sersaratov
РЕШЕНИЕ ЗА ПРАВИТЕЛЬСТВОМ: НЕФТЕДОЛЛАРЫ ПОТЕКУТ РЕКОЙ, НО В РОССИЮ ЛИ ( 1 фото )
ФОТО: LARISA RUDENKO/SHUTTERSTOCK
КОНСТАНТИН ДВИНСКИЙ
Рост мировых цен на нефть обеспечит возобновление притока в Россию десятков миллиардов валютной выручки. Это даёт нашей стране очередной шанс на проведение качественных преобразований и развитие реального сектора экономики.
В конце февраля нефть марки Brent "перепрыгнула" отметку в 65$ за баррель. Мировые банки и международные рейтинговые агентства нон-стопом повышают прогнозы по средней цене на нефть в 2021 году. Так, Goldman Sachs увеличила эту цифру сразу на 13%: с $58,5 до $66. А ведь ещё в ноябре–декабре прогнозные значения составляли скромные $40–45.
И это ещё не предел. Мировая экономика продолжает восстанавливаться. Советник председателя Союза нефтегазопромышленников России, выступая в программе "Царьград. Главное", заявил, что мировая экономика сможет переварить последствия коронакризиса только к середине 2021 года, а полное восстановление баланса спроса и предложения на рынке нефти произойдёт не ранее осени.
Дорогие углеводороды вновь обеспечат приток нефтедолларов в Россию. После выхода на докризисные показатели добычи нефти в нашу страну будет ежемесячно поступать 250–400 млрд рублей сверхприбыли. Как это было в 2018–2019 годах. Соответственно, у России вновь появится шанс эффективно использовать поступающие ресурсы для развития несырьевых секторов экономики. Наконец-то добиться того самого избавления от нефтяной иглы, которого страна ждёт уже более сорока лет.
История сверхдоходов
В нулевых годах, кто нефть внезапно скакнула за $100, перед верховной властью стояла задача резкого увеличения благосостояния граждан. Нефтяные деньги были использованы для роста зарплат бюджетников, повышения социальных пособий, выплаты внешнего долга. Фактически в то время Россия экспортировала дорогие углеводороды, а на полученные деньги закупала все прелести победившего капитализма.
Но, разумеется, подобную ситуацию нельзя было считать нормальной. Российская экономика целиком и полностью зависела от биржевых котировок, и в случае их резкого обрушения мог вполне повториться дефолт 1998 года. С этой целью нефтяные сверхдоходы были пущены на создание больших объёмов резервов. Так, с 2006 по 2013 год их объём вырос в 3 раза: со 182 млрд до 537 млрд долларов.
ЗВР России позволили преодолеть кризис 2015 года. Потраченные в 2014–2016 гг. 163 млрд долларов поставили крест на планах Запада уничтожить российскую экономику. Однако дальше начали происходить странные вещи.
Благодаря выросшей цене на нефть объём ЗВР России вновь стал расти. С каждым годом значение всё увеличивалось, однако правительство Медведева не спешило вкладывать средства в развитие экономики, хотя, казалось, сделать это просто необходимо. Да, Россия пережила кризис, но ВВП расти перестал. В 2015–2019 гг. его среднее значение составило скромные +0,96%. Но стимулирования экономики не происходило.
На 1 января 2020 года благодаря нефтяным сверхдоходам объём ЗВР установил исторический рекорд: 554 млрд долларов. Однако правительство так и не разработало критерии вложений этих средств в экономические проекты. Силуанов, как и несколько лет назад, продолжал повторять мантру про необходимость наличия "кубышки" на чёрный день.
Новая надежда
Сразу же после смены кабинета министров и прихода блока Мишустина – Белоусова новое правительство взялось за активную разработку проектов развития. Уже в феврале Андрей Белоусов поручил Министерству экономического развития создать шорт-лист проектов, в которые могли быть инвестированы средства ФНБ. Однако грянул коронакризис, и далеко идущие планы Белого дома встали на паузу.
И вот теперь, когда острая фаза кризиса позади, правительство вновь приступило к разработке планов по эффективному использованию нефтедолларов. Благо, в ближайшее время ожидается их большое количество.
В отличие от предыдущих лет, сейчас мы имеем серьёзные основания полагать, что нефтяные сверхдоходы пойдут на реализацию по-настоящему необходимых для страны задач. К ним можно отнести масштабное строительство инфраструктуры, развитие нефтегазохимии и IT-отрасли, создание качественной системы образования и здравоохранения.
В редких комментариях Андрея Белоусова содержатся намеки на то, что правительство намерено направить потоки нефтедолларов на социально-экономическое развитие страны. Но одного желания Мишустина, Белоусова, Борисова и других мало. Гораздо важнее сломить сопротивление системных либералов (Силуанова, Кудрина, Набиуллиной), не рассматривающих нефтедоллары как важный инструмент экономического роста. Впрочем, в 2020 году влияние системных либералов ослабло, рычаги управления реальной экономики перешли государственникам. Однако финансовый сектор до сих пор находится под контролем системных либералов, а ведь значительная часть инвестиций осуществляется как раз через банковские учреждения.
Взято: Тут
1274