JINITU
На иконе Николая Чудотворца следы от пуль. Ему стреляли в сердце. ( 25 фото )
Посольский Спасо-Преображенский мужской монастырь стоит на берегу Байкала.
За его стенами уютно и тихо, а с колокольни открывается бесконечность красот и простор.
Среди этой безмятежности сразу и не угадаешь, как кровавая история его возникновения станет поводом для освоения Россией Забайкалья. И именно на этом месте будет и великий чайный путь, и встречи самых известных купцов и послов иностранных.
И так, в начале 1648 года монгольский хан Цысан отправил в Москву к Русскому царю посольство. Целью было просить русского царя принять хана и его народ в подданство России. Ответное посольство, возглавляемое Тобольским боярином Ерофеем Заболоцким, было отправлено в Монголию с ответом согласия русского царя о принятии в подданство.
Переплыв через Байкал, Ерофей Заболоцкий с товарищами, а также монгольский посол Седик со спутниками, остановившись в заливе Прорва и отправив в ставку к хану казаков за подводами, стали ждать их возвращения.
7 октября 1650 года Ерофей Заболоцкий, его сын Кирилл и еще 5 человек вышли из судна-дощаника, на берегу развели огонь и грелись. Их товарищи остались на судне охранять государеву казну. Неожиданно на гревшихся у костра налетело около ста мунгальских разбойников, и российские посланники были убиты и ограблены. Напавшие хотели захватить и судно, надеясь на богатую добычу. Но казаки с корабля начали отстреливаться из огнестрельного оружия и отогнали грабителей.
Тела убитых были погребены на холме.
Царь Алексей Михайлович болезненно воспринял донесение об убийстве членов его посольства на берегах Байкала. Им было принято решение отправить отряд казаков во главе с енисейским боярином Петром Бекетовым, для строительства острожных крепостей в Забайкалье.
Осенью 1652 года самый крупный за историю 17 века казачий отряд первопроходцев в 300 человек на тридцати суднах-дощаниках высадился в заливе Прорва близ места захоронения убиенных послов.
Перезимовав, ранней весной 1653 года, отряд казаков ушел на восток и основал город Читу и несколько острогов, закрепивших за Россией территорию Забайкалья.
Православная часовня над могилами убиенных послов и жилища, поставленные казаками, использовались три десятилетия приплывавшими сюда рыбопромышленниками, а затем перешли в собственность Посольской обители.
В 1681 году Поместный Собор Русской Православной принял решение об отправке в Забайкалье Даурской духовной миссии для просвещения монгольских народов светом православной веры и поддержания ее в русских переселенцах.
В этом же году, прибыв в Забайкалье, члены миссии в память убиенных послов основали Николаевскую Пустынь на Посольском мысу. В дальнейшем эта пустынь была преобразована в Спасо-Преображенский Посольский монастырь.
Первые десятилетия обитель с ее оградой так же выполняла функции защиты русских переселенцев от воинствующих монгольских племен.
Удачное расположение близ залива Прорва, удобного для отстоя судов, уже в 17 веке превратило Посольский монастырь с его портом и селом, в ворота России в Азиатско-Тихоокеанский регион. Из Прибайкалья в Забайкалье, Приамурье, на Дальний Восток, а также Китай, Монголию и обратно через порт монастыря направлялись многие, в том числе известные государственные и общественные деятели, военные, люди науки и культуры, купцы и крестьяне.
С 1689 года через Посольское пролегал знаменитый Чайный путь, по которому из России в Китай направлялись купеческие караваны.
Это было местом посещения всех посольств России в Китай и Монголию, встреч с дипломатами этих стран до конца 18-го века, а также опорный пункт академических экспедиций по изучению Байкала и прилегающих к нему территорий. Село Посольское служило началом почтово-купеческого сообщения России до границы с Китаем.
На содержании обители находилась Иркутская школа китайского и монгольского языков, готовящая переводчиков и миссионеров для этих стран.
К середине 18-го века монастырю принадлежали находящиеся на его землях шесть деревень и заимок, в вотчинах обители числились 220 крестьян и вкладчиков.
К 19 веку миссионерское служение и хозяйственная жизнь обители стала быстро затухать, Церковные власти приняли решение с целью сохранения преобразовать его из мужского монастыря в одноименный женский.
А после революции, к концу 20- годов монастырь был закрыт.
Некоторое время использовался под клуб и школу. В течении длительного времени на территории обители находился стационар для душевно- больных детей.
В 1995 году в Свято-Никольском храме монастыря был образован православный приход, а в 2000 году приход был преобразован в монастырь. Началось возрождение монашеской жизни в старейшей обители на берегу Байкала.
Сейчас это единственный в мире посольский монастырь и его возрождению помогает МИД и на летнюю практику сюда приезжают и студенты МГИМО.
Брат Виктор, показывавший нам монастырь (весь этот пост наполнен его и историями с сайта монастыря) , рассказывает, что построен монастырь из 300 000 кирпичей и реконструкция производится только этими же самыми кирпичами. Так вот, сейсмоустойчивый монастырь спроектирован так, что дым из печей шел внутри метровых стен так, что все здание было согрето равномерно. Теперь печи не работают, а современными устройствами как не грей, изнутри тепло, а снаружи стены начинают сыреть и покрываться плесенью. Над этим вопросом приходится думать, чтобы решить.
Истории хранят не только монастырские стены, есть в монастыре очень примечательная икона. Когда монастырь стали восстанавливать, пришли два местных жителя и принесли икону Святой троицы, которую хранила их бабушка.
В семье икона была спрятана со времён революции, чтобы спасти от потери святыню в надежде на лучшие времена. По надписям сзади иконы было установлено, что написана она монахами в Святом Афоне и видимо попала сюда с паломнической миссией столетия назад.
Есть еще одна сохранившаяся икона. Николаю чудотворцу стреляли в сердце. До сих пор видны следы пуль …
Есть в монастыре и несколько святынь- иконы с частицами святых, Ковчег с частицами мощей св. Георгия,св. мученика Вонифатия, св. Дионисий, св. апостол Иакова, св. Иоанна Крестителя, св. Николая Чудотворца, св. Дарии, свв. Космы и Дамиана, свт. Василия Великого.
В монастыре живет около 20 человек.
Во дворе спеют тыквы, шумят шторма, волны выкидывая старинные монеты, как память о былых временах. Монастырская жизнь на берегу Байкала продолжается.
Я побывала в монастыре в рамках экспедиции «Дальневосточный экспресс», организованную проектом Живое наследие: национальная карта локальных культурных брендов России
Информационная поддержка проекта медиа-сообщество блогеров
travel_russia
За его стенами уютно и тихо, а с колокольни открывается бесконечность красот и простор.
Среди этой безмятежности сразу и не угадаешь, как кровавая история его возникновения станет поводом для освоения Россией Забайкалья. И именно на этом месте будет и великий чайный путь, и встречи самых известных купцов и послов иностранных.
И так, в начале 1648 года монгольский хан Цысан отправил в Москву к Русскому царю посольство. Целью было просить русского царя принять хана и его народ в подданство России. Ответное посольство, возглавляемое Тобольским боярином Ерофеем Заболоцким, было отправлено в Монголию с ответом согласия русского царя о принятии в подданство.
Переплыв через Байкал, Ерофей Заболоцкий с товарищами, а также монгольский посол Седик со спутниками, остановившись в заливе Прорва и отправив в ставку к хану казаков за подводами, стали ждать их возвращения.
7 октября 1650 года Ерофей Заболоцкий, его сын Кирилл и еще 5 человек вышли из судна-дощаника, на берегу развели огонь и грелись. Их товарищи остались на судне охранять государеву казну. Неожиданно на гревшихся у костра налетело около ста мунгальских разбойников, и российские посланники были убиты и ограблены. Напавшие хотели захватить и судно, надеясь на богатую добычу. Но казаки с корабля начали отстреливаться из огнестрельного оружия и отогнали грабителей.
Тела убитых были погребены на холме.
Царь Алексей Михайлович болезненно воспринял донесение об убийстве членов его посольства на берегах Байкала. Им было принято решение отправить отряд казаков во главе с енисейским боярином Петром Бекетовым, для строительства острожных крепостей в Забайкалье.
Осенью 1652 года самый крупный за историю 17 века казачий отряд первопроходцев в 300 человек на тридцати суднах-дощаниках высадился в заливе Прорва близ места захоронения убиенных послов.
Перезимовав, ранней весной 1653 года, отряд казаков ушел на восток и основал город Читу и несколько острогов, закрепивших за Россией территорию Забайкалья.
Православная часовня над могилами убиенных послов и жилища, поставленные казаками, использовались три десятилетия приплывавшими сюда рыбопромышленниками, а затем перешли в собственность Посольской обители.
В 1681 году Поместный Собор Русской Православной принял решение об отправке в Забайкалье Даурской духовной миссии для просвещения монгольских народов светом православной веры и поддержания ее в русских переселенцах.
В этом же году, прибыв в Забайкалье, члены миссии в память убиенных послов основали Николаевскую Пустынь на Посольском мысу. В дальнейшем эта пустынь была преобразована в Спасо-Преображенский Посольский монастырь.
Первые десятилетия обитель с ее оградой так же выполняла функции защиты русских переселенцев от воинствующих монгольских племен.
Удачное расположение близ залива Прорва, удобного для отстоя судов, уже в 17 веке превратило Посольский монастырь с его портом и селом, в ворота России в Азиатско-Тихоокеанский регион. Из Прибайкалья в Забайкалье, Приамурье, на Дальний Восток, а также Китай, Монголию и обратно через порт монастыря направлялись многие, в том числе известные государственные и общественные деятели, военные, люди науки и культуры, купцы и крестьяне.
С 1689 года через Посольское пролегал знаменитый Чайный путь, по которому из России в Китай направлялись купеческие караваны.
Это было местом посещения всех посольств России в Китай и Монголию, встреч с дипломатами этих стран до конца 18-го века, а также опорный пункт академических экспедиций по изучению Байкала и прилегающих к нему территорий. Село Посольское служило началом почтово-купеческого сообщения России до границы с Китаем.
На содержании обители находилась Иркутская школа китайского и монгольского языков, готовящая переводчиков и миссионеров для этих стран.
К середине 18-го века монастырю принадлежали находящиеся на его землях шесть деревень и заимок, в вотчинах обители числились 220 крестьян и вкладчиков.
К 19 веку миссионерское служение и хозяйственная жизнь обители стала быстро затухать, Церковные власти приняли решение с целью сохранения преобразовать его из мужского монастыря в одноименный женский.
А после революции, к концу 20- годов монастырь был закрыт.
Некоторое время использовался под клуб и школу. В течении длительного времени на территории обители находился стационар для душевно- больных детей.
В 1995 году в Свято-Никольском храме монастыря был образован православный приход, а в 2000 году приход был преобразован в монастырь. Началось возрождение монашеской жизни в старейшей обители на берегу Байкала.
Сейчас это единственный в мире посольский монастырь и его возрождению помогает МИД и на летнюю практику сюда приезжают и студенты МГИМО.
Брат Виктор, показывавший нам монастырь (весь этот пост наполнен его и историями с сайта монастыря) , рассказывает, что построен монастырь из 300 000 кирпичей и реконструкция производится только этими же самыми кирпичами. Так вот, сейсмоустойчивый монастырь спроектирован так, что дым из печей шел внутри метровых стен так, что все здание было согрето равномерно. Теперь печи не работают, а современными устройствами как не грей, изнутри тепло, а снаружи стены начинают сыреть и покрываться плесенью. Над этим вопросом приходится думать, чтобы решить.
Истории хранят не только монастырские стены, есть в монастыре очень примечательная икона. Когда монастырь стали восстанавливать, пришли два местных жителя и принесли икону Святой троицы, которую хранила их бабушка.
В семье икона была спрятана со времён революции, чтобы спасти от потери святыню в надежде на лучшие времена. По надписям сзади иконы было установлено, что написана она монахами в Святом Афоне и видимо попала сюда с паломнической миссией столетия назад.
Есть еще одна сохранившаяся икона. Николаю чудотворцу стреляли в сердце. До сих пор видны следы пуль …
Есть в монастыре и несколько святынь- иконы с частицами святых, Ковчег с частицами мощей св. Георгия,св. мученика Вонифатия, св. Дионисий, св. апостол Иакова, св. Иоанна Крестителя, св. Николая Чудотворца, св. Дарии, свв. Космы и Дамиана, свт. Василия Великого.
В монастыре живет около 20 человек.
Во дворе спеют тыквы, шумят шторма, волны выкидывая старинные монеты, как память о былых временах. Монастырская жизнь на берегу Байкала продолжается.
Я побывала в монастыре в рамках экспедиции «Дальневосточный экспресс», организованную проектом Живое наследие: национальная карта локальных культурных брендов России
Информационная поддержка проекта медиа-сообщество блогеров
travel_russia
Взято: Тут
658