bsh
Немецкие оценки советского военного производства перед войной ( 4 фото )
Это довольно скучный на первый взгляд документ. Таблицы, в которых указаны названия военных заводов, пометки о характере производства и количестве занятых рабочих. Таблиц этих довольно много. Казалось бы, полезной информации в нём немного. Между тем, это был документ весьма важный и имевший прямое отношение к плану «Барбаросса».
Речь идёт об обзоре советской военной промышленности, подготовленном Отделом враждебных армий Ост Генерального Штаба Германии в конце 1940 года: «Die Kriegswirtschaft der Union der Sozialistischen Sowjetrepubliken (UdSSR). Stand 1.1.1941. Teil II: Anlageband» (ЦАМО РФ, ф. 500, оп. 12451, д. 280). Есть и первая часть этого документа, содержащая в себе самое краткое описание советской экономики и её ресурсов, которые могут быть использованы для войны (ЦАМО РФ, ф. 500, оп. 12450, д. 81). Но вторая часть объёмнее и содержит значительно больше информации, интересной для анализа.
Титульный лист справочника по советской военной промышленности
Как уже было сказано в предыдущей статье на тему того, что немцы знали о советской военной промышленности, армейскую разведку, опрашивавшую пленных, больше всего интересовало расположение военных предприятий на местности, в городах, ориентиры. По части характера производства и мощностей у них уже был справочник, подготовленный до войны. Он был напечатан 15 января 1941 года тиражом 2000 экземпляров и, надо полагать, имелся в штабах соединений и их разведывательных отделах.
Однако само по себе его появление было связано с вопросом, которым при планировании нападения на СССР не могли не интересоваться: каков масштаб военного производства, сколько вооружений и боеприпасов производится? Добытые данные явно сопоставлялись с данными о военном производстве в Германии, из чего вытекал ответ на другой, более важный вопрос: имеет ли Германия шансы на победу в войне с СССР? Ответ был получен, и о нём скажем более подробно ниже.
Сколько заводов знали немцы?
Немцы имели сведения о 452 советских военных предприятиях. К ним относились не только отдельные специализированные военные заводы и фабрики, но и цеха и подразделения крупных заводов, занятых военным производством. В составе крупных предприятий могло быть 3-4 таких подразделения, которые учитывались как отдельные военные производства. Например, ленинградский Кировский завод выпускал пулемёты, артиллерийские орудия, боеприпасы и бронемашины. Таким образом, в составе Кировского завода было четыре военных производства.
Военные предприятия в справочнике были распределены по отраслям:
• Стрелковое оружие – 29 предприятий,
• Артиллерийские, танковые, зенитные орудия – 38 предприятий,
• Артиллерийские боеприпасы – 129 предприятий,
• Пороха и взрывчатые вещества – 41 предприятие,
• Химическое оружие – 44 предприятия,
• Танки и бронетехника – 42 предприятия,
• Авиационные заводы – 44 предприятия,
• Заводы авиационных двигателей – 14 предприятий,
• Верфи – 24 предприятия,
• Оптика и точная механика – 38 предприятий.
По значительной части заводов в справочнике были указаны сведения о количестве занятых работников, данные по производству, иногда сведения по мобилизационному плану. Например, Новокраматорский машиностроительный завод им. Сталина в Краматорске по немецким данным имел в 1938 году месячные мощности: по 81-мм миномётам – 145, по 45-мм противотанковым пушкам – нет данных, по 57-мм танковым пушкам – 15, по 76,2-мм зенитным пушкам – 68, по 102-мм зенитным пушкам – 2; также мобилизационный план на 1937 год: по 240-мм пушкам – 4, по 240-мм гаубицам – 8, по 305-мм железнодорожным пушкам – 2. Также завод выпускал боеприпасы (57-мм – 23000 шт., 152-мм – 10000 шт., 240-мм и 305-мм – 3500 шт.) и бронетехнику (указаны Т-32 и СТК).
Самые свежие данные, которые были у немцев, относились к 1938 году. У меня сложилось впечатление, что источником был некий агент или группа агентов, которые работали скорее всего в Наркомате оборонной промышленности СССР и имели доступ к секретной документации. Но в 1939 году агент или агенты были арестованы, и поступление данных о советском военном производстве прекратилось. Так что справочник фактически отражает состояние советской военной промышленности в лучшем случае на 1939 год.
Также, просмотрев список, я подсчитал, что немцы захватили в ходе войны 147 заводов из этого списка или 32,5%, главным образом на Украине.
Выпуск химического оружия
Примечательный момент – это немецкие данные по производству химического оружия в СССР по состоянию на 1937 год. Всего в отрасли было 44 предприятия, из которых было девять наиболее важных и мощных, расположенных в Сталиногорске (Новомосковск), Ленинграде, Славянске, Сталинграде и Горловке. Эти предприятия, выпускавшие более чем половину советского химического оружия, имели по немецким данным мощность в месяц:
• Clark I (дифенилхлорарсин) – 600 тонн,
• Clark II (дифенилцианарсин) – 600 тонн,
• Хлорацетофенон – 120 тонн,
• Адамсит – 100 тонн,
• Фосген – 1300 тонн,
• Иприт – 700 кубометров,
• Дифосген – 330 кубометров,
• Хлорпикрин – 300 кубометров,
• Люизит – 200 кубометров.
Ежемесячно 4,9 тысяч тонн различного химического оружия или примерно 58,8 тысяч тонн в год. За всю Первую мировую войну Германия израсходовала 52 тысячи тонн боевых отравляющих веществ. За Вторую мировую войну в Германии было произведено 61 тысяча тонн химического оружия, и союзники нашли на складах около 69 тысяч тонн.
В Германии таких мощностей по производству химического оружия не было. В 1939 году среднемесячный выпуск составлял 881 тонн, в 1940 году – 982 тонны, в 1941 году – 1189 тонн (Eichholz D. Geschichte der deutschen Kriegswirtschaft 1939-1945. Band I. München, 1999. S. 206). То есть годовой выпуск составлял 10-12 тысяч тонн.
Хотя этот вопрос ещё требует некоторых уточнений (например, подготовленные мощности заметно превосходили реальный выпуск химического оружия; также стоило бы уточнить статистику), тем не менее, общая картина для германского Генерального штаба была вполне ясной. Если только девять из 44 советских заводов химического оружия за год выпускают впятеро больше, чем немецкие, и больше, чем было израсходовано за всю Первую мировую войну, то в таких условиях ставка на химическое оружие на Восточном фронте невозможна. У противника его будет намного больше, и он добьётся его применением преимущества. Потому, лучше и не начинать.
Сильное преувеличение советских возможностей
В заключительной части документа приводится оценка общего военного производства в СССР. Отдел враждебных армий Ост постарался, очевидно, уточнить сведения как из агентурных источников, так и расчётным методом.
Эта оценка вовсе не блистает точностью, что нетрудно установить сличением с отчётными данными, которые у нас имеются. Это и говорит о том, что немецкая разведка не имела прямого доступа к текущей документации и отчётам по военному производству.
Лучше сведения несколько систематизировать и свести в таблицу – с сопоставлением с действительным военным производством в СССР в 1939 году и с военным производством в Германии в 1940 году. Справочник составлялся летом или осенью 1940 года в рамках разработки плана «Барбаросса», и сведения из него явно сопоставлялись с достигнутым уровнем немецкого производства.
В Германии было принято измерять производство и мощности в месячном выпуске, в СССР – в годовом. Поскольку мы в основном используем немецкие данные, то для сопоставимости советские отчётные данные за 1939 год пересчитаны из годовых в среднемесячные.
Общий вывод из этих данных получается довольно неожиданным. Немцы весьма ощутимо преувеличивали мощности советского военного производства, в особенности по боеприпасам, порохам и танкам. Не менее сильно переоценивалась артиллерия калибром до 57 мм как по количеству стволов, так и по объёму выпуска боеприпасов. В эту категорию в 1939 году входила основная часть танковых, противотанковых и зенитных пушек. Недооценка мощностей была по винтовкам, винтовочным патронам и крупнокалиберной артиллерии.
Если мы посмотрим на те данные, которые имел немецкий Генеральный штаб в момент принятия решения о нападении на СССР, то из них видно, что немецкое командование решилось на войну в силу явного перевеса немецкой армии в снабжении артиллерии снарядами калибром 76,2-мм и выше. Снарядов к 7,5 cm FK 18, 7,5 cm FK 38, 10,5 cm leFH 18/40 и так далее выпускалось более чем вдвое больше, чем в СССР по немецким оценкам. Снарядов к 15 cm K 18, 15 cm sFH 18 – в 5,5 раза больше, чем в СССР. Так что немецкое командование могло рассчитывать на то, что немецкая артиллерия забьёт советскую, даже если у той будет больше стволов.
Это решение принималось на основе данных, как мы видим сегодня, весьма преувеличенных. В действительности немецкий перевес в снабжении артиллерии боеприпасами был куда более выражен. К примеру, по снарядам калибра 76,2-107 мм немецкое производство превышало советское более чем в три раза. СССР выпускал в месяц в 1939 году 1417 орудий всех типов и калибров, а Германия – 560, то есть в 2,5 раза меньше. Однако пушки без снарядов к ним в высшей степени бесполезны.
Немецким генералам и штабным офицерам были, конечно, известны все тактические и стратегические последствия нехватки снарядов. Этот момент был ими хорошо изучен на опыте Первой мировой войны. Имевшиеся у них данные говорили, что и советская артиллерия будет испытывать нехватку снарядов, как и русская артиллерия в Первую мировую войну. На этом строилась их уверенность в том, что они сумеют разбить Красную армию.
Так что этот справочник по советской военной промышленности и по оценкам военного производства был очень важным аргументом в пользу плана «Барбаросса».
Автор:Верхотуров Дмитрий
Взято: Тут
816