, которая знакомит зрителя с объективным западным миром. До этого он показывался исключительно в крайне неприятных коннотациях», — размышляет историк.
За прорывной картиной последовал знаменитый «Дорогой мальчик», снятый режиссером по одноименной пьесе Сергея Михалкова. Яркую картину, как ни странно, почти не крутили по телевидению — возможно, потому, что считали слишком очевидной пародией на западные фильмы про бандитов и мафию.
«Наверное, это — единственный фильм, сделанный в стиле комикса, где комиксы возникают на экране, постоянно чередуются с игровым изображением, и все ходят в таких странных костюмах: синих пиджаках, с малиновыми галстуками, желтых штанах и сиреневых ботинках. Такая клоунада на тему Запада. Но вся режиссура, конечно, очень выразительна. Для этой стилистики картина сделана совершенно идеально», — считает кинокритик.
Чуть привлекательный, но немного «опасноватый» — таким западный мир представал перед советским зрителем в работах Стефановича. И в последующих проектах от него, разумеется, ждали этой же пародийной стилистики, отыгранной с мастерством.
«Совершенно неудивительно, что он сделал одну из ослепительных российских картин — фильм «Душа». Который тоже погружал тебя в западный мир, но этот западный мир был здесь. Все интерьеры, где жили эти люди, весь их мир — это, опять же, был осколок западной жизни, и смотрелось это все абсолютно шикарно. <…> И критики ой наехали, я помню, на эту «Душу» несчастную, говорили: «Это китч! Это пошлость!». И только Нея Зоркая правильно написала в «Советском экране», мол, что вы хотите от фильма про эстраду. Картина — абсолютно цельная, абсолютно закончена, фильм хорошо смотрится. А как надо тогда снимать про эстраду?» — вспоминает собеседник ФАН.
В заключение Шпагин говорит, что своими смелыми и яркими работами Стефанович открывал советским зрителям глаза и влиял на постепенную перестройку их сознания. Близкий друг даже называет режиссера в какой-то степени мессией, который показал народу куда более человечный образ западной реальности.
«Более того, его кино дышало такой внутренней любовью к западному миру и обаянием этого мира, что поневоле все это, естественно, передавалось и зрителю. В этом мире хотелось жить, в этом мире хотелось оказаться. И в этом, наверное, была его главная миссия как режиссера», — подытожил Александр Шпагин.
Ранее смерть режиссера прокомментировал в беседе с ФАН известный российский блогер Вадим Манукян. Он вспомнил об удивительной судьбе Стефановича, который был дважды женат на ярких представительницах творческих профессий. Второй супругой мастера была звезда отечественной эстрады Алла Пугачева.
Взято: Тут
1095