В Ленобласти отметили Масленицу в компании северных оленей ( 2 фото )
- 14.03.2021
- 7 082
Петляющая среди заснеженного леса дорога приводит к заповеднику северных оленей «Лесная избушка». На обширной поляне, окруженной высокими соснами и елями, действительно виднеется избушка. Вокруг нее прохаживаются настоящие северные олени.
Экскурсоводы в древних одеждах северных народов и русских первопроходцев, осваивавших далекие неизведанные земли, встречают группки пребывающих на празднование необычной Масленицы. Программа праздника, кроме традиционных блинов, предполагает, что визитеры узнают про жизнь, обычаи и культуру северных народов России, а также про удивительных животных – северных оленей, лошадей, пони и верных спутников оленеводов – ненецких оленегонных лаек.
Екатерина Соболева-Руран, руководитель заповедника северных оленей «Лесная избушка», рассказывает, что в заповеднике живут десять северных оленей, три самки сейчас беременны и скоро пополнят ряды жителей этого удивительного места.
«А еще у нас живут представители одной из самых древних пород на земле и верные помощники оленеводов – ненецкие оленегонные лайки», – говорит она.
К нам подбегают две очень мохнатые и добрые собаки – рыжий Яха и серая Оша.
«Оша родилась в тундре, мы привезли ее из Салехарда. В январе у нее родилось шесть очаровательных щенят. Наш заповедник участвует в программе по сохранению ненецких оленегонных лаек и культуры народов Севера», – добавляет Екатерина.
Вместе с экскурсоводом Андреем идем к одной из групп посетителей заповедника.
«На Севере как таковой Масленицы не было, этот праздник принесли русские первопроходцы, которые осваивали новые земли. Но у народов Севера есть свои игры и праздники и сейчас мы познакомим вас с некоторыми из них», – говорит Андрей.
Его словам внимает около десятка семей с детьми различных возрастов. Собравшихся делят на две группы, чтобы сыграть в одну из национальных игр.
Андрей поясняет, что народы Севера часто делились на две категории. Тундровые – оленеводы, живущие в тундре, и поморяне – чьим основным промыслом была охота на морского зверя и рыболовство. Объясняя правила первой игры, он напоминает, что лучшим транспортом в тундре является собачья упряжка. Есть места, где олень не пройдет, – например, по льдам. Собаки легко преодолевают любые препятствия, выносливы, и их легче кормить в дороге. Собак запрягали цугом, то есть парами на расстоянии 1,5 метра, или веером. По правилам игры команды имитируют две ездовые упряжки. Люди берутся за руки и встают веером. Цель – не расцепляя рук, добраться до финиша быстрее команды соперников. Эта веселая забава пришлась по нраву гостям заповедника – со звонким смехом взрослые и дети вступили в игру.
После того как люди поиграли в несколько игр народов Севера, их, разгоряченных и улыбающихся, пригласили в стоящий неподалеку чум (традиционное жилище конической формы). Внутри горит небольшой костер, дымок от которого уходит в верх конусообразного потолка. Тепло остается, а дыма внутри практически нет. По бокам стоят лавки, устланные оленьими шкурами для гостей, напротив входа – что-то похожее на трон, тоже покрытый мягкими шкурами. По канонам это место главы семейства, хозяина дома, там сидит чум-работник (как он сам шутливо называет себя) Дмитрий Соболев, который знакомит пришедших с устройством жилища кочевников и культурой Севера. Он добавил, что при этом хозяйкой чума и его внутренним хозяйством, по традиции, руководит женщина.
«У нас стоит осенне-летний кочевой вариант чума, то есть покрышка пошита из ткани. Зимний вариант шьется из шкур животных, ими же выстилается пол. В нашем климате содержать такой зимний вариант тяжело, потому что шкуры быстро начинают гнить из-за сырости», – говорит Дмитрий.
Пока он говорит, гости пьют чай из самоваров причудливых форм. Как отмечает Дмитрий, это некое смешение культур, но всегда приятно попить чай за приятной беседой. Кроме того, каждый самовар имеет свою богатую историю: например, один из них сделан в 1895 году.
«Часто меня спрашивают, шкуры на которых все сидят, от наших ли они оленей? Нет. Эти шкуры куплены на Севере, с мясокомбината. Своих животных мы не держим ради шкур или мяса, это наши домашние питомцы. Они свободно гуляют по территории, у каждого свой характер и привычки. Рога, которые вы видите тут, от наших оленей, они сбрасывают их сами каждый год», – продолжает Соболев.
Еще одной традицией при посещении заповедника стало подвязывание цветастых веревочек на шаманском дереве.
«Считается, что надо взять такую ленточку, загадать желание, повязать ее на дерево и оно исполнится. Тут лучше загадывать простые, понятные желания, просить удачи, счастья, здоровья. Тут дело вот в чем: этот ритуал базируется на древних языческих верованиях, которые построены на наблюдениях за силами природы. Соответственно просить у духа огня или воды квартиру, машину или яхту – несколько не по адресу», – говорит Дмитрий Соболев и продолжает рассказ о культуре народов Севера, а мы отправляемся дальше. Другая группа гостей заповедника готовится жечь чучело Масленицы, провожая зиму, и конечно есть блины, испеченные хозяйкой заповедника.