«Наркомовские 100 грамм»: Оружие победы или «зелёный змий», дезорганизующий армию ( 5 фото )

Это интересно




О пользе «наркомовских» ста граммах сейчас трудно судить, однако на эту тему дискутируют до сих пор. Одни историки считают, что спиртное помогало переносить тяготы окопной жизни, другие – что оно способствовало напрасным жертвам из-за притупления чувства опасности. Третьи высказывают мнение, что практика потребления алкоголя в военных условиях не имела существенного значения и не оказывала на солдатский быт какого-либо заметного влияния.

Война под градусом, или когда и зачем стали выдавать алкоголь военнослужащим во времена ВОВ


Алкоголь в Советской армии выдавали вплоть до 1945 года.

Официальное проставление о выдаче алкоголя бойцам действующей армии было издано 22 августа 1941 года. Оно называлось «О введении водки на снабжение в действующей Красной армии» и вступило в силу 1 сентября 1941 года.

Введение спиртного в рацион солдат и офицеров, которые находились на передовой, преследовало сразу несколько целей. Во-первых, это было сделано для снятия психологического напряжения в условиях постоянно высокого стресса. Во-вторых, для притупления страха советских солдат перед уверенно наступающим в то время противником. В-третьих, алкоголь рассматривался в качестве обезболивающего средства перед возможным ранением: в этом случае он должен был предупредить болевой шок и уменьшить физические страдания до оказания бойцу первой помощи. Кроме того, выдачу спиртного организовывали для предотвращения переохлаждения личного состава при наступлении холодов.

«Коньяк «Три буряка» – кому и сколько полагалось фронтовых граммов


Выдачу 100 грамм возобновили для всех, кто находился на передовой и вёл боевые действия.

Критерии, по которым отпускалась водка, имели непостоянный характер и в течение войны пересматривались несколько раз. Делалось это для ужесточения регламента выдачи алкоголя, чтобы не допустить злоупотребления при его распределении, а также во избежание необоснованного пьянства во фронтовых частях.

Так, первоначально рядовые и начальственный состав на передовой получали по 100 г водки ежедневно. В мае 1942 года массовая выдача спиртного была приостановлена – награждать им стали только отличившихся бойцов. При этом норму алкоголя увеличили до двухсот ежедневных грамм. Военнослужащим без особых заслуг 100 г водки разрешалось наливать только в дни общенародных и революционных праздников – эта традиция сохранилась до конца войны.

С ноября 1942 г. из-за наступления холодов по 100 грамм спиртного на военнослужащего стали получать подразделения, которые находились на передовых позициях фронта. Частям резерва, службам, отвечающим за стратегическое обеспечение армии, а также раненным в госпиталях, – причиталось по 50 г водки в день. Там, где погодные условия были менее суровы, водка заменялась вином: например, на Закавказском фронте, бойцы имели право на 300 г столового или 200 г креплёного вина.

Кроме официальной нормы спиртного, на фронте употребляли и самогон, который удавалось раздобыть у местного населения. Обычно его обменивали на немецкие трофеи или солдатское обмундирование. Во фронтовых частях домашний алкоголь называли «коньяк «Три буряка», так как чаще всего, «огненный напиток» делали из самого доступного в то время корнеплода – свёклы.

В армии «непьющих нет, но нет и пьянствующих» – «наркомовские 100 грамм» были на пользу или во вред?


Известный фрагмент фильма «В бой идут одни старики», где Кузнечик просит заменить компот на свои законные 100 граммов за сбитый самолёт.

Отношение к спиртному на фронте у каждого военнослужащего было своё. Кто-то относился к нему как к обязательности – принимал для снятия усталости и повышения боевого духа. Кто-то пил для удовольствия в редкие часы отдыха, чтобы расслабиться или пробудить аппетит. А кто-то смотрел на водку и выпивших товарищей с неприязнью из-за врождённого отвращения к подобному допингу. Последние все же оставались в меньшинстве, так как основной массе солдат и офицеров в боевой обстановке алкоголь был действительно необходим просто по психологическим причинам.

Родные фронтовиков, знавшие, как обстояли дела с употреблением водки в армии, в письмах часто высказывали опасения по поводу привыкания к ней. На что обычно получали ответ, суть которого можно охарактеризовать словами политрука Д. А. Абаева. из его послания к жене: «Здесь нет непьющих, но и пьянствующих тоже нет. А если попадаются такие, то их наказывают по законам военного времени, вплоть до лишения звания, суда и расстрела». И эти слова не искажали правду, так как злоупотреблять водкой на передовой не было ни времени, ни возможности. Иначе обстояли дела в некоторых тыловых зонах. Так, по воспоминаниям генерал-майора П.Л. Печерицы, он неоднократно сталкивался со случаями пьянства в аппарате службы тыла, а также военных госпиталях, где иногда сотрудники игнорировали обязанности, организуя коллективные застолья.

Как спиртное стало фигурировать в качестве вознаграждения и подарков для военнослужащих


Во фронтовой среде самогон фигурировал под названием «Коньяк «Три буряка».

В ходе войны алкоголь стал использоваться в качестве награды за проявленное в сражении мужество или работу в боевых условиях. Как рассказывал ветеран из Казахстана Василий Георгиевич Кульнев, командовавший в военное время огневым подразделением, однажды, разбудив ночью, его вызвали в штабную землянку. Там, после того, как на гимнастёрку торжественно прикрепили «Красную Звезду», молодому бойцу поднесли целый стакан водки. Василию, который до этой поры всегда отдавал свои сто грамм отличившимся подчинённым, после недолгой растерянности, пришлось выпить стакан залпом – отказываться от подобного подношения было бы оскорбительно.

Такое же вознаграждение получил и военный шофёр Д. И. Малышев, когда под огнём неприятеля активно помогал разбирать и эвакуировать из Гродно бомбардировщик Пе-2. После проделанной работы он и старший группы были награждены стаканами с водкой и удостоены благодарности от командира роты.
Но не всегда такие подарки носили официальный характер и дарились за боевые заслуги – иногда военнослужащие получали их от подруг, с которыми состояли в близкой связи. В дневнике упомянутого шофёра имеется эпизод, когда в течение месяца отношений с местной женщиной он почти ежедневно пил «подарочный» самогон. Нередко стосковавшиеся по мужскому плечу женщины одаривали знакомых военнослужащих папиросами, вином или небольшой фляжкой медицинского спирта.

Материал взят: Тут

Другие новости

Навигация