Музей деревянного зодчества «Костромская слобода» ( 33 фото )
- 02.12.2016
- 1 469
Сегодня мы посетим с вами один из старейших в нашей стране музей деревянного зодчества под открытым небом, основанный в 1955 году. Среди экспонатов вы можете увидеть одни из древнейших памятников церковной деревянной архитектуры всей Центральной России XVI-XVII вв.
Создание в Костроме музея деревянного зодчества было связано со строительством на Волге плотины Горьковской ГЭС и созданием Горьковского водохранилища в 1955—1957 гг. В 1946 — начале 1950-х гг. в Костромскую область было направлено несколько экспедиций Академии архитектуры СССР с целью выявления особо ценных памятников русской архитектуры. Первой стала экспедиция под руководством С. Л. Агафонова, после чего и началось создание коллекции музея с перевозки в Кострому с затапливаемых территорий памятников культового назначения и крестьянских домов и хозяйственных построек (бань, амбаров, мельниц) XIX — начала XX вв.
Сам музей находится в живописном месте в районе впадении реки Костромы в Волгу и Ипатьевского монастыря. Идти туда можно сначала около 2 км вдоль набережной, затем по лесу.
Теперь посмотрим на артефакты истории. На фото — церковь Всемилостливого Спаса из села Фоминское Костромского района, датируемая 1712 годом. Относится к широко распространённому типу клетских церквей (один или несколько прямоугольных срубов-клетей, покрытых двускатными кровлями).
Храм состоит из четырёх «клетей» (частей, объёмов): алтарь, четверик, трапезная, паперть (сени). Восьмигранная колокольня врублена в кровлю сеней. Кровля храма двускатная «клинчатая», в два слоя тёса «со скалой» (между верхним и нижним слоями тёса уложены широкие листы бересты), главки четверика и колокольни покрыты осиновым лемехом.
Ужик.
Справа — мельница-шатровка из деревни Спас Нерехтского района. Её основной объем с помещениями кладовых, и мукомольным механизмом неподвижен, а верхняя часть с крыльями может поворачиваться для установки против ветра. Постройка имеет трехъярусную композицию.
Дом крестьянки Чапыгиной начала XX века из деревни Большое Андрейково Нерехтского района.
Дом крестьянина Тарасова из деревни Мухино Вохомского района 1 половины XIX века постройки. Дом состоит из двух частей — передняя, используемая для жилья, и задняя, для зимовки домашнего скота. Вместо привычного дымохода, в таких домах использовалась вытяжная щель в потолке, а в подклете под полом крестьяне хранили зимой овощи и другие продукты. Задняя стена скотного двора имеет двойную толщину, чтобы тепло лучше сохранялось. На втором ярусе располагается сеновал и кладовая для хранения различного инвентаря.
Вновь крестьянский дом Скобелкина середины XVIII века из деревни Стрельниково Костромского района — один из старейших в регионе. В доме восстановлен интерьер крестьянского жилища. Характерной особенностью дома является то, что сени в нем имеют значение самостоятельного помещения, отличающегося своей просторностью, хорошей освещенностью и деталями обстановки, характерными для жилого помещения (лавки, стол, кровать, шкафы). Во внутрь не смогли попасть — закрыто было.
На мой взгляд, самая красивая постройка музея, церковь ярусного типа Илии Пророка из села Верхний Берёзовец под Солигаличем, датированная рубежом XVII-XVIII вв.
В центре свода — круглая икона с погрудным изображением Христа Вседержителя. Иконография росписи опирается на лубочную интерпретацию гравюр иллюстрированных Библий XVII в. Письмо отличается редким аскетизмом, практически это рисунок кистью, где только одежды переданы цветным контуром (синий, охра). Рисунок уверенный, свободный, белый фон естественно входит в структуру всех изображений и создает исключительную светозарность, воздушность росписи. Каждая грань свода имеет двойную орнаментальную рамку из крупных, предельно упрощенных листьев аканта. В вершинах семи граней изображены херувимы и серафимы, на восточной грани — «Всевидящее око». На восточной грани свода размещено «Распятие с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом» Это скульптурное навершие иконостаса входит в контекст страстного цикла, как его кульминация, а завершающая сцена «Разделение ризы Христа» по смыслу поставлена напротив «Распятия» на западном лотке свода.
Иконостас четырехъярусный, царские врата резные, ажурные с шестью живописными клеймами (четыре евангелиста и архангел Гавриил с Богоматерью). Центральная часть иконостаса выделена по вертикали спаренными колонками, в навершии которых установлены фигуры предстоящих Распятию. Резьба иконостаса характерна для северного рококо, совмещавшего барочные витые колонки с гроздьями винограда, завитки и классически ясную симметрию композиции.
Музей деревянного зодчества «Костромская слобода». Дом крестьянина Ершова середины XIX века из деревни Портюг Межевского района. Размеры и планировка и конструктивные элементы дома схожи с типами изб русского Севера. Холодная и тёплая избы соединяются друг с другом сенями — «мостом». Из сеней можно попасть в неотапливаемую горницу. Подклет холодной избы использовался под амбар — кладовушку. Посередине кладовой устроена яма — погреб, где хранились соления, квашеная капуста и овощи.
Пароконная сенокосилка 1940-х гг. для скашивания травы. Её рабочая часть включался в себя режущий аппарат, состоящий из пальцевого бруса, внутри которого движется нож. Такая косилка по производительности заменяла труд 8-12 косцов.
Дом крестьянки Лоховой XIX в. постройки из деревни Вашкино Чкаловского района Нижегородской области.
Музей деревянного зодчества «Костромская слобода». Дом Липатова 1857 г. постройки из деревни Журавлёво Макарьевского района. Данный двухэтажный дом принадлежал богатому крестьянину-лесопромышленнику Липатову и строила его плотницкая артель Е. С. Зиринова.
В заключение, знакомьтесь, древнейший памятник церковной деревянной архитектуры всей Центральной России — церковь Собора Пресвятой Богородицы из села Холм Галичского района (1552 г.)
Не менее важная часть экспозиции — коллекция старых глиняных игрушек начала 20 столетия.
Петровская глиняная окарина (свистулька) — один из древнейших духовых инструментов. Главное отличие Петровской глиняной игрушки заключается в зеленовато-буром цвете. Устроена окарина гениально. В глиняном изображении человека или животного или просто яйце делается полость, в которую вдувается воздух. На пути воздушной струи под определённым углом расположен рассекатель. На нём-то и возникает первая вибрация, которая усиливается полостью окарины и ею же сглаживается. Дополнительные отверстия в корпусе окарины предназначены для изменения высоты звука. Декоративные орнаменты: «ёлочки», вертикальные вмятины, точки.
Петровская (она же Сусанинская) игрушка получила свое название от одноименной деревни Петровское, которая находится в Сусанинском районе на юго-западе Костромской области. Гончарный промысел в Костромской губернии ещё в XIX веке существовал во всех уездах, где на 130 кирпичных заводах трудились до 2000 гончаров.
Особенности петровской игрушки заключаются в точности и гармоничности пропорций и утонченном силуэте. Цвет глазури — однотонный зеленоватый или коричневый. Петровские мастера смешивали два сорта глины — коричневую и красную. Украшением игрушек выступают орнаменты в виде елочек, вмятинок и точек. Для нанесения более сложных узоров петровские гончары использовали деревянные штампики. Сюжеты, которые чаще всего встречаются в петровской игрушке — это различные животные (домашний скот, а так же олени, лоси, медведи и т.д.), мужики с гармонями и балалайками, бабы с детьми, скоморохи. Игрушки делают на трех или четырех опорах.
Создание в Костроме музея деревянного зодчества было связано со строительством на Волге плотины Горьковской ГЭС и созданием Горьковского водохранилища в 1955—1957 гг. В 1946 — начале 1950-х гг. в Костромскую область было направлено несколько экспедиций Академии архитектуры СССР с целью выявления особо ценных памятников русской архитектуры. Первой стала экспедиция под руководством С. Л. Агафонова, после чего и началось создание коллекции музея с перевозки в Кострому с затапливаемых территорий памятников культового назначения и крестьянских домов и хозяйственных построек (бань, амбаров, мельниц) XIX — начала XX вв.
Сам музей находится в живописном месте в районе впадении реки Костромы в Волгу и Ипатьевского монастыря. Идти туда можно сначала около 2 км вдоль набережной, затем по лесу.
Теперь посмотрим на артефакты истории. На фото — церковь Всемилостливого Спаса из села Фоминское Костромского района, датируемая 1712 годом. Относится к широко распространённому типу клетских церквей (один или несколько прямоугольных срубов-клетей, покрытых двускатными кровлями).
Храм состоит из четырёх «клетей» (частей, объёмов): алтарь, четверик, трапезная, паперть (сени). Восьмигранная колокольня врублена в кровлю сеней. Кровля храма двускатная «клинчатая», в два слоя тёса «со скалой» (между верхним и нижним слоями тёса уложены широкие листы бересты), главки четверика и колокольни покрыты осиновым лемехом.
Ужик.
Справа — мельница-шатровка из деревни Спас Нерехтского района. Её основной объем с помещениями кладовых, и мукомольным механизмом неподвижен, а верхняя часть с крыльями может поворачиваться для установки против ветра. Постройка имеет трехъярусную композицию.
Дом крестьянки Чапыгиной начала XX века из деревни Большое Андрейково Нерехтского района.
Дом крестьянина Тарасова из деревни Мухино Вохомского района 1 половины XIX века постройки. Дом состоит из двух частей — передняя, используемая для жилья, и задняя, для зимовки домашнего скота. Вместо привычного дымохода, в таких домах использовалась вытяжная щель в потолке, а в подклете под полом крестьяне хранили зимой овощи и другие продукты. Задняя стена скотного двора имеет двойную толщину, чтобы тепло лучше сохранялось. На втором ярусе располагается сеновал и кладовая для хранения различного инвентаря.
Вновь крестьянский дом Скобелкина середины XVIII века из деревни Стрельниково Костромского района — один из старейших в регионе. В доме восстановлен интерьер крестьянского жилища. Характерной особенностью дома является то, что сени в нем имеют значение самостоятельного помещения, отличающегося своей просторностью, хорошей освещенностью и деталями обстановки, характерными для жилого помещения (лавки, стол, кровать, шкафы). Во внутрь не смогли попасть — закрыто было.
На мой взгляд, самая красивая постройка музея, церковь ярусного типа Илии Пророка из села Верхний Берёзовец под Солигаличем, датированная рубежом XVII-XVIII вв.
В центре свода — круглая икона с погрудным изображением Христа Вседержителя. Иконография росписи опирается на лубочную интерпретацию гравюр иллюстрированных Библий XVII в. Письмо отличается редким аскетизмом, практически это рисунок кистью, где только одежды переданы цветным контуром (синий, охра). Рисунок уверенный, свободный, белый фон естественно входит в структуру всех изображений и создает исключительную светозарность, воздушность росписи. Каждая грань свода имеет двойную орнаментальную рамку из крупных, предельно упрощенных листьев аканта. В вершинах семи граней изображены херувимы и серафимы, на восточной грани — «Всевидящее око». На восточной грани свода размещено «Распятие с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом» Это скульптурное навершие иконостаса входит в контекст страстного цикла, как его кульминация, а завершающая сцена «Разделение ризы Христа» по смыслу поставлена напротив «Распятия» на западном лотке свода.
Иконостас четырехъярусный, царские врата резные, ажурные с шестью живописными клеймами (четыре евангелиста и архангел Гавриил с Богоматерью). Центральная часть иконостаса выделена по вертикали спаренными колонками, в навершии которых установлены фигуры предстоящих Распятию. Резьба иконостаса характерна для северного рококо, совмещавшего барочные витые колонки с гроздьями винограда, завитки и классически ясную симметрию композиции.
Музей деревянного зодчества «Костромская слобода». Дом крестьянина Ершова середины XIX века из деревни Портюг Межевского района. Размеры и планировка и конструктивные элементы дома схожи с типами изб русского Севера. Холодная и тёплая избы соединяются друг с другом сенями — «мостом». Из сеней можно попасть в неотапливаемую горницу. Подклет холодной избы использовался под амбар — кладовушку. Посередине кладовой устроена яма — погреб, где хранились соления, квашеная капуста и овощи.
Пароконная сенокосилка 1940-х гг. для скашивания травы. Её рабочая часть включался в себя режущий аппарат, состоящий из пальцевого бруса, внутри которого движется нож. Такая косилка по производительности заменяла труд 8-12 косцов.
Дом крестьянки Лоховой XIX в. постройки из деревни Вашкино Чкаловского района Нижегородской области.
Музей деревянного зодчества «Костромская слобода». Дом Липатова 1857 г. постройки из деревни Журавлёво Макарьевского района. Данный двухэтажный дом принадлежал богатому крестьянину-лесопромышленнику Липатову и строила его плотницкая артель Е. С. Зиринова.
В заключение, знакомьтесь, древнейший памятник церковной деревянной архитектуры всей Центральной России — церковь Собора Пресвятой Богородицы из села Холм Галичского района (1552 г.)
Не менее важная часть экспозиции — коллекция старых глиняных игрушек начала 20 столетия.
Петровская глиняная окарина (свистулька) — один из древнейших духовых инструментов. Главное отличие Петровской глиняной игрушки заключается в зеленовато-буром цвете. Устроена окарина гениально. В глиняном изображении человека или животного или просто яйце делается полость, в которую вдувается воздух. На пути воздушной струи под определённым углом расположен рассекатель. На нём-то и возникает первая вибрация, которая усиливается полостью окарины и ею же сглаживается. Дополнительные отверстия в корпусе окарины предназначены для изменения высоты звука. Декоративные орнаменты: «ёлочки», вертикальные вмятины, точки.
Петровская (она же Сусанинская) игрушка получила свое название от одноименной деревни Петровское, которая находится в Сусанинском районе на юго-западе Костромской области. Гончарный промысел в Костромской губернии ещё в XIX веке существовал во всех уездах, где на 130 кирпичных заводах трудились до 2000 гончаров.
Особенности петровской игрушки заключаются в точности и гармоничности пропорций и утонченном силуэте. Цвет глазури — однотонный зеленоватый или коричневый. Петровские мастера смешивали два сорта глины — коричневую и красную. Украшением игрушек выступают орнаменты в виде елочек, вмятинок и точек. Для нанесения более сложных узоров петровские гончары использовали деревянные штампики. Сюжеты, которые чаще всего встречаются в петровской игрушке — это различные животные (домашний скот, а так же олени, лоси, медведи и т.д.), мужики с гармонями и балалайками, бабы с детьми, скоморохи. Игрушки делают на трех или четырех опорах.
Материал взят: Тут