Почему гобой называют сердцем музыкальных инструментов? ( 5 фото )
- 04.09.2020
- 3 019
Гобой пришёл из древности, его прародительницей является простая пастушья дудочка. Тёплое выразительное звучание этого удивительного деревянного духового инструмента проникает в душу человека, заставляя её трепетать в унисон с природой.
Только чудные звуки гобоя
Тихо-тихо из дальней дали,
Донеслись и позвали с собою,
Как зовут нас на юг журавли…
Юджин Гебер
Как-то, слушая одну из замечательных лекций-концертов искусствоведа и музыканта Михаила Казиника, я узнала о том, что многие музыканты называют гобой сердцем музыкальных инструментов. Фраза не отпускала моё внимание, и тогда я прослушала несколько сольных исполнений на гобое.
Слушала, а перед глазами мелькали луга и поля, полевые цветы. Их простота и величие увлекают и не отпускают — словно соединяешься с мирозданием и растворяешься в нём.
Любимый цветок Петра Ильича Чайковского — простой лесной ландыш. Композитор написал в его честь такие строки:
…О ландыш, отчего так радуешь ты взоры?
Другие есть цветы роскошней и пышней,
И ярче краски в них, и веселей узоры, —
Но прелести в них нет таинственной твоей…
Любимый цветок Жана Жака Руссо — барвинок, Жорж Санд — вереск.
Перед царицей цветов, розой, мы, затаив дыхание, преклоняем взоры и восхищаемся ею. Но нет в ней той притягательной силы, той всепоглощающей простоты, которая порождена гармонией вселенского хаоса.
Так и скрипка в мире музыки — королева музыкальных инструментов, фортепиано — король музыкальных инструментов. Слушаем и преклоняемся… А гобой, потомок дудочки, притягивает и покоряет своей всеобъемлющей простотой наши сердца.
Чем же необычен гобой? Его технические возможности уступают флейте, но при этом он признан самым сложным инструментом, что отражено в 1989 году в книге рекордов Гиннесса.
Гобой не считается виртуозным инструментом, но проникновенность и красота его звучания поразительны.
И плачет гобой серебристым фальцетом…
За несколько сладких секунд до рассвета
Я видел, как солнце встаёт,
Как плакала тучка, лучами согрета,
Как шмель полусонный с душицы букета
Вкушает спеша первый мёд…
За десять минут до скончания лета
Я чуял, как осень идёт,
В наряды пурпурно-златые одета,
Качая надменно витым эполетом,
И лету готовит расчёт…
За несколько па до финала балета
Я слышу, как соло поёт
И плачет гобой серебристым фальцетом,
И песня его до конца не допета,
И зритель восторженный ждёт…
Вадим Марков
Доцент Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского Филипп Нодель в одном из интервью сказал, что гобой никогда не был любительским инструментом. И чтобы извлечь из него красивый тембр, нужно немало усилий.
Однако именно своим звучанием он и был всегда привлекателен для композиторов. Уже в самом конце XVII века в одной из первых школ игры на гобое появилось устойчивое выражение: «при искусной игре он становится таким же нежным, как флейта, и таким же ярким, как труба».
Примечательно то, что в симфоническом оркестре все инструменты настраиваются по ноте «ля» первой октавы, исполняемой гобоем. Считается, что звучание гобоя меньше всего подвержено расстраиванию.
Название инструмента произошло от французского слова hautbois, что в буквальном переводе означает «высокое дерево». Гобой является язычковым деревянным духовым инструментом и представляет собой коническую трубку, имеющую систему клапанов и двойную трость, называемую язычком.
Предшественники гобоя до наших дней сохранились в неизменном виде в различных культурах как народные инструменты. Они претерпели множество усовершенствований, пока в первой половине XVIII века не появился современный гобой.
С этого времени он занял прочные позиции в камерной музыке и симфонических оркестрах. Гобой ценится музыкантами и слушателями как сольный инструмент.
Первые гобои мастера изготавливали из тростника или бамбука. Зачастую музыкант сам изготавливал себе инструмент. Со временем появилась необходимость в более долговечных инструментах. Мастера использовали древесину груши, самшита, бука, дикой вишни, а когда в XIX веке количество клапанов было увеличено, потребовалось ещё более прочное дерево.
Тогда и стали использовать древесину чёрного дерева, которая и по сей день остаётся самым подходящим материалом для изготовления этого инструмента. Клапаны изготавливаются из мельхиора, затем полируются и покрываются тонким слоем никеля или серебра.
Говоря о строении гобоя, нельзя обойти вниманием трость — звукопроизводящий элемент. Трость — это пара упругих тонких тростниковых пластин, которые плотно соединены друг с другом и под действием вдуваемого воздуха вибрируют, то есть создают звук.
А звук говорящего тростника наверняка каждый слышал, это о нём написал Михаил Юрьевич Лермонтов:
Сидел рыбак веселый
На берегу реки;
И перед ним по ветру
Качались тростники.
Сухой тростник он срезал
И скважины проткнул;
Один конец зажал он,
В другой конец подул.
И будто оживленный,
Тростник заговорил;
То голос человека
И голос ветра был.
И пел тростник печально…
Недаром про звучание гобоя говорят, что оно созвучно с голосом человека. Начиная с эпохи барокко, именно это качество гобоя привлекло к нему внимание многих композиторов, а именно: А. Вивальди, А. Марчелло, Г. Генделя, И. С. Баха, Г. Ф. Телемана. Для гобоя писали Моцарт, Гайдн, Бетховен, Сен-Санс и другие.
Послушайте гобой, и вы услышите музыку ветра, которая воплотилась в говоре тростника, которая объединяет всех нас, живущих на одной планете. Для единения слов не надо, ведь музыка природы проникает в наши сердца и доступна всем.
Только чудные звуки гобоя
Тихо-тихо из дальней дали,
Донеслись и позвали с собою,
Как зовут нас на юг журавли…
Юджин Гебер
Как-то, слушая одну из замечательных лекций-концертов искусствоведа и музыканта Михаила Казиника, я узнала о том, что многие музыканты называют гобой сердцем музыкальных инструментов. Фраза не отпускала моё внимание, и тогда я прослушала несколько сольных исполнений на гобое.
Слушала, а перед глазами мелькали луга и поля, полевые цветы. Их простота и величие увлекают и не отпускают — словно соединяешься с мирозданием и растворяешься в нём.
Любимый цветок Петра Ильича Чайковского — простой лесной ландыш. Композитор написал в его честь такие строки:
…О ландыш, отчего так радуешь ты взоры?
Другие есть цветы роскошней и пышней,
И ярче краски в них, и веселей узоры, —
Но прелести в них нет таинственной твоей…
Любимый цветок Жана Жака Руссо — барвинок, Жорж Санд — вереск.
Перед царицей цветов, розой, мы, затаив дыхание, преклоняем взоры и восхищаемся ею. Но нет в ней той притягательной силы, той всепоглощающей простоты, которая порождена гармонией вселенского хаоса.
Так и скрипка в мире музыки — королева музыкальных инструментов, фортепиано — король музыкальных инструментов. Слушаем и преклоняемся… А гобой, потомок дудочки, притягивает и покоряет своей всеобъемлющей простотой наши сердца.
Чем же необычен гобой? Его технические возможности уступают флейте, но при этом он признан самым сложным инструментом, что отражено в 1989 году в книге рекордов Гиннесса.
Гобой не считается виртуозным инструментом, но проникновенность и красота его звучания поразительны.
И плачет гобой серебристым фальцетом…
За несколько сладких секунд до рассвета
Я видел, как солнце встаёт,
Как плакала тучка, лучами согрета,
Как шмель полусонный с душицы букета
Вкушает спеша первый мёд…
За десять минут до скончания лета
Я чуял, как осень идёт,
В наряды пурпурно-златые одета,
Качая надменно витым эполетом,
И лету готовит расчёт…
За несколько па до финала балета
Я слышу, как соло поёт
И плачет гобой серебристым фальцетом,
И песня его до конца не допета,
И зритель восторженный ждёт…
Вадим Марков
Доцент Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского Филипп Нодель в одном из интервью сказал, что гобой никогда не был любительским инструментом. И чтобы извлечь из него красивый тембр, нужно немало усилий.
Однако именно своим звучанием он и был всегда привлекателен для композиторов. Уже в самом конце XVII века в одной из первых школ игры на гобое появилось устойчивое выражение: «при искусной игре он становится таким же нежным, как флейта, и таким же ярким, как труба».
Примечательно то, что в симфоническом оркестре все инструменты настраиваются по ноте «ля» первой октавы, исполняемой гобоем. Считается, что звучание гобоя меньше всего подвержено расстраиванию.
Название инструмента произошло от французского слова hautbois, что в буквальном переводе означает «высокое дерево». Гобой является язычковым деревянным духовым инструментом и представляет собой коническую трубку, имеющую систему клапанов и двойную трость, называемую язычком.
Предшественники гобоя до наших дней сохранились в неизменном виде в различных культурах как народные инструменты. Они претерпели множество усовершенствований, пока в первой половине XVIII века не появился современный гобой.
С этого времени он занял прочные позиции в камерной музыке и симфонических оркестрах. Гобой ценится музыкантами и слушателями как сольный инструмент.
Первые гобои мастера изготавливали из тростника или бамбука. Зачастую музыкант сам изготавливал себе инструмент. Со временем появилась необходимость в более долговечных инструментах. Мастера использовали древесину груши, самшита, бука, дикой вишни, а когда в XIX веке количество клапанов было увеличено, потребовалось ещё более прочное дерево.
Тогда и стали использовать древесину чёрного дерева, которая и по сей день остаётся самым подходящим материалом для изготовления этого инструмента. Клапаны изготавливаются из мельхиора, затем полируются и покрываются тонким слоем никеля или серебра.
Говоря о строении гобоя, нельзя обойти вниманием трость — звукопроизводящий элемент. Трость — это пара упругих тонких тростниковых пластин, которые плотно соединены друг с другом и под действием вдуваемого воздуха вибрируют, то есть создают звук.
А звук говорящего тростника наверняка каждый слышал, это о нём написал Михаил Юрьевич Лермонтов:
Сидел рыбак веселый
На берегу реки;
И перед ним по ветру
Качались тростники.
Сухой тростник он срезал
И скважины проткнул;
Один конец зажал он,
В другой конец подул.
И будто оживленный,
Тростник заговорил;
То голос человека
И голос ветра был.
И пел тростник печально…
Недаром про звучание гобоя говорят, что оно созвучно с голосом человека. Начиная с эпохи барокко, именно это качество гобоя привлекло к нему внимание многих композиторов, а именно: А. Вивальди, А. Марчелло, Г. Генделя, И. С. Баха, Г. Ф. Телемана. Для гобоя писали Моцарт, Гайдн, Бетховен, Сен-Санс и другие.
Послушайте гобой, и вы услышите музыку ветра, которая воплотилась в говоре тростника, которая объединяет всех нас, живущих на одной планете. Для единения слов не надо, ведь музыка природы проникает в наши сердца и доступна всем.
Материал взят: Тут