Devil
Чем украшали ёлку в царские времена ( 3 фото )
Большинство из нас ещё помнят, как выглядели елки в советское время, а сейчас наряжают вполне современные. А вот как выглядели елки тогда, когда их только начали наряжать в нашей стране мы можем только представлять. Но кто знает, может у вас есть желание устроить новый год именно в таком стиле? Тогда мы вам немного поможем.
Ёлка как символ рождества стала завоевывать любовь жителей только в начале XIX века. Во многом это произошло благодаря немецкому происхождению почти всех российских императриц XIX столетия. Немецкие жены русских императоров хоть и принимали православие, но оставались под влиянием традиций и обычаев родной страны. В Германии рождественская ёлка была не просто атрибутом религиозного праздника – уже в XIX столетии она стала национальным символом. Каждый немец, будь он беден или богат, обязательно наряжал в своем доме рождественскую ель. И сегодня считается, что увидеть классически украшенное рождественское дерево можно именно в Германии. В Санкт-Петербурге в начале XIX века чуть ли не треть населения составляли немцы. Уже к 30-м годам наряженная рождественская ель стала главным праздничным атрибутом состоятельных жителей города.
Особая заслуга в распространении традиции устанавливать и украшать ёлки в Петербурге, а затем и по всей России принадлежала супруге российского императора Николая I, прусской принцессе Александре Фёдоровне. Именно она убедила своего мужа, что наряжать праздничное дерево каждый год в канун Рождества – хорошая семейная традиция, и образ русского монарха в глазах общественности от этого только выиграет.
«Вкусные» игрушки из кондитерских
В самом начале устанавливать и украшать ели было частью дворянской культуры. Их цена колебалась от 20 до 200 рублей, при этом доходы населения были низкими. По свидетельству историков, в середине XIX века провинциальные приказчики получали от 50 до 100 рублей в год, уездные и городские врачи – от 180 до 224 рублей. Обычному городскому жителю купить и нарядить ёлку было непросто. Поэтому, по мнению историка Аллы Сальниковой, до середины ХХ века редко можно было встретить наряженную ёлку в крестьянской избе.
В Петербурге долгое время ёлки продавали только в немецких кондитерских. Рождественское дерево выставляли на продажу уже наряженным в кондитерской «Доминик» на Невском проспекте, кафе Генриха Пфейфера, торговавшего вблизи Александринского театра. Ёлки были убраны китайскими фонариками, гирляндами, фигурками из шоколада, ароматными пряниками, засахаренными яблоками и позолоченными орехами.
До революции русские ёлочные игрушки в основном копировали европейские, не были тематическими, за исключением библейских сюжетов и, можно сказать, почти не имели собственного национального «лица». На праздничное дерево жители Петербурга вешали гирлянды (бусы, цепи и венки), которые считались атрибутом святости; колокольчики, олицетворявшие божественный голос; яблоки и груши, напоминавшие райскую пищу; орехи, символизирующие непостижимый божественный промысел. Важным символом христианской традиции были ёлочные свечи, напоминавшие о трепетной человеческой душе.
Во многих домах Петербурга вошло в традицию «освещать» или «зажигать» ёлку. Почти сразу этот ритуал стал семейной традицией. Долгое время на ёлки крепили настоящие свечи, что нередко приводило к драматическим последствиям. Мода на электрические гирлянды пришла только к концу XIX века, но они были дорогим удовольствием и вплоть до середины ХХ века на елях в прямом смысле слова «зажигали свечи». Первая электрическая гирлянда торжественно засияла на публичной ёлке в 1882 в Царскосельском манеже.
Среди «съедобных» елочных украшений в конце XIX столетия встречались самые ранние игрушки российской тематики – козули. Козули — это вид северо-русских пряников из ржаного теста с глазурью. Они выпекались на Рождество и часто хранились в доме до следующего года. Козули могли изображать домашних животных, ангелов, звезд, виноград и даже вазы с цветами. На рубеже веков их пекли в виде паровозов, пароходов, аэропланов и дирижаблей. Очень популярно было изготавливать игрушки, отражающие время. Так случилось с дирижаблями. До сегодняшних дней в семейных сундуках сохранились дирижабли из стекла, папье-маше и картона.
Стеклянные украшения
С 1850-х гг. в Европе и в России вошли в моду стеклянные украшения. Их появление на праздничном дереве – вынужденная мера, это было время, когда во многих европейских странах пару лет подряд не уродились орехи и яблоки. Начиная со второй половины XIX века, Германия стала основным производителем и экспортером ёлочных украшений из разных материалов. Русские торговцы раз в год непременно выезжали в Германию и закупали игрушки на продажу. В России в это время работали небольшие кустарные мастерские по производству игрушек, а ближе к концу века открылись первые заводы – в Клину (Подмосковье) и Санкт-Петербурге. На Петербургской фабрике игрушки делали в основном из привезенных немецких заготовок. Несмотря на запуск отечественного производства, немецкие стеклянные шары и колокольчики по-прежнему ценились очень высоко. Немецкие мастера делали их из тончайшего стекла, расписывали яркими красками, и, произведенные в Клину и Санкт-Петербурге игрушки, выглядели на их фоне довольно бледно.
Ёлка как символ рождества стала завоевывать любовь жителей только в начале XIX века. Во многом это произошло благодаря немецкому происхождению почти всех российских императриц XIX столетия. Немецкие жены русских императоров хоть и принимали православие, но оставались под влиянием традиций и обычаев родной страны. В Германии рождественская ёлка была не просто атрибутом религиозного праздника – уже в XIX столетии она стала национальным символом. Каждый немец, будь он беден или богат, обязательно наряжал в своем доме рождественскую ель. И сегодня считается, что увидеть классически украшенное рождественское дерево можно именно в Германии. В Санкт-Петербурге в начале XIX века чуть ли не треть населения составляли немцы. Уже к 30-м годам наряженная рождественская ель стала главным праздничным атрибутом состоятельных жителей города.
Особая заслуга в распространении традиции устанавливать и украшать ёлки в Петербурге, а затем и по всей России принадлежала супруге российского императора Николая I, прусской принцессе Александре Фёдоровне. Именно она убедила своего мужа, что наряжать праздничное дерево каждый год в канун Рождества – хорошая семейная традиция, и образ русского монарха в глазах общественности от этого только выиграет.
«Вкусные» игрушки из кондитерских
В самом начале устанавливать и украшать ели было частью дворянской культуры. Их цена колебалась от 20 до 200 рублей, при этом доходы населения были низкими. По свидетельству историков, в середине XIX века провинциальные приказчики получали от 50 до 100 рублей в год, уездные и городские врачи – от 180 до 224 рублей. Обычному городскому жителю купить и нарядить ёлку было непросто. Поэтому, по мнению историка Аллы Сальниковой, до середины ХХ века редко можно было встретить наряженную ёлку в крестьянской избе.
В Петербурге долгое время ёлки продавали только в немецких кондитерских. Рождественское дерево выставляли на продажу уже наряженным в кондитерской «Доминик» на Невском проспекте, кафе Генриха Пфейфера, торговавшего вблизи Александринского театра. Ёлки были убраны китайскими фонариками, гирляндами, фигурками из шоколада, ароматными пряниками, засахаренными яблоками и позолоченными орехами.
До революции русские ёлочные игрушки в основном копировали европейские, не были тематическими, за исключением библейских сюжетов и, можно сказать, почти не имели собственного национального «лица». На праздничное дерево жители Петербурга вешали гирлянды (бусы, цепи и венки), которые считались атрибутом святости; колокольчики, олицетворявшие божественный голос; яблоки и груши, напоминавшие райскую пищу; орехи, символизирующие непостижимый божественный промысел. Важным символом христианской традиции были ёлочные свечи, напоминавшие о трепетной человеческой душе.
Во многих домах Петербурга вошло в традицию «освещать» или «зажигать» ёлку. Почти сразу этот ритуал стал семейной традицией. Долгое время на ёлки крепили настоящие свечи, что нередко приводило к драматическим последствиям. Мода на электрические гирлянды пришла только к концу XIX века, но они были дорогим удовольствием и вплоть до середины ХХ века на елях в прямом смысле слова «зажигали свечи». Первая электрическая гирлянда торжественно засияла на публичной ёлке в 1882 в Царскосельском манеже.
Среди «съедобных» елочных украшений в конце XIX столетия встречались самые ранние игрушки российской тематики – козули. Козули — это вид северо-русских пряников из ржаного теста с глазурью. Они выпекались на Рождество и часто хранились в доме до следующего года. Козули могли изображать домашних животных, ангелов, звезд, виноград и даже вазы с цветами. На рубеже веков их пекли в виде паровозов, пароходов, аэропланов и дирижаблей. Очень популярно было изготавливать игрушки, отражающие время. Так случилось с дирижаблями. До сегодняшних дней в семейных сундуках сохранились дирижабли из стекла, папье-маше и картона.
Стеклянные украшения
С 1850-х гг. в Европе и в России вошли в моду стеклянные украшения. Их появление на праздничном дереве – вынужденная мера, это было время, когда во многих европейских странах пару лет подряд не уродились орехи и яблоки. Начиная со второй половины XIX века, Германия стала основным производителем и экспортером ёлочных украшений из разных материалов. Русские торговцы раз в год непременно выезжали в Германию и закупали игрушки на продажу. В России в это время работали небольшие кустарные мастерские по производству игрушек, а ближе к концу века открылись первые заводы – в Клину (Подмосковье) и Санкт-Петербурге. На Петербургской фабрике игрушки делали в основном из привезенных немецких заготовок. Несмотря на запуск отечественного производства, немецкие стеклянные шары и колокольчики по-прежнему ценились очень высоко. Немецкие мастера делали их из тончайшего стекла, расписывали яркими красками, и, произведенные в Клину и Санкт-Петербурге игрушки, выглядели на их фоне довольно бледно.
Взято: Тут
0
Комментариев 4