Романтизация смерти: искусство в эпоху туберкулеза ( 12 фото )

Это интересно




В переполненном автобусе вдруг кто-то закашлял. «У вас ковид», — всполошились соседи. «Нет, у меня туберкулез»! «А, ну тогда ладно» … Анекдот можно считать слабым отголоском той самой романтизации смерти, которая есть в искусстве.

Вот туберкулез — болезнь, которая достигла своего пика в 19 и 20 веках.

Хотя болезнь далеко не красивая, искусство, которое вытекает из нее, удивительно красиво.


Болезнь достигла своего пика в Европе в начале современного периода. К XIX веку туберкулез стал эпидемией.

С 1851 по 1910 г в одной только Англии от туберкулеза скончались четыре миллиона человек, более трети из них от 15 до 34 лет.

Это заболевание получило еще одно название: белая чума – из-за мертвенной бледности заболевших.

Ну, не будем вникать в историю борьбы. Посмотрим на искусство, вдохновленное этой бедой.


К 19 веку его часто воспринимали романтически.

Он стал чем-то вроде «модной» болезни.

Это отражено в современной культуре периода, включая моду, скульптуру, литературу, изо.


Туберкулез еще был источником вдохновения и катарсиса, как на картине Эдварда Мунка.

Мунк сам чуть не умер от него в детстве.

Кажется, что его кистью двигали чувство вины и отчаяния, он-то пережил болезнь, его покойная сестра нет.


Хорошо выглядеть и красиво умирать.

Он был настолько романтизирован, что многие стандарты красоты подражали эффектам болезни. Покрасневшие щеки и скелет тогда считались идеалом женственности, в результате чего хрупкость напрочь связали с красотой. Корсеты и объемные юбки еще больше подчеркивали тощие, тающие фигуры женщин».


А вот «Беата Беатрикс» Россетти.

Это его непослушная жена Элизабет Сиддал как Благословенная Бетриче из поэмы Данте «La Vita Nuov» как раз в момент смерти.

Вместо того, чтобы показать мрачную реальность смерти, Беатрис сидит с мирно закрытыми глазами. Красиво больна и красиво умирает.


Понятие спокойной смерти воплощено в «Угасание» Генри Пич Робинсона.

Этот фотомонтаж иллюстрирует мирное, почти романтическое видение смерти от туберкулеза. Интересно, что произведение постановочное, изображает «умирающую» девушку, которую утешают скорбящая мать, сестра и жених.

Очевидно, что здесь тоже удалось эстетизировать болезнь.


Китс, стереотип молодого, одаренного творца, умирающего от болезни.

На смертном одре он изображен с безмятежно лежащий, с закрытыми глазами, как будто он уснул.


Как только причина туберкулеза была выявлена, ее заразная природа стала понята, Кох заслуженно получил Нобелевку.

И болезнь, когда-то затуманенная романтическими образами и загадками, оказалась гораздо более прозаической.


Но до середины ХХ века еще оставалось много стереотипов, наработанных прошлым веком. Смерть по-прежнему куталась в одеяние романтизма. Помните Ремарка? Все его прекрасные утонченные героини медленно умирают от туберкулеза, а их верные любовники остаются с ними до последнего кашля….


«Она умерла в последний час ночи, еще до того, как начался рассвет».

Нежная тающая Пат… Люблю Ремарка, что поделать, романтизм захватывает.


Автор: Татьяна Андрющенко

Материал взят: Тут

Другие новости

Навигация