Страшный зверь обоснуй. ( 5 фото )
- 23.01.2017
- 1 357
Недосказанность — это отличный писательский приём. Именно он оставляет простор для фантазии, вовлекая нас в книгу, создавая образ мира в голове. Увы, многие авторы стремятся привнести в любой выдуманный мир больше конкретики, что этот мир уничтожает. YOUROKER о главной проблеме современных авторов. От редакции LJ MEDIA
Всё, изложенное ниже, лишь моё ИМХО, не претендующее на достоверность и не стремящееся кого-то оскорбить или унизить.
Обсудив некоторые вопросы, связанные с моим хобби, мне хотелось бы затронуть ещё пару тем, по которым я хоть и не могу назвать себя человеком знающим, но "мнение имею". Думаю, всем знакомо ощущение после прочтения хорошей книги, просмотра хорошего фильма или прохождения хорошей игры – хочу ещё и побольше. Как обычно спрос рождает предложение – и вот интернет с радостью готов поставить нам тонны различных фанфиков, рассуждений на тему и конспирологических теорий. Ну и конечно, как только тот самый интернет у меня появился, я с головой залез во всё это. Конечно, большинство проблем этих произведений давно хорошо разобраны и обсмеяны, но вот один момент меня задел наиболее сильно.
И эту проблему я называю "обоснуй" – постоянное стремление привнести в любой выдуманный мир больше конкретики, больше объяснений. Авторов некоторых фанфиков не устраивает объяснение "это существует потому, что существует" – им необходимо всему дать объяснение. Доходит это до абсурда – встречал я на просторах интернета попытки, например, сделать логичную вселенную из "Евангелиона" и из других произведений, скорее носящих философскую идею. "Обосную" подвергаются детские произведения, авторы наперебой спешат с точностью прописать ТТХ каждого, упомянутого в изначальном произведении, образца техники и наплодить своих, более логичных. Приводит это к тому, что за горой подобных натяжек, усложнений скрывается то, что нас привлекало в изначальном произведении. Вместо забавной космической сказки, нам пытаются протолкнуть серьёзные политические щи, вместо интересного аниме про человеческие отношения – унылый справочник ТТХ и набор идиотских авторских идей "как надо".
Иногда шедевры "обоснуя" даже издают в бумаге. И это страшно.
Недосказанность, это отличный писательский приём. Именно он оставляет простор для фантазии, вовлекая нас в книгу, создавая образ мира в голове. Мы, читая "Обитаемый остров", сами представляли, как выглядит танк "Вампир", выдерживающий до тысячи градусов, но, когда этот танк нам подробно расписывают со всеми ТТХ и даже показывают картинку, теряется "магия" мира, а на первый план лезут кривые заклёпки и прочие глупости. И таких примеров можно привести множество. К сожалению, кроме технических подробностей в "обоснуй" авторы любят пихать и собственные "фетиши". Автор коммунист-теоретик, точно знающий как должно выглядеть идеальное общество, значит, он обязан засунуть все свои "влажные" фантазии в книгу. Автор имперец, переживающий за распад Союза? Значит, мы косвенно покажем события 90ых и развал СССР даже на другой планете, что бы все видели, как это плохо. Автор просто диванный патриот – ну тогда в фанфике к аниме обязательно откуда не возьмись вылезут русские, которые круче всех, самые умные и вообще победят всех. И да, авторы на полном серьёзе считают, что это всё добавляет логичности и проработанности изначальному произведению.
Так видят танки государства Отцов разные авторы. Огромный простор для фантазии, и создан он именно определённой недосказанностью в книге.
Забавно наблюдать, как адепты "обоснуя" берутся создавать собственные миры (неважно для книги или компьютерной игры), в бешеном порыве они силятся проработать каждую мелочь. В книге будет упоминаться пистолет? Значит, необходимо проработать всю линейку стрелкового вооружения начиная со средневековья, и что бы она была не такая как в нашем мире. В игре появится танк? Значит, прорабатываем всю танковую промышленность, а сам танк надо создать вплоть до последней заклёпки. Разумеется, очень скоро эта гора "обоснуев" падает и погребает весь проект. До подобных авторов просто не доходит, что иногда достаточно, чтобы танк был просто безымянным танком, возможно с красивым названием. Главное в любом произведении – само произведение, как бы это странно не звучало, а не то что для этого мира проработана история до последних мелочей.
Да, можно подробно проработать целую линейку бронетехники, но это абсолютно избыточно, если понадобится всего два варианта, и те скорее как декорации.
Близко к "обосную" стоят адепты СПГС (Синдром Поиска Глубинного Смысла). Основное отличие, что они не создают в мире произведения "логичные объяснения" а пытаются найти скрытые "правды" в самом тексте. Обычно СПГС базируется на твёрдой уверенности, в абсолютной идеальности автора. Любая ошибка в сюжете обязательно задумана (мы же помним, что автор гений), даже если автор писал серию в течение десятков лет – он помнил абсолютно каждую самую малую мелочь, и обязательно связывал эти мелочи между собой, тем самым рисуя скрытую картинку, которую может найти только настоящий фанат. Так же как и "обоснуевцы", адепты СПГС исходят лишь из своих фантазий, но при этом они иногда столь хороши в трактовке мелочей, что могут доказать что угодно. Найти в посредственной, но жутко популярной детско-подростковой книжке "Гарри Поттер" четвёртое дно – легко, немного словоблудия, немного воплей "это похоже на ошибку, но Роулинг настолько гениальная, что это не ошибка" – и вот идиотская теория готова. Найти политические интриги в Сумерках, глубокий философский подтекст и отсылки к Библии в аниме про чай и тортики – а как два пальца об асфальт.
Каковы причины всего этого? Кто-то и правда верит, что он понял замысел автора, что он знает, как лучше будет для мира произведения, и вообще он дорабатывает шедевр до полной идеальности. Иногда за "обоснуем" и СПГС стоит скрытый стыд. Многим стыдно, что они любят детскую книжку "Гарри Поттер" или добрый детский мультик про пони. Они никогда не признаются в этом, но подсознательно они стремятся и себе и всем доказать, что объект их любви – жутко серьёзное и взрослое произведение, просто быдло этого не понимает. И доказывают это конечно через поиски скрытого смысла и натягивание мультика про дружбу на глобус серьёзности и даже жестокости.
Возьмём в пример известную Fallout: Equestria, вещь несомненно хорошую, но вот смысл натягивать всё это на пони? Замени их на людей - произведение не потеряет ровным счётом ничего. Но зато мы натянули пони на глобус серьёзности.
К счастью, есть и хорошие, годные произведения, не пытающиеся подменить изначальный мир или чего-то нам доказать, а то и распропагандировать читателя, а просто рассказывающие новую историю в полюбившемся мире. И хотелось бы, что бы таких произведений было бы больше.
Всё, изложенное ниже, лишь моё ИМХО, не претендующее на достоверность и не стремящееся кого-то оскорбить или унизить.
Обсудив некоторые вопросы, связанные с моим хобби, мне хотелось бы затронуть ещё пару тем, по которым я хоть и не могу назвать себя человеком знающим, но "мнение имею". Думаю, всем знакомо ощущение после прочтения хорошей книги, просмотра хорошего фильма или прохождения хорошей игры – хочу ещё и побольше. Как обычно спрос рождает предложение – и вот интернет с радостью готов поставить нам тонны различных фанфиков, рассуждений на тему и конспирологических теорий. Ну и конечно, как только тот самый интернет у меня появился, я с головой залез во всё это. Конечно, большинство проблем этих произведений давно хорошо разобраны и обсмеяны, но вот один момент меня задел наиболее сильно.
И эту проблему я называю "обоснуй" – постоянное стремление привнести в любой выдуманный мир больше конкретики, больше объяснений. Авторов некоторых фанфиков не устраивает объяснение "это существует потому, что существует" – им необходимо всему дать объяснение. Доходит это до абсурда – встречал я на просторах интернета попытки, например, сделать логичную вселенную из "Евангелиона" и из других произведений, скорее носящих философскую идею. "Обосную" подвергаются детские произведения, авторы наперебой спешат с точностью прописать ТТХ каждого, упомянутого в изначальном произведении, образца техники и наплодить своих, более логичных. Приводит это к тому, что за горой подобных натяжек, усложнений скрывается то, что нас привлекало в изначальном произведении. Вместо забавной космической сказки, нам пытаются протолкнуть серьёзные политические щи, вместо интересного аниме про человеческие отношения – унылый справочник ТТХ и набор идиотских авторских идей "как надо".
Иногда шедевры "обоснуя" даже издают в бумаге. И это страшно.
Недосказанность, это отличный писательский приём. Именно он оставляет простор для фантазии, вовлекая нас в книгу, создавая образ мира в голове. Мы, читая "Обитаемый остров", сами представляли, как выглядит танк "Вампир", выдерживающий до тысячи градусов, но, когда этот танк нам подробно расписывают со всеми ТТХ и даже показывают картинку, теряется "магия" мира, а на первый план лезут кривые заклёпки и прочие глупости. И таких примеров можно привести множество. К сожалению, кроме технических подробностей в "обоснуй" авторы любят пихать и собственные "фетиши". Автор коммунист-теоретик, точно знающий как должно выглядеть идеальное общество, значит, он обязан засунуть все свои "влажные" фантазии в книгу. Автор имперец, переживающий за распад Союза? Значит, мы косвенно покажем события 90ых и развал СССР даже на другой планете, что бы все видели, как это плохо. Автор просто диванный патриот – ну тогда в фанфике к аниме обязательно откуда не возьмись вылезут русские, которые круче всех, самые умные и вообще победят всех. И да, авторы на полном серьёзе считают, что это всё добавляет логичности и проработанности изначальному произведению.
Так видят танки государства Отцов разные авторы. Огромный простор для фантазии, и создан он именно определённой недосказанностью в книге.
Забавно наблюдать, как адепты "обоснуя" берутся создавать собственные миры (неважно для книги или компьютерной игры), в бешеном порыве они силятся проработать каждую мелочь. В книге будет упоминаться пистолет? Значит, необходимо проработать всю линейку стрелкового вооружения начиная со средневековья, и что бы она была не такая как в нашем мире. В игре появится танк? Значит, прорабатываем всю танковую промышленность, а сам танк надо создать вплоть до последней заклёпки. Разумеется, очень скоро эта гора "обоснуев" падает и погребает весь проект. До подобных авторов просто не доходит, что иногда достаточно, чтобы танк был просто безымянным танком, возможно с красивым названием. Главное в любом произведении – само произведение, как бы это странно не звучало, а не то что для этого мира проработана история до последних мелочей.
Да, можно подробно проработать целую линейку бронетехники, но это абсолютно избыточно, если понадобится всего два варианта, и те скорее как декорации.
Близко к "обосную" стоят адепты СПГС (Синдром Поиска Глубинного Смысла). Основное отличие, что они не создают в мире произведения "логичные объяснения" а пытаются найти скрытые "правды" в самом тексте. Обычно СПГС базируется на твёрдой уверенности, в абсолютной идеальности автора. Любая ошибка в сюжете обязательно задумана (мы же помним, что автор гений), даже если автор писал серию в течение десятков лет – он помнил абсолютно каждую самую малую мелочь, и обязательно связывал эти мелочи между собой, тем самым рисуя скрытую картинку, которую может найти только настоящий фанат. Так же как и "обоснуевцы", адепты СПГС исходят лишь из своих фантазий, но при этом они иногда столь хороши в трактовке мелочей, что могут доказать что угодно. Найти в посредственной, но жутко популярной детско-подростковой книжке "Гарри Поттер" четвёртое дно – легко, немного словоблудия, немного воплей "это похоже на ошибку, но Роулинг настолько гениальная, что это не ошибка" – и вот идиотская теория готова. Найти политические интриги в Сумерках, глубокий философский подтекст и отсылки к Библии в аниме про чай и тортики – а как два пальца об асфальт.
Каковы причины всего этого? Кто-то и правда верит, что он понял замысел автора, что он знает, как лучше будет для мира произведения, и вообще он дорабатывает шедевр до полной идеальности. Иногда за "обоснуем" и СПГС стоит скрытый стыд. Многим стыдно, что они любят детскую книжку "Гарри Поттер" или добрый детский мультик про пони. Они никогда не признаются в этом, но подсознательно они стремятся и себе и всем доказать, что объект их любви – жутко серьёзное и взрослое произведение, просто быдло этого не понимает. И доказывают это конечно через поиски скрытого смысла и натягивание мультика про дружбу на глобус серьёзности и даже жестокости.
Возьмём в пример известную Fallout: Equestria, вещь несомненно хорошую, но вот смысл натягивать всё это на пони? Замени их на людей - произведение не потеряет ровным счётом ничего. Но зато мы натянули пони на глобус серьёзности.
К счастью, есть и хорошие, годные произведения, не пытающиеся подменить изначальный мир или чего-то нам доказать, а то и распропагандировать читателя, а просто рассказывающие новую историю в полюбившемся мире. И хотелось бы, что бы таких произведений было бы больше.
Материал взят: Тут