10 экранизаций, которые лучше своих оригиналов ( 10 видео )
- 10.12.2016
- 1 121
Дэвид Финчер в «Исчезнувшей» превратил популярный роман в загадочный, местами даже философский триллер, который был мгновенно признан публикой безотносительно оригинальной книги. В плане адаптаций у Финчера богатый опыт — чего стоят одни только сверхуспешные «Бойцовский клуб», «Девушка с татуировкой дракона» или «Загадочная история Бенджамина Баттона», явно превзошедшие книги, по которым они были сняты (к слову, «Социальная сеть» и «Зодиак» были также отличными экранизациями двух нон-фикшн книг). Но не Финчером, как говорится, единым. Кто еще из режиссеров смог снять фильмы, ставшие явно успешнее своих литературных первоисточников? Мы решили взглянуть на классические экранизации, вопреки привычному порядку вещей ставшие несомненно лучше книг.
Бойцовский клуб (1999)
Сделавший Дэвида Финчера топ-режиссером, «Бойцовский клуб» смог собрать в единый сгусток переживания целого поколения молодых людей, заключенных в рабство каталогов Икеи. В отличие от романа Чака Паланика, дебют фильма был не самым удачным. Но благодаря всем тем, кто нарушил первое правило «Бойцовского клуба», слухи об экранизации передавались из уст в уста, и ее популярность постепенно росла. Книга Паланика и так остается сверхпопулярной, но перечитывая ее после просмотра фильма, ловишь себя на мысли, что для Финчера роман не был просто источником цитат. Фирменная грязноватая проза Паланика не очень-то уж вяжется с крайне стильным подходом в финчеровской экранизации. Как заметил сам Паланик: «Я даже слегка постыдился своей книги, ведь фильм отлично уловил сюжет и преподнес его гораздо эффектнее».
Секреты Лос-Анджелеса (1997)
Калифорнийский нуар Кертиса Хэнсона — еще один фильм, заслуживший благодарность автора книги, по которой он был снят. Джеймс Эллрой назвал «Секреты Лос-Анджелеса» «произведением искусства». Работая над фильмом, Хэнсон и сценарист Брайан Хелгеленд вырезали из 496-страничного романа Эллроя все главы, в которых не шла речь о трех главных героях, таким образом упростив сюжет.
У фильма гораздо более «голливудская» концовка — пролог книги положили в основу финальной перестрелки между хорошими копами (к лице Гая Пирса и Рассела Кроу) и самым примечательным из эллроевских литературных героев — коррумпированным лейтенантом Дадли Смитом. Подходящий конец для современной криминальной эпопеи.
Бегущий по лезвию (1982)
Мрачная антиутопия Ридли Скотта явно превзошла роман Филипа Дика 1968 года. На самом деле фразы «бегущий по лезвию» в романе нигде не найти. Но и «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» едва походила на удачное название для экранизации, в которой Харрисон Форд охотился на вышедших из-под контроля смертельно опасных роботов.
В довольно сложном романе эти события происходят после выдуманной Завершающей мировой войны, в ходе которой большая часть жизни на Земле была уничтожена радиацией, и даже владение животным стало символом особого статуса. Ридли Скотт напомнил об этой сюжетной линии — и, разумеется, об оригинальном названии — в сцене, где герой Форда оплакивает погибшую домашнюю овцу.
Сияние (1980)
Третий изданный роман Стивена Кинга и по сей день, возможно, остается его величайшей работой (вместе с опубликованным в прошлом году продолжением). Основанная на его личной борьбе с алкоголизмом книга легла в основу одноименной картины Стэнли Кубрика 1980 года с Джеком Николсоном в роли сходящего с ума писателя Джека Торренса.
Кубрик, как известно, не особо внимательно относился к написанному Кингом сценарию, и даже показал разбитый красный Фольксваген Торренса на обочине, как бы передавая привет роману Кинга. Также он, к счастью, решил уйти от оживающих в книге животных в изгороди и заменил клюшку, которой Джек выламывал дверь, на всем теперь известную сцену с топором.
Крестный отец (1972)
Криминальная эпопея Фрэнсиса Форд Копполы не нуждается в особых представлениях. Francis Ford Coppola’s American crime epic needs no introduction. Ставший эталоном для целого жарна фильмов оскароносный сценарий был рожден из одноименной книги Марио Пузо, которую они адаптировали для экрана на пару с Копполой. Удивительно для фильма длиной в три часа, но далеко не весь первичный материал был адаптирован — раннюю жизнь Вито Корлеоне оставили для сиквела, а историю о том, как он, используя связи в Голливуде, делает так, чтобы «Оскар» достался его крестнику актеру Джонни Фонтане, вырезали.
Было очевидно, что книга-первоисточник едва ли может рассчитывать даже на малую долю того гигантского признания, что получила экранизация. Дик Шаап из «New York Times» писал в рецензии на книгу: «Принимая во внимания некоторые шероховатости, излишнюю драматизацию и почти полное отсутствие юмора, Пузо написал солидную историю, которую можно без проблем прочесть за один долгий присест. Выберете ночь, когда не будет ничего интересного по телевизору, и вы справитесь с книгой довольно быстро».
Дитя человеческое (2006)
«Прежде всего после просмотра «Дитя человеческого» становится неспокойно на сердце. Неужели это действительно то, куда мы все движемся?» — задавался вопросом кинокритик Роджер Эберт в своей рецензии на антиутопию Альфонсо Куарона. В «Дитя человеческом» въедается в память все — от сурового лица Клайва Оуэна до гнетущей, высохшей картины 12-минутного непрерывного движения по изуродованным войной улицам.
С другой стороны, роман Филлиса Дороти Джеймса 1992 года нечто совершенно иное. Герой Клайва Оуэна Тео Фарон — преподаватель в Оксфорде, а вся история рассказана через заметки в его дневнике. Заканчивается роман перестрелкой Тео и его могущественного брата. Тео готов стать правителем Англии, а ребенок — спасением для страны.
Исчезнувшая (2014)
Литературные снобы были довольно скептически настроены, когда в 2012 году роман Джилиан Флинн захватил аудиторию, чьи вкусы, как правило, определяются обзором книг в бесплатных газетах, и встречался чаще всего в руках пассажиров подземки. Тем не менее книга продавалась огромными тиражами и получала в основном одобрительные отзывы.
Финчер же, давно известный своим умением превращать буквально все в кинематографическое золото, смастерил из хорошего романа (сценарий тоже написала Флинн) один из лучших фильмов года. Роману попросту не дано тягаться с творением Финчера. Это другая весовая категория, с Беном Аффлеком и Розамунд Пайк в главных ролях, Нилом Патриком Харрисом на каких-то второстепенных и музыкальным сопровождением от Трента Резнора и Аттикуса Росса. Да и совершенно неудавшаяся концовка книги была правильным образом переработана в экранизации.
Живешь только дважды (1967)
Это не самый лучший фильм о Джеймсе Бонде, но пятое появление Коннери в роли агента 007 положило начало тому абсурдистскому юмору, который затем будет отличать главного секретного агента в исполнении Роджера Мура. Сценарий Роальда Даля, японская трансформация Бонда с кимоно и катанами и логово главного злодея Блофельда в жерле вулкана сделали «Живешь только дважды» классическим образцом бондианы.
Первоисточник фильма — посмертный роман Яна Флеминга 1964 года — получал смешанные отзывы. Начинается он со спивающегося Бонда, скорбящего по умершей жене, и его последний шанс восстановиться — расследовать загадочный «Сад смерти» в японском замке. Дальше идет затянутое вступление, в ходе которого он учится нырять за жемчугом, живя в семье японских рыбаков. Потом он сражается с Блофельдом (который, само собой, проводит время, расхаживая в самурайской амуниции), убивает его, травмирует голову, теряет память, и в итоге его приводит обратно к жизни рыбак. Но хуже всего то, что кодовый номер Бонда сменили на 7777. Ужасно.
Здесь курят (2005)
Снятый по мотивам сатирического романа Кристофера Бакли, это редкий пример фильма, который успешно передает содержание первоисточника. Сюжет опубликованного в 1994 году романа вертится вокруг табачного лоббиста Ника Нэйлора, входящего в группу «Торговцев смертью», которые также лоббируют алкоголь и оружие. Одна из его задач — вернуть сигареты обратно на киноэкраны, для чего Ник (его играет Аарон Экхарт) отправляется в Лос-Анджелес, где становится жертвой заговора — его похищают и пытаются убить, покрыв всего никотиновыми пластырями.
И без того богатую фактуру романа фильм передает еще лучше, чуть приглушая роль похищения и добавляя трагичности более подробным описанием отношений главного героя с сыном. Роджер Эберт писал: «Это одновременно и грубая, и элегантная сатира, кинжал вместо шотгана». К счастью, от планов взять на главную роль Мэла Гибсона быстро отказались, иначе бы мы точно имели шотган.
Вне поля зрения (1998)
Элмор Леонард, может, и писал сценарии для «Джеки Браун», «Вне поля зрения» и совершенно замечательного, но недооцененного сериала «Правосудие», но его работы никогда не получали того признания, которое имеют многие его современники, пишущие детективы (включая Денниса Лихейна и Джеймса Элроя).
Как роман «Вне поля зрения» — история федерального маршала, превратившегося в грабителя банков в бегах, — возможно, и интересный, если в нем немного страниц. Как фильм — одна из самых запоминающихся картин Стивена Содерберга, где Джордж Клуни, до этого смутивший многих в «Бэтмене и Робине», напоминает, что он все-таки кинозвезда. Этот стильный и искусный триллер, к слову, с одной из лучших ролей Дженифер Лопез, по праву получил две номинации на Оскар.
Бойцовский клуб (1999)
Сделавший Дэвида Финчера топ-режиссером, «Бойцовский клуб» смог собрать в единый сгусток переживания целого поколения молодых людей, заключенных в рабство каталогов Икеи. В отличие от романа Чака Паланика, дебют фильма был не самым удачным. Но благодаря всем тем, кто нарушил первое правило «Бойцовского клуба», слухи об экранизации передавались из уст в уста, и ее популярность постепенно росла. Книга Паланика и так остается сверхпопулярной, но перечитывая ее после просмотра фильма, ловишь себя на мысли, что для Финчера роман не был просто источником цитат. Фирменная грязноватая проза Паланика не очень-то уж вяжется с крайне стильным подходом в финчеровской экранизации. Как заметил сам Паланик: «Я даже слегка постыдился своей книги, ведь фильм отлично уловил сюжет и преподнес его гораздо эффектнее».
Секреты Лос-Анджелеса (1997)
Калифорнийский нуар Кертиса Хэнсона — еще один фильм, заслуживший благодарность автора книги, по которой он был снят. Джеймс Эллрой назвал «Секреты Лос-Анджелеса» «произведением искусства». Работая над фильмом, Хэнсон и сценарист Брайан Хелгеленд вырезали из 496-страничного романа Эллроя все главы, в которых не шла речь о трех главных героях, таким образом упростив сюжет.
У фильма гораздо более «голливудская» концовка — пролог книги положили в основу финальной перестрелки между хорошими копами (к лице Гая Пирса и Рассела Кроу) и самым примечательным из эллроевских литературных героев — коррумпированным лейтенантом Дадли Смитом. Подходящий конец для современной криминальной эпопеи.
Бегущий по лезвию (1982)
Мрачная антиутопия Ридли Скотта явно превзошла роман Филипа Дика 1968 года. На самом деле фразы «бегущий по лезвию» в романе нигде не найти. Но и «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» едва походила на удачное название для экранизации, в которой Харрисон Форд охотился на вышедших из-под контроля смертельно опасных роботов.
В довольно сложном романе эти события происходят после выдуманной Завершающей мировой войны, в ходе которой большая часть жизни на Земле была уничтожена радиацией, и даже владение животным стало символом особого статуса. Ридли Скотт напомнил об этой сюжетной линии — и, разумеется, об оригинальном названии — в сцене, где герой Форда оплакивает погибшую домашнюю овцу.
Сияние (1980)
Третий изданный роман Стивена Кинга и по сей день, возможно, остается его величайшей работой (вместе с опубликованным в прошлом году продолжением). Основанная на его личной борьбе с алкоголизмом книга легла в основу одноименной картины Стэнли Кубрика 1980 года с Джеком Николсоном в роли сходящего с ума писателя Джека Торренса.
Кубрик, как известно, не особо внимательно относился к написанному Кингом сценарию, и даже показал разбитый красный Фольксваген Торренса на обочине, как бы передавая привет роману Кинга. Также он, к счастью, решил уйти от оживающих в книге животных в изгороди и заменил клюшку, которой Джек выламывал дверь, на всем теперь известную сцену с топором.
Крестный отец (1972)
Криминальная эпопея Фрэнсиса Форд Копполы не нуждается в особых представлениях. Francis Ford Coppola’s American crime epic needs no introduction. Ставший эталоном для целого жарна фильмов оскароносный сценарий был рожден из одноименной книги Марио Пузо, которую они адаптировали для экрана на пару с Копполой. Удивительно для фильма длиной в три часа, но далеко не весь первичный материал был адаптирован — раннюю жизнь Вито Корлеоне оставили для сиквела, а историю о том, как он, используя связи в Голливуде, делает так, чтобы «Оскар» достался его крестнику актеру Джонни Фонтане, вырезали.
Было очевидно, что книга-первоисточник едва ли может рассчитывать даже на малую долю того гигантского признания, что получила экранизация. Дик Шаап из «New York Times» писал в рецензии на книгу: «Принимая во внимания некоторые шероховатости, излишнюю драматизацию и почти полное отсутствие юмора, Пузо написал солидную историю, которую можно без проблем прочесть за один долгий присест. Выберете ночь, когда не будет ничего интересного по телевизору, и вы справитесь с книгой довольно быстро».
Дитя человеческое (2006)
«Прежде всего после просмотра «Дитя человеческого» становится неспокойно на сердце. Неужели это действительно то, куда мы все движемся?» — задавался вопросом кинокритик Роджер Эберт в своей рецензии на антиутопию Альфонсо Куарона. В «Дитя человеческом» въедается в память все — от сурового лица Клайва Оуэна до гнетущей, высохшей картины 12-минутного непрерывного движения по изуродованным войной улицам.
С другой стороны, роман Филлиса Дороти Джеймса 1992 года нечто совершенно иное. Герой Клайва Оуэна Тео Фарон — преподаватель в Оксфорде, а вся история рассказана через заметки в его дневнике. Заканчивается роман перестрелкой Тео и его могущественного брата. Тео готов стать правителем Англии, а ребенок — спасением для страны.
Исчезнувшая (2014)
Литературные снобы были довольно скептически настроены, когда в 2012 году роман Джилиан Флинн захватил аудиторию, чьи вкусы, как правило, определяются обзором книг в бесплатных газетах, и встречался чаще всего в руках пассажиров подземки. Тем не менее книга продавалась огромными тиражами и получала в основном одобрительные отзывы.
Финчер же, давно известный своим умением превращать буквально все в кинематографическое золото, смастерил из хорошего романа (сценарий тоже написала Флинн) один из лучших фильмов года. Роману попросту не дано тягаться с творением Финчера. Это другая весовая категория, с Беном Аффлеком и Розамунд Пайк в главных ролях, Нилом Патриком Харрисом на каких-то второстепенных и музыкальным сопровождением от Трента Резнора и Аттикуса Росса. Да и совершенно неудавшаяся концовка книги была правильным образом переработана в экранизации.
Живешь только дважды (1967)
Это не самый лучший фильм о Джеймсе Бонде, но пятое появление Коннери в роли агента 007 положило начало тому абсурдистскому юмору, который затем будет отличать главного секретного агента в исполнении Роджера Мура. Сценарий Роальда Даля, японская трансформация Бонда с кимоно и катанами и логово главного злодея Блофельда в жерле вулкана сделали «Живешь только дважды» классическим образцом бондианы.
Первоисточник фильма — посмертный роман Яна Флеминга 1964 года — получал смешанные отзывы. Начинается он со спивающегося Бонда, скорбящего по умершей жене, и его последний шанс восстановиться — расследовать загадочный «Сад смерти» в японском замке. Дальше идет затянутое вступление, в ходе которого он учится нырять за жемчугом, живя в семье японских рыбаков. Потом он сражается с Блофельдом (который, само собой, проводит время, расхаживая в самурайской амуниции), убивает его, травмирует голову, теряет память, и в итоге его приводит обратно к жизни рыбак. Но хуже всего то, что кодовый номер Бонда сменили на 7777. Ужасно.
Здесь курят (2005)
Снятый по мотивам сатирического романа Кристофера Бакли, это редкий пример фильма, который успешно передает содержание первоисточника. Сюжет опубликованного в 1994 году романа вертится вокруг табачного лоббиста Ника Нэйлора, входящего в группу «Торговцев смертью», которые также лоббируют алкоголь и оружие. Одна из его задач — вернуть сигареты обратно на киноэкраны, для чего Ник (его играет Аарон Экхарт) отправляется в Лос-Анджелес, где становится жертвой заговора — его похищают и пытаются убить, покрыв всего никотиновыми пластырями.
И без того богатую фактуру романа фильм передает еще лучше, чуть приглушая роль похищения и добавляя трагичности более подробным описанием отношений главного героя с сыном. Роджер Эберт писал: «Это одновременно и грубая, и элегантная сатира, кинжал вместо шотгана». К счастью, от планов взять на главную роль Мэла Гибсона быстро отказались, иначе бы мы точно имели шотган.
Вне поля зрения (1998)
Элмор Леонард, может, и писал сценарии для «Джеки Браун», «Вне поля зрения» и совершенно замечательного, но недооцененного сериала «Правосудие», но его работы никогда не получали того признания, которое имеют многие его современники, пишущие детективы (включая Денниса Лихейна и Джеймса Элроя).
Как роман «Вне поля зрения» — история федерального маршала, превратившегося в грабителя банков в бегах, — возможно, и интересный, если в нем немного страниц. Как фильм — одна из самых запоминающихся картин Стивена Содерберга, где Джордж Клуни, до этого смутивший многих в «Бэтмене и Робине», напоминает, что он все-таки кинозвезда. Этот стильный и искусный триллер, к слову, с одной из лучших ролей Дженифер Лопез, по праву получил две номинации на Оскар.