Как Айзек Хейз написал песню для сериала «Shaft»? ( 2 фото )

Это интересно

Более молодому поколению Айзек Хейз известен, прежде всего, как «голос» повара Шефа — одного из персонажей знаменитого мультсериала «Южный парк». Правда, когда в девятом сезоне появилась серия с язвительной критикой саентологии, Хейз озвучивать своего персонажа категорически отказался, ибо сам был адептом этого странного псевдоучения. Он заявил, что создатели сериала ничего в саентологии не поняли и вообще перестали быть толерантными…

Как Айзек Хейз написал песню для сериала «Shaft»?
Впрочем, в этой статье я буду освещать совсем другую сторону Хейза — музыкальную, которой он, собственно, «матери-истории» и ценен. Особенно истории афроамериканцев, для которых Хейз — своеобразный символ: первый чернокожий композитор, получивший «Оскар»…

Первые шаги к своей славе наш герой стал делать ещё в 1960-х годах, когда работал на лейбле «Stax» (например, именно он сочинил два главных хита дуэта Sam & Dave — «Soul Man» и «Hold On I’m Coming»). В 1969-м он, наконец, выпустил первый сольник, который критики оценили достаточно высоко. Однако настоящую известность ему принесла музыкальная тема к фильму «Shaft» («Детектив Шафт»), который вышел в 1971 году.

Фильм был типичным образчиком «кино для чёрных». По сюжету, частный детектив (разумеется, чёрный) неожиданно помогает своему антагонисту-мафиози (тоже чёрному) спасти его дочь, которая попала в руки других бандитов (разумеется, белых).

Поговаривали, что Хейз согласился стать композитором фильма при условии, что сыграет там главную роль, а его, мол, кинули. Сам же музыкант говорил, что никто его не кидал, и условие было другим — взять на роль Шафта малоизвестного тогда актёра Ричарда Раундтри, что режиссёр и сделал.

Сам фильм никакими достоинствами не блистал, и его бы, скорее всего, забыли, не будь заглавная музыкальная тема столь хороша.

Как Айзек Хейз написал песню для сериала «Shaft»?
Прежде чем Хейз взялся её сочинять, режиссёр дал ему «исчерпывающее» описание характера главного персонажа — неумолимого крутого мужика, который «постоянно в поиске, постоянно в движении».

Как это часто бывает в «чёрной» музыке, отправной точкой стал ритм. Его задал один из музыкантов Хейза — Эл Джексон, который начал стремительно стучать по хай-хэту (сдвоенной тарелке). Ритм сам по себе уже был запоминающейся «фишкой». Ну, а Хейз нанизал на него квакающую «вау-вау» гитару (скоро этот звук станет клише в диско-музыке) и разукрасил духовыми и струнными.

Изначально тема «Шафта» задумывалась как чистый инструментал, однако Хейза попросили добавить туда текст, описывающий характер главного героя. Текст Хейз сочинил буквально на ходу и сам же его и исполнил — при поддержке бэк-вокалисток, которые периодически забавно выкрикивали всякие фразочки вроде «Шафт!» и «Заткнись!».

Последняя просьба была не лишней. Описывая героя, Хейз не поскупился на сленг и даже ругательство — «You’re damn right!» («damn» — буквально «проклятие», но по-русски фразу правильнее перевести как «Ты чертовски прав!»). Даже в 1990-е годы из-за этой фразы создатели «Симпсонов» побаивались включать «Тему Шафта» в одну из серий, пока не убедились, что песня уже звучала на ТВ…

Неоднозначный смысл можно обнаружить и в другой строчке песни — «Who’s the black private dick, that’s a sex machine to all the chicks?» («Кто этот чёрный частный детектив, секс-машина для всех цыпочек») . Ведь слово «dick» в английском языке означает не только «сыщика», но и мужской половой орган.

Остальной текст тоже не отличался изысканностью. Шафт изображался как «сложный человек, которого понимает только его женщина» и который «готов рискнуть своей шеей ради „брата“» (т. е. чернокожего).

В том же 1971 году «Theme From Shaft» была издана синглом и возглавила американский топ. Вдобавок Айзек Хейз получил две премии — «Грэмми» (за лучшую инструментальную аранжировку) и «Оскар» (за лучшую песню к фильму).

Интересно, что на церемонии вручения «Оскара» музыкант посвятил победу своей бабушке.

В этом не было нарочитой сентиментальности, ведь поначалу жизнь Хейза не баловала. Он вырос в бедной семье, отец его бросил, мать умерла совсем молодой, поэтому Айзека воспитывали именно бабушка с дедушкой…

«Тему Шафта» впоследствии не раз использовали в пародийном ключе. Например, в упомянутых «Симпсонах» (где её исполняют Барт и Лиза), комедийном сериале «Два с половиной человека» или кукольном шоу «Улица Сезам». В последнем её исполняет персонаж Куки, чьи вызывающие наряды — прямая отсылка к Хейзу, который очень любил экстравагантные головные уборы, блестящие кольчуги, меха и золотые цепи (которые Куки в конце выступления начинает… глотать).

Сам же Хейз в 2000 году записал новую версию своего главного музыкального хита для сиквела фильма «Шафт» с Сэмюэлем Джексоном в главной роли. А спустя шесть лет композитора не стало…

Материал взят: Тут

Другие новости

Навигация