Ananaya
Ликийцы. Как выжили божественные близнецы? ( 2 фото )
Милосердие, сострадание… Без этих свойств мы не имели бы человеческого облика. Когда появились эти качества — неизвестно. Древний миф о ликийцах, изложенный Овидием в «Метаморфозах» (книга шестая), можно было бы принять за достоверное свидетельство того, что отсутствие милосердия и сострадания приводит к фатальному исходу.
История такова. Жители Ликии (ликийцы) не приняли богиню Латону (Лето), не захотели давать ей почести, как богине. В чем была причина такой неприязни — неизвестно. Они — ликийцы — не только не совершали обрядов в честь Латоны, они не хотели ей помочь в крайней нужде.
А Латоне нужна была минимальная помощь: она скиталась по миру, потому что Юнона, жена бога Олимпа — Юпитера — запретила любому клочку суши дать ей пристанище (Лето понесла от Зевса и родила двойню — Артемиду и Аполлона, что и привело Юнону в состояние крайней озлобленности).
Все заказала моря; лишь Делос блуждающий принял
Странницу, — в те времена сам плавал он, остров подвижный.
И роды были тяжелыми, и после родов она должна была куда-то бежать, спасаясь от гнева Юноны. Уставшая до бесконечности Латона, которую по велению Юноны никто не смел приютить, с двумя младенцами-близнецами (Аполлон и Артемида) на руках добралась до Ликии:
под тяжким
Зноем, палившим поля, трудом утомленная долгим,
Солнцем сожженная, пить захотела беглянка-богиня, —
Жадно меж тем молоко из грудей сосали младенцы.
Она пришла к озерцу и наклонилась, чтобы напиться, но местные жители не разрешили ей пить!
Латона обращается к народу: «Дайте напиться, только напиться, потому что младенцы хотят есть, а в груди нет молока»:
«…озерной струей вы мне жизнь даровали б.
Вы пожалейте и их, которые тянут ручонки
К груди моей!» И как раз тянулись ручонками дети.
Не дают напиться! Мало того, взбаламутили воду прыжками до самого дна! Кого бы это не возмутило? И богиня решила использовать свою божественную силу — она приговорила ликийцев:
«Будете жить вы вечно в озере этом!»
И ликийцы начали меняться:
Головы с телом слились, а шея как будто исчезла;
Спинка у них зелена, а живот — часть главная — белый.
В тинистом омуте, — род новоявленный, — скачут лягушки!»
На картине австрийского художника Иоганна Георга Платцера (1704−1761 гг.) Латона с двумя детьми на руках стоит на берегу лужицы, в которой не то плещутся, не то тонут ликийцы. Кто-то уже превратился в лягушку и сидит на берегу, кто-то в самом начале превращения — туловище человека, а голова лягушки. На заднем плане несколько крестьян заняты привычным для них делом — они плетут корзины из тростника, растущего на берегах озерка.
Овидий не пишет, как Латона утолила жажду. Видимо, она пошла в селение, в котором не осталось жителей, зашла в один из домов, там и напилась вдоволь, и детей накормила, и обиходила их.
Скорее всего, она оставалась в этой деревне до тех пор, пока близнецы не подросли. Аполлон стал богом света, покровителем искусств, символом мужской красоты. Артемида превратилась в богиню охоты, женского плодородия и целомудрия. Оба они и Латона стали бессмертными и поселились на Олимпе.
История такова. Жители Ликии (ликийцы) не приняли богиню Латону (Лето), не захотели давать ей почести, как богине. В чем была причина такой неприязни — неизвестно. Они — ликийцы — не только не совершали обрядов в честь Латоны, они не хотели ей помочь в крайней нужде.
А Латоне нужна была минимальная помощь: она скиталась по миру, потому что Юнона, жена бога Олимпа — Юпитера — запретила любому клочку суши дать ей пристанище (Лето понесла от Зевса и родила двойню — Артемиду и Аполлона, что и привело Юнону в состояние крайней озлобленности).
Все заказала моря; лишь Делос блуждающий принял
Странницу, — в те времена сам плавал он, остров подвижный.
И роды были тяжелыми, и после родов она должна была куда-то бежать, спасаясь от гнева Юноны. Уставшая до бесконечности Латона, которую по велению Юноны никто не смел приютить, с двумя младенцами-близнецами (Аполлон и Артемида) на руках добралась до Ликии:
под тяжким
Зноем, палившим поля, трудом утомленная долгим,
Солнцем сожженная, пить захотела беглянка-богиня, —
Жадно меж тем молоко из грудей сосали младенцы.
Она пришла к озерцу и наклонилась, чтобы напиться, но местные жители не разрешили ей пить!
Латона обращается к народу: «Дайте напиться, только напиться, потому что младенцы хотят есть, а в груди нет молока»:
«…озерной струей вы мне жизнь даровали б.
Вы пожалейте и их, которые тянут ручонки
К груди моей!» И как раз тянулись ручонками дети.
Не дают напиться! Мало того, взбаламутили воду прыжками до самого дна! Кого бы это не возмутило? И богиня решила использовать свою божественную силу — она приговорила ликийцев:
«Будете жить вы вечно в озере этом!»
И ликийцы начали меняться:
Головы с телом слились, а шея как будто исчезла;
Спинка у них зелена, а живот — часть главная — белый.
В тинистом омуте, — род новоявленный, — скачут лягушки!»
На картине австрийского художника Иоганна Георга Платцера (1704−1761 гг.) Латона с двумя детьми на руках стоит на берегу лужицы, в которой не то плещутся, не то тонут ликийцы. Кто-то уже превратился в лягушку и сидит на берегу, кто-то в самом начале превращения — туловище человека, а голова лягушки. На заднем плане несколько крестьян заняты привычным для них делом — они плетут корзины из тростника, растущего на берегах озерка.
Овидий не пишет, как Латона утолила жажду. Видимо, она пошла в селение, в котором не осталось жителей, зашла в один из домов, там и напилась вдоволь, и детей накормила, и обиходила их.
Скорее всего, она оставалась в этой деревне до тех пор, пока близнецы не подросли. Аполлон стал богом света, покровителем искусств, символом мужской красоты. Артемида превратилась в богиню охоты, женского плодородия и целомудрия. Оба они и Латона стали бессмертными и поселились на Олимпе.
Взято: Тут
303