StivFus
Без ноги и глаза. С царскими войсками чеченский воин сражался до последнего вздоха ( 7 фото )
Во время Кавказской войны известный русский врач, гений военно-полевой хирургии Николай Иванович Пирогов провел множество операций. Спасал жизни не только солдатам и офицерам императорской армии, но и врагам русских войск — горцам, которые попадали в плен. Однажды на хирургический стол к Пирогову принесли и Байсангура Беноевского, чеченского воина, который считался одним из самых решительных и отважных соратников имама Шамиля.
Шамиль и его соратники
Взяли израненного горца в бою за крепость Салты в 1847 году. Пирогов ничего не смог сделать, чтобы сохранить конечность своего пациента. Он ампутировал ногу, применив впервые в истории русской военно-полевой хирургии эфирную анестезию. Но жизнь горцу Пирогов все же сохранил.
Несмотря на лечение, Байсангур Беноевский русских ненавидеть не перестал. Впоследствии участники Кавказской войны из среды русских офицеров отмечали, что чеченский полководец даже гордился своей последовательностью во взглядах. Он даже бравировал ненавистью к гяурам. Указывая на изуродованные в боях руку и ногу, он заявлял: «Все эти раны и увечья я получил, сражаясь против русских…». В боях соратники привязывали Беноевского к седлу, чтобы тот не свалился ненароком.
Молитва имама Шамиля
Наиб Байсунгур стал символом восстания аула Беной, жители которого никогда не изменяли повелителю Северо-Кавказского имамата, просуществовавшего на территории горного Дагестана и Чечни с 1829 по 1859 год. Шамиль посылал им оружие и провиант, насколько позволяли это сделать скудные ресурсы имамата. Наиба Байсунгура за храбрость и непримиримость к врагам Шамиль наградил двумя медалями.
На заботу имама Байсунгур отвечал новыми подвигами. После падения высокогорного аула Гуниб наиб поклялся всенародно не снимать своих медалей и не прекращать борьбы с царскими солдатами до тех пор, пока не слетит с него лихая голова. Да и вся жизнь имама была подчинена только одной цели.
Соратники Шамиля в походе
Сын простого чеченского крестьянина Байсангур Беноевский стал знаменитым в сорок лет, когда в 1834 году встал в ряды горцев Дагестана и Чечни, объединившихся во имя газавата. Он участвовал в восстании под руководством Бейбулата Таймиева во второй половине 1820-х годов. «Пока будет жить Байсангур, мы не проиграем войну», – говорил имам Шамиль. В 1846-1847 годах в битвах с русскими войсками графа М. С. Воронцова Байсангур был серьезно изувечен: потерял руку, лишился глаза. Ядро, пущенное из русского орудия, оторвало ему ногу. Выжил наиб только благодаря искусству хирурга Пирогова.
Оправившись от тяжелого ранения, неистовый чеченский воин сумел вернуться к мюридам в горы. Мюриды отбили его, устроив засаду на конвой. На исходе Кавказской войны Байсангур отбивался от русских солдат в ауле Гуниб 25 августа 1859 года до последнего патрона. Имам сдался фельдмаршалу князю Барятинскому, его отправили в центральную Россию по царскому повелению на жительство. А Байсангур прорвался с горсткой воинов, чтобы вести войну и дальше.
Оперировал чеченского героя сам великий Пирогов
Через полгода он вновь поднял восстания горских аулов в Чечне. Горцам даже в 1860 году удалось разгромить войска русского генерал-майора М. А. Кундухова. Но 1861 год стал несчастливым для чеченского воина. В течение второй половины января 1861 года генерал М. А. Кундухов разрушил 15 горных чеченских аулов, изгнав выживших жителей на равнину.
Образ Байсангура Беноевского в современной графике
А 17 февраля в перестрелке у местечка Бена-дук в окрестностях аула Беной меткая пуля сразила боевого коня наиба. Подоспели русские солдаты, едва не подняли на штыки горца и четырех его соратников. Как неисправимого царского врага предводителя горцев судил военный суд. В марте 1861 года был оглашен приговор, согласно которому наиб должен был закончить свои дни на виселице как отъявленный смутьян.
Непокоренный наиб Байсангур
Казнили Байсангура в ауле Хасавюрт. По легенде, место у виселицы окружала толпа местных жителей. Русский офицер вызвал добровольца, который должен был выбить опору из-под ног мятежника. Но чеченский воин не пожелал, чтобы кто-то стал его палачом. Он сам оттолкнул скамью единственной ногой и погиб в петле. Своей идее и делу всей жизни он не изменил, став для многих поколений горцев примером для подражания. В Чечне и Дагестане не забыли своего героя. В ряде селений Чеченской республики и Дагестана в честь Байсангура названы улицы, его подвиги описаны в исторических романах, песнях. Снят даже историко-публицистический фильм о храбром наибе.
ЮЛИЯ ЦОЙ
ИСТОЧНИК: HTTPS://ARMFLOT.RU/SUDBY/2180-BEZ-NOGI-I-GLAZA-S-TSARSKIMI-V...
Взято: Тут
1807