Aralar
Советы посторонних: опять от Грефа и Кудрина ( 2 фото )
Скупой платит дважды
Как только наши либералы от экономики начинают давать позитивные прогнозы, публика, следуя советам старых сатириков, начинает изрядно волноваться. Нет, с покупками соли и муки ещё никто не спешит, но на чёрный день отложить пытаются все.
Почему повеяло холодком от осенних предсказаний главы Сбербанка РФ Германа Грефа и председателя Счётной палаты Алексея Кудрина, понять пока невозможно. Быть может, давление СМИ сказывается. И вторую волну COVID-19 так запросто, как первую, прижать, похоже, не удаётся.
Герман Греф выражает весьма неожиданную убеждённость в том, что рубль, отобравший у евро и доллара за последнюю неделю примерно по рублю, будет возвращать своё и дальше. Кудрин, в свою очередь считает, что спад в экономике будет существенно меньше ожидаемого.
Глава Сбера считает необходимым условием укрепления национальной валюты к концу года несколько геополитических факторов, а также нормализацию ситуации с коронавирусом. Главный контролёр страны такой серьёзной ставки на рубль не сделал, считая, что он останется на нынешних курсах в отношении к мировым валютам.
Зато председатель СП РФ не сомневается в том, что продолжения падения отечественной экономики можно уже не опасаться. Более того, на взгляд Кудрина, спад будет существенно меньше негативных прогнозов.
Из Счётной палаты, судя по всему, виднее: возможно, там вообще не исключают, что мы уже просто достигли дна, а нефтяной кризис невозможен даже в случае нового локдауна в развитых странах.
Между тем ни у того, ни у другого не возникло никаких тревожных мыслей по поводу развала малого и среднего бизнеса, роста безработицы, падения реальных доходов населения. Эти факторы, вместе взятые, могут опровергнуть все позитивные ожидания скорее, чем пресловутые фундаментальные экономические причины.
О них-то как раз очень склонны порассуждать и Герман Греф, и Алексей Кудрин. Удобно же: в случае чего и отвечать ни за что не надо. А что до народа, так ему пора бы прикрыть даже льготную ипотеку, о чём прямо говорит глава Сбербанка, который, вообще-то, ипотечными программами явно не перегружен.
Молчание – золото… не той пробы
Скорее всего, Греф уверен в рубле, а Кудрин спокоен за его курс, просто зная нашу традицию, согласно которой ближе к Новому году из-за налоговых и иных расчётов спрос на рубли растёт. И вследствие этого растёт, пусть и незначительно, и курс национальной валюты.
К тому же спекулятивный интерес к операциям с падающим рублём явно исчерпан, как исчерпан и интерес массовой публики к покупкам валюты.
Глава Сбера и председатель Счётной палаты уже по косвенным показателям Центробанка способны сделать выводы о том, сыграет рубль на финише года в свою пользу или в пользу иностранных валют.
Что это, дежурный оптимизм или стремление выдать желаемое за действительность? Или всё же трезвая оценка нашего с вами, граждане, умения противостоять едва ли не самой страшной за последние годы угрозе?
А разве должно быть иначе, если мы и в кризисы, и под санкциями за счёт собственного кармана помогли устоять локомотивам экономики, а значит, прежде всего структурообразующим предприятиям. Читайте: структурам олигархов или господ, оседлавших корпорации и холдинги.
Авторы в плане баланса между позитивом и негативом тоже грешны, за последнее время не раз обещали и стабилизацию экономики, и даже укрепление рубля, хотя в основном устами независимых аналитиков. Наши же либеральные эксперты, в большинстве своём отнюдь не из числа независимых.
Тем более что и пребывают те же Греф и Кудрин на таких должностях, когда и они сами зависят от кого-то и от чего-то, но главное, что от их деяний зависит очень многое и очень многие. Обратите внимание, Греф не просто так агитирует параллельно за рубль и за отказ от продолжения снижения ставок по льготной ипотеке.
И ведь последнее делается в рамках утверждённой на годы вперёд госпрограммы, когда снижение ставок – не только и не столько стимул к новым займам, сколько своеобразный символ надежды для нынешних ипотечников.
В условиях кризиса и перманентной угрозы потери значительной части дохода это для миллионов новосёлов что-то вроде якоря или последнего шанса остаться на плаву. Или Герман Греф просто боится, что разница в ставках, доступной Сберу центробанковской в 4,25 процента и ипотечной в 6,5 процента, слишком мала?
Он не последний, но и первый – не он
Этот первый, если считать после Набиуллиной, среди российских банкиров твердит, что низкие ипотечные ставки не нужны российской экономике. А что же в таком случае стало стимулом для роста строительной отрасли, неужели только колоссальные инфраструктурные проекты, многие из которых ушли в прошлое просто незамеченными?
Руководитель главного и практически имеющего монопольные позиции банка страны убеждён, что после всплеска спроса, вызванного введением льготных ставок, будет сильный спад.
Кто же дал Герману Оскаровичу такие данные, что сейчас нет спада? Спад есть, и хорошо ещё, что он не стал катастрофическим благодаря кредитным каникулам и прямой финансовой поддержке тысяч участников программы. Впрочем, Герман Оскарович, спасибо ему, всё-таки смилостивился и назвал «рациональным» продление госпрограммы по ипотеке до середины 2021 года.
Герман Греф среди традиционно либерально настроенных комментаторов — далеко не в последнем ряду. А уж Алексей Кудрин – и вовсе чуть ли не лидер этой тусовки.
Но сколько же миллионов вкладчиков, и немалое числе акционеров, кому когда-то реально повезло, зависят от Грефа и его позиции чуть ли не на все 100. От Кудрина не зависит почти никто, но зато многие по привычке хотят верить, что Счётная палата и при нём остаётся реальным контролёром расходования бюджетных средств. Пусть даже и не всех.
С Алексеем Кудриным, в отличие от Германа Грефа, ситуация в корне иная. Худшее, что он может сделать на своей новой должности, главы Счётной палаты РФ, это не сделать ничего. Комментировать же многое, а практически всё, что связано у нас с экономикой и государственными финансами, это, можно сказать, его прямая обязанность.
Скорее всего, вспомнив свои будни на посту министра финансов, Алексей Кудрин не только решил подкорректировать прогнозы коллег относительно экономики в целом, но и высказался о сбережениях граждан. Экономике РФ глава Счётной палаты просто пообещал не такое сильное падение, как можно было опасаться ещё летом, а вот о вкладах разъяснил чуть подробнее.
Он убеждён, что российским вкладчикам следует распределить свои скромные сбережения между разными активами, а часть из них (вот это сюрприз) — хранить в валюте. Но не тратить их в ближайшие год-полтора.
Интересно, что примерно год назад нам уже говорили что-то подобное, но это был не Алексей Кудрин, а нынешние главы Минфина и Центробанка: Антон Силуанов и Эльвира Набиуллина.
И что же? С тех пор рубль потерял к евро и доллару почти по 20 процентов, и в той же степени обесценились и рублёвые сбережения. Впрочем, авторы просят это не расценивать как призыв немедленно вложить последнее в валюту.
Ведь если после второй волны коронавируса мировая экономика вернётся к росту, обязательно дороже станут нефть и рубль. Но тогда и можно будет посмеиваться по поводу позитива в отношении доллара и евро.
Впрочем, Алексей Кудрин очень вовремя слегка поправился, отметив, что если сбережения небольшие и к ним планируют обращаться, то их можно оставить в отечественной валюте.
Автор:Алексей Подымов, Анатолий Иванов, д.э.н., профессорИспользованы фотографии:rg.ru, infocam.su, ftp.com
Взято: Тут
1024