В гармонии с природой. Орнамент эпохи модерна ( 24 фото )
- 02.03.2021
- 8 409
Художники всегда искали вдохновение в природе, пытаясь найти новые образы или передать то неуловимое, что так притягивает в мире растений и животных. Но, пожалуй, сильнее всего связь природы и искусства проявилась в художественном направлении, которое во Франции носит название ар-нуво, в Германии - югендстиль, в Италии - стиль Либерти. В России мы знаем его как модерн.
Модерн взял за основу саму природу, ее различия и единство, ее естественность, выраженную в плавности линий. Главное для художника эпохи модерна - это общая гармония растительных форм, естественное соединение образов как в отдельном предмете, так и в архитектурном решении в целом.
Как рождались идеи, какие природные образы казались художникам-модернистам наиболее привлекательными, какими предметами окружали себя поклонники этого стиля на рубеже XIX-XX веков - найти ответы на эти вопросы можно на выставке, которая проходит сейчас в саратовском музее-усадьбе В.Э.Борисова-Мусатова. На ней представлено декоративно-прикладное искусство, печатная графика и книги из собрания Радищевского музея
Для меня модерн - это всегда больше про архитектуру, а тут я увидела эскизы и фотографии ювелирных украшений - и не смогла оторвать глаз. Это что-то невероятное! Своей красотой и изяществом они могут сравниться с самой природой и кажется, что она и создала их, а не человеческие руки
Анри Жилле. Ювелирные украшения
А это гребень дизайна Рене Лалика
Не поленилась, нашла фото украшения в цвете. По-моему, это божественно
Посмотрите отдельно его работы. Они невероятны!
На выставке еще есть очень красивые туалетные принадлежности. Вот этот, например, набор с зеркальцем и флакончиками в стекле цвета молодой листвы
Модерну вообще присуще использование цветов и оттенков, приближенных к натуральным: зеленого, голубого, бежевого, белого. А еще модерн - это много цветов, и не в букетах, а соло. Символизма в работах тоже немало. Например, одним из самых распространенных элементов рисунка в модерне стал бутон, который символизировал зарождение жизни
Э.Бек. Растительный орнамент
Модерн заставил по-новому взглянуть на самые простые полевые и лесные цветы. Тот же чертополох вообще стал одним из основных цветов этого художественного направления
Вот еще, например, дикая герань
Марсель Годен. Дикая герань.
Лист из альбома Эжена Грассе "Растения и их декоративное применение". Париж, 1896
Или вот совсем неожиданно:
репа)
Жорж Буржео. Репа
Лист из альбома Эжена Грассе "Растения и их декоративное применение". Париж, 1896
Художники модерна по сути были натуралистами, настолько тщательно они изучали природу, чтобы потом воплотить увиденное и подмеченное в затейливом узоре на ткани, в росписи на стекле, в изящной металлической конструкции, в формах светильников или в деталях мебели, которая стала не просто предметом интерьера, а настоящим произведением искусства
Арнольд Лёйнгрюн. Декоративные детали орнамента для сундука. Хромолитография
Дом в стиле модерн - это одновременно цветущий вишнёвый сад и летний луг, подводный мир и мир насекомых и птиц, а еще домик на дереве или само дерево, внутри которого ты магическим образом оказался. Глядя на эти эскизы, я вспоминала шикарную мебель в Поленово и особняк Рябушинского, в котором интерьер кажется бесконечным сплетением плавных линий
Арнольд Лёйнгрюн. Декоративные элементы для экрана и камина
Поистине, фантазия тех, кто подарил нам восхитительные украшения, бесподобные живописные произведения, удивительные предметы интерьера и потрясающую архитектуру в стиле модерн, была безграничной настолько, насколько бесконечны природные образы, которые вдохновляли художников
Э.Бек. Растительный орнамент.
Лист из альбома "Растения и их применение в искусстве и промышленности". Вена. Издатели: Герлах и Шенк. 1887
А.Смит. Животные мотивы
Рене Боклер. Женские головы в медальонах
Ваза-конфетница. 1908-1914
Русская Польша, Варшава. Фабрика Норблина, братьев Бух и Т.Вернера.
Оловянный сплав "Verit", штамповка, гальваносеребрение
Выставка будет работать в музее-усадьбе В.Э.Борисова-Мусатова до 4 апреля.
Напомню, что находится музей по адресу: ул. Вольская, 33, это между Бахметьевской и Белоглинской
Модерн взял за основу саму природу, ее различия и единство, ее естественность, выраженную в плавности линий. Главное для художника эпохи модерна - это общая гармония растительных форм, естественное соединение образов как в отдельном предмете, так и в архитектурном решении в целом.
Как рождались идеи, какие природные образы казались художникам-модернистам наиболее привлекательными, какими предметами окружали себя поклонники этого стиля на рубеже XIX-XX веков - найти ответы на эти вопросы можно на выставке, которая проходит сейчас в саратовском музее-усадьбе В.Э.Борисова-Мусатова. На ней представлено декоративно-прикладное искусство, печатная графика и книги из собрания Радищевского музея
Для меня модерн - это всегда больше про архитектуру, а тут я увидела эскизы и фотографии ювелирных украшений - и не смогла оторвать глаз. Это что-то невероятное! Своей красотой и изяществом они могут сравниться с самой природой и кажется, что она и создала их, а не человеческие руки
Анри Жилле. Ювелирные украшения
А это гребень дизайна Рене Лалика
Не поленилась, нашла фото украшения в цвете. По-моему, это божественно
Посмотрите отдельно его работы. Они невероятны!
На выставке еще есть очень красивые туалетные принадлежности. Вот этот, например, набор с зеркальцем и флакончиками в стекле цвета молодой листвы
Модерну вообще присуще использование цветов и оттенков, приближенных к натуральным: зеленого, голубого, бежевого, белого. А еще модерн - это много цветов, и не в букетах, а соло. Символизма в работах тоже немало. Например, одним из самых распространенных элементов рисунка в модерне стал бутон, который символизировал зарождение жизни
Э.Бек. Растительный орнамент
Модерн заставил по-новому взглянуть на самые простые полевые и лесные цветы. Тот же чертополох вообще стал одним из основных цветов этого художественного направления
Вот еще, например, дикая герань
Марсель Годен. Дикая герань.
Лист из альбома Эжена Грассе "Растения и их декоративное применение". Париж, 1896
Или вот совсем неожиданно:
репа)
Жорж Буржео. Репа
Лист из альбома Эжена Грассе "Растения и их декоративное применение". Париж, 1896
Художники модерна по сути были натуралистами, настолько тщательно они изучали природу, чтобы потом воплотить увиденное и подмеченное в затейливом узоре на ткани, в росписи на стекле, в изящной металлической конструкции, в формах светильников или в деталях мебели, которая стала не просто предметом интерьера, а настоящим произведением искусства
Арнольд Лёйнгрюн. Декоративные детали орнамента для сундука. Хромолитография
Дом в стиле модерн - это одновременно цветущий вишнёвый сад и летний луг, подводный мир и мир насекомых и птиц, а еще домик на дереве или само дерево, внутри которого ты магическим образом оказался. Глядя на эти эскизы, я вспоминала шикарную мебель в Поленово и особняк Рябушинского, в котором интерьер кажется бесконечным сплетением плавных линий
Арнольд Лёйнгрюн. Декоративные элементы для экрана и камина
Поистине, фантазия тех, кто подарил нам восхитительные украшения, бесподобные живописные произведения, удивительные предметы интерьера и потрясающую архитектуру в стиле модерн, была безграничной настолько, насколько бесконечны природные образы, которые вдохновляли художников
Э.Бек. Растительный орнамент.
Лист из альбома "Растения и их применение в искусстве и промышленности". Вена. Издатели: Герлах и Шенк. 1887
А.Смит. Животные мотивы
Рене Боклер. Женские головы в медальонах
Ваза-конфетница. 1908-1914
Русская Польша, Варшава. Фабрика Норблина, братьев Бух и Т.Вернера.
Оловянный сплав "Verit", штамповка, гальваносеребрение
Выставка будет работать в музее-усадьбе В.Э.Борисова-Мусатова до 4 апреля.
Напомню, что находится музей по адресу: ул. Вольская, 33, это между Бахметьевской и Белоглинской
Материал взят: Тут