lexusgeorge
Дневная красавица ( 9 фото )
На прошлой неделе мы говорили о плохом авторском кино, ну а теперь дошла очередь и до хорошего. "Дневная красавица" Луиса Бунюэля, как раз, является образцом отличного авторского кино. Правда, по словам самого Бунюэля, это наиболее успешный в коммерческом плане его фильм. И мы прекрасно понимаем - почему. Но также понимаем, что ничего из того, что искали в "Дневной красавице" широкие массы, там нет.
Пьер (Жан Сорель) и Северина (Катрин Денёв), кадр из фильма "Дневная красавица" (1967)
На мой взгляд, эта картина - из числа наиболее интересных у режиссёра, так как у неё не просто двойное дно, а несколько слоёв, раскапывать которые ничуть не менее интересно, чем пытаться понять - что было в знаменитой коробочке одного из персонажей.
Для тех, кто не видел, краткое содержание: Северина Серези (Катрин Денёв) - благопристойная супруга не менее благопристойного доктора Пьера (Жан Сорель). Северина прекрасна и холодна - каковой и полагается быть благопристойной аристократической барышне ("Леди в постели не шевелятся"). Интимная жизнь в семье Серези практически отсутствует, но при этом Пьер и Северина любят друг друга.
Северина (Катрин Денёв), кадр из фильма "Дневная красавица" (1967)
И никогда бы Пьер не догадался - какие страсти бушуют в голове у его жены. Не находя выхода, воображение Северины разыгрывается всё сильнее - она представляет сценки садо-мазо, где её избивают, закидывают грязью, отдают в пользование разным мужчинам. Один из друзей мужа как бы случайно упоминает, что в Париже существуют публичные дома. Официально их нет, но подпольные бордели сохранились и пользуются успехом.
Изрядно помучившись, героиня отправляется в один из таких борделей. Её страшно, ей совестно, но запретный плод манит с такой силой, что женщина не может сопротивляться. В борделе её нарекают "Дневной красавицей" - так как развлекать клиентов Северина может только в дневное время в будние дни. Вечер, ночь и выходные принадлежат мужу.
Северина (Катрин Денёв) и Марсель (Пьер Клементи), кадр из фильма "Дневная красавица" (1967)
Но однажды у героини появляется новый клиент - грубый, наглый и не терпящий возражений Марсель (Пьер Клементи). Марсель влюбляется в "Дневную красавицу", ему мало только дневных часов, он жаждет полного обладания женщиной. Он, единственный из клиентов, выслеживает Северину и приходит к ней домой. Заканчивается это всё, естественно, печально...
Это - первый слой, сюжетообразующий. Те, кто застревает на нём, возмущаются либо аморальностью истории, либо отсутствие эротических сцен (цитирую из рецензии parodia666 на Кинопоиске: "при просмотре кажется, что ты смотришь 'фильм для взрослых', из которого вырезали сцены секса"). Кое-кто сетует, что роль Северины больше подошла бы другой актрисе, темпераментной и яркой, например, Джине Лоллобриджиде. И вот это вот всё - полное непонимание фильма и подход к нему как к обычной заурядной истории.
Кадр из фильма "Дневная красавица" (1967)
Жирные намёки на то, что всё не просто так, дает сам автор, щедро рассыпая мазохистские видения героини по всему фильму. Грань между реальностью и вымыслом стерта - зритель сам должен догадаться где что. И нет ничего более глупого, чем возмущаться этим, как та же parodia666: "У него есть ряд вполне очевидных проблем. В-первых, в фильме нет никаких визуальных или иных стилистических отличий между фантазиями героини и реальными событиями".
Я даже не знаю - сколь умственно неполноценным нужно быть, чтобы не понимать умышленность этого. Ибо здесь лежит второй слой: мы должны задуматься - является ли тайная жизнь Северины в образе "Дневной красавиц" реальностью или это такие же видения, как и садо-мазо с мужем. Но при этом нельзя забывать, что Бунюэль очень внимательно относился и к снам, и к грёзам наяву, считая их отражением реальности, ведь "и то, и другое прожито нами в равной степени" (Бунюэль "Мой последний вздох").
Кадр из фильма "Дневная красавица" (1967)
Таким образом, нет разницы - происходят все события фильма в реальности или только в голове Северины: они одинаково важны для нее, она проживает всё это. А раз так, то зачем искусственно выделять фантазии героини из общей канвы? Всё - жизнь. Нет границ. А есть собирательный образ женщины, не имеющей свободы ни в одном из своих воплощений. Она всегда должна, её всегда унижают - и в борделе, и дома.
Чем отличается идеальный муж Пьер от садиста Пьера в видениях? По сути - ничем. Один калечит её тело, высвобождая нечто скрытое в душе. Другой считает, что бережет её целомудренную душу, заставляя страдать и тело, и душу. И Марсель, являясь полной противоположностью Пьера, не спасет Северину - да, он может воплотить её фантазии, но это не сделает женщину свободной - она рабыня общества, предписывающего определенное поведение.
Северина с мужем, кадр из фильма "Дневная красавица" (1967)
Насколько свободно (хоть и неохотно) говорит Пьер о том, что посещал ранее публичные дома. Но разве женщина может сказать мужу то же самое? Нет. И неважно - было это в браке или до него: такое признание немедленно низвергнет её на самое дно... Не может быть истинной свободы в душе, пока общественная мораль делает женщину объектом, отказывая ей в праве быть личностью, равной мужчине. Конечно, дело тут вовсе не в свободе секса - просто именно в этой сфере конфликт интересов обостряется сильнее всего.
Кадр из фильма "Дневная красавица" (1967)
Оба мужчины Северины - и Пьер, и Марсель - отражения самого Бунюэля; точнее - собирательного человека (испанца) его поколения с таким же пуританским воспитанием. "По разным причинам - и в первую очередь из-за моей застенчивости - большинство женщин, которые мне нравились, так и остались мне далеки" - писал Бунюэль. А его застенчивость произрастает из-за чрезмерно пуританского воспитания, клеймения не только самого акта, но и любого намека на него, на всё, что так или иначе с этим связано.
Когда, будучи еще юным, Бунюэль приехал во францию, он был потрясен свободными нравами там. Даже целующиеся на улице вызывали у него отвращение, а уж знакомство с книгами де Сада тем более оставило неизгладимое впечатление. Луис испытал культурный шок от откровений маркиза, и этот шок выразился в протесте против любых норм, правил, обычаев, морали ханжеского пуританского общества.
Кадр из фильма "Дневная красавица" (1967)
Протест этот отразился и в его фильмах - в "Дневной красавице", естественно, тоже. "То, что нравственно с точки зрения буржуазной морали, для меня аморально" - говорил Бунюэль. И разрушал он эту мораль с поистине испанской страстью. В рассматриваемом фильме разрушителем выступает Марсель - еще одно альтер эго автора.
Цитирую Бунюэля:
Chuleria -- типично испанская манера поведения - сочетание агрессии, мужской наглости, самоуверенности. В период жизни в Резиденции я несколько раз вел себя подобным образом и тут же раскаивался. Вот пример: мне очень нравилась походка и изящество одной танцовщицы в "Паласио дель Йело", которую я называл, не зная ее, la.RuЬia (Блондинка) . Я часто ходил в этот дансинг просто для того, чтобы посмотреть, как она танцует. Это была не профессиональная танцовщица, а обычная клиентка, завсегдатай заведения.
Я так часто говорил о ней, что однажды Дали и Пепин Бельо пошли со мной. В тот день la RuЬia танцевала с очень серьезным мужчиной, в очках и с усиками, которого я прозвал "врачом". Дали заявил, что разочарован. Зачем я его притащил? Он не находил в ней никакого шарма, никакой грации. "Это потому, - сказал я, - что ее партнер никуда не годится". Я подошел к столику, за который она уселась с "врачом'', и сухо сказал ему:
- Я вместе с друзьями пришел посмотреть, как танцует эта девушка, а вы все портите. Больше не танцуйте с ней. И, сделав полуоборот, вернулся к нашему столику, совершенно уверенный, что получу бутылкой по голове - обычное дело в те времена. Но этого не случилось. Ничего не ответив мне, "врач" встал и пошел танцевать с другой дамой.
Только я вижу в этой истории прямую связь с "Дневной красавицей"?
Честно говоря, если бы я не знал, что фильм является вольной экранизацией Жозефа Кесселя, то был бы уверен, что сюжетообразующую историю Бунюэль придумал сам...
Кадр из фильма "Дневная красавица" (1967)
Но вернемся к разрушению нравов, устоев и критике буржуазной морали. Не может быть, чтобы Бунюэль ничего не предлагал зрителю, никакого решения проблемы - пусть и нереального... И мне подумалось - может быть, главный замысел в том, что история Северины - это лакмусовая бумажка для общества? Когда человечество освободится от условностей, оно перестанет воспринимать эту историю как аморальную и разрушающую? И позволит женщинам то, что позволяет мужчинам? М?
Моя оценка - 5
От А до Я. Зарубежное кино до 1980-го года
Пьер (Жан Сорель) и Северина (Катрин Денёв), кадр из фильма "Дневная красавица" (1967)
На мой взгляд, эта картина - из числа наиболее интересных у режиссёра, так как у неё не просто двойное дно, а несколько слоёв, раскапывать которые ничуть не менее интересно, чем пытаться понять - что было в знаменитой коробочке одного из персонажей.
Для тех, кто не видел, краткое содержание: Северина Серези (Катрин Денёв) - благопристойная супруга не менее благопристойного доктора Пьера (Жан Сорель). Северина прекрасна и холодна - каковой и полагается быть благопристойной аристократической барышне ("Леди в постели не шевелятся"). Интимная жизнь в семье Серези практически отсутствует, но при этом Пьер и Северина любят друг друга.
Северина (Катрин Денёв), кадр из фильма "Дневная красавица" (1967)
И никогда бы Пьер не догадался - какие страсти бушуют в голове у его жены. Не находя выхода, воображение Северины разыгрывается всё сильнее - она представляет сценки садо-мазо, где её избивают, закидывают грязью, отдают в пользование разным мужчинам. Один из друзей мужа как бы случайно упоминает, что в Париже существуют публичные дома. Официально их нет, но подпольные бордели сохранились и пользуются успехом.
Изрядно помучившись, героиня отправляется в один из таких борделей. Её страшно, ей совестно, но запретный плод манит с такой силой, что женщина не может сопротивляться. В борделе её нарекают "Дневной красавицей" - так как развлекать клиентов Северина может только в дневное время в будние дни. Вечер, ночь и выходные принадлежат мужу.
Северина (Катрин Денёв) и Марсель (Пьер Клементи), кадр из фильма "Дневная красавица" (1967)
Но однажды у героини появляется новый клиент - грубый, наглый и не терпящий возражений Марсель (Пьер Клементи). Марсель влюбляется в "Дневную красавицу", ему мало только дневных часов, он жаждет полного обладания женщиной. Он, единственный из клиентов, выслеживает Северину и приходит к ней домой. Заканчивается это всё, естественно, печально...
Это - первый слой, сюжетообразующий. Те, кто застревает на нём, возмущаются либо аморальностью истории, либо отсутствие эротических сцен (цитирую из рецензии parodia666 на Кинопоиске: "при просмотре кажется, что ты смотришь 'фильм для взрослых', из которого вырезали сцены секса"). Кое-кто сетует, что роль Северины больше подошла бы другой актрисе, темпераментной и яркой, например, Джине Лоллобриджиде. И вот это вот всё - полное непонимание фильма и подход к нему как к обычной заурядной истории.
Кадр из фильма "Дневная красавица" (1967)
Жирные намёки на то, что всё не просто так, дает сам автор, щедро рассыпая мазохистские видения героини по всему фильму. Грань между реальностью и вымыслом стерта - зритель сам должен догадаться где что. И нет ничего более глупого, чем возмущаться этим, как та же parodia666: "У него есть ряд вполне очевидных проблем. В-первых, в фильме нет никаких визуальных или иных стилистических отличий между фантазиями героини и реальными событиями".
Я даже не знаю - сколь умственно неполноценным нужно быть, чтобы не понимать умышленность этого. Ибо здесь лежит второй слой: мы должны задуматься - является ли тайная жизнь Северины в образе "Дневной красавиц" реальностью или это такие же видения, как и садо-мазо с мужем. Но при этом нельзя забывать, что Бунюэль очень внимательно относился и к снам, и к грёзам наяву, считая их отражением реальности, ведь "и то, и другое прожито нами в равной степени" (Бунюэль "Мой последний вздох").
Кадр из фильма "Дневная красавица" (1967)
Таким образом, нет разницы - происходят все события фильма в реальности или только в голове Северины: они одинаково важны для нее, она проживает всё это. А раз так, то зачем искусственно выделять фантазии героини из общей канвы? Всё - жизнь. Нет границ. А есть собирательный образ женщины, не имеющей свободы ни в одном из своих воплощений. Она всегда должна, её всегда унижают - и в борделе, и дома.
Чем отличается идеальный муж Пьер от садиста Пьера в видениях? По сути - ничем. Один калечит её тело, высвобождая нечто скрытое в душе. Другой считает, что бережет её целомудренную душу, заставляя страдать и тело, и душу. И Марсель, являясь полной противоположностью Пьера, не спасет Северину - да, он может воплотить её фантазии, но это не сделает женщину свободной - она рабыня общества, предписывающего определенное поведение.
Северина с мужем, кадр из фильма "Дневная красавица" (1967)
Насколько свободно (хоть и неохотно) говорит Пьер о том, что посещал ранее публичные дома. Но разве женщина может сказать мужу то же самое? Нет. И неважно - было это в браке или до него: такое признание немедленно низвергнет её на самое дно... Не может быть истинной свободы в душе, пока общественная мораль делает женщину объектом, отказывая ей в праве быть личностью, равной мужчине. Конечно, дело тут вовсе не в свободе секса - просто именно в этой сфере конфликт интересов обостряется сильнее всего.
Кадр из фильма "Дневная красавица" (1967)
Оба мужчины Северины - и Пьер, и Марсель - отражения самого Бунюэля; точнее - собирательного человека (испанца) его поколения с таким же пуританским воспитанием. "По разным причинам - и в первую очередь из-за моей застенчивости - большинство женщин, которые мне нравились, так и остались мне далеки" - писал Бунюэль. А его застенчивость произрастает из-за чрезмерно пуританского воспитания, клеймения не только самого акта, но и любого намека на него, на всё, что так или иначе с этим связано.
Когда, будучи еще юным, Бунюэль приехал во францию, он был потрясен свободными нравами там. Даже целующиеся на улице вызывали у него отвращение, а уж знакомство с книгами де Сада тем более оставило неизгладимое впечатление. Луис испытал культурный шок от откровений маркиза, и этот шок выразился в протесте против любых норм, правил, обычаев, морали ханжеского пуританского общества.
Кадр из фильма "Дневная красавица" (1967)
Протест этот отразился и в его фильмах - в "Дневной красавице", естественно, тоже. "То, что нравственно с точки зрения буржуазной морали, для меня аморально" - говорил Бунюэль. И разрушал он эту мораль с поистине испанской страстью. В рассматриваемом фильме разрушителем выступает Марсель - еще одно альтер эго автора.
Цитирую Бунюэля:
Chuleria -- типично испанская манера поведения - сочетание агрессии, мужской наглости, самоуверенности. В период жизни в Резиденции я несколько раз вел себя подобным образом и тут же раскаивался. Вот пример: мне очень нравилась походка и изящество одной танцовщицы в "Паласио дель Йело", которую я называл, не зная ее, la.RuЬia (Блондинка) . Я часто ходил в этот дансинг просто для того, чтобы посмотреть, как она танцует. Это была не профессиональная танцовщица, а обычная клиентка, завсегдатай заведения.
Я так часто говорил о ней, что однажды Дали и Пепин Бельо пошли со мной. В тот день la RuЬia танцевала с очень серьезным мужчиной, в очках и с усиками, которого я прозвал "врачом". Дали заявил, что разочарован. Зачем я его притащил? Он не находил в ней никакого шарма, никакой грации. "Это потому, - сказал я, - что ее партнер никуда не годится". Я подошел к столику, за который она уселась с "врачом'', и сухо сказал ему:
- Я вместе с друзьями пришел посмотреть, как танцует эта девушка, а вы все портите. Больше не танцуйте с ней. И, сделав полуоборот, вернулся к нашему столику, совершенно уверенный, что получу бутылкой по голове - обычное дело в те времена. Но этого не случилось. Ничего не ответив мне, "врач" встал и пошел танцевать с другой дамой.
Только я вижу в этой истории прямую связь с "Дневной красавицей"?
Честно говоря, если бы я не знал, что фильм является вольной экранизацией Жозефа Кесселя, то был бы уверен, что сюжетообразующую историю Бунюэль придумал сам...
Кадр из фильма "Дневная красавица" (1967)
Но вернемся к разрушению нравов, устоев и критике буржуазной морали. Не может быть, чтобы Бунюэль ничего не предлагал зрителю, никакого решения проблемы - пусть и нереального... И мне подумалось - может быть, главный замысел в том, что история Северины - это лакмусовая бумажка для общества? Когда человечество освободится от условностей, оно перестанет воспринимать эту историю как аморальную и разрушающую? И позволит женщинам то, что позволяет мужчинам? М?
Моя оценка - 5
От А до Я. Зарубежное кино до 1980-го года
Взято: Тут
529