Правила поведения в театре с детьми ( 5 фото )
- 30.01.2017
- 1 823
Больше всего разногласий вызывает сама возможность или невозможность привести ребёнка в театр на тот спектакль, который выбрали родители. Об этом MELFM поговорил с родителями, для которых театр — профессия. От редакции LJ MEDIA
Режиссёры и директора московских театров — о том, как не испортить вечер себе и окружающим
Скандал в Большом, где на вечернее «Лебединое озеро» не пустили маму с маленьким ребёнком, вскрыл проблему, которая давно наболела и внутри театрального сообщества, и среди зрителей. Проблема эта называется «правила посещения театра с детьми». «Мел» спросил режиссёров, директоров и сотрудников московских театров, у которых есть дети, как они выбирают, куда пойти с ребёнком, и что можно позволять делать детям в театре.
Главное, о чём люди спорят, — это совсем не то, что фантиками во время спектакля шуршать нельзя. С этим как раз согласны все. Больше всего разногласий вызывает сама возможность или невозможность привести ребёнка в театр на тот спектакль, который выбрали родители. Как быть, если на билете, на сайте и в рекламе спектакля стоит возрастное ограничение «18 +», а мама уверена, что её дошкольнику это представление подходит? Можно ли приходить с ребёнком на взрослый спектакль? Ведь, скорее всего, он будет мешать другим зрителям, отчаянно скучая на трёхчасовом представлении.
Об этом мы решили поговорить с родителями, для которых театр — профессия. Ведь это именно те люди, которые, с одной стороны, больше других заинтересованы в том, чтобы зрители с детьми приходили в театры как можно чаще. С другой, они на собственной шкуре знают, с какими сложностями сталкиваются взрослые, приводя детей на спектакль, — и родители, и другие зрители, и актёры.
Своеобразный свод правил поведения в театре с детьми нам помогли составить директор Российского академического молодёжного театра (РАМТ) и мама 12-летнего сына Софья Апфельбаум; директор московского Театра теней и мама шестилетней дочери Маргарита Модестова; режиссёр Рузанна Мовсесян, у которой двое детей — 15-летний сын и семилетняя дочь; режиссёр-педагог, руководитель клубных программ РАМТа и мама двух уже взрослых дочерей Алла Лисицина; сотрудник литературной части театра «Мастерская Петра Фоменко», театровед, автор и ведущая лекции-экскурсии «Путешествие в театральную историю» и мама девятилетней дочери Анастасия Сергеева; главный режиссёр Театра кукол имени Образцова, отец взрослой дочери Борис Константинов.
Доверяйте возрастному цензу, который указывает театр на афише спектакля
«За возрастной рекомендацией стоят много часов, если не недель, обсуждений. Все, кто работает над спектаклем и кто связан со зрителями, принимают в нём участие: постановочная группа, администрация, театральные педагоги, — говорит режиссёр Рузанна Мовсесян. — Эта цифра не с потолка берётся и не формально ставится».
«Любой театр заинтересован в зрителях и, конечно, не будет препятствовать их приходу. Однако если театр не рекомендует приводить на спектакль детей младше определённого возраста, делать этого не надо. Как бы вам ни казалось, что ребёнок готов и будет внимательно смотреть, в большинстве случаев это закончится неприятными ситуациями во время спектакля, — продолжает директор РАМТа Софья Апфельбаум. — При этом театры, в которых идут спектакли для детей, ранжируют свои постановки гораздо подробнее, чем это предписано законом „О защите детей от информации“ и размещают в своих информационных материалах чёткие указания, для какого именно возраста предназначен спектакль».
Все, с кем говорил «Мел», сходились в одном мнении о возрастных цензах. Вот, например, ещё один аргумент от директора Театра теней Маргариты Модестовой: «Возрастные рекомендации театра — это всегда забота о зрителе-ребёнке. Ведь даже если он в свои четыре года умеет читать и играет на скрипке, а его родители абсолютно уверены, что он точно поймёт сюжеты „Чёрной курицы“, он может испугаться Мышиного короля или громкой музыки. Да чего угодно, что приведёт в восторг более взрослого ребёнка».
Чтобы в значках возрастных ограничений родителям было легче ориентироваться, театральный педагог РАМТа Алла Лисицина составила специальную табличку с объяснениями:
0+. История на 5-10 минут детям до двух лет. Фактически такой спектакль — это игра с предметами не в домашней обстановке. Детям такого возраста важно, чтобы рядом была мама, а не другие дети или взрослые.
3+. Сказка на 20 минут с односложным сюжетом. Это может быть настольный или кукольный театр.
5+. Спектакль на 30-40 минут в кукольном театре с историей с ярко выраженными «хорошим» и «плохим» героями, а также камерные спектакли драматического или музыкального театра.
6+. Любой дневной спектакль драматического или музыкального театра.
12+. Любые спектакли дневного и вечернего репертуара.
Подробно изучите любую информацию о спектакле
Для того чтобы не попасть в подобную ситуацию, очень подробно изучите всё, что связано с постановкой: описание на сайте театра, фотографии, длительность, близость к литературному первоисточнику. Можно почитать рецензии театральных критиков и отзывы других родителей. Если спектакль хоть как-то «прозвучал», и то и другое наверняка есть в интернете.
Чем больше взрослый будет знать о том, что ждёт его и ребёнка в театре, тем меньше неприятных сюрпризов будет во время спектакля.
Особенно это касается новогодних и музыкальных спектаклей. Почему-то часто в России уровень звука на детских «массовых» представлениях ставят запредельно высокий. Барабанные перепонки не то что детей, многих взрослых просто не выдерживают такой нагрузки.
Если же у родителей после всей «подготовительной» работы всё же остались сомнения, нужно ли идти именно на эту постановку, стоит проконсультироваться с кассирами или администраторами театра. Нет людей, которые бы знали репертуар собственного театра лучше именно с точки зрения «попадания» каждого спектакля в свою аудиторию.
«Поверьте, кассиры всегда ответят на самые сложные и каверзные вопросы, посоветуют или отсоветуют. Прислушайтесь к этим мудрым женщинам. Если они говорят, что не стоит, значит, действительно не стоит. И дело не только в возрастной маркировке, которая стоит на билете. Каким бы продвинутым ни был ваш ребёнок, три с половиной часа шестилетке высидеть сложнее, чем ребёнку девяти лет. Кассиры это прекрасно понимают. Постарайтесь понять и вы», — советует Анастасия Сергеева.
Не опаздывайте на спектакль
Это банальное и старое правило, но оттого не менее важное. Во-первых, это ужасно мешает артистам. Во-вторых, это отвлекает других зрителей.
В-третьих, любое опоздание, как правило, очень нервирует ребёнка. Вашего ребёнка, прежде всего. Поэтому лучше, гуманнее и разумнее со всех точек зрения приехать заранее.
А если вдруг вы не знаете, чем занять себя и ребёнка до начала спектакля, то вот несколько подсказок от Анастасии Сергеевой: «В любом театре есть фойе с фотографиями актёров. Попробуйте найти тех, кто будет сегодня занят в спектакле. Поверьте, дети очень любят подобные „квесты“. Сходите в буфет. Не забудьте сходить туалет. Рассчитайте время так, чтобы успеть сделать эти важные дела, потому что в зале не принято шуршать бумажками от конфет. Невежливо поднимать полряда, выбираясь в туалет. Ну и самое главное — спектакль нельзя поставить на паузу, как видеопроигрыватель. Пока вы ходите туда-сюда, пропустите самое интересное».
Купите программку или буклетик спектакля. Сейчас, как правило, в детских театрах их делают очень увлекательными. А также перед походом на спектакли прочитайте правила посещения театра — просто чтобы не попасть в неприятную ситуацию и не потерять зря время на входе, препираясь с администрацией. Как это и случилось с той мамой в Большом, которая не приняла всерьёз то, что написано на билете.
Георгий Исаакян, художественный руководитель Детского музыкального театра имени Наталии Сац:
«Во всей истории с неудавшимся посещением Большого театра меня больше всего поражает степень неадекватности родителей бедных детишек. Вот результат настойчивого выпихивания культуры в «сферу услуг».
Потерявшие чувство меры «потребители» начинают вести себя в музеях и театрах как в мясных рядах на базаре или в прачечной.
Я вспоминаю в связи с этим два случая. Один из моего детства, другой — из недавнего опыта нашего детского театра. Когда-то много десятков лет назад моя мама во время нашего короткого приезда в Москву (мне было лет шесть или семь) решила сводить меня в Большой театр на «Лебединое озеро». Все, что я запомнил из того похода, это как моя бедная мамочка уговаривала благородных пожилых капельдинерш Большого пустить нас. Понимая (и я это отлично помню), что просит о практически невозможном, ибо детям не разрешено было посещение вечерних спектаклей. Уговаривала не потому, что она «законный потребитель» и «отстаивает свои права», а потому, что ей бесконечно важно, чтобы ребёнок побывал в этом театре, почувствовал трепет соприкосновения с классическим балетом и музыкой. Нас пустили. Наверное, излишне говорить, что спектакля я не помню (в отличие от наших походов на «Конька-горбунка» в Кремлёвский дворец и на «Карлсона» в Театр сатиры). Помню только этот разговор с капельдинерами.
И второй эпизод. Недавно на нашем спектакле «Жизнь и необыкновенные приключения Оливера Твиста» встретил театрального знакомого, пришедшего с четырёхлетним сыном. На мой удивлённый вопрос, не рановато ли, я услышал гордое и высокомерное: «Он у нас не по годам развитый». На второй вопрос — а прочитали ли они уже книжку «Оливер Твист», последовало удивлённое: «Ну нет, конечно». Комментарии, вероятно, излишни. Я сам отец двух дочек, и мне прекрасно знакомо это чувство преувеличенной оценки уровня развития своих детей. Но не заходим ли мы слишком далеко с этим? Не приходит же нам в голову покупать детям одежду взрослых размеров, книги, предназначенные для другого возраста. Мы тщательно сверяем маркировку на игрушках, понимая, как важно соответствие определённому возрасту и какую порой опасность таит в себе нарушение этого соответствия для малыша. И только при выборе театра и спектакля нам почему-то отказывает чувство меры, такта и адекватности».
Не разговаривайте в голос во время действия
«Тише и ещё раз тише! Если спектакль не предполагает интерактив (живое и непосредственное общение актёров со зрителями), то правило строгое и обжалованию не подлежит. Разговоры в полный голос оставьте до антракта. Во время действия все уточняющие вопросы-ответы только шёпотом. Доведите это умение до безусловного рефлекса, тренируйтесь дома. Как только гаснет свет, переходите на шёпот. Это сложно, но искренняя благодарность соседей по зрительному залу будет вам наградой», — убеждена Анастасия Сергеева.
Так же требовательно относится к соблюдению этого правила Рузанна Мовсесян — и как режиссёр, и как мама: «Я всегда своим детям говорю: никаких вопросов во время спектакля. Если я сочту нужным что-то объяснить, я сама тихонечко на ушко прошепчу во время действия.
В принципе театр надо не понимать, а воспринимать всеми своими чувствами, быть открытым ему, впитывать через эмоцию, а не через голову.
Не надо спрашивать постоянно: «А это что? А то почему? А это зачем?»».
«Для меня ценно, когда у ребёнка есть время пожить с увиденным, подумать. Когда сразу после спектакля, едва успел закрыться занавес, родители не донимают своих детей расспросами, понравилось им или нет. Вечером, дома, вместе с родителями он может все обсудить, родители могут что-то пояснить. Важно дать ребёнку сохранить собственное мнение, не навязывать своё. — говорит Борис Константинов. — Каким бы маленьким не был ваш ребёнок, внутри него — безграничный мир фантазии, который мы в нашем театре хотим только дополнять и развивать».
Забудьте про гаджеты на время спектакля
В театре родители могут прожить вместе со своим ребёнком сокровенные моменты, объяснить и поговорить о многом важном. «Помните, вы пришли вместе с ребёнком, а не просто сопровождаете его по маршруту дом-театр-дом, — говорит Анастасия Сергеева. — С кем вашему ребёнку обсуждать перипетии сюжета, с кем поделиться своими эмоциями, если вы все просмотрели, отвечая на суперважные смс?».
Театр — не как кино и телевизор, объясняет Борис Константинов. Действие на сцене происходит «здесь» и «сейчас». Именно поэтому важен контакт с аудиторией, внимание и поведение не только маленьких зрителей, но и их родителей: «Все мы понимаем, что чаще всего спектакль выбирает не ребёнок, а его родители. Поэтому мы очень надеемся, что к нам придут не только взрослые-сопровождающие, а взрослые, сохранившие в глубине себя ребёнка, и что они так же, как и их дети, смогут погрузиться в действие».
Уходите со спектакля, если ваш ребёнок мешает другим
Но как быть, если ребёнок откровенно скучает, начал бегать по залу или, что совсем плохо, закатил истерику? Главное — не делать вид, что это не ваш ребёнок и вся ситуация к вам отношения не имеет. «Пожалуйста, подумайте об окружающих и не мешайте им наслаждаться спектаклем, — пытается достучаться до родителей Маргарита Модестова. — Постарайтесь спокойно покинуть зал, обратись к персоналу зала за помощью, чтобы сделать это максимально тихо и незаметно».
Режиссёры и директора московских театров — о том, как не испортить вечер себе и окружающим
Скандал в Большом, где на вечернее «Лебединое озеро» не пустили маму с маленьким ребёнком, вскрыл проблему, которая давно наболела и внутри театрального сообщества, и среди зрителей. Проблема эта называется «правила посещения театра с детьми». «Мел» спросил режиссёров, директоров и сотрудников московских театров, у которых есть дети, как они выбирают, куда пойти с ребёнком, и что можно позволять делать детям в театре.
Главное, о чём люди спорят, — это совсем не то, что фантиками во время спектакля шуршать нельзя. С этим как раз согласны все. Больше всего разногласий вызывает сама возможность или невозможность привести ребёнка в театр на тот спектакль, который выбрали родители. Как быть, если на билете, на сайте и в рекламе спектакля стоит возрастное ограничение «18 +», а мама уверена, что её дошкольнику это представление подходит? Можно ли приходить с ребёнком на взрослый спектакль? Ведь, скорее всего, он будет мешать другим зрителям, отчаянно скучая на трёхчасовом представлении.
Об этом мы решили поговорить с родителями, для которых театр — профессия. Ведь это именно те люди, которые, с одной стороны, больше других заинтересованы в том, чтобы зрители с детьми приходили в театры как можно чаще. С другой, они на собственной шкуре знают, с какими сложностями сталкиваются взрослые, приводя детей на спектакль, — и родители, и другие зрители, и актёры.
Своеобразный свод правил поведения в театре с детьми нам помогли составить директор Российского академического молодёжного театра (РАМТ) и мама 12-летнего сына Софья Апфельбаум; директор московского Театра теней и мама шестилетней дочери Маргарита Модестова; режиссёр Рузанна Мовсесян, у которой двое детей — 15-летний сын и семилетняя дочь; режиссёр-педагог, руководитель клубных программ РАМТа и мама двух уже взрослых дочерей Алла Лисицина; сотрудник литературной части театра «Мастерская Петра Фоменко», театровед, автор и ведущая лекции-экскурсии «Путешествие в театральную историю» и мама девятилетней дочери Анастасия Сергеева; главный режиссёр Театра кукол имени Образцова, отец взрослой дочери Борис Константинов.
Доверяйте возрастному цензу, который указывает театр на афише спектакля
«За возрастной рекомендацией стоят много часов, если не недель, обсуждений. Все, кто работает над спектаклем и кто связан со зрителями, принимают в нём участие: постановочная группа, администрация, театральные педагоги, — говорит режиссёр Рузанна Мовсесян. — Эта цифра не с потолка берётся и не формально ставится».
«Любой театр заинтересован в зрителях и, конечно, не будет препятствовать их приходу. Однако если театр не рекомендует приводить на спектакль детей младше определённого возраста, делать этого не надо. Как бы вам ни казалось, что ребёнок готов и будет внимательно смотреть, в большинстве случаев это закончится неприятными ситуациями во время спектакля, — продолжает директор РАМТа Софья Апфельбаум. — При этом театры, в которых идут спектакли для детей, ранжируют свои постановки гораздо подробнее, чем это предписано законом „О защите детей от информации“ и размещают в своих информационных материалах чёткие указания, для какого именно возраста предназначен спектакль».
Все, с кем говорил «Мел», сходились в одном мнении о возрастных цензах. Вот, например, ещё один аргумент от директора Театра теней Маргариты Модестовой: «Возрастные рекомендации театра — это всегда забота о зрителе-ребёнке. Ведь даже если он в свои четыре года умеет читать и играет на скрипке, а его родители абсолютно уверены, что он точно поймёт сюжеты „Чёрной курицы“, он может испугаться Мышиного короля или громкой музыки. Да чего угодно, что приведёт в восторг более взрослого ребёнка».
Чтобы в значках возрастных ограничений родителям было легче ориентироваться, театральный педагог РАМТа Алла Лисицина составила специальную табличку с объяснениями:
0+. История на 5-10 минут детям до двух лет. Фактически такой спектакль — это игра с предметами не в домашней обстановке. Детям такого возраста важно, чтобы рядом была мама, а не другие дети или взрослые.
3+. Сказка на 20 минут с односложным сюжетом. Это может быть настольный или кукольный театр.
5+. Спектакль на 30-40 минут в кукольном театре с историей с ярко выраженными «хорошим» и «плохим» героями, а также камерные спектакли драматического или музыкального театра.
6+. Любой дневной спектакль драматического или музыкального театра.
12+. Любые спектакли дневного и вечернего репертуара.
Подробно изучите любую информацию о спектакле
Для того чтобы не попасть в подобную ситуацию, очень подробно изучите всё, что связано с постановкой: описание на сайте театра, фотографии, длительность, близость к литературному первоисточнику. Можно почитать рецензии театральных критиков и отзывы других родителей. Если спектакль хоть как-то «прозвучал», и то и другое наверняка есть в интернете.
Чем больше взрослый будет знать о том, что ждёт его и ребёнка в театре, тем меньше неприятных сюрпризов будет во время спектакля.
Особенно это касается новогодних и музыкальных спектаклей. Почему-то часто в России уровень звука на детских «массовых» представлениях ставят запредельно высокий. Барабанные перепонки не то что детей, многих взрослых просто не выдерживают такой нагрузки.
Если же у родителей после всей «подготовительной» работы всё же остались сомнения, нужно ли идти именно на эту постановку, стоит проконсультироваться с кассирами или администраторами театра. Нет людей, которые бы знали репертуар собственного театра лучше именно с точки зрения «попадания» каждого спектакля в свою аудиторию.
«Поверьте, кассиры всегда ответят на самые сложные и каверзные вопросы, посоветуют или отсоветуют. Прислушайтесь к этим мудрым женщинам. Если они говорят, что не стоит, значит, действительно не стоит. И дело не только в возрастной маркировке, которая стоит на билете. Каким бы продвинутым ни был ваш ребёнок, три с половиной часа шестилетке высидеть сложнее, чем ребёнку девяти лет. Кассиры это прекрасно понимают. Постарайтесь понять и вы», — советует Анастасия Сергеева.
Не опаздывайте на спектакль
Это банальное и старое правило, но оттого не менее важное. Во-первых, это ужасно мешает артистам. Во-вторых, это отвлекает других зрителей.
В-третьих, любое опоздание, как правило, очень нервирует ребёнка. Вашего ребёнка, прежде всего. Поэтому лучше, гуманнее и разумнее со всех точек зрения приехать заранее.
А если вдруг вы не знаете, чем занять себя и ребёнка до начала спектакля, то вот несколько подсказок от Анастасии Сергеевой: «В любом театре есть фойе с фотографиями актёров. Попробуйте найти тех, кто будет сегодня занят в спектакле. Поверьте, дети очень любят подобные „квесты“. Сходите в буфет. Не забудьте сходить туалет. Рассчитайте время так, чтобы успеть сделать эти важные дела, потому что в зале не принято шуршать бумажками от конфет. Невежливо поднимать полряда, выбираясь в туалет. Ну и самое главное — спектакль нельзя поставить на паузу, как видеопроигрыватель. Пока вы ходите туда-сюда, пропустите самое интересное».
Купите программку или буклетик спектакля. Сейчас, как правило, в детских театрах их делают очень увлекательными. А также перед походом на спектакли прочитайте правила посещения театра — просто чтобы не попасть в неприятную ситуацию и не потерять зря время на входе, препираясь с администрацией. Как это и случилось с той мамой в Большом, которая не приняла всерьёз то, что написано на билете.
Георгий Исаакян, художественный руководитель Детского музыкального театра имени Наталии Сац:
«Во всей истории с неудавшимся посещением Большого театра меня больше всего поражает степень неадекватности родителей бедных детишек. Вот результат настойчивого выпихивания культуры в «сферу услуг».
Потерявшие чувство меры «потребители» начинают вести себя в музеях и театрах как в мясных рядах на базаре или в прачечной.
Я вспоминаю в связи с этим два случая. Один из моего детства, другой — из недавнего опыта нашего детского театра. Когда-то много десятков лет назад моя мама во время нашего короткого приезда в Москву (мне было лет шесть или семь) решила сводить меня в Большой театр на «Лебединое озеро». Все, что я запомнил из того похода, это как моя бедная мамочка уговаривала благородных пожилых капельдинерш Большого пустить нас. Понимая (и я это отлично помню), что просит о практически невозможном, ибо детям не разрешено было посещение вечерних спектаклей. Уговаривала не потому, что она «законный потребитель» и «отстаивает свои права», а потому, что ей бесконечно важно, чтобы ребёнок побывал в этом театре, почувствовал трепет соприкосновения с классическим балетом и музыкой. Нас пустили. Наверное, излишне говорить, что спектакля я не помню (в отличие от наших походов на «Конька-горбунка» в Кремлёвский дворец и на «Карлсона» в Театр сатиры). Помню только этот разговор с капельдинерами.
И второй эпизод. Недавно на нашем спектакле «Жизнь и необыкновенные приключения Оливера Твиста» встретил театрального знакомого, пришедшего с четырёхлетним сыном. На мой удивлённый вопрос, не рановато ли, я услышал гордое и высокомерное: «Он у нас не по годам развитый». На второй вопрос — а прочитали ли они уже книжку «Оливер Твист», последовало удивлённое: «Ну нет, конечно». Комментарии, вероятно, излишни. Я сам отец двух дочек, и мне прекрасно знакомо это чувство преувеличенной оценки уровня развития своих детей. Но не заходим ли мы слишком далеко с этим? Не приходит же нам в голову покупать детям одежду взрослых размеров, книги, предназначенные для другого возраста. Мы тщательно сверяем маркировку на игрушках, понимая, как важно соответствие определённому возрасту и какую порой опасность таит в себе нарушение этого соответствия для малыша. И только при выборе театра и спектакля нам почему-то отказывает чувство меры, такта и адекватности».
Не разговаривайте в голос во время действия
«Тише и ещё раз тише! Если спектакль не предполагает интерактив (живое и непосредственное общение актёров со зрителями), то правило строгое и обжалованию не подлежит. Разговоры в полный голос оставьте до антракта. Во время действия все уточняющие вопросы-ответы только шёпотом. Доведите это умение до безусловного рефлекса, тренируйтесь дома. Как только гаснет свет, переходите на шёпот. Это сложно, но искренняя благодарность соседей по зрительному залу будет вам наградой», — убеждена Анастасия Сергеева.
Так же требовательно относится к соблюдению этого правила Рузанна Мовсесян — и как режиссёр, и как мама: «Я всегда своим детям говорю: никаких вопросов во время спектакля. Если я сочту нужным что-то объяснить, я сама тихонечко на ушко прошепчу во время действия.
В принципе театр надо не понимать, а воспринимать всеми своими чувствами, быть открытым ему, впитывать через эмоцию, а не через голову.
Не надо спрашивать постоянно: «А это что? А то почему? А это зачем?»».
«Для меня ценно, когда у ребёнка есть время пожить с увиденным, подумать. Когда сразу после спектакля, едва успел закрыться занавес, родители не донимают своих детей расспросами, понравилось им или нет. Вечером, дома, вместе с родителями он может все обсудить, родители могут что-то пояснить. Важно дать ребёнку сохранить собственное мнение, не навязывать своё. — говорит Борис Константинов. — Каким бы маленьким не был ваш ребёнок, внутри него — безграничный мир фантазии, который мы в нашем театре хотим только дополнять и развивать».
Забудьте про гаджеты на время спектакля
В театре родители могут прожить вместе со своим ребёнком сокровенные моменты, объяснить и поговорить о многом важном. «Помните, вы пришли вместе с ребёнком, а не просто сопровождаете его по маршруту дом-театр-дом, — говорит Анастасия Сергеева. — С кем вашему ребёнку обсуждать перипетии сюжета, с кем поделиться своими эмоциями, если вы все просмотрели, отвечая на суперважные смс?».
Театр — не как кино и телевизор, объясняет Борис Константинов. Действие на сцене происходит «здесь» и «сейчас». Именно поэтому важен контакт с аудиторией, внимание и поведение не только маленьких зрителей, но и их родителей: «Все мы понимаем, что чаще всего спектакль выбирает не ребёнок, а его родители. Поэтому мы очень надеемся, что к нам придут не только взрослые-сопровождающие, а взрослые, сохранившие в глубине себя ребёнка, и что они так же, как и их дети, смогут погрузиться в действие».
Уходите со спектакля, если ваш ребёнок мешает другим
Но как быть, если ребёнок откровенно скучает, начал бегать по залу или, что совсем плохо, закатил истерику? Главное — не делать вид, что это не ваш ребёнок и вся ситуация к вам отношения не имеет. «Пожалуйста, подумайте об окружающих и не мешайте им наслаждаться спектаклем, — пытается достучаться до родителей Маргарита Модестова. — Постарайтесь спокойно покинуть зал, обратись к персоналу зала за помощью, чтобы сделать это максимально тихо и незаметно».
Материал взят: Тут