Turion
Капкан для турок: русские моряки сделали то, что не под силу никому ( 3 фото )
Globallookpress
Александра Ганга
В 1807 году, 10 мая (23-го по новому стилю) состоялось сражение русского и турецкого флотов при Дарданеллах, в котором корабли под командованием вице-адмирала Дмитрия Сенявина одержали триумфальную победу, устроив капкан для турок. Русские моряки сделали то, что было не под силу ни одному флоту мира. По крайне мере, так считали в Британской империи.
"Враг Ушакова"
В начале XIX века расстановка сил в Европе начала меняться. Франция под руководством Наполеона Бонапарта стремительно расширяла своё влияние, чем раздражала Великобританию и настораживала Российскую Империю.
К тому моменту русские армия и флот уже заявили о себе в полный голос. Успехи итальянского и швейцарского походов Александра Суворова, победы адмирала Фёдора Ушакова в Средиземноморье заставили весь мир считаться с Россией как с сильнейшей державой. В 1805 году Император Александр I принял решение вступить в войну третьей коалиции против Франции. Это должно было предотвратить союз Наполеона с Османской Империей, к которому первый активно стремился, чтобы получить выход к Адриатике и заодно отвлечь русских от войны в Европе.
Немалую роль в сталкивании России и Турции сыграли европейские дипломаты, которые успешно воспользовались давней враждой двух держав и обидами османов за сокрушительные поражения от русских в предыдущих войнах. Султан Селим III рассчитывал на реванш и возвращение влияния на Крым и Кавказ. В итоге в 1806 году Турция объявила России войну. В Петербурге же был разработан план одновременного удара по Константинополю со стороны Средиземного моря эскадрой русских и сил союзников – британцев.
Командующим эскадрой был назначен вице-адмирал Дмитрий Сенявин. К тому моменту он уже зарекомендовал себя как талантливый и дерзкий флотоводец. Потомственный моряк, отважный морской офицер служил некоторое время под началом легендарного Фёдора Ушакова и даже осмеливался дерзить прославленному флотоводцу.
Это породило немало легенд о вражде двух моряков, однако сам Ушаков отмечал: "Он отличный офицер и во всех обстоятельствах может с честию быть моим преемником в предводительствовании флотом".
В январе 1807 года в Средиземное море к Сенявину прибыл приказ овладеть Константинополем. Ожидалось, что мощный английский флот окажет поддержку. Однако к тому времени британская эскадра под командованием вице-адмирала Дакворта уже подошла к Стамбулу.
Предприняв неудачную попытку против турок и оказавшись едва не запертыми в Босфоре, англичане поспешили удалиться, попав попутно под огонь турецких береговых батарей и потеряв один линейный корабль.
Это поражение и заставило Дакворта думать, что задача неисполнима ни для кого.
"Где не имел успеха британский флот, вряд ли преуспеет какой другой", - заявил он.
Однако к Стамбулу уже направилась объединенная эскадра Сенявина и контр-адмирала Алексея Грейга. В общей сложности русские имели в своём распоряжении порядка 10 линейных кораблей и 1 фрегат.
Дарданелльское сражение
6 марта 1807 года Сенявин заблокировал пролив Дарданеллы, что поставило в крайне тяжёлое положение Стамбул, зависевший от морских поставок. Через два месяца в городе ощутили нехватку продовольствия, начались бунты, в ходе которых янычары свергли правителя и возвели на трон Мустафу IV. Новый султан приказал турецкому флоту прорвать блокаду любой ценой.
Турки оперативно собрали свои силы. Флот османов под командованием паши Сеита-Али насчитывал 8 линейных кораблей, 6 фрегатов и 55 вспомогательных судов.
Однако память о том, как многократно русские громили превосходящий по силе турецкий флот, ещё была жива, и Сеит-Али решил пойти на хитрость: не вступать в бой, а ударить по острову Тенедосу в Эгейском море, где располагалась база русского флота. Его освобождение нормализовало бы судоходство и снабжение османской столицы.
Но высадка пятитысячного турецкого десанта была сорвана героической обороной русского гарнизона острова. Турки были вынуждены отойти к острову Мавро, расположенному недалеко от входа в Дарданеллы.
Сенявин пошёл навстречу турецкому флоту, разделив свои корабли на три отряда: первый атаковал в лоб, второй шёл со стороны проливов, чтобы отрезать пути к отходу, третий был в резерве на случай непредвиденных ситуаций. Тактика сыграла, и турки попали в своеобразный капкан. В 14 часов русские корабли снялись с якоря и выстроились в боевой порядок.
Два отряда Сенявина и Грейга атаковали противника. Корабли Грейга расстроили авангард турецкой эскадры, пройдя сквозь него как нож сквозь масло, при этом стреляя на оба борта, что скорее увидишь в кино, а не в реальных сражениях. Сенявин в то же время сосредоточил огонь на флагманских кораблях турок. Приблизившись к флагману Сеида-Али, корабль Сенявина буквально в упор его расстрелял, причинив невероятный урон.
Сражение продолжалось до 21 часа, а редкие перестрелки – до 23 часов. Турки спешно отходили под защиту береговых батарей, но избежать чудовищного урона не смогли: три линейных корабля были полностью выведены из строя, ещё несколько пришлось чинить больше месяца, потери превысили две тысячи человек убитыми и ранеными. Русские потеряли 27 убитыми, еще 56 моряков получили ранения. Все повреждения, полученные в сражении, на русских кораблях были устранены в течение одного-двух дней.
Лишили Турцию флота
Окончательный разгром турок был близок. В последующий месяц русский флот пытался выманить из проливов ослабевшего противника, но удача внезапно отвернулась от Сенявина – ветер стих. Османы, не теряя времени, решили этим воспользоваться и выдвинулись к острову Тенедос.
Русский горнизон в течение двух дней стойко отбивал атаки 7000 турок, и наконец на горизонте появились корабли Сенявина. Стараясь избежать сражения и отвлекая флот от Тенедоса, турецкая эскадра обогнула его с южной стороны и устремилась на запад. Сенявин, оставив мелкие корабли в помощь крепости, пустился на поимку противника и не оставил Сеиду-Али никаких шансов.
Турецкий флот был настигнут недалеко от горы Афон. Русские атаковали флагманские корабли османов, полностью их разбив. В этот раз убежать туркам не удалось, один из флагманов был так повреждён, что мог идти только на буксире, из-за чего свои же его и бросили на произвол судьбы.
Русская абордажная команда захватила судно вместе с находившимся на борту адмиралом Бекир-беем. Ещё два турецких фрегата затонули от ранее полученных повреждений, а несколько кораблей турки потопили сами, дабы не отдавать противнику.
Две победы русского флота под командованием Дмитрия Сенявина лишили Османскую империю боеспособного флота на десять лет и снова показали мощь флота – гордости Российской Империи.
Взято: Тут
606