Уголовники, путана, курьер Ленина – актеры фильма «Белое солнце пустыни» ( 13 фото )

Это интересно




В великолепном и культовом фильме «Белое солнце пустыни» помимо профессиональных актеров снялось много непрофессионалов. Все конечно знают Анатолия Кузнецова (красноармейца Сухова), Кахи Кавсадзе (Черный Абдулла), Спартака Мишулина (Саида) и великого Павла Луспекаева (Верещагина). А вот Николай Годовиков снявшийся в роли Петрухи был учеником механического техникума и считался трудным подростком (состоял на учете в милиции). Но опыт в кино имел. Сыграл эпизодическую роль беспризорника в кинофильме «Республика ШКИД), а также снялся, опять же в эпизоде, в картине Владимира Мотыля «Женя, Женечка, и «катюша».


В массовке пусть и небольшой тоже снимали в основном непрофессиональных актеров. Причем, так как местные жители, а съемки происходили в Туркмении и Дагестане наотрез отказались сниматься в массовке, съемочной группе пришлось привозить актеров из Москвы. В гареме Черного Абдулы из семи жен только две были настоящие актрисы: старшая Зухра и младшая Гюльчатай.


Кстати Зухру, она же Татьяна Ткач из Ленинградского БДТ, вы можете вспомнить по другому культовому фильму «Место встречи изменить нельзя» где она сыграла любовницу Фокса Аню.


На роль Гюльчатай вначале была утверждена ученица Московского циркового училища Татьяна Денисова. Но она успела лишь снятся в парандже в ненатурных съемках и завязать настоящий любовный роман с Николаем Годовиковым. Потом у нее начались экзамены в училище. На место Гюльчатай взяли юную 16-летнюю студентку Вагановского балетного училища Татьяну Федотову. Причем на глаза киношникам она попалась, когда прогуливала уроки.


Зинаида Рахматова (Зульфия)

Остальных жен Абдуллы сыграли непрофессиональные актрисы – переводчица и искусствовед Светлана Сливинская, инженер Алла Лименес, баскетболистка Велта Деглав, студентка Татьяна Кричевская. Еще одну жену для Абдулы – Лейлу, она же Лидия Смирнова ассистент режиссера Ясан вообще нашел на улице, когда она с мороженым в руках прогуливалась по Невскому проспекту. А Зинаида Рахматова (Зульфия), кстати единственная восточная женщина среди всех актрис, вообще «работала» путаной в ленинградской гостинице «Астория».


Четырех старичков которые «давно тут сидим» тоже привезли из разных мест: троих из Закавказья, а четвертого, который лежал на ящике динамита, вообще из Москвы. Кстати легендарная личность по фамилии Май-Маевский, в годы революции был курьером у Ленина. И не надо путать его с белым генералом Май-Маевским, либо однофамильцы, либо дальние родственники.


Даже главная любовь красноармейца Сухова «разлюбезная Катерина Матвеевна» тоже не профессиональная актриса, а редактор «Останкино» Галина Лучай, которую Мотыль встретил случайно на передаче «Кинопанорамма». Правда ее ревнивый муж запретил жене сниматься, и пришлось долго его уговаривать. Разрешил, но только не в сцене, где фигурируют ее обнаженные ноги. Правда они не удовлетворяли и режиссера – слишком стройные и худые. Группа расположилась в полуподвальном помещении и несколько дней придирчиво рассматривала ноги проходящих женщин. И наконец, искомые ноги были найдены. Но имени той кому они принадлежат, история не сохранила.


Хотя я немного погорячился. Несколько местных жителей - дагестанцев снялись все-таки в картине. Причем это был не простые обыватели, а местные уголовники. А дело было так. Весь реквизит хранился в ветхом сарае под охраной беспечного сторожа. Ну и естественно, однажды ночью, когда он заснул, половину вещей умыкнули. Ружья, сабли, костюмы и даже огромные часы фирмы «Буре» которые Сухов таскал на руке и которые спасли ему жизнь во время стычки с басмачами. Киношники предлагали вызвать милицию, но Мотыль, сам воспитанник детского дома решил поступить иначе. Выяснил у местных, кто здесь является криминальным авторитетом и держит в руках махачкалинский уголовный мир. Оказалось, это 26-летний парень по имени Али, имевший за плечами уже несколько ходок в зону. Режиссер отправился к нему с визитом дружбы, и предложил сняться в картине. Али с готовностью согласился. Но Владимир Мотыль с сожалением заявил, что съемки могут прекратиться, ибо некие злодеи утащили ценный реквизит. Али, как и положено авторитету, воспылал праведным гневом к ворам и тут же пообещал режиссеру разобраться с этим вопросом. Эти разборки длились всего несколько часов, и уже к утру следующего дня все украденные вещи были возвращены киногруппе.


А Али после этого действительно сыграл в фильме одну из эпизодических ролей — подручного Абдуллы в красном халате. Кстати помог он и потом. Как-то вечером Петруха-Годовиков вместе с Татьяной Федотовой (Гюльчатай) пошли на танцы в местный парк отдыха. На юную артистку «положили глаз» местные кавалеры. Действовали они бесцеремонно, даже стали предлагать деньги Годовикову, чтобы тот продал свою спутницу. В конце концов завязалась драка. Петрухе с помощью знакомого русского лейтенанта удалось отмахаться от местных «кавалеров». Но на следующий день они пришли на съемочную площадку. Хорошо, что там в это время был Али. Он переговорил с «влюбленными джигитами» и уладил конфликт. Но попросил режиссера, чтобы он дал эпизодические роли еще нескольким «кентам», из местной шпаны.


Мотыль с удовольствием согласился – некоторые из них были отличными типажами на роль бандитов. Кстати после выхода картины на экраны, махачкалинский криминалитет буквально ломился в кинотеатры, чтобы посмотреть на своего вожака и его подельников.


Пострадал в драке с местными аборигенами и Павел Луспекаев. Несмотря на прогрессирующий атеросклероз сосудов ног (ему уже отрезали несколько пальцев) артист любил проводить свободное время в махачкалинских ресторанах. Когда в зале вспыхивала какая-нибудь ссора между посетителями (а кавказцы народ горячий), Луспекаев сгребал в охапку драчунов и разводил их в стороны. Обычно, перечить богатырю никто не смел. Но однажды некий джигит, выхватив нож, пытался полоснуть Луспекаева по лицу. И хотя актер успел в последний момент среагировать и отстранится, лезвие рассекло ему бровь. На следующий день, когда он в таком виде заявился на площадку, Мотыль схватился за голову – предстояло отснять сцену на баркасе. Усилия гримеров не помогли – рана продолжала кровоточить. Но киношники народ находчивый, тут, же была придумана сцена, в которой Верещагин получает легкое ранение. Помните, где Абдула приказывает «Аристарх, договорись с таможней», басмач стреляет из маузера и осколок стекла попадает Верещагину в бровь. Оказывается эта рана не бутафорская, а самая что ни на есть реальная.


Кстати тот самый бандит Аристарх тоже не актер, а архитектор Игорь Милонов. По словам Годовикова бывший летчик и Герой Советского Союза. Но это уже скорее всего байки вечно нетрезвого Петрухи, которому «навешал лапшу» приколист и фантазер Павел Луспекаев.

По-разному сложилась судьба актеров всенародно любимого фильма. Первым ушел Павел Луспекаев. Покончил счеты с жизнью смертельно больной Анатолий Кузнецов. Спартака Мишулина даже после смерти преследуют громкие скандалы. Петруха-Годовиков стал вором-рецедевистом, несколько раз сидел в тюрьме, умер два года назад от рака почек. Красавица Гюльчатай (Татьяна Федотова) попала в религиозную секту, отказалась от балета и кино, работала уборщицей.


Другая жена Абдуллы баскетболистка Велта Деглав сейчас депутат латвийского парламента. Не пожалела судьба и того махачкалинского авторитета Али. По одним сведениям он был убит в начале 80-х в криминальной разборке, по другим умер в тюрьме от туберкулеза.

Материал взят: Тут

Другие новости

Навигация