На краю земли: Русский Север — уникальный край, который должен увидеть каждый ( 25 фото )

Это интересно

Суровая романтика Русского Севера привлекательна для автопутешествий. Особенно если до этого вы уже бывали в пешем походе по Хибинам, стояли с палаткой на Соловецких островах, сплавлялись на байдарках по р. Винче и плавали на катамаране в шхерах Белого моря. Поэтому при первой же возможности мы решили реализовать свою давнюю мечту — доехать до края земли.


Автор: Светлана Морозова

Разумеется, планируя grand tour по Карелии и Кольскому полуострову, мы попытались включить в него как можно больше тех мест, где мы до этого не бывали. После не очень продолжительных сборов и дождавшись хоть какого-то позитива в сводках погоды, мы наконец выехали в сторону первого объекта, отмеченного на карте.
По странному стечению обстоятельств, до этого я ни разу не была в Старой Ладоге. Хотя мне было известно, что уже много десятилетий на территории крепости и ее окрестностях ведутся археологические раскопки. Когда я увидела крепость, стало ясно, что здесь можно говорить не столько о реставрации, сколько о реконструкции. От оригинальных крепостных стен осталось немного. Впрочем, памятники архитектуры крайне редко доходят до нас в первозданном виде, за века их несколько раз успевают перестроить.
В первый день мы планировали доехать до Петрозаводска и там переночевать. Рядом с городом на Онежском озере есть знаменитый водопад Кивач, палеовулкан Гирвас, музей деревянного зодчества Кижи и другие интересные места. Чтобы успеть к вечеру оказаться в Кандалакше, мы решили остановиться только на водопаде Кивач и палеовулкане Гирвас. По дороге удалось выяснить, что на территории Карелии существует целая цепь древних потухших вулканов, включая расположенный на территории заповедника «Кивач». По мере нашего приближения к Кольскому полуострову погода становилась все хуже.


Неожиданно утро в Кандалакше нас встретило солнцем. Неужели «край летучего камня» будет к нам благосклонен? Впереди лежала бескрайняя полярная тундра и плескалось Баренцево море. Перед отъездом мы посмотрели на шхеры Кандалакшского залива со смотровой площадки. Вода сверкала в лучах утреннего солнца.





Миновав горную часть Кольского, не заезжая в Мурманск, мы сразу отправились в Териберку. Село это получило известность после фильма «Левиафан» (2014), но имеет богатую историю. Человек в этих местах жил со времен неолита. В районе Териберки на данный момент обнаружено 12 стоянок эпохи раннего металла, включая три у водопада Териберский Падун.




О качестве дороги на Териберку уже столько сказано, что добавить нечего. Подъезжая к Териберской губе, мы неожиданно увидели радугу! Если учесть, что всю дорогу нас сопровождали дождь и туман, это было подобно чуду. Впрочем, чудо длилось недолго. Ближе к вечеру начался проливной дождь и поднялся сильный ветер. Но мы все же решились попробовать снять пляж «Яйца драконов» и водопад, ведь на следующий день и далее улучшения погоды не обещали. Более экстремальных условий съемки в моей жизни не было. Меня спасло лишь то, что в машине случайно оказался непромокаемый костюм для плавания на катамаране.


На следующее утро мы посетили кладбище кораблей и направились вглубь Кольского, в Ловозеро. В негласной столице саамов тоже шел дождь уже несколько дней. Местные нам настоятельно рекомендовали отказаться от похода к Сейдозеру из-за плохой погоды. Но мы решили попробовать дойти хотя бы до перевала Эльморайок и сделать пару снимков. От идеи сфотографировать Куйву пришлось отказаться сразу, а Сейдозеро оказалось полностью закрыто туманом. Саамы в таких случаях говорят: «Куйва не пустил!»




Вернувшись с перевала к стоянке у горно-обогатительного комбината, мы сели сохнуть в машину. Горячий чай из термоса нас быстро согрел. Можно было отправляться в Кировск. В тот же день в Хибинах стояла на удивление безветренная погода, сияло солнце. Прогноз обещал ночью магнитную бурю. Но к вечеру небо опять затянуло тучами, поэтому северное сияние увидеть не удалось.




В Хибинах мы планировали добраться на машине до водопада Красивый. Множество ресурсов в Интернете уверяло, что дорога до базы КСС «вполне приличная», и по ней может проехать «любая легковушка». Это действительно так, если у вас машина с полным приводом.


Водопад находится на реке Рисйок, что в переводе с саамского означает «Березовая река». Действительно, по берегам горной речки растут невысокие березки. Несмотря на свое название, водопад находится на речке, вода в которой не является родниковой. Она питается ручьями, вытекающими из штолен объектов, на которых были произведены два ядерных взрыва.




Из Хибин мы отправились в Лапландский заповедник. Когда мы поднялись на вершину Ельнюн II, нашим взорам открылись бескрайние просторы горной тундры и озер. На горе расположен сейд — священный камень саамов. Согласно верованиям саамов, в сейды вселялись духи, благодаря чему камни оживали. О них сохранилось много сказок и преданий.
По пути на гору нам удалось встретить только лемминга и белку, но на берегу Чунозера мы обнаружили следы медведя. В заповеднике большое количество лишайников, которых мы не видели в других местах. Здесь горная часть нашего путешествия закончилась.




Стоит отметить, что все три горных массива, на которых мы побывали, внешне похожи. Это старые низкие горы, самые высокие из которых чуть более 1000 метров. Населенность этих мест не одинакова. Местность вокруг Ловозерских тундр заболочена, единственный населенный пункт в этих местах — пос. Ревда. В Хибинах есть два города (Апатиты и Кировск) и горнолыжный курорт. Массив Чуна-тундра находится на территории заповедника.
Из всех горных массивов Кольского Хибины наиболее подверглись промышленному освоению. Впрочем, развитие горной промышленности началось лишь в начале 30-х годов ХХ века, после экспедиций А. Е. Ферсмана. Более ранние попытки добычи полезных ископаемых, в том числе серебра, кончались неудачами.
Горные массивы Кольского имеют разную геологическую историю. Возраст Ловозерского щелочного массива, по данным изотопного анализа, составляет 362 ± 17 млн лет. По-видимому, Ловозерские тундры несколько древнее Хибин. Ловозерские тундры и Хибины разделены Умбозером. С противоположной стороны Хибинские тундры ограничены озером Имандра. Возраст Хибин, по данным изотопного анализа, составляет 365–369 млн лет. Ловозерский и Хибинский массивы по своему внутреннему строению автономны, поэтому, хотя состав образующих их пород схож, они являются независимыми. Горный массив Чуна-тундра расположен в Северо-Восточной части Балтийского щита и входит в состав Главного хребта. Горы эти начали формироваться в ранний верхнеархейский период (≈ 2,95–2,85 млрд лет) и состоят из пород, частично отличающихся от состава пород, образующих Ловозерский и Хибинский массивы.
Из горной части Кольского полуострова мы вернулись обратно в Кандалакшу. В местах этих в древности селились рыболовы. Одно из первых упоминаний о поморах и строительстве в районе Кандалакши в русских летописях относится к началу XVI века: «Приехали к Москве (в 1526 г.) Поморцы и Лопляне с моря Океана из Кандолажской губы, усть Нивы реки, из дикой Лопи, и били челом государю, и просили антиминс и священников церковь осветить и просветить их святым крещением, и Государь велел архиеп. Макарию послать из Новаграда от Соборной церкви священника и дьякона, и они приехали осветили церковь Рождества Иоанна Предтечи и многих Лоплян крестили...» Позднее при храме был построен Кандалакшский монастырь, упраздненный еще в XVIII веке. До наших дней постройки не сохранились.
По возращении в Кандалакшу мы сделали несколько фотографий шхер Кандалакшского залива. На Белом море в тот вечер был штиль. В небе сияло закатное солнце. Вместе с нашим путешествием по Кольскому полуострову закончился и бесконечный проливной дождь. Впереди нас ждала дорога домой.



Автор выражает благодарность И. А. Горбунову за помощь в проведении съёмок.

Материал взят: Тут

Другие новости

Навигация