Народность угро-финской языковой группы ( 14 фото )
- 06.02.2017
- 1 322
6 февраля — Международный день народа саами, самых северных жителей Европы. Большинству россиян они стали известны после фильма «Кукушка», хотя саами — один из древнейших народов континента, который сегодня разделён границами Норвегии, Швеции, Финляндии и России. Общая численность народа не более 60-80 тысяч человек, и сегодня он вызывает большой интерес туристов: кочевые оленеводы, жители тундры — и в Европе!
По своему происхождению, традиционной культуре, антропологическому типу саамы стоят особняком среди финно-угорских народов. Ученые полагают, что саамы являются прямыми потомками древнейшего населения Северной Европы неизвестной генетической принадлежности, которое первоначально говорило не на финно-угорском, а на так называемом палеоевропейском языке.
Изначально слово «финн» означало именно саамов. Русские называли их лопарями — от финского «жители окраинной земли».
Дело в том, что в период античности и даже в раннем средневековье саамы жили как дикари каменного века. Римский историк I века Тацит свидетельствует: «У них нет ни оружия, ни лошадей, ни домов; их пища — трава, одежда — кожа, ложе — земля; вся надежда на стрелы, которые за неимением железа заостряют костями. Они считают это состояние более счастливым, чем обрабатывать поля, строить дома, дрожать за свое имущество, завидовать чужому. Не опасаясь людей, не страшась богов, они достигли трудно достижимого – они ничего не желают».
Первыми колонизаторами саамской земли были новгородские ушкуйники. В конце XIII века южные группы скандинавских саамов сделались данниками Швеции и Норвегии.
Саамская семья в Норвегии, 1900 г.
Впрочем, колонизация и вытеснение саамов с их исконных земель произошли позднее — в XVI-XVII веках. Тогда же началось обращение саамов в христианство. Западные саамы приняли лютеранство, восточные — православие. Скандинавские миссионеры предприняли первые опыты создания саамской письменности. В Швеции книги на саамском языке печатаются с начала XVII, в Норвегии — с XVIII века.
Страница из саамского букваря
(в СССР саамский алфавит с латинской графикой
был отменен в 1937 году)
В настоящее время саамы относятся к малочисленным народам. И не мудрено: 60% саамских мужчин не состоят в браке.
Общая численность саамов – около 50 тысяч человек, из которых — 30 тысяч проживает в Норвегии, 15 тысяч в Швеции, 3 тысячи в Финляндии.
Россия является родиной для 1771 саама — их численность в нашей стране за последние три столетия увеличилась всего на 500 человек.
***
Саамы относятся к малорослым племенам. Средний рост мужчин — всего около полутора метров, вследствие чего многие из них не принимаются на военную службу. Тем не менее, грудь у них развита хорошо, и они, в общем, народ здоровый и крепкий.
Саамы на Ловозере
Весь жизненный уклад саамов был тесно связан с сезонами года. Зимой основным промыслом была охота. Весной к ней добавлялась ловля рыбы, которая летом становилась главным занятием. В конце лета наступала пора сбора ягод и грибов. Оленеводство, являющееся основой нынешнего образа жизни саамов, появилось сравнительно недавно, около 300-400 лет тому назад.
Традиционная саамская пища состоит из оленьего мяса и рыбы. В качестве приправ широко используются ягоды.
В обращении кольских саамов в православие большую роль сыграл Печенгский монастырь.
Трифонов Печенгский монастырь.
После реставрации будет выглядеть так
По словам священников, саамы «в вере тверды, часовни и храмы посещают». Но эта вера выражалась лишь в исполнении христианских обрядов, а в повседневном быту саамы продолжали придерживаться языческих суеверий. Особенно стойкой оказалась вера в колдунов (по-саамски, нойд), которые до сих пор имеют влияние в народе.
Нойд
Мяндаш — в саамской мифологии олень-оборотень, тотем — родоначальник саамов.
В некоторых мифах Мяндаш — сын нойды Коддь-акки («дикарьей старухи»),
зачавшей Мяндаша в образе важенки от дикого оленя.
Образцы саамских узоров
ХХ век для российских саамов был поистине трагическим. Создание оленеводческих колхозов саамы, владевшие большими стадами оленей, встретили в штыки. В 1938 году в ответ на недовольство саамских родовых общин, сотрудники НКВД начали расследование так называемого «саамского заговора», в ходе которого были расстреляны 15 видных представителей саамского народа, в том числе некоторые из немногочисленных саамских учителей. Им вменялось абсурдное намерение создать на русском Севере фашистское государство. После смерти Сталина семь следователей, сфабриковавших это дело, сами сели на скамью подсудимых и по приговору военного трибунала отправились в лагеря.
Василий Алымов - выдающийся краевед, историк, писатель,
один из создателей саамской азбуки. Расстрелян как мнимый
руководитель "саамского заговора".
Но наиболее сильный удар по саамской культуре и традиционному образу жизни был нанесен во время строительства приграничных военных баз на побережьях Белого и Баренцева морей, а также при создании горно-обогатительных комбинатов в Апатитах, Мончегорске и Кировске. Эти мероприятия сопровождались массовым отселением саамов в центральные части Кольского полуострова.
Менее чем за пятьдесят лет многовековая культура саамов была едва ли не полностью уничтожена. Возрождение последних двух десятилетий опирается на чудом сохранившиеся традиции, воспоминания стариков и архивные материалы, но в полной мере восстановить утраченное уже вряд ли возможно.
По своему происхождению, традиционной культуре, антропологическому типу саамы стоят особняком среди финно-угорских народов. Ученые полагают, что саамы являются прямыми потомками древнейшего населения Северной Европы неизвестной генетической принадлежности, которое первоначально говорило не на финно-угорском, а на так называемом палеоевропейском языке.
Изначально слово «финн» означало именно саамов. Русские называли их лопарями — от финского «жители окраинной земли».
Дело в том, что в период античности и даже в раннем средневековье саамы жили как дикари каменного века. Римский историк I века Тацит свидетельствует: «У них нет ни оружия, ни лошадей, ни домов; их пища — трава, одежда — кожа, ложе — земля; вся надежда на стрелы, которые за неимением железа заостряют костями. Они считают это состояние более счастливым, чем обрабатывать поля, строить дома, дрожать за свое имущество, завидовать чужому. Не опасаясь людей, не страшась богов, они достигли трудно достижимого – они ничего не желают».
Первыми колонизаторами саамской земли были новгородские ушкуйники. В конце XIII века южные группы скандинавских саамов сделались данниками Швеции и Норвегии.
Саамская семья в Норвегии, 1900 г.
Впрочем, колонизация и вытеснение саамов с их исконных земель произошли позднее — в XVI-XVII веках. Тогда же началось обращение саамов в христианство. Западные саамы приняли лютеранство, восточные — православие. Скандинавские миссионеры предприняли первые опыты создания саамской письменности. В Швеции книги на саамском языке печатаются с начала XVII, в Норвегии — с XVIII века.
Страница из саамского букваря
(в СССР саамский алфавит с латинской графикой
был отменен в 1937 году)
В настоящее время саамы относятся к малочисленным народам. И не мудрено: 60% саамских мужчин не состоят в браке.
Общая численность саамов – около 50 тысяч человек, из которых — 30 тысяч проживает в Норвегии, 15 тысяч в Швеции, 3 тысячи в Финляндии.
Россия является родиной для 1771 саама — их численность в нашей стране за последние три столетия увеличилась всего на 500 человек.
***
Саамы относятся к малорослым племенам. Средний рост мужчин — всего около полутора метров, вследствие чего многие из них не принимаются на военную службу. Тем не менее, грудь у них развита хорошо, и они, в общем, народ здоровый и крепкий.
Саамы на Ловозере
Весь жизненный уклад саамов был тесно связан с сезонами года. Зимой основным промыслом была охота. Весной к ней добавлялась ловля рыбы, которая летом становилась главным занятием. В конце лета наступала пора сбора ягод и грибов. Оленеводство, являющееся основой нынешнего образа жизни саамов, появилось сравнительно недавно, около 300-400 лет тому назад.
Традиционная саамская пища состоит из оленьего мяса и рыбы. В качестве приправ широко используются ягоды.
В обращении кольских саамов в православие большую роль сыграл Печенгский монастырь.
Трифонов Печенгский монастырь.
После реставрации будет выглядеть так
По словам священников, саамы «в вере тверды, часовни и храмы посещают». Но эта вера выражалась лишь в исполнении христианских обрядов, а в повседневном быту саамы продолжали придерживаться языческих суеверий. Особенно стойкой оказалась вера в колдунов (по-саамски, нойд), которые до сих пор имеют влияние в народе.
Нойд
Мяндаш — в саамской мифологии олень-оборотень, тотем — родоначальник саамов.
В некоторых мифах Мяндаш — сын нойды Коддь-акки («дикарьей старухи»),
зачавшей Мяндаша в образе важенки от дикого оленя.
Образцы саамских узоров
ХХ век для российских саамов был поистине трагическим. Создание оленеводческих колхозов саамы, владевшие большими стадами оленей, встретили в штыки. В 1938 году в ответ на недовольство саамских родовых общин, сотрудники НКВД начали расследование так называемого «саамского заговора», в ходе которого были расстреляны 15 видных представителей саамского народа, в том числе некоторые из немногочисленных саамских учителей. Им вменялось абсурдное намерение создать на русском Севере фашистское государство. После смерти Сталина семь следователей, сфабриковавших это дело, сами сели на скамью подсудимых и по приговору военного трибунала отправились в лагеря.
Василий Алымов - выдающийся краевед, историк, писатель,
один из создателей саамской азбуки. Расстрелян как мнимый
руководитель "саамского заговора".
Но наиболее сильный удар по саамской культуре и традиционному образу жизни был нанесен во время строительства приграничных военных баз на побережьях Белого и Баренцева морей, а также при создании горно-обогатительных комбинатов в Апатитах, Мончегорске и Кировске. Эти мероприятия сопровождались массовым отселением саамов в центральные части Кольского полуострова.
Менее чем за пятьдесят лет многовековая культура саамов была едва ли не полностью уничтожена. Возрождение последних двух десятилетий опирается на чудом сохранившиеся традиции, воспоминания стариков и архивные материалы, но в полной мере восстановить утраченное уже вряд ли возможно.
Материал взят: Тут