Колесная спецтехника: доспехи для «Мустангов» ( 19 фото )
- 06.03.2021
- 14 683
Бронеавтомобиль КАМАЗ-5350 с защищенным модулем ММ-501. Фото: Vitaly V. Kuzmin, vitalykuzmin.net
Для войны по новым правилам
В предыдущей части истории про КамАЗ-4310 шла речь о бронированных исполнениях двухосной модификации 43501. В этом материале пойдет речь о более тяжелых внедорожниках под маркой КамАЗ.
Потребность в бронировании машин серии 4310 и аналогов Урал-4320 впервые появилась на рубеже 80–90 годов прошлого века. Так называемые «локальные войны» и «горячие точки» показали неприспособленность армейской автомобильной техники к новым правилам войны. С этим столкнулись как в армейских строевых частях, так и во внутренних войсках. На тот момент у промышленности создавать с нуля полноценные MRAP типа Buffel или Casspir не было ни времени, ни средств.
Поэтому вполне логичным выглядела доработка стандартных армейских КамАЗов по требованиям времени. Превращать машины в «транспортно-боевые» никто не собирался – для этой цели существовали БМП и БТР. Броневики должны были выдерживать обстрел из наиболее распространенного стрелкового оружия калибром до 7,62 мм включительно, а также подрыв легких боеприпасов.
Десантный бронемодуль ММ-501 в кузове «Мустанга» скрыт тентом от лишних глаз. Фото: Vitaly V. Kuzmin, vitalykuzmin.net
Одними из наиболее совершенных бронированных КамАЗов стали грузовики СБА-60 на шасси 5350, вмещающие 12–14 бойцов с полной боевой экипировкой.
Разработкой модели занималась корпорация «Защита» в 2011–2012 годах. Отличительной особенностью грузовика был кунг скрытого бронирования с элементами противоминной защиты – V-образным дном и амортизационными подвесными креслами, исключающими контакт ног с полом. В укороченном варианте с передними и задними дверями СБА-60 рассчитывался на 12 бойцов, а в удлиненном с одним задним выходом на 14.
Для сравнения, капотный Урал мог брать в бронекунг СБА-56 не более 12 бойцов – сказывалась меньшая длина грузовой платформы. Однако водители Уралов могли чувствовать себя в большей безопасности. Во-первых, от мин защищало расположение кабины за моторным отделением. А, во-вторых, от фронтального стрелкового огня частично оберегал мотор, заключенный в бронекапсулу.
Разработчики серии СБА-60 провели совместно ЦНИИ травматологии и ортопедии им. Н.Н. Приорова серию экспериментальных подрывов с использованием в качестве подопытных свиней и кроликов. Исследования показали, что подобные бронекунги выдерживают до 6 кг взрывчатки в тротиловом эквиваленте. Очень достойный результат для машин подобной конструкции и класса.
Противопульная защита конструкции оберегала бойцов от 7,62-мм винтовочного патрона с термоупрочненным сердечником СВД или ПКМ. Броня выдерживала стрельбу из подобного оружия с расстояния от 10 метров. Кроме этого, противоминная защита кабины КамАЗ-5350 обеспечивала устойчивость к 2 кг взрывчатки. Однако (из-за особенностей конструкции) не позволяла полноценно бронировать мотор по 6-му классу.
Десантный бронемодуль ММ-501 в кузове «Мустанга» скрыт тентом от лишних глаз. Фото: Vitaly V. Kuzmin, vitalykuzmin.net
Одним из важнейших качеств бронированной колесной спецтехники должная стать скрытность монтажа защиты. Когда в колонне военной техники движется машина, нарочито обвешенная бронепанелями с бойницами, она заставляет атакующих обращать внимание на себя, в первую очередь, а также подбирать для стрельбы более крупные калибры.
В полном соответствии с этими требованиями в Набережных Челнах в компании «Астэйс» уже много лет выпускают КамАЗы с бронемодулями ММ-501/502. Броня модульного кунга соответствует 5 классу баллистической защиты и имеет форму каркаса тента, что позволяет маскировать машину под обычный грузовик.
В случае необходимости модуль ММ-501/502 может быть демонтирован и установлен в виде импровизированного блокпоста. Восемь бойниц по три на каждом борту и две в дверях помогут какое-то время держать оборону. Модуль ММ-502 отличается от 501 уменьшенной с 5190 мм до 4650 мм длиной с неизменной «пассажировместимостью» в 14 бойцов.
Несмотря на то, что разработчики декларируют противоминную стойкость, говорить об её эффективности не приходится. Дно у бронемодуля плоское, а сиденья жестко крепятся к полу, значительно повышая вероятность травмирования бойцов при подрыве даже без поражения брони. Впрочем, для по-настоящему «горячих» точек у КамАЗа есть более совершенные машины.
«Выстрелы» и «Булат»
Эволюция отечественной легкобронированной техники в конце 90-х годов совершила головокружительный кульбит, развернувшись на 180 градусов. Оказалось, что плавающие БТР-80 не совсем годятся для войны против полупартизанских формирований. И лучше всего на эту роль подходят машины забытых уже семейств БТР-152 и БТР-40.
Во-первых, такие бронетранспортеры гораздо дешевле плавающих машин, предназначенных для условий ядерной войны. Во-вторых, они удобнее и позволяют перевозить больше бойцов. В-третьих, капотная компоновка отлично зарекомендовала себя, как наиболее устойчивая к подрыву. Никто, конечно, не собирался возвращаться к платформам ЗИС-151 и ГАЗ-63, ставших базами для послевоенных БТР-152 и БТР-40, соответственно. Первоначально в качестве основы взяли двухосный КамАЗ-4326 с 220-сильным мотором.
«Выстрел» на выставке «Армия». Фото: Vitaly V. Kuzmin, vitalykuzmin.net
В 1997 году на базе грузовика построили опытную БПМ-97, головными разработчиками которой выступали Научно-производственный центр «Специальное машиностроение» МГТУ им. Н.Э. Баумана и НИИ Стали. Курганский машиностроительный завод сварил несущий бронекузов на 8 человек и с поворотной башенкой с 12,7-мм пулеметом.
Спустя три года появился вариант БПМ-2000 с 14,5-мм пулеметом и 260-сильным дизелем. Небольшая партия броневиков ушла в Пограничные войска, но не снискала там славы по причине низкого качества и неудобства эксплуатации. Позднее машину переименовали в КамАЗ-43269 «Выстрел», немного модернизировали (в частности, на части машин установили цельное ветровое бронестекло) и только в 2010 году приняли на снабжение в Российскую армию.
Но к этому времени она уже успела морально устареть – сказывались плохая обзорность, тесный салон, неудобный вход-выход, слабое бронирование и невысокая для своего времени взрывозащищенность.
Таким могло бы стать семейство «Выстрел-2»..
В 2009 году Камский автозавод принялся за глубокую модернизацию двухосного броневика. Тема получила условный шифр «Выстрел-2» и концептуально прорабатывалась челнинской фирмой Автодизайн. Это была инициативная идея КамАЗа, рассчитывающего на заказы Министерства обороны.
Надо отметить, что «Выстрел» не просто модернизировали, а превращали в целое семейства бронемашин на базе трех- и четырехосных «Мустангов». Изначально планировались как капотные, так и бескапотные машины с широкой гаммой модульных кузовов. Но проект бы закрыт в связи с началом разработки машин семейства «Тайфун».
Машина дистанционного разминирования 15М107 Листва на базе КАМАЗ-53269 «Булат». Фото: Vitaly V. Kuzmin, vitalykuzmin.net
Идеи, заложенные в ОКР «Выстрел-2», частично реализовали в упоминаемой корпорации «Защита», когда в 2012 году продемонстрировали бронеавтомобиль СБА-60-К2 «Булат».
Машину построили вокруг шасси КамАЗ-5350 (43118), перекроив его под капотную компоновку. Как утверждают в «Защите», разработку вели с учётом мнения офицеров, воевавших в «горячих» точках 90-х годах. Первоначально броневик предназначался внутренним войскам. И самый первый экземпляр передали Сахалинскому ОМОНу, работающему на Северном Кавказе. «Булат» достаточно неплохо защищен по 6-му классу от стрелкового оружия и осколков, но не самым лучшим образом оберегает от мин и СВУ.
Мобильный пункт управления подразделения БПЛА на базе КАМАЗ-43269 «Выстрел». Фото: Vitaly V. Kuzmin, vitalykuzmin.net
Мобильный комплекс противодействия БПЛА «Рать» на платформе «Булата». Фото: Vitaly V. Kuzmin, vitalykuzmin.net
Несмотря на то, что кузов напоминает обводами V-образный профиль, а десант размещается на амортизированных креслах, бронемашина может выдержать под колесами не более 2 кг взрывчатки в тротиловом эквиваленте.
Виной тому и относительно слабое бронирование днища, и слишком низкий силуэт «Булата» – взрывной волне просто негде рассеиваться. Тем не менее, и «Выстрел», и «Булат» нашли свою нишу в российской армии.
Помимо прямой функции доставки бойцов к фронту, броневики используются как мобильные пункты управления БПЛА, а также для подавления дронов.
В РВСН машины нашли своё применение в составе комплекса дистанционного разминирования 15М107 «Листва».
Продолжение следует...
Автор:Евгений Федоров
Материал взят: Тут